Медвежий праздник – существенная часть более широкого понятия «культ медведя», который в древности имел распространение у многих народов таёжной зоны Евразии и Северной Америки. Медвежий праздник обских угров (ханты и манси) – достаточно сложный комплекс обрядовых действий, песнопений, проводимых по определённому сценарию в течение нескольких дней. Согласно традиции, ритуальные действия по отношению к медведю начинаются с момента нахождения берлоги или с факта добычи зверя.
В годы Советской власти медвежьи игрища находились под идеологическим запретом. В конце 1980-х годов в корне меняется официальный статус традиционных культур, они стали получать поддержку официальных органов власти. В этот период, в 1988 году впервые открыто были проведены Медвежьи игрища, которые были организованы Е.Д. Айпинымв стойбище на р. Аган. Ведущими исполнителями являлись Д.Р. Айпин, И.С. Сопочин, П.К. Купландеев. Обрядовый праздник длился пять дней и записывался на видеопленку специалистами из Эстонии под руководством Леннарта Мери.
В том же 1988 г. носители фольклора медвежьих игрищ как восточных, так и северных хантов были собраны в Ханты-Мансийске в Этнографическом музее под открытым небом «ТорумМаа». Материалы засняты на фото и кинопленку. Почти весь состав исполнителей был вывезен в Москву на II Международный фольклорный фестиваль, где были показаны отдельные сценки из медвежьего праздника. В данном случае можно говорить о том, что впервые на уровне России округ был представлен аутентичным фольклором, это произошло стихийно.
1991 г. – следующий этап возрождения хантыйских медвежьих игрищ. Ритуал был проведён в рамках, так называемых Дней национальной культуры. Основную организационную роль взяла на себя Т.С. Гоголева, в то время президент ассоциации коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа «Спасение Югры». Ведущими исполнителями являлись П.И. Сенгепов, Д.Н. Тарлин, С.Е. Тарлин, Т.Н. Тарлин, Я.И. Сенгепов, П.И. Юхлымов и С.И. Юхлымов. С этих двух ритуалов и началось возрождение медвежьих игрищ.