Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Щнь лтӈаныл ӯргалан мирыт
  • Лххал тотнэ хтпат янытлавсыт
  • Слыӈ мхум касуӈкве акван-атхатыгласыт
  • Мщтырлаӈкве хāснэ нврамыт
  • Нврамыт ханищтан хтпат кассыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Лккарыт хӯрум тпос мнь пвлытт рӯпитасыт
  • Охтеурье пвылт охсарыт янмалтавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Щнь лтӈув руптылӯв ос лаль тотылӯв
  • 50 тл арыгтем аквъёт лг
  • рнколт яныгмам хум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Ты мхум наманыл тра-паттавет
  • Пуӈктр щнэ ос таве пиннэ вылтыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Слы ӯрнэ н Норвегияныл ёхталас
  • Ктыл хурит пслын хум

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 10 (1292)

Вы здесь

Главная » Пуӈктр щнэ ос таве пиннэ вылтыт
гит йӣквēгыт
гит йӣквēгыт
  • Мансийский
  • Русский

Пуӈктр щнэ ос таве пиннэ вылтыт

Сосса мхум пуӈктр пиннэ врмаль акваг янытлым щсаныл. Тамле нак тн палтаныл пс йис псныл лы. Пуӈктр н хтпат ос хум хтпат пуссын свсыр щирыл пиныгласыт.

Ханты-Мансийскат «Трум Маа» музейт рӯпитан мхум ты вылтыт «Тр. Маснут. Пс. Мӯйлупса» нампа йильпи проект врсыт. Ос пуссын тра-паттум тлат суссылтан мгыс музейн мӯй мхум ввиньтлсыт. Тн ёмас ос пӯмыщ суссылтап щпитлсыт. 
Мньщит ос хантыт  тр пиннэ ос щнэ вылтыт потыртасыт,  хурит суссылтасыт. Пс порат мир манхурип тр щсыт, хумус тнки тр нтсыт, мӯй мхум та накн  ханищтавēсыт. 
Мщтыр ква Зоя Лозямова тох лвыс, н хтпат хотталь мт мн миннныл порат акваг кит-хӯрум тр ёт щсыт. Ащирмаӈ порат лап-пантхатыглгыт, тох ат плявет, кон ракви манос тӯйи — тр кӣвырн хот-тӯйтхатгыт. 
Нвраманыл пӯтит щнэ мгсыл трыл лап-нгсалыяныл. Тн роттыг вос лсыт, тр каниг мнигтаве. па хасап пнтсыл трыл нгумтыяныл. Тувыл рӯтаныл палт мӯйлуӈкве ёхтгыт ке, пуӈктр мӯйлуптгыт. Тва порат н хтпат кастгыт, таимгыс тн траныл вильтын хартым ньщияныл. 


Пс порат хум хтпат пуӈктрыл с лсыт, ётыл ущ кнт пинуӈкве патсыт. Тн туи лмвойныл ӯргалахтасыт. Ӯй йӣвкнэ порат тр пиным тӯлыглахтасыт. Пӯрлахтын порат тр мӯйлупсаг  тотсаныл. 
Раиса Решетникова акв пс врмаль номитэ. Тав мньпорат лмēт, акв н ст трыл пинвес. Ос та щирыл н врн хотталь пикщаӈкве ялыс. Ань ты тла ёмщакв тра-паттуӈкве ос лаль ханищтаӈкве  ри.
Музей суссылтап кол-накēт св хурит акван-атвсыт, н ос хум нтнг мастувесг. Кит колсмыгт пикщан мг щпитавесг ос манырсыр тр тув пинаве,  таи  суссылтавес.


Сосса мхум свсыр трыт хумус лвсаныл, та лтӈыт нас нпак-лмтын хасвсыт. Мньщи щирыл мн «тр» лвв, хантыт «ухшам», мт лтыӈ-охсат тув с нтумтавет: русыӈ тр – русаӈ ухшам,  мньтр – ай ухшам, втаӈ тр – паркан ухшам, ярмак тр — ермак ухшам, псыл тр — псы ухшам. Ань ты врмалит иӈ лаль ханищтавет.  
Хантыт ос мньщит тр хумус щсаныл, ты вылтыт сосса мир ханищтан учёный хтпат Зоя Соколова, Надежда Лукина ос Елена Фёдорова потрыт хансыгласыт.

Особенности ношения платков у обских угров

Платок в материальной и духовной культуре обских угров является одним из самых исторически устойчивых и почитаемых атрибутов. На протяжении многих веков его круглогодично использовали как женщины, так и мужчины. Традиционный платок хантов и манси хранит в себе много удивительных открытий. Разнообразие платков, отличительные особенности и способы их ношения локальных групп обских угров стали предметом исследования научных сотрудников музея под открытым небом «Торум Маа». В связи с чем они подготовили и открыли для посетителей интерактивный выставочный проект «Платок. Одежда. Символ. Приношение». 
 

«Народный мастер РФ» Зоя Лозямова рассказала о том, как раньше ханты и манси применяли платок. Зимой, отправляясь в дорогу, женщины всегда надевала на себя несколько платков. Во-первых, так они плотно укутывались, это укрывало их от холода и снега. Во-вторых, перед собой могли затянуть платком грудного ребёнка, чтобы он был постоянно перед глазами. Если ребёнок был постарше, мать из платка делала куколку «акань», чтобы он мог поиграть в пути. Зоя Никифоровна показала мастер-класс, как нужно сложить платок, чтобы получилась «акань».

Платок также служил как полог для колыбельки. Раньше это был самый любимый и распространенный подарок. Приехав в гости, у женщины всегда под рукой был новый платок, который она могла подарить. Другой момент постоянного ношения платка связано с обычаем избегания, когда невестка закрывает лицо от старших родственников мужа и свекра, тёща – от зятя.

В древности мужчины ханты и манси тоже надевали на голову или шею платок, и уже позже стали носили шапки. Укрывшись платком, мужчины защищались от гнуса. Во время исполнения «Медвежьих игрищ» или в местах молебен они всегда были прикрыты платком.

Сотрудник музея Раиса Решетникова рассказала о том, что когда-то в детстве видела древний обряд, связанный с семью платками. Сейчас он, конечно, требует хронологического и детального восстановления. В ближайшее время она намерена заняться восстановлением и описанием забытого обряда.  

Посетители выставки увидели разнообразие расшитых платков, посмотрели на фотографиях способы их ношения, а также узнали их различные названия на мансийском и хантыйском языках. Например, само слово платок, на мансийском звучит как – «тор», на хантыйском – «ухшам», к ним же присоединяют добавочные слова и получают следующие слова: «русынг тор» - «русанг ухшам» (платок с кистями), «мань тор» - «ай ухшам» (маленький головной платок), «ватанг тор» - «паркан ухшам» (шерстяной платок с блестящими нитями), «ярмак тор» - «ермак ухшам» (шёлковый платок), «песыл тор» - «песы ухшам» (траурный платок).

Следует отметить, что среди современных учёных тему особого ношение платков у народов ханты и манси исследовали этнографы Зоя Соколова, Надежда Лукина и Елена Федорова.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 7 (1193)
3.04.2019

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика