Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Округувт лнэ тил мир!
  • Пенсия урыл потыр лыс
  • М-витув хумус ӯргалавес
  • Лӯимт лнэ мхум халт касыл

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Тл сыс врум рӯпатаныл урыл потыртасыт
  • Мньлат щмьят кол ёвтуӈкве нтвсыт
  • Та тл акв стыра атст хтпа йильпи колн внтласыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мн ялпыӈ хталт мӯйлысӯв
  • Кульпасн мӯйлуӈкве ёхталн
  • Пс йис лупса лаль тотаве
  • нъя пвыл яныгпла хтпа потре
  • Колхоз кӯщаиг св тл рӯпитам йка

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мщтыр пормасыт суссылтавет
  • Ты пс йис м ӯщлахтын мгыс рӯпиты
  • Финно-угор мир хнтхатыглап
  • Тав пс щирыл лы

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Тн щнь лтӈаныл лаль тотыяныл

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Увщииг-щиг

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Нхщамвльт лнэ ги пищма хансыс

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Тав пс щирыл лы
  • Мансийский
  • Русский

Тав пс щирыл лы

Вртур тпост  Шеркалы пвылн ялмум порат соссаӈ мщтыр хтпат халт акв мньлат н лыс. Тав такви нтум пормасанэ тув суссылтаӈкве с тотыгласанэ. Тувыл сустмт, н пс щирыл нтым совъя вй, тучаӈ, хансал нтым пӯтыска ос лпта трыт нх-лватас, пасан тармыл пинсанэ.  Ётылнув тав ётэ вйхатасум ос такви уртыл мощ потрамаӈкве ввыслум.
– Паща лн, ам намум Ольга Ярсомова. Ам Самсоновские нам щнэ стойбищаныл тыг ёхтысум. Тав Нефтеюганский район Салым пвыл пхат лы. Ты йкам тав самын патум мтэ. Млал тав тимыг мтыс.  Ам ань кит пыгагум ёт хультсум, мнкирот врт та лв. Акв пыгум стыт тлэ мощртын твлы, мнь пыгкем ат тлэ. 
Ам амки  Сургутский район Таурово мнь пвылт самын патсум. Школат ханищтахтамум сыс Угут пвылт 
интернатт лсум. Мт 
мн лаль ханищтах-туӈкве нмхотталь ат 
ялсум. 2006 тлт мӯй хтпат нум хйта-лаӈкве мн колувн 
ёхтысыт ос нг та 
тотвсум. Та псыл 
щмьямтыл стойби-щат та лгум. Врт луӈкве нумн са-
ка мӯсты.
– Ос ань ннкирот 
врт луӈкве ат пилэ-гн? Ул сака трвитыӈ,  пвылн минуӈкве ат номсэгн?
– ти, мн тув ханьщувласӯв. Тот сытам м, лылыпе 
сыстам. лпыл нх-квлв, тпъялв, матыр колсори рӯпата врв, вит тотв, тнут пйтв. Кӯр плтын мгыс тӯяг свнув нйив атв. Нврама-гум ёнгасанэтн сыс 
нсхатуӈкве ӯнтыл-матлгум. Мн тыт амки нтум маснутыл масхатым лв. 
Туи порат котыт, ӯйхул совыт тынтлыянум, хариӈ сс оспаӈ ут пйтгум. Пил втнэ пора ёхты, пил в-
туӈкве ялантв. Хӯл с мнки алыщлв, нврамагум няслг. Тн нумн сака ёмщакв нтг, матыр рӯпата 
пуссын аквъёт ври-
лӯв.  
– Кот, сов хотыл выгын?
– йкам лмт св враяс, вруит ктн-паттыглас. Тавныл хультум котыт, совыт ньщгум. Тав щащкваге-паге с-лыт щсг. нумн с слы мӯйлуптлсг. 
Ань нматыр тим, мнки слы янмал-таӈкве ат патсӯв.
Омам Альбина Лазаревна Ярсомова Угут пвылт лы. Тот мхум пс накын ханищтыянэ, акваг матыр нты, 
ври. Тав врт кол, пувлын кол, сӯмъях ньщи. Угутыт омам лнэ кол с ньщи. Ам 17 тлумт хум врсум, 
ос сысы та тотвсум.
– Нврамагын яныг-мг, пвылт луӈкве ат воратг?
– Ты таквсы тай 
Салым пвылн внт-лысӯв. Мн тот квар-тира ньщв. Пыгум 
ань школан минас. 
ты лы-палт пвылн 
ялантлмув порат 
пыгагум акваг лв-
сыг, «тот марщум». 
Амки пвылт луӈ-
кве нмхуньт ат кса-щасум. Врт соссаӈ мхум маснутыл мас-хатгум, нумн ёмас, нмат лль тим. Тох масхатым нумн колсори рӯпата  аквтупмат кӯстырнув вруӈкве, мт матыр-ти тлат вруӈкве с сака мӯсты. Мньтгыл тамле маснутн ханьщувласум. Ань Салымн ёхтгум, тот пвлыӈ мхум ам нупылум хащтлыг та сунсгыт. 
Пыгагум ань тамле 
маснут ньщг, сас нтсагум. Тувыл яныг-маӈкве патсг, тох масхатуӈкве сака ат таӈхг. Лгыл маснут туп масыглг, мт маснут масуӈкве тн ань ат ксащг. Яныгнув 
пыгум ханты лтӈув торгамты, мощ потырты. Мнь пыгум тва лтӈыт торгамты ос потыртаӈкве ат хсы. Ам щнь лтӈум ём-
щакв вглум, школан 
миннэм мус рущ 
лтӈыл ат потыр-
тасум.
– Наӈ ты мащтыр мхум съездын ёхталасын, ты врмалитыл 
маныр лаль ӯргын?
– Ань тамле тлан ам выл щёс вввсум, тыг амки нтум пормасанум тотсанум.  Мт мхум маснутаныл, 
пормасаныл суссанум, 
ёмас ханищтапыт л-
сыт, потрыт хӯнт-лысум. Тувыл хотты 
пормасанум ёв-туӈкве ксащгыт ке, тыналыянум.
 
 Тамле ёмас мньлат 
н ёт та вйхатасум. Тавн ос пыгагн паща лтыӈ ктгум, пустгыл вос лгыт, Нй-тыранылн вос ӯргалавет.
 
Тамара Мерова
 

 

Желание жить по традициям, сохраняя культуру предков

Ольга Ярсомова – молодая и скромная женщина. С ней мы познакомились в августе этого года в селе Шеркалы Октябрьского района на IV Съезде Союза мастеров традиционных народных промыслов коренных народов Югры «Сорни ёш». Она приехала со стойбища Самсоновские Нефтеюганского района, что неподалеку от посёлка Салым.

На съезд мастеров она впервые привезла свои изделия. Ей очень хотелось перенять опыт у народных умельцев. Обращает на себя внимание – вещи изготовлены традиционным способом. Никаких намеков на чужую культуру, яркие краски, что в последнее время стало преобладать в сувенирной продукции обско-угорских народов.  Ольга рассказала о себе:

 - Живу с двумя детьми на стойбище Самсоновские. Это угодья моего мужа.  Я осталась вдовой, и теперь живём одни.  Родилась в деревне Таурово Сургутского района, расположенного недалеко от  поселка Угут. Училась в Угутской школе-интернате.

Вышла замуж в 2006 году. Мы поженились с мужем, как принято, с соблюдением традиционного хантыйского обряда. Муж приехал, сосватал и увез к себе на стойбище. С тех пор и живу там. Жизнь на стойбище идёт как обычно. Старшему сыну Виталию будет 7 лет, он пойдёт в школу. Ярославу, младшему, 5 лет.

- Как проходит у вас обычный день? Наверное, одним жить на стойбище тяжело? Не опасно?

- Нет. Мы уже привыкли. Ежедневные занятия: утром завтракаем, потом уборка, готовим обед, ходим за водой, рубим дрова. В свободное время шью одежду. Обувь, одежда у нас своя, национальная. Летом выделываем шкуры, лапы, заготавливаем краску, кипятим её. А осенью собираем ягоды, дикоросы, зимой – охота, рыбалка. Охочусь на соболя, на белку. Ставим фитили на рыбу, ловим на удочку. Весной заготавливаем дрова на следующую зиму.

-  Где вы берёте камус и шкуры, чтобы шить теплую одежду?

- Мой муж был удачливым охотником, с той поры у меня ещё остались запасы. Он добывал оленей и лосей. Раньше его дедушка и бабушка держали своих оленей, даже у меня был свой оленёнок, а сейчас оленей никто не держит.

Моя мама, Ярсомова Альбина Лазаревна, проживает в поселке Угут, у неё свой дом, занимается декоративно-прикладным творчеством. В районе у хантов, у каждого, имеются угодья, и живут на своих угодьях. У нас избушка примерно 5 на 5, прихожая, кухня отдельно. Гаражи, баня – всё имеется.

Декоративно-прикладным творчеством начала заниматься рано, как себя помню. Плела из бисера украшения на одежду. Самостоятельно стала жить в 17 лет. 

- Сейчас вы не думаете переехать в посёлок?

- Осенью, наверное, будем переезжать в Салым. Старший сын пойдет в школу. В посёлке у нас есть квартира.

После школы я никуда не поступала, у меня неполное среднее образование. Мне всегда хотелось в лес, никогда не думала жить в посёлке. Всегда нравилось что-то делать в лесу, ходить в национальном наряде. Поэтому ушла со школы, хотя мама была против. На стойбище надеваю национальную одежду, мне в нём удобно и комфортно.

В посёлке люди уделяют такому наряду слишком много внимания, а в лесу не могу без своей одежды.  И в работе мне опять-таки удобно и привычно. Как только окончила школу, надела хантыйскую одежду. С тех пор её не снимаю.

- А дети носят традиционную одежду?

- Мальчики и мужчины  реже носят одежду. Зимнюю, например,  тоже не желают одевать, хотя есть всё. Кроме зимней теплой обуви, они не хотят ничего носить. В маленьком возрасте ещё надеть что-нибудь на них можно было.

Язык дети понимать – понимают, старший говорит, а младший уже нет. Когда я пошла в школу, не только не разговаривала на русском языке, не понимала его, а свой родной язык знаю хорошо. У детей нет особого желания изучать хантыйский язык. И в школе не преподают родной язык, школа не имеет статус – национальная. 

Дома дети постоянно помогают мне. Я занимаюсь женской работой, шью, а они потихоньку носят дрова, воду. Всегда говорят: «Мама, мы хотим работать». В посёлке немного жили, они все время твердили: «Что делать, да что делать?» А жизнь в лесу воспитывает по-особенному. Ягоды хорошо умеют собирают. Мы привыкли к другому ритму жизни, к другому укладу. 

- Чего ты ожидаешь от съезда?

- Посмотреть на изделия мастеров, перенять их опыт. Привезла свои изделия: детский зимний халат, воротник к нему из соболиных лапок,  полотно, обувь из ровдуги. Если найдётся покупатель, то продам. На съезде было очень интересно, послушала доклады, участвовала в мастер-классах. Спасибо организаторам.

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 1 (1091)
14.01.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика