- Мансийский
- Русский
панув, ащйканув сунсум кинат
Эпохи дедушкиного кино
Кинематограф родился 119 лет назад. 28 декабря 1895 года в парижском «Гран кафе» состоялась публичная демонстрация изобретения братьев Луи и Огюста Люмьеров. На аппарате собственного изготовления они показали первый фильм, продемонстрировали «движущиеся картинки» - заснятый эпизод о том, как рабочие выходят из ворот фабрики, и ряд других коротеньких кинозарисовок. На зрителей это произвело ошеломляющее впечатление. Историю кинематографа можно условно поделить на несколько периодов.
Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные. Символы немого кино – Чарли Чаплин, Вера Холодная….До 1927 года практически все фильмы были "немыми", они содержали лишь изображение, звук отсутствовал.
Вскоре появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино. В 1927 году американская фирма "Уорнер Бразерс" выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает - "Певец джаза".
Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Технические возможности создания цветного кино появились ещё в 30-е, а в 1939 году в США был снят один из первых цветных фильмов, завоевавший огромную популярность - "Унесённые ветром".
Последние, самые значительные нововведения в кино связаны с началом широкого использования компьютерной графики. Одним из наиболее передовых в плане тотального использования компьютерной графики оказался фильм "Матрица", и компьютерные эффекты обеспечили фильму огромный успех.
В России кинематограф появился в мае 1896 года.27августа 1919 года Владимир Ильич Ленин от имени Совета народных комиссаров подписал декрет о национализации кинофотопромышленности.
Работая в Государственном архиве Югры, я нашла упоминание о кинофикации в Ханты-Мансийском автономном округе с 1930-х годов. «На общественных началах организовано и работает 32 пионерских кинотеатра. Лучшими пионерскими кинотеатрами являются кинотеатра «Юбилейный» (р.п. Березово), кинотеатр «Художественный» (г. Ханты-Мансийск), к/т ”Октябрь” (г. Сургут) и ряд сельских стационаров, при которых работают пионерские кинотеатры. На общественных началах работают раз в неделю, где все обслуживание ведется самими ребятами».
«Киномеханики принимают активное участие в общественной работе, участвуют в художественной самодеятельности. Из года в год увеличивается фильмофонд. Продвижение кинофильмов всё ещё организовано неудовлетворительно, по вине органов связи несвоевременно доставляются фильмы до киноустановок. По несколько суток задерживаются в почтовых отделениях, например в Игримском почтовом отделении фильмы пролежали 7 дней, адресованные в посёлок Светлый, в результате киноустановка простояла 9 дней, в Березовском почтовом отделении фильмы лежали 8 дней, адресованные в Теги, Ванзетур, Шайтанку. В этих посёлках население 8 дней не смотрело кино. В Сартынье почтовое отделение не работало 20-25 дней, фильмы от киноустановок не принимало. В результате эксплуатация фильма на экране составляет по округу 8-9 дней, остальное время находятся в пути или лежат в почтовых отделениях».(2)Привожу некоторые выдержки из отчетов киномехаников: «У нас много проводится тематических показов, лекций кинолекторий, но у нас очень плохой учет. Все проделанные работы должны присылаться в окружной отдел кинофикаций. Проведения зрительских конференций должно быть не меньше 2 – 3 раз в месяц. По иностранным фильмам должны проводиться конференции. Должны объяснять образ жизни за границей. Работы по уголкам кинозрителя нет даже в городах. Ежемесячно давать информацию о проведении политических мероприятий. Если киномеханик не будет проводить зрительские конференции, то будет лишен премии. Когда приходит новый фильм, киномеханик должен обратиться к секретарю парторганизации для организации просмотра. Плохо ведется работа со зрителями, поэтому некоторые фильмы просматриваются населением 10 – 12%. Без парторганизации не выпускать на экран фильм».
Кино в советское время стало для нашего отдаленного села важнейшей частью деревенского быта. Новые фильмы просматривала значительная часть населения. Многие жители приходили повторно на просмотр понравившихся сеансов. Жители Саранпауля любили кино, знали лучших советских киноактеров. Огромным интересом пользовались у населения специальные детские фильмы, которые смотрелись не только детьми, но и родителями. Содержание просмотренных кинофильмов, так же как и хороших книг, пересказывались жителями. Особенно велико влияние кино было на сельскую молодежь. Идеи фильма, поступки и чувства героев живо воспринимались и переживались зрителями. Кино в огромной степени влияло на формирование морального облика молодежи, прививало ей новые взгляды, патриотические чувства, побуждало к подражанию героям фильма, воспитывало новые художественные вкусы.
В архиве мы нашли отчет киномеханика Саранпауля за 1969 год.
Рабочие дни Сеансы Зрители
план факт.план факт. план факт.
288 279 432 420 11000 12649(4)
Я решила узнать, помнят ли сегодня наши жители про кино. Опросили 12 человек, возрастной состав которых от 47 до 81 года. Из них 6 человек проживают в селе Саранпауль и 6 человек в деревне Щекурья. Все опрашиваемые восхищаются эпохой кино, они являлись активными и постоянными зрителями кинофильмов. Очень нравились фильмы на военную тематику, например: “Повесть о настоящем человеке”, “17 мгновений весны”, “Неуловимые мстители”, «Дети партизана». Сильное впечатление произвели на них следующие фильмы: “Весна на Заречной улице”, “Тимур и его команда”, “Свадьба в малиновке”, «Свинарка и пастух», «Петр Первый», «Розыгрыш». Также они вспомнили количество мест в кинозале Саранпауля и Щекурьи, начало детских и взрослых сеансов, стоимость билетов. По их утверждению зрительский зал перед сеансом всегда был заполнен, и во время просмотра было не прилично щелкать даже кедровые орехи, не говоря уже о других продуктах питания. На фильмы иногда приходили подвыпившие, но они сидели тихо.
В Щекурье ежедневно показывали кинофильмы, на детский сеанс билет стоил 5 копеек, на взрослый сеанс – 20 копеек. Начало детского сеанса в 19 часов, взрослого сеанса - в 21час. На сеансы очень часто приходили даже жители Саранпауля. Кинофильмы демонстрировали всегда, несмотря даже на распутицу.
И почти тридцать лет отработал киномехаником в деревне Щекурья мой дедушка Филиппов Фёдор Сергеевич.
Дедушка родился 22 сентября 1941 года в селе Саранпауль в семье Филипповых Сергея Ивановича и Елены Моисеевны. Образование у дедушки было 8 классов. В 1965 году окончил школу рабочей молодежи № 16 города Тюмень. В 1968 году поехал обучаться в город Ханты-Мансийск на киномеханика. 1968 год 01 декабря – принят мотористом Пунгинской киноустановки; 1969 год 13 августа переведен киномехаником Саранпаульской киноустановки; 18 августа 1969 год – переведен киномехаником Щекурьинской киноустановки. В июле 1972 года Федор Сергеевич женился на Сайнаховой Софье Ивановне. Они вырастили пятерых детей, четверых сыновей – Олега, Сергея, Ивана, Александра и дочь Елену. Сейчас семья Филипповых большая - уже 11 внуков и два правнука.
Дедушка был хорошим киномехаником. Он был технически грамотным: при старой, доцифровой технологии нужно было тщательно синхронизировать звук с изображением и внимательно следить за плёнкой в проекторах, чтобы, как только она закончится в одном, тут же запустить второй, а потом и третий. Весь фильм состоял из трёх бобин киноленты, и нужно было постараться, чтобы зрители не заметили перехода с одной части на другую. Каждый раз после показа фильма нужно было вручную перемотать кинопленку назад. Как мне рассказывали жители Щекурьи, дедушка всегда заранее приходил на работу, аккуратно и ответственно относился к кинооборудованию, вовремя открывал зал, был всегда доброжелательным. Фёдор Сергеевич 4 февраля 1998 года был уволен в связи с уходом на пенсию по возрасту. В 1996 году награжден знаком «Почётный кинематографист России» Комитета Российской Федерации по кинематографии. Умер дедушка 14 июня 1999 года.
Мой дедушка очень любил своё кино. Я нашла его киноустановку, на которой тридцать лет он творил самое настоящее волшебство для людей.
Яна Филиппова, с.Саранпауль Берёзовский район, перевод текста на мансийский язык Галины Кондиной