- Русский
- Хантыйский
- Мансийский
Духовный мир мансийской женщины
Мансийская женщина – искусная мастерица, хорошая хозяйка, добрая мама и любящая жена с нежной и светлой душой. Духовный мир мансийской женщины, состоящий из цикла предписаний и запретов, которые передавались от матери к дочери, от бабушки к внучке воспитывался и поддерживался на протяжении всей жизни. В сегодняшнее время, к большому сожалению, связующая нить духовной культуры манси практически утеряна. Одним из эффективных способов понимания и воспитания женской души, безусловно, является традиционное рукоделие, через которое еще возможно воспитать молодых девушек.
С 9 по 12 июля 2021 года на стойбище Мань Ускве в деревне Ясунт Березовского района прошла седьмая Кочующая Школа по изготовлению мансийских изделий из меха и ровдуги. Пандемия короновируса внесла изменения в программу мероприятия, поэтому пришлось разделить деятельность Школы на два блока: первый - участие принимали мастерицы среднего и пожилого возраста, второй - молодые девушки.
Тема работы данной школы была выбрана неслучайно - на протяжении полугода мастерицы из Саранпауля, Сосьвы и Хулимсунта изготавливали для себя рукодельную мансийскую сумочку тучан. По завершению работы уже стало понятно, что в тучане не хватает еще двух изделий: мешочка из меха и кожи «тучаӈ сӯнт хӯрыг» (с манс. мешочек, находящийся в горловине тучана) и кукла Акань-мужчина из меха псыг сов (с манс. шкура олененка). Мешочек находился в тучане и мастерицы хранили в нем мелкие швейные принадлежности, лоскутки ткани, сукна, меха, кожи, крупные бусины, которые могли бы еще пригодиться. Мешочек, как бы, держал содержимое тучана в порядке, позволял хранить в нем грамотно и удобно остатки материала.
Участники семинара в количестве восемнадцати человек изготовили каждый для себя мешочек. Работу начинали с изготовления кожи «ровдуги» из оленьей шкуры, которую в течение пяти дней вымачивали в воде и выжаривали на солнце, затем при помощи мансийских инструментов новтуп, ётлапщи и рук снимали ворс и получившуюся кожу выделывали до мягкости. Для орнамента использовали кусочки оленьего камуса, которые остались от шитья тучаӈа. Приступая к раскрою, каждая мастерица выбрала свой орнамент, не желая повторять за другими. Сшивали детали мешочки оленьими жилами. В результате получились очень разные и неповторимые мешочки. Как сказала одна из участниц «в этом мешочке хранилось сердце мастерицы»!
После изготовления мешочка приступили к выделке и обработке нёплув (шкура олененка) для изготовления куклы. За несколько часов в руках участников уже были сшитые куклы-мужчины, которые тоже должны храниться в тучане, как символ счастливой семейной жизни женщины.
Теоретическую часть мероприятия наполнили лекции Светланы Алексеевны Поповой, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Обско-угорского института прикладных исследований и разработок по теме «Духовный мир мансийской женщины». Светлана Алексеевна присутствовать не смогла, но отправила материал, который был прочитан участникам школы, среди них «Женский обрядовый праздник Вороний день», «Жизненный цикл и статусы женщины», «Традиционная свадебная обрядность северных манси: знаки и символы», «Понятие «мать» в мировоззрении и фольклоре северных манси» и др. После прослушивания лекций начинались бурные обсуждения, каким образом данную информацию преподносить молодому поколению и как воспитать в них духовное начало мансийской женщины.
Обсуждения и решения, которые были приняты во время проведения Школы, нашли свое продолжение и воплощение на детском стойбище Мань Ускве на исторической смене «Время поющих стрел», которая проходила с 12 по 19 июля 2021 года. По сценарию ролевой игры девочки и молодые девушки с самого первого дня готовились стать женами воинов. С самого начала шили традиционные мансийские платки, подбирали ложные косы и учились их правильно носить. После разделения участников на племена состоялся выбор жен, и началась жизнь участников по племенам.
В обязанности жен воинов входило создание уютной традиционно-мансийской обстановки в чуме, сбор и заготовка трав (иван - чай, таволга), приготовление чая на костре, изготовление хлеба в мансийской печке, мелкий ремонт одежды, изучение и исполнение мансийской колыбельной песни. Каждая жена изготовила своему воину-мужу традиционный мансийский накомарник из ткани «лмвой тр» (с манс. платок от комаров). Все женские мероприятия сопровождались пояснениями со стороны старших девушек и преподавателей. Разбирались разные ситуации о том, как бы в тот или иной момент поступила мансийская женщина в традиционной среде; что значит замужество для традиционного сообщества манси; как женщина готовилась стать матерью и какие запреты и предписания соблюдала.
Данный материал, рассказанный девушкам, как раз был разработан на кочующей школе из лекций Светланы Алексеевны Поповой и рассказов участников, адаптированных под их возраст. Дети и подростки не просто прослушали лекции, а полностью погрузились в атмосферу традиционной мансийской семьи, где всё упорядоченно правилами, проверенными веками. Сценарный ход проведения исторической смены на стойбище Мань Ускве дополняется и развивается ежегодно, и мы очень надеемся, что в результате узнавания и освоения этих уникальных знаний, светлые души наших девочек и девушек впитают в себя духовные ценности своих предков!
И в завершение не перестаем благодарить Фонд Елены и Геннадия Тимченко и Благотворительный фонд развития города Тюмень за информационную и финансовую помощь в организации и проведения мероприятий. Яныг, яныг пумащипа!!!
Евгения Вьюткина
!ГРАНТ!
Вухаӆь имет вәӆупсы
Вухаӆь ими – щит тәс вєртутӑӊ, хотӆ ма тӑйты нє, сӑмӑӊ ӑӊки па ими. Ими вәӆупсыйн арсыр щирӑт вәӆӆяӆӑт, муй рӑхӆ вєрты, муй ӑн рӑхӆ, муй щирн вәӆты мосӆ, щи вєрӑта ӆўв эвиӆаӆ, хиӆнєӆаӆ вәнӆтӑсӆэ па щиты ӆыв вәсӑт. Тӑмхӑтӆ айӆат эвет ӑн ӆӑӊхаӆӑт шєӊк вән хуятӑт хәӆӑнтты, ӆыв щирӆаӆн вәӆӆӑт. Па, ӆәӆн эвет м нєӊӑта па имета ат йисӑт, ёнтӑсты па вєрӑнтты вєр щирн ӆывеӆ єнмӑӆты мосӆ.
Тӑм оӆ вәщ тыӆӑщ 9-12-мит хӑтӆӑтн Сўмӑтвош районӑн Ясунт кәртӑн няврємӑт рўтьщӑты «Мань Ускве» тӑхийн ӆапӑтмит пўш «Кочующая школа» вєр ӆэщӑтыйӆсы. Хута ӑктӑщум имет па айӆат эвет шўкщӑсӑт, вўӆы сух эвӑӆт арсыр әмӑщ пурмӑсӑт вєрсӑт па ёнтсӑт. Па тӑм йис атум мәш пурайн шўкщӑты вєр кӑт щира ӆэщӑтсы. Щит оӆӑӊ пўш вәнӆат имет ӑктӑщийӆсӑт, кимит пурайн – айӆат эвет.
Тӑм оӆ шәп мӑр Саранпауль, Ӆэв, Хулимсунт кәртӑӊ нєӊӑт вухаӆь тўтщаӊ хирӑт ёнтсӑт. Вєр етшуптум артӑн уша вєрсӑт, хуты ӆыв ёнтум утӆаӆн па кӑт хир ӑн тӑрумӆ. Щит «тучаӈ сӯнт хӯрыг», хӑнты ясӑӊӑн ки лупты тўтщӑӊ хир ов хущи вәӆты ай хирие па хә акань, мӑта ут пеши сух эвӑӆт ёнтӆы. Тӑм ай хирие тўтщаӊ хирн тӑйсы, щӑта арсыр ёнтӑсты щўӊкӑт, щӑшкан, нәй, вой сух шәпиет, сӑкӑт тӑйсыйт. Муй ёнтӑсты вєр эвӑӆт хӑщӆ, иса щив пунсы.
Иса вәйтантупсыя 18-кєм хуят юхтыӆӑс. Кашӑӊ нє ӆувеӆа тўтщаӊ хир ёнтӑс. Оӆӊӑӆн имет вет хӑтӆ мӑр вўӆы сухӑт йиӊкӑн ӆустӑсӆаӆ па хӑтӆ мӑр сорӑӆсӑӆаӆ. Щӑӆта ётлупщийн мсыева пўнӆаӆ нух вўсӆаӆ, щӑӆта тӑнӆсӑӆаӆ.
Кашӑӊ нє ӆўвеӆа мосты хурамн ёнтум хирӆ хурӑмтсӑӆэ.
Щи пийн акань вєрты пӑта нёпӆўв сух ӆэщӑтсӑт па хӑтӆ мӑр хә аканят ёнтсӑт. Тӑмӑщ акань ищи тўтщаӊ хир ӆыпийн тӑйты мосӆ.
Ас-угорской институтн рәпитты исторической наукайт кандидат нє Светлана Попова «Духовный мир мансийской женщины» хӑншум путӑр па па нумсӑӊ нєпекӑт ӆўӊӑтсыйт.
Ӛхӑт тӑм ӑшкола пурайн тывум вєрӑт няврємӑт пиӆа ӆэщӑтсыйт. Ӆыв «Мань Ускве» тӑхийн вәщ тыӆӑщ 12-19-мит хӑтӆӑтн рўтьщӑсӑт. Айӆат ёх пиӆа вухаӆь мой оӆӑӊӑн путӑртсы па итәх мой вєрӑт ӆэщӑтыйӆсыйт. Эвет ухшамӑт ёнтсӑт, картӑӊ сэвӑт вєрсӑт, вәнӆтыйӆсӑт, муй щирн щитӑт тӑйты рӑхӆ. Ӆыв арсыр лыптӑт па ваншет пиӆа шай кавӑртсӑт, ай кәрн нянь вєрсӑт, ёнтӑссӑт, арӑт вәнӆтӑсӑт. Ӆыв иса вәнӆат ёхн вәнӆтӑсыйт, хутыса тўӊщирӑӊа па мосты щирн кашӑӊ вєр вєрты. Муй айӆат эвия рӑхӆ вєрты, муй ӑн рӑхӆ.
Мосӆ лупты, хуты иса тӑм вєр оӆӑӊӑн Светлана Алексеевна Попова нумсӑӊ нєпек хӑншӑс па тӑм нєпек хўват ӆыв вәнӆтыйӆсӑт.
Вән пәмащипа ясӑӊ Елена па Геннадий Тимченко фонд хуятӑта Тюмень вош эвӑӆт ӆӑӊхаӆўв лупты. Ӆыв мўӊева м нётупсы вєрсӑт.
Евгения Вьюткина хӑншум путӑр
Хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс Надежда Вах
!ГРАНТ!
Мньщи н нотыӈ лупсатэ
Мньщи н – тав мщтыр хтпа, колэ щпитан ёмас н, нвраманэ тпыӈыг янмалтан щнь ос йкатэ руптан н, лупсатэ номтыныӈ вритэ.
Тав лнэ нотэ палытыл вгтэ, маныр вруӈкве рви манос ат рви, тав щнныл хӯнтамлам наканэ гитн лаль хӯлтыянэ, яныгпала кват тнанылн с потыртлсыт. Та пс накыт ань хот-ёрувлаӈкве патвсыт.
Тувыл н хтпат тнки халанылт вйхатым ос гияныл ёт акван-нтхатым вос лсыт, таимгыс нсхатуӈкве акван-ӯнтылматыгласыт ос та сыс свсыр мӯтран ханищтасаныл.
Тучаӈ-сӯнт-хӯрыг нтсыт
Ань аквта щирыл йттур тпост 9-12 хталант Ясунт пвылт «Мнь Ӯскве» нампа стойбищат стыт мщтырлан «кочевой» школа врыглавес. Тот нврамыт слы твыль хот-нёлхатаптуӈкве, таве тынтлуӈкве ос пормас нтуӈкве ханищтавсыт. Ань коронавирус-гм лнт паттат ты ханищтапн акван-атхатыглам мхум лкква-уртвсыт. выл щёс яныгнув хтпат акван-атвсыт, ётыл мньлат гит ханищтахтуӈкве вввсыт.
Млты тл псныл Саранпвылныл, Кульпасныл ос Хулюмсӯнтныл лнэ мщтыр нт акван-атхатнныл порат тн мньщи тучаӈ нтсыт. Тнт тн кит нтнутаныл ат стумыт: тыи «тучаӈ-сӯнт-хӯрыг» ос псыг совныл нтнэ хум-кань. Ань таияныл нтуӈкве Ясунтын ты ёхталасыт. Тучаӈ-сӯнт-хӯрыг тучаӈ кӣвырт лы, тув нсхатнэ мнь трслмыт, нуй ос сов лмтыт, сакыт пиныглавет. Ос рмыглан порат тувыл ты вивет.
Ань ты ханищтапт нёлоловхуйплов нквет ос гит тнки мгсыланыл тучаӈ-сӯнт-хӯрыг нтсыт. Тн влт псыгсов кминьтаг тынтлысаныл. Тувыл ат хтал сыс яныг слы сов витын пиным щсаныл, таве хтал нупыл пинтлысаныл, пунэ хот вос нёлхаты ос ущ новтупыл пунэ новтсаныл ос ктыл ёмщакв тынтлысаныл. Тувыл хультум кот лмтытыл ханса яктысыт, ксыӈ н таквинтн рнэ ханса яктыс ос хӯрыгсов нтыс. Ксыӈ н такем хорамыӈ тучаӈ-сӯнт-хӯрыг нтум. Акв н лвнтэ щирыл, «ты тучаӈ-сӯнт-хӯрыг мщтыр н такви сыме тӯйтым ньщитэ!»
Янге-мнит пс накыт аквъёт ханищтгыт
Та юи-плт н хтпат хум-кань врнэ мгыс влт пасыгсов тынтлысыт ос ётыл кань нтуӈкве ӯнтсыт. Тн хум-каняныл кит-хӯрум щс сыс врапасаныл, ты каняныл н ст щнэ мгыс тучаӈхӯргын пинсаныл.
Пс тгыл лум накыт мньлат мньщи нт пуссын внг вос щсаныл, история наукат кандидат хтпа Светлана Алексеевна Попова «Духовный мир мансийской женщины» нпакн свсыр потрыт хансыс.
Тав такви сунтын ёхталаӈкве ат врмыс, ос «Ӯринква ялпыӈ хтал», «Н хтпа лупсатэ», «Йис тгыл пӯри тнэ мньщи накыт» ос нпакн хансум мт свсыр мӯтрат ловиньтан мгыс потрыт ктыс.
Тнаныл ловиньтаманыл юи-плт мхум хӯлтыглахтын лтыӈ тотсыт, мньлат гит мньщи н пс лупсатэ лаль тотуӈкве хумус врмияныл, тамле тлат тра-паттысыт.
гит н мӯтрат пуссын вос вгыт
Тувыл ханищтам мӯтраныл тн мт сменан лаль тотсаныл. «Мнь Ӯсквет» йттур тпост 12-19 хталанылт «Нлыт ргын суй» нампа пс накыт киснэ врмальт лыс. Ты ёнгилыт гит-пыгытн маньнэг вивет. Таимгыс гирищит сртын щпитахтгыт, тнки мгсыланыл мньщи суп ос тр нтгыт, саг вргыт ос хумус тн пуӈкын сагавет, яныгнув нтн ханищтавет.
Тувыл тот ёнгын мхум киттыг-уртхатгыт, тваныл ӯсщахылн луӈкве мингыт, мтаныл рнкол тӯщтгыт ос тот лгыт. Тнки халанылт ксыӈ пыг таквинтн ги нг выгтэ ос тувыл акван-нтхатым матыр-ти врг. Акв хотты ги тот щар нтнэ гииг лваве, ос ӯсщахылн тотаве, тувыл ты киттыг-уртхатам пыгыт тав мгсылэ тот вуянтахтуӈкве патгыт.
гит ос мньщи нт внэ накытн пуссын ханищтавет. Тн лнэ колын акваг сыстамыг вос ньщияныл, вр щй лӯптат атуӈкве врн тотыглавет. Ос ты лӯптал хумус щй пйтаве, мньщи кӯрт хумус ннь враве – пуссын суссылтавет. Ты коныпал хот-хащлум маснут асаныл лап-нтуӈкве ос ӯлылап рыг ргуӈкве ханищтахтгыт.
Нврамыт номтыӈ, мӯтраӈ хтпаг вос лгыт
Ань ты сменат гирищит пыгыт мгыс лмвойтр нтсыт ос мӯйлуптасаныл. Пуссын тлат яныгнув н хтпатн хӯлтыглавсыт. Ос лупсат матыр рмын пищит вылтыт потыртасыт, хумус мньщи н тнаныл пхан лаквтыянэ, хум врнэ юи-плт н лупсатэ хумле лы, нврамыӈыг мтнтэ порат маныр вӈкве ос маныр вруӈкве рви ман ат рви, пуссын тра-паттысаныл.
Тамле врмалит внэ ос ханищтан потрыт Светлана Алексеевна Попова щпитас. Тав тлат пуссын ёмщакв торгамтан мгыс гит тланыл твлынныл щирыл хассанэ. Ань гит потрыт нас хӯнтлын коныпал тнки сунсыглахтым тот пс йис лупсал лсыт.
«Мнь Ӯсквет» ксыӈ тл гит-пыгыт тох луӈкве ханищтавет. Тот нврамыт мньщи маснутыл масхатгыт, тнки свсыр пс пормасыт вргыт ос мньщи лтӈыл потыртаӈкве ханищтахтгыт. Тувыл тох ханьщувлым пуссын тлат пс щиранылт лаль тотыяныл.
Тамле ханищтан врмалит тванакт мощ мт щирыл щпитлавет, матыр йильпи тлат тув хӯлтгыт. Хоты нврамыт ксыӈ тл тув ёхталгыт ос ёнггыт, таит вганыл. Тн пс мньщиянув хольт номтыӈ, мӯтраӈ лумхласыг пуссын вос яныгмгыт.
Юи-вылт мн Елена ос Геннадий Тимченко намаим фондын ос Тюмень ӯст лнэ мирн нтнэ фондыт сымн рвнэ пӯмащипа лтыӈ ктв. Ань тн нтмиланыл хосыт мн «кочевой» школан мньщиянув акван-атыглыянӯв ос тамле рнэ рӯпатав лаль тотылӯв. Яныг, яныг пӯмащипа!!!
Евгения Вьюткина ктум потре мньщи лтӈыг Тамара Мерован толмащлавес
!ГРАНТ!