«Угощение луны» или по-хантыйски «Тылащ поры» – один из древнейших обрядовых праздников коренных народов Севера. Он символизирует у обских угров начало нового года и отмечается с февраля по март. Обряд проводится во время растущего месяца или в полнолуние.
Накануне совершения обряда собираются вместе женщины и дети, изготавливают из теста и затем пекут жертвенные фигурки животных «нянь вой». Это один из важных ритуалов подготовки к обряду угощения Луны, где человек является созидателем, сопричастным к действию рождения и пробуждения.
В день совершения обряда девушки и парни собираются вместе и отправляются по домам для сбора угощений, требующихся для проведения обряда. Они берут с собой мешок, палку и лопату и обходят все дома в деревне. Лопата символизирует месяц. Перед тем, как зайти в дом, палкой или ручкой лопаты скребут входную дверь и говорят: «Хулы, хулы тє вохӑс. Йиуп Най пух, йиуп Вәрт пух єтӑс, єтут вохӑ, тє вохӑ» (‘Месяц, месяц поесть-попить просит. Новый сын Богини, новый сын Бога появился, есть просит’). Считается, что еду собирают для того, чтобы месяц еще больше вырос и стал «богатырем». Все угощения хозяева дома складывают на лопату, которую после перекладывают в мешок. Перед уходом также скребут лопатой и благодарят хозяев дома: «Ампарєн таты ки вәс, тєаңа ат йи, анєн хунта ки омсӑс, шума ат омӑс. Пӑсанєн иса єтутӑңа ат вә, ампарєн тєаңа па ат вә!» (‘Если в амбаре пусто было, пусть наполнится, если чаша верх дном лежит, пусть встанет как надо. Стол пусть всегда будет заставлен едой, амбар будет полным’). Так обходят все дома деревни.
Сам обряд проводится в большом доме. Все приносят с собой гостинцы. Всю еду раскладывают на семь тарелок, одну из них ставят у очага для Тўт ими ‘Хозяйки огня’. На улице заранее сооружают стол из снега, куда составляют еду и заранее испеченные 7 фигур животных: петух, лошадь, баран, бык и другие.
На лопату на снежном столе выкладывают испеченные фигурки животных, затем отрезают ножом им головы, смешивают их со снегом, затем бросают в сторону месяца, тем самым проводят обряд бескровного жертвоприношения. Остальные части «жертвенных животных» участники обряда делят между собой и угощаются. Все присутствующие молятся, чтобы много рыбы было в наших реках, чтобы в лесу было больше зверей, чтобы дети были здоровыми. Поворачиваются трижды по ходу солнца и затем все посыпают друг друга снегом, тем самым очищаются от плохих мыслей и желают друг другу здоровья.
После проведения обряда всех гостей приглашают в дом. Угощаются, играют в различные игры, загадывают загадки на хантыйском или мансийском языке, женщины поют песни.
Праздник «Тылащ поры» для представителей коренных народов носит сакральный характер, своими молитвами участники данного обряда обращаются к силам и духам природы с просьбой о помощи. В это время начинает просыпаться природа, и им крайне важно, какая будет весна, ведь от этого зависит их дальнейшее благополучие и достаток.