Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Номтыӈ кӯщаит кассыт
  • Хльӯст купса йка кол хот-щпитавес
  • Щмьят мӯсхал щирыл нтавет
  • лын лнэ мхум пусмалтавет
  • Пс ос йильпи накыт тāра-паттавет
  • Порс мгыс мансвит олн ойтв

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Чечня мт хнтлам мньлат пыгкве
  • Лӯсум мньщи хум лупсатэ
  • Пыг «Эпрон» ниӈхпыл яласы
  • Тнки лтӈаныл лаль тотыяныл
  • Хльӯст нврамыт ёт рӯпитан н

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Врнэ нпакув 30 тлэ твлум кастыл янытлавесӯв
  • Стап урыл потыр лыс
  • Нрихумит пвыл мщтыр н
  • «Мньхпум лаль та тотаве»
  • 50-тлэтл янытлылӯв!

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Тав мт хн мн луӈкве минас
  • Тав щнь лтӈе янытлытэ

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)

Вы здесь

Главная » Тав мт хн мн луӈкве минас
  • Мансийский
  • Русский

Тав мт хн мн луӈкве минас

Ханты пыг Виталий Сигильетов  хӯрум тл Венгрият лы, тав 2016 тлт Югорский университет стламе юи-плт тув минас. Мньлат пыг тыт туризм тлат тотнэ ос м-вит ӯргалан хтпаг ханищтахтас. Тувыл Ханты-Мансийскат лнтэ сыс такви щнь лтӈтыл пӯмщалахтуӈкве патыс.

Виталий самын патум мтт хантыт мощ мт щирыл потыртгыт, лтӈаныл «ваховскииг» лваве. Тн Нижневартовский районт лгыт ос ты лтӈыл потыртан хтпа мощща хультыс. Ань пыг пс потрыт ловиньты ос юв ёхталант порат, мхманэ потыртанныл порат лтӈе хӯнтлытэ ос ёмщакв ханищтытэ. Тувыл мхманэ потрыт ёлхансыянэ ос ётыл  мт финно-угор мирыт лтӈаныл палт рталыянэ. Тав ань наука мгыс матыр рӯпата вруӈкве номсы. 

Тл котиль тпос юи-выл хталант Виталий Сигильетов Ханты-Мансийскан ёхталас ос тнт «Югра лылып» колт ӯст лнэ хтпат тав ётэ хнтхатыгласыт. Тамле врмаль Алла Иштимирова-Посохова «Обь|Чай» нампа проектт щпитлыс. Пыг мт хн мт лнэ лупсатэ урыл мхумн китыглавес ос тав ювле таи потыртас: «Ам Венгриян ЮГУ плныл Дина Васильевна Герасимован ктвсум. Мн университетув тн ётаныл акван-нтхатым рӯпитан нпак хансым ньщи. Тн палтаныл Будапешт, Сегед ос Печ ӯст лнэ университетанылт ханты ос мньщи лтӈыг ханищтавг. Венгрыт свсыр врмалит внэ мгыс Югран ялантаӈкве с таӈхгыт. выл тл тув ёхтумумт ам венгр лтыӈ ханищтасум ос туризм тланыл пӯмщаласанум. 
Ань китыт курсыт Будапештский университетыт туризм ос мвит ӯргалан врмалит лаль ханищтыянум. Ос аквторыг Печский университетыт финно-угор мирыт лтӈытыл ос культурал пӯмщалахтгум. Тот амки щнь лтӈум наука мгыс трапаттылум ос ань йильпи пормасыт манос свсыр тлат хумус лвавет, таит кинсым нпакн хансыянум. Рущ лтӈыл тн «неологизмыг» лвавет. Тамле накыт ксыӈ мир палт лыг-лгыт. Тувыл тн кастыланыл пс лтӈув пнтхаты, аквтуп хащтлыг ос мтаныг мты. 
Венгрыт тнки лтӈаныл ӯргалыяныл кос, ос тувыл тн мт свсыр мирыт халн тлыгласыт. Ань мт мирытныл ёхтум св йильпи лтыӈ ньщгыт, таимгыс мн ань венгранув тра ат торгамтыянӯв. Тн хосат тгыл кисхатасыт ос вгыт: славяныт, румыныт, германцыт ос тюрк мирыт тн мгсыланыл хащтл мхмыг лгыт. Венгрыт, насати, щар мт щирыл потыртанныл, мт щирыл номсгыт. Тнт лаль кисхатаманыл порат, Антал Регули финно-угрыт халт яласамт, мньщит палт ёхтыс. Тох тнки лтӈаныл хурип мньщит ос хантыт хнтсыт. Тох рӯтыг луӈкве та патсӯв. Пс порат ань лнэ мн внтлуманыл порат свсыр мхум ёт хнтхатыгласыт, хтта тн ётаныл хнтлысыт, тувыл рӯмалахтасыт, ос тн халанылн та тлыгтахтасыт. 
Тн тнки урыл ань тох номсгыт, венгрыг та хтпа ловиньтахты, хотьютаныл щнь лтыӈ вг ос такви лтӈтыл ном-сахты. Тувыл йильпи лтӈыт тнки лгаланныл хольт врияныл, тамле тла скконын хансым ньщияныл. Самын патум хтпа намыл пинаве ке, ос тн щиранылт намтавет: Екатерина — тыи Каталин, Иосиф — Йожеф, Степан — Иштван». 
Венгрыт пс мйтаныл щирыл, ты лнэ мртым мн тн кит ягпыгыгн тотымат. Акватэ ӯйрищ ксалас ос мхманэ ёт тав юи-плт нвылхатас, мтанэ слы ксалам ос такви мхманэ ёт тав юи-плт хйтум. Та щирыл венгрыт та лнэ мнаныл Нр таплныл Карпаты мус та внтлысыт. Тва учёныит лвгыт, тн тнт, ул, пс мньщи ос пс ханты мхмыг лсыт, ос тыт мадьярыг намтвсыт. Яныгпла мхманыл ань тыг мус ӯйрищ янытлым ньщияныл. Будапешт ӯст  ӯлтта врим унсахт ӈквалыт ӯйрищ хурил врим лгыт. 
Слы пнтсыл тн лув ньщуӈкве патсыт. Тувыл Виталий тыг венгр мхум пс нтапаныл суссылтаӈкве тотыглас. Тамле нтапыт лув совныл Озд ӯст вравет. Ань нтапаныл вылтыт с акв сака пӯмыщ потыр лы, ты урыл нас тах хансгум. 

Уехал на стажировку заграницу

Виталий Сигильетов ханты по национальности, третий год уже живёт в Венгрии. Туда он уехал в 2016 году на стажировку сразу после окончания Югорского государственного университета. Здесь юноша выучился на эколога и делопроизводствам туризма.
 

Будучи ещё студентом, он заинтересовался изучением хантыйского языка и хотел бы попрактиковаться в разговорной речи. До его поступления в ЮГУ работала кафедра мансийского и хантыйского языков. Студентам филологического факультета преподавали родные языки, культуру и литературу коренных малочисленных народов Югры. К сожалению, из-за неполного набора в группы абитуриентов после 2011 года их закрыли. Тогда Виталий знакомится с интеллигенцией из числа ханты и начинает у них обучаться языку. При этом столкнулся с некоторой неожиданностью, он говорил на ваховском диалекте хантыйского языка. Его носителями являются ханты, проживающие в Нижневартовском районе, их не так много осталось на сегодняшний день. В лексике он всё-таки отличается от других диалектов хантыйского языка. Таким образом, у Виталия проявилось желание заняться исследованием своего диалекта. Он изучил уже много литературы, теперь по приезду к родственникам вслушивается к каждому слову и звуку, ведёт записи на аудионосители. Сейчас у него есть возможность сравнивать между собой финно-угорские языки, и впоследствии готовится написать и защитить научную диссертацию.

Виталий Сигильетов сейчас учится на втором курсе экономического факультета Будапештского университета. В конце января он был проездом в Ханты-Мансийске, и в рамках Международного года родных языков коренных народов мира с ним провели встречу в здании общественной организации «Спасение Югры». Вечер «Обь|Чай» организовала сотрудник отдела краеведения  городской централизованной библиотечной системы Алла Иштимирова-Посохова.  Гость рассказал о проектной деятельности по направлению изучения и сохранения обско-угорских языков в Венгрии, о возможностях сотрудничества и учёбе российских студентов в зарубежных учебных заведениях.

После слов приветствия он сказал: «В Венгрию я попал благодаря стараниям Дины Васильевны Герасимовой. Нашим Югорским университетом и Будапешским, Сегедским и Печским университетами подписан договор о сотрудничестве и обмене студентов по направлению в изучении обско-угорских языков. Эти университеты давно занимаются финноугроведением, у них собрана обширная литература. И, тем не менее, интерес к живому общению с носителями родственных языков у венгров велик, и они готовы приехать на нашу землю, и может быть даже найти свою древнюю историческую родину.

В свой первый год обучения я посещал курсы венгерского языка и интересовался вопросами туризма. На следующий год я поступил в Будапештский университет и продолжил обучение на эколога. Поскольку я в этой стране уже третий год, я очень сильно углубился не только в изучении венгерского языка, но и в хунгарологию (само по себе «венгероведение»). Поэтому помимо прочего  в Печском университете занимаюсь   финноугроведением, изучаю фольклорный материал. Там заинтересовался неологизмами в хантыйском языке. Наш язык каждый день сталкивается с неологизмами и разными проблемами в плане новых слов. Я заметил, что венгерский язык столкнулся с такой проблемой не так давно, считается два века назад. И язык перенес сильный стресс по обновлению лексики, вкраплению чужих слов. Они стали искать методы решения и преодоления этого вопроса. Я тоже решил исследовать такое явление в своем родном диалекте.

Скажу вам, что венгерский народ очень похож на наш. Мы действительно имеем общую связь не только историческую, но и лингвистическую связь. Когда-то они перешли Карпаты и поселились там, то рядом находились славянские и германские народы (словаки, румыны, сербы, хорваты). Венгры не могли ассоциировать себя с этими народами и чувствовали свою особенную уникальность. Их логику, их сказки никто не понимал. Тогда они стали копаться в своих корнях, откуда они? Кто их предки. У венгров были четыре большие стоянки на пути от Уральских гор до Карпатского бассейна. Они столкнулись со многими чуждыми им народами, где-то воевали с ними. Пересекались и с родственными финно-угорскими племенами. Но венгры сумели сохранить тот остаток культуры и языка, ту кладезь, которую несли с собой из поколения в поколение. Чуть меньше двух веков назад в поисках генетических связей наше близкое родство нашёл и подтвердил Антал Регули.  Он тогда впервые познакомился с манси, услышал знакомую речь и почувствовал родную душу, исходящую от манси и ханты.

В настоящее время, основной задачей является сохранение в первую очередь родного языка. Для венгра – венгр, тот, кто говорит на венгерском языке. Потому что, столько было перемещений, столько было войн и нашествий, 150 лет было истребления, 70 % народа было выжжено татаро-монгольским иго. И сейчас по внешности очень сложно определить венгра, кто он. Славянин ли, немец ли, азиат ли, очень всё намешано. Для них самих определением венгра в 21 веке считается в первую очередь – язык, на втором месте – внутреннее состояние».

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 4 (1190)
20.02.2019

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика