Традиционная одежда обских угров: во времени и пространстве
В этнографическом музее «Торум Маа» прошли этнографические посиделки с мастерицами обских угров. Эта встреча была для меня полезной, потому что я узнала много нового о других манси, проживающих в Югре. Мы собрались в тёплой и дружеской атмосфере, чтобы поговорить о традиционном мастерстве создания одежды народов ханты и манси. Среди нас были как опытные мастера, так и начинающие, для которых это ремесло только начинает открываться.
Дина Васильевна Герасимова поделилась воспоминаниями:
- Первый раз я побывала на таких посиделках с Евдокией Андреевной, когда мы ездили в Казым и Полноват. Она пригласила меня: «Пойдём на посиделки». Там собирались женщины, которых обычно зовут бабушками или женщинами золотого возраста. Они рассказывали сказки, пели и шили, сидя за чашкой чая. Это были первые настоящие посиделки в моей жизни, полноватские. На посиделках все были в традиционных нарядах. Такие встречи — способ сохранять и передавать традиции. Я не участвовала в других посиделках, кроме полноватских и, кажется, в Ханты-Мансийске. Там тоже были традиционные собрания.
Про историю посиделок 1987 года рассказала Реональда Степановна Ользина:
- Помню, в Центре культуры народов Севера проходили посиделки. Вечером люди стали расходиться, а Евдокия Николаевна Вожакова и Зоя Никифоровна Лозямова остались петь, им хотелось продолжить песнопение. К сожалению, тогда не было современных технологий, чтобы записать их пение. Эти посиделки остались в памяти как светлый момент.
На встрече мастерицы отметили, что у мансийских и хантыйских женщин было много платьев. Например: платья на праздники и повседневные. Повседневные могли быть из простых тканей, а праздничные — из атласных или ситцевых.
В фольклоре говорится, что невесту одевали до семьи слоёв платьев и платков. Внутренний слой платья обычно был из простой мягкой ткани. Платье украшалось для оберега. Также по узорам можно было определить, к какой локальной группе относится девушка, с каких мест она приехала.
В фольклоре и традициях народа манси женская одежда всегда хранилась отдельно от мужской. Её нельзя было класть на пол. Женщинам нельзя было перешагивать через мужскую одежду. Это связано с представлениями о женской чистоте и сакральности.
Представительница обских манси Светлана Астапович рассказала об отличиях в одежде:
- Обские манси- это единственная локальная группа манси, проживающая на Оби. Все остальные - на её притоках. Мы обские манси живём рядом со среднеобскими ханты. Поэтому у нас очень много заимствовано из культуры среднеобских ханты.
Если сравнивать одежду обских манси с казымскими ханты, у них тоже есть халаты и платья, но у них очень много канонов, определённое количество цветов. А у нас (обских манси) халаты очень ярких цветов.
Казымские ханты в основном жили в лесу, где много комаров, поэтому у них более приглушённые цвета. А на Оби, где ветер и много света, преобладают светлые и яркие тона. И природа там очень яркая.
Также мастерицы ответили на вопрос, как можно отличить мансийское платье от хантыйского?
Мансийские платья отличаются от хантыйских цветовой гаммой, количеством полос. В платьях северных хантов, цветов больше, есть бисерные украшения.
Этнографические посиделки в музее «Торум Маа» стали важным событием, позволившим не только узнать больше о традиционном мастерстве народов ханты и манси, но и погрузиться в атмосферу сохранения и передачи культурных традиций. Встреча дала возможность услышать личные истории и воспоминания, связанные с посиделками и обрядами, а также подчеркнула сакральное значение одежды в культуре этих народов через обсуждение оберегов, символики узоров и правил хранения одежды.
Галина Дунаева


