Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Номтыӈ кӯщаит кассыт
  • Хльӯст купса йка кол хот-щпитавес
  • Щмьят мӯсхал щирыл нтавет
  • лын лнэ мхум пусмалтавет
  • Пс ос йильпи накыт тāра-паттавет
  • Порс мгыс мансвит олн ойтв

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Чечня мт хнтлам мньлат пыгкве
  • Лӯсум мньщи хум лупсатэ
  • Пыг «Эпрон» ниӈхпыл яласы
  • Тнки лтӈаныл лаль тотыяныл
  • Хльӯст нврамыт ёт рӯпитан н

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Врнэ нпакув 30 тлэ твлум кастыл янытлавесӯв
  • Стап урыл потыр лыс
  • Нрихумит пвыл мщтыр н
  • «Мньхпум лаль та тотаве»
  • 50-тлэтл янытлылӯв!

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Тав мт хн мн луӈкве минас
  • Тав щнь лтӈе янытлытэ

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 10 (1292)

Вы здесь

Главная » Нрихумит пвыл мщтыр н
  • Мансийский
  • Русский

Нрихумит пвыл мщтыр н

лнаӈ лпкат матыр сака хунь лыс, маснут, щнут, ны-сн та маныр пуссын ктыл вруӈкве рыс. Н ос хум хтпат рнэ пормасыт мщтырласыт. Ань тай матыр-ти пуссын лпкат лы, туп олн вос щсув. Пēс тгыл мньщиянув халт мщтыр хтпа св лыс, ань тамле мхумаквет с лгыт.

Ханты-Мансийск ӯст лнэ н Светлана Михайловна Астапович пс щирыл мньщи суп, втаӈ тр, трсахи ос мт маснут нты. Тав ётэ ам потрамсум, китыглахтасум, хотыл лы, нсхатуӈкве хт ханищтахтас. Нн ань лаль ты мньщи н потре ловиньтэлн:
— Омам увщитэ Надежда Андреевна Тынзянова сака мщтыр н лыс. Ам ань щнэ тр- сахим анквам мгыс тав нтыгластэ. Хунь тн тимыг мтсыг, суп нумн майвес. Ктыл матыр врнэм хус арыг тлыг ты мтыс. Хунь нврамагум мощ яныгмасыг, номтыл ёхтуӈкве патвсум, ань ктыл матыр вруӈкве татем таӈхгум. Тувыл тыхал нсхатуӈкве ӯнтылматыглгум, манос матыр йингум. Тох лщал-лщал та ханьщувласум щаквщуӈкве. 
— Светлана Михайловна, наӈ хотыл лгын?
— Ам Октябрьский район Нрихумит пвылт самын патсум. Омам наме Фёкла Андреевна, такви парищ наме Евлахова. тям рущ хум, мньщи мир халт яныгмас. Тн нила нврам янмалтасыг. Ам щар яныг, кит щ ос пщи ньщгум. Школа стламум юи-плт Санкт-Петербург ӯст А.И. Герцен нампа университетт ханищтахтасум, тувыл колтглум ёт Ханты-Мансийск ӯсн внтлысум. Кит пыг ньщгум, тн тыт Центр искусств колт ханищтахтасыг. Яныг пыгум сӈквылтаӈкве хсы, пщитэ ктыл хурит пслы. 
Ам ань акваг щаквщēгум, мньщи супанум ос тр сахиянум пквпалыл нтыянум. Пс порат нтым маснутыт сунсыглыянум, ханищтыянум, хумус тн врвсыт. Тувыл та щирыл суп ман лгыл маснут йингум, ты юи-плт ущ нтылум.
Мн ань ӯсыӈ мт лв, сака мат трвитыӈ рӯпата хунь врв, таимгыс ам ань щаквщим ӯнлахлгум. Надежда Андреевна к-вум ат нврам янмалтас, ӯйхул ньщас, пил втым, нйив атым врн ялантас. Св рӯпитаме халт нсхатуӈкве лымас, нтнэ пквпалыӈ супыт ньщас. Ты тил мщтыр квтем сака ӯлылылум, тав вылтам тлатэ ам ань лаль тотылум. квум хӯрум ги янмалтас — Алла, Любовь ос Татьяна, кит пыг ньщас. Ань апыгрищанэ ос апыг апыгрищанэ лгыт. Нмхотью-таныл ат нсхаты, тувле тланыл ти.

— Наӈ ань маныр нтгын?
— Тынакт с мньщиянув щнэ суп ос трсахи нтсум. Хунь рӯпатам оигпас, супагум-сахиягум музейн мӯйлуптасагум. Тра колнор онтсыл нх-тагатавесыг, ань ӯс мирн сунсыглавег, пӯмщалавег. Ам яныгмам пвлумт ань тох нмхотьют ат нты, таимгыс тамле маснут с нтуӈкве номсгум. Хльӯс районт лнэ мньщи мхманувныл хотьют улпыл нты, ат вглум, ань тувле ат ялантгум. квум лме порат Хльӯс районын ялсум, мщтыр мхум тот всум. нсхатанэм коны-пал лгылн маснэ пквпалыӈ щултин сагēгум, сакныл свсыр хорамыт хартгум.
— Пыгагын мньщи лтӈыл потыртг?
— ти, ат торгамтг. Яныг пыгум лви: «Ома, хунь лумхлас такви лтӈе вгтэ, татем ёмас. Юн мньщи лтыӈ ханищтаӈкве патв». Сунсгум, нвраматем щнь лтӈе ат внтэ мгыс сыме татем щрги, рыс мньтгыл ханищтаӈкве. Амти с ат хӯлгум, таимгыс тн с ат та торгамтг. «Лӯим срипос» мньщи газетав сака руптылум, ёхты, сунсыглылум, акв мн пинылум. 
Ты тл ам Тверь ӯс ляпат лнэ карелыт палт ялсум. Ты финно-угор рӯт мхманув ксыӈ туи Карельский форум врыглгыт. Янге-мне акван-хнтхатыглгыт, тнти лтӈаныл ханищтгыт, культураныл нх-врмалтыяныл. Пуссын врт лсув, парщин колт тхӯлсув, хӯл алыщласӯв, исмит пйтсӯв. Ам-тирот номсгум, мн, мньщи мхум, с тох вос лнувув, тнт тах нвраманув мнти лтӈувтыл потыртанувыт.

Мастерица из Нижних Нарыкар

В давние времена в магазине не продавали одежду, домашнюю утварь, люди всё создавали своими руками. Женщины шили одежду, мужчины изготавливали орудия труда и охоты, лодки, сани. Теперь в магазине есть всё, что пожелаешь, лишь бы деньги были.
 

На протяжении многих веков мастера были и среди коренных народов округа, дело их дошло до наших дней. В Ханты-Мансийске проживает Светлана Михайловна Астапович, которая занимается восстановлением полного женского костюма локальной группы с Октябрьского района, как она сказала, от головы до ног. Также занимается бисером, плетёт орнаменты, вяжет. Светлана Михайловна вот что рассказала:

- Моя тётя, мамы сестра, Надежда Андреевна Тынзянова была мастерица, шила мансийские платья с орнаментами. Вот на мне халат, который она сшила для своей мамы, моей бабушки. Когда их не стало, халат по наследству перешёл ко мне. Я около двадцати лет рукодельничаю. Когда мои дети подросли, у меня возникла внутренняя потребность сохранить, восстановить костюм обских манси. Стала потихоньку шить, изучать, как раньше мастерили наши женщины. 

- Светлана Михайловна, откуда вы родом?

- Родилась я и выросла в деревне Нижние Нарыкары Октябрьского района. Мама Фёкла Андреевна, в девичестве Евлахова. Отец мой русский, родом тоже из Нарыкар. Я самая старшая, есть у меня две сестры и брат. После окончания школы я поступила в Санкт-Петербургский институт им. А.И. Герцена. Затем вернулась в свой округ, в Ханты-Мансийске устроилась на работу в музей «Торум Маа». У меня два сына, оба в Центре искусств обучались. Старший занимается музыкой, умеет играть на национальном музыкальном инструменте санквылтап. А у младшего художественное направление.

Для меня моя тётя Надежда Андреевна является примером. Несмотря на свою занятость, рукоделию она уделяла большое внимание. У неё много работ, которые теперь я изучаю. Она вырастила трёх дочерей – Аллу, Любовь и Татьяну и двух сыновей. Тётя держала коров, летом готовила сено, ходила в лес по ягоды. Хотя было некогда со всеми этими заботами, хозяйством, но она находила время, успевала, и шить, и вязать. Мне очень жаль, что из всех внуков и правнуков бабушки, кроме меня, никто этим не занимается.

Я восстановила традиционный костюм обских манси, локальной группы Октябрьского района. Сейчас комплект хранится в музее «Торум Маа», я его передала туда. Передо мной сейчас стоит задача, как можно больше сделать каких-то работ. Теперь у нас в деревне никто этим не занимается. Может быть, в Берёзовском районе шьют платья так, как раньше шили, не знаю. Когда была жива моя тётя, мы ездили к ней в Берёзовский район. Там видели мастеров, кто-то шил одежду, обувь, платья с орнаментами.

- Сыновья знают родной мансийский язык?

- Не знают, теперь из молодёжи почти никто не говорит на родном языке. Старший сын как-то сказал мне: «Мама, давай начнём учить мансийский язык, дома будем говорить. Ведь хорошо, когда человек знает свой язык». Отвечаю ему, что согласна с ним, но я сама не очень хорошо знаю его. Дома мои родители не говорили по мансийски. Папа русский, поэтому мы все только по-русски и говорили. Я так-то понимаю наш язык, немного говорю. Люблю нашу мансийскую газету «Луима сэрипос», просматриваю статьи. У меня уже есть небольшой архив. И «Ханты ясанг» газету собираю, детям не разрешаю рвать эти газеты. Думаю, что когда-нибудь у меня дойдёт время до них.

Летом прошлого года я попала к  нашим финно-уграм - тверским карелам. У них ежегодно проходит большой карельский форум. Они поднимают свою культуру, ставят сценки, изучают родной язык. Летом выезжают на природу, купаются в речке, ловят рыбу, на костре варят уху. А самое главное – практикуют родную речь. Я смотрела на них и думала, нам бы так организоваться, мы бы с нашими детьми и молодёжью тоже также учили бы свой родной язык. А там глади и заговорили бы на нём.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 4 (1190)
20.02.2019

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика