Возрождение календарных праздников обских угров тесно связано с восстановлением традиционного образа жизни и мировоззрения. На протяжении веков ханты и манси выработали особое бережное отношение к природе. Хозяйственную деятельность они старались приспособить к природным ритмам.
Коренные малочисленные народы Севера считают, что цикличность обрядов должна сберечь цикличность промысловой деятельности. Традиционный календарный год обских угров делится на основные промысловые сезоны – зимняя охота и летнее рыболовство, а также сезоны подготовительных работ. В этом плане особое место отводится Вороньему дню, когда заканчивается сезон охоты и начинается подготовка к путине. В календаре народов ханты и манси Вороний день (по-хантыйски ‘Вурнга хатл’, по-мансийски ‘Уринэква хотал’) связан с переходом на новый годовой цикл, обозначающий границу между зимой и летом, хант.: тал-лунг, манс.: талэ-туве ‘зима-лето’. К летнему периоду относится время прилёта ворон – месяц апрель и время отлёта ворон – начало октября, соответственно, зимний период – ноябрь-март.
С 2012 года в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа «О празднике и памятной дате Югры», День коренных малочисленных народов Севера «Вороний день» стал окружным праздником, и с тех пор он официально отмечается на всей территории Югры.
Но давайте обратимся к истории появления, а также к тому, как же отмечался этот праздник у обских угров.
Происхождение обряда празднования
Согласно легендам, празднование Вороньего дня проводилось ещё со времён установления земли. В старину этот день считался священным. Раньше не было строго установленной даты празднования, на разных территориях ориентировались на время прилёта ворон. Поскольку ворона считается птицей, приносящей вести и новорождённых детей, то позже во времена христианизации обских угров празднование Вороньего дня совпало с Благовещением и стало отмечаться 7 апреля. Перенос даты проведения на постоянное календарное число никак не повлиял на сакральную часть праздника.
О вороне складывались легенды. Одна из хантыйских легенд гласит: «Однажды весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг никого нет, холодно, хмуро. Тогда ворона собралась с силами и во всё своё воронье горло каркнула: «Кар-кар!» Это громкое «Кар-кар» полетело над нашими северными просторами, над могучей многоводной Обью, отозвалось в священных Уральских горах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек – закипела жизнь! И был тот день седьмым от начала твёрдого наста – хант.: вǝн кер тылащ 7-мит хатл, манс.: яныгполь этпос сатыт хоталэ ‘седьмой день месяца большого наста’».
Другая легенда гласит, что раньше ворона была белой, но провинилась перед человеком и стала серой. Ворона была домашней птицей, жила с людьми. Но настали для человека тяжёлые голодные времена. Они прогнали ворону, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Тут же оперение вороны стало серым. Люди прогнали птицу, крича ей в след: «Как бы ты не бедствовала, но до такой низости нельзя было опускаться». Прогнали люди ворону, но она всё равно возвращалась с первыми весенними ветрами. И как бы не сердились люди на изгнанницу, а рады, что с её прилётом приходит весна.
Приметы и поверья, связанные с вороной
Обские угры считают, что именно ворона на своём хвосте приносит весну, время года, которое ассоциируется с началом нового жизненного цикла в природе. Это представление связано и с особенностями поведения этих птиц. С её прилётом в лесу оживает жизнь, они начинают шумно вить гнёзда, громко каркая, тем самым как бы пробуждают природу. Если у многих народов по поверьям, детей приносит аист, то у обских угров – ворона, которую в народе так и называют ‘птица, приносящая новорождённых детей, по хант. ай няврэм тǝты тухланг вой ‘маленьких детей приносящая птица’. Именно поэтому обские угры – ханты и манси – считают эту птицу покровительницей женщин и детей.
Чтобы с ребёнком не случилось несчастья, женщины ханты и манси строго следят за детскими вещами и предметами, даже за теми, которые уже не нужны ребёнку. Так, например, мокрый цап (стружку из мягкой древесины) из-под детской люльки высыпают на окраине села в одно определённое место под пенёк, при этом приговаривая: «Как растёт берёзка/ёлочка (представления о прародительнице Калтащ у ханты связывают с берёзой, о прародительнице Сянь у манси с елью), пусть также растёт мой сыночек (моя доченька)». Весной под влиянием тёплых солнечных лучей таловые кучки начинают тлеть и становятся тёплыми. Считается, якобы именно это место становится первым пристанищем для прилетевших с юга ворон. Сидя на них, птицы отогревают замёрзшие лапки. Именно поэтому в вороньих песнях поётся: «С моим прилётом пусть девочки и мальчики рождаются. На ямку с таловыми стружками я присяду, замёрзшие лапки свои отогрею. В благодарность я дарую долгую жизнь родившимся детям». В другой мансийской песне поётся: «…За много дней до моего появления, за много дней до моего перелёта, счастливые женщины счастливых сыновей-дочек заимеют, пусть в колыбелях качают. На кучки приземлюсь. С дальних мест шедшие ручки-ножки отогрею». По обычаю эти кучки нельзя сжигать, чтобы не обожглись дети.
В Вороний день ханты и манси внимательно наблюдали за изменениями в природе и поведением самой птицы. Если в этот день дул северный ветер, то ещё больше месяца простоит холодная погода. Если ворона сядет на самую верхушку дерева, то быть наводнению, а если на ветвях, то уровень воды будет небольшим. Если ворона сидит на сухих ветвях дерева, то быть холодному и дождливому лету, а если села на живую ветку – лето будет жарким и солнечным. По количеству снега в этот день определяли, урожайным ли будет год на рыбу, ягоду, кедровые орехи.
Празднование Вороньего дня
Вороний день считается женским, поскольку его символика направлена на женскую сферу деятельности – рождение, семейное благополучие, любовь и т.д. В этот сакральный день проводятся различные ритуальные действия, связанные с женским началом. Хантыйские женщины поклоняются Калтащ Ангки ‘Мать Калтащ’, мансийские – Торум Сянь ‘Богиня Мать’, которые покровительствуют беременным женщинам и детям, от них зависит рождение детей, продолжительность жизни человека, благополучие семьи и т.д. Считается, что все дети до полового созревания находятся под их покровительством и защитой, поэтому в традиционном воспитании обских угров не принято ругать и обижать детей. Детям же не разрешается копаться в земле, чтобы не причинить боль своей главной матери – Земле. Именно поэтому главными участниками Вороньего дня являются женщины и дети. Не случайно сегодня неотъемлемой частью празднования стало чествование новорождённых детей из семей коренных малочисленных народов Севера.
Калтащ называют матерью, которая «одной рукой даёт детей, другой – назад забирает». Для того чтобы угодить ей, необходимо тщательно соблюдать все предписания и обряды, связанные с ней. Считается, что каждый должен хотя бы раз в своей жизни побывать с жертвоприношением на её святилище в деревне Калтасьяны, что находится в Октябрьском районе.
Раньше сюда приезжали издалека, преодолевая огромные расстояния. А те же, кто не мог, передавали паломникам от себя дары и угощения богине Калтащ.
В старину к этому дню готовились заранее. Накануне выпекали хлеб и различные мучные изделия. Специально оставляли хороший кусок мяса для каши-саламат. Заготавливали разноцветные полоски материи, к одному из концов которой привязывалась серебряная монетка. Вечером молодые женщины с детьми делали из сена, тонких прутиков гнёзда, в который помещали комочки снега в виде яйца, а затем прятали. Считалось, что чем больше изготовишь гнёзд, тем добрее будет ворона, а значит, больше народится детей.
В день празднования родители рано будят детей со словами: «Вставайте скорей, бегите на улицу – прилетела Ворона и принесла вам подарки». Выйдя, дети видят, что на ветках берёзы, ели висят калачи, баранки. Матери обращаются к дочерям, которые вот-вот станут девушками: «И вам Ворона принесла подарки – связку калачей и лоскут красного сукна». В этот день женщины и дети наряжаются. Затем дети идут искать гнёзда и собирать «яйца», считается, чем больше найдёшь сейчас, тем больше найдёшь и летом. По тому, как быстро собирал ребёнок «яйца», судили и о том, каким он будет и в жизни – расторопным или медлительным.
Затем днём участники празднования собирались на южной стороне селения, принося с собой еду. В этот день было принято готовить только на улице, на костре. Женщины в разных котлах варили мясо, отдельно для взрослых и детей. Затем на мясном бульоне готовят традиционную кашу из крупы – «Саламат». Считается, что пища, приготовленная из отдельных зёрен, означает ростки новой жизни. Тут же кипятят чай. Приготовленные угощения ставят духу-покровителю Богине огня (хант.: Тут ими, манс.: Тяк аквув). Пока от горячей еды исходит пар, все присутствующие молятся.
После этого мужчины и мальчики на ветки кедра, хантыйские женщины и девочки – на берёзу, мансийские – на ель привязывают заранее подготовленные разноцветные полоски ткани с монетами с пожеланиями здоровья и добра, удачи и счастья родным и близким. Женщины кланяются дереву, молятся о благополучии. В подарок для Богини Калтащ/Сянь на берёзу/ель вешают красивый красный цветастый платок.
Лишь затем накрывается стол, все приступают к трапезе, во время которой детям говорили: «Дети, ешьте мясо, чтобы, когда прилетит ворона, она не трогала родившихся оленят, телят, жеребят» (в зависимости от хозяйственной деятельности семьи). По окончании трапезы начинались игры, соревнования, исполнение традиционных песен и танцев. В танцах изображали весеннее поведение птиц. Женщины, исполнявшие танцы, закрывали лицо и голову платком. Эти танцы имеют магическое значение, связанное с плодородием.
У весеннего праздника «Вороний день» у ханты и манси есть много общего: особая роль женщин и детей, украшение дерева как центра праздника, некоторые виды обрядовой пищи, поклонение женским духам-покровителям. Вороний день, как и другие календарные праздники, обские угры проводили не потому, что так полагается. Календарный обряд – это участие Человека в Творении, это вдохновение духов-покровителей на действия. Обязательность проведения того или иного обряда давало уверенность в будущем благополучии.
Необходимо отметить, что не у всех локальных групп обских угров отмечается Вороний день, но о его возможном существовании в прошлом имеются некоторые сведения. Например, праздник не отмечается у кондинских манси, но представления о вороне у них также связаны с заботой о воспроизводстве жизни, о здоровье и благополучии детей. «Вороний день» как праздник не отмечен у ваховских ханты, но месяц март называется «Урники» ‘Месяц прилёта ворон’. Вороний месяц также есть в традиционном календаре салымских, васьюганских, александровских ханты.
Из всего вышесказанного следует, что Вороний день – это женский день, день поклонения Матери-Земле, Богине Калтащ (хант.), Торум Сянь (манс.). Праздник направлен на продолжение рода, семейное благополучие, здоровье матери и ребёнка.
В этом дне присутствуют следующие признаки: сакральность, ритуальные действа, связанные с женским началом и в которых отражены явления жизненного цикла – инициации (девичьи), рождение, брак, исполнение традиционных песен и танцев, ряженье, наличие состязаний и т.д.
Вороний день отмечается по всей территории Югры, но особенно ярко он празднуется в окружной столице – в городе Ханты-Мансийске. Праздник организует автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Творческое объединение «Культура» совместно с этнографическим музеем под открытым небом «Торум Маа».
Программа праздника разнообразная. За месяц до праздника объявляется окружной конкурс на лучший костюм Вороны, итог которого становится известен именно в день празднования Вороньего дня. Жюри учитывает соответствие костюма заданной тематике, эстетическому виду, а также нестандартному решению при его изготовлении. Победители конкурса награждаются специальными дипломами и памятными сувенирами.
В этот же день перед жителями и гостями Ханты-Мансийска выступают как окружные фольклорные, танцевальные коллективы, самобытные исполнители традиционных песен обских угров, так и исполнители современных песен на древних языках обских угров. Если в прошлом году перед зрителями выступил этно-рок группа из города Лянтора «Тень эмигранта», то в этом 2017 году прибыли гости из Екатеринбурга – это этно-рок группа «H-Ural» («Х-Урал»). Удивительно услышать на древних архаичных хантыйском и мансийском языках этно-рок. У слушателей это вызывает неподдельный интерес.
Обязательным в этот день стало проведение церемонии «Рождённые в Югре», во время которой звучат поздравления, дарятся подарки семьям коренных малочисленных народов Севера, в которых родились дети.
Кроме этого, в течение праздника работают мастеровые площадки, где каждый желающий на мастер-классе может научиться изготовлению сувенирной продукции. На одной из таких площадок дети с удовольствием изготовляют вороньи гнёзда. Также работают ярмарки, на которых можно приобрести традиционную сельхозпродукцию: оленье мясо, рыбу, дикоросы, а также предметы национального быта и сувениры.
Тут же рядом работают этноспортивные площадки, горожане с детьми соревнуются в национальных видах спорта – в прыжках через нарты, в перетягивании палки, в метании тынзяна на хорей.
Во время праздника гости могут отведать блюда традиционной кухни обских угров – кашу-саламат, уху, строганину, выпить душистого смородинового чая.
В завершение праздника гости, загадывая желания, повязывают ленточки на ветви деревьев.
Людмила Гурьева