- Мансийский
- Русский
Нврамыт ханищтан мньщи хум
Мощртн нврамыт ханищтан хтпат ялпыӈ хталаныл ты ляпами. Мньщи мирув халт св учитель лы. Ам Владимир Савельевич Меров ёт потрамасум, тав Ханты-Мансийск ӯст «Лылыӈ сюм» колт нврамыт ханищтым св тл рӯпиты. Ты мньщи хум пс ргыт, йӣквыт ос сӈквылтан тныт вг. Нн ань тав потре ловиньтэлн.
Учитель из Хошлога
Среди народа манси есть много талантливых и профессиональных учителей. Одним из таких педагогов является Владимир Савельевич Меров. Вот уже много лет он работает в детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм» в Ханты-Мансийске и обучает детей игре на музыкальном инструменте санквылтап, разучивает с ними мансийские танцы, песни, а также преподаёт мансийский язык. Мы встретились с Владимиром Савельевичем накануне Дня учителя, он рассказал о работе, поделился детскими воспоминаниями, а также вспомнил своих учителей и наставников.
– Родился я первого марта 1977 года в посёлке Саранпауль Берёзовского района. Мои родители проживали в деревне Хошлог, там и прошло моё детство. Учился в Саранпаульской школе, жил в интернате. Помню, когда наступали каникулы, отец приезжал за нами на лошади, рассаживал всех на сани, и мы отправлялись домой.
Мой отец Савелий Прокопьевич Меров был родом из Хошлога. Мама Лидия Анатольевна, в девичестве Никитина, приехала из Сартыньи. Родители вырастили девять детей. Старшие Валера, Сергей, сёстры Надя и Света, брат Николай, я, после меня родились двойняшки – Саша и Таисия, а затем младшая сестрёнка Вера. Сегодня Сергея и Саши нет с нами. Отца не стало в 1992 году, тогда мы все ещё были маленькие, мама нас вырастила одна.
После школы я поехал в Ханты-Мансийск и поступил в филиал Нижневартовского педагогического института, где учился с 1996 по 2001 годы. После окончания института работал в Доме народного творчества. Затем меня пригласили в театр Обско-угорских народов «Солнце». С молодыми артистами ханты и манси мы ставили спектакли, разучивали танцы, песни, играли на музыкальных инструментах. Кроме этого, готовил передачи на мансийском языке для окружного радио.
С 2007 года работаю в детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм», куда меня пригласили в качестве преподавателя.
– Владимир Савельевич, Вы обучаете детей родному языку, знаете танцы и песни мансийского народа, играете на санквылтапе. Где Вы учились?
– Я рос в Хошлоге, где все — дедушка, бабушка и родители говорили только на родном языке. В то время нельзя было проводить Медвежьи игрища, поэтому в деревне боялись открыто устраивать такие праздники. Когда добывали медведя, в доме, куда его привозили, старались не шуметь. Тихонько выступали, пели песни, показывали сценки. Дедушка часто надевал маски, выступал перед нами, а также пел песни и танцевал. Всё это я в детстве видел, смотрел, запоминал. Наверно это и была моя первая школа. А потом, когда я учился в школе, в Саранпауль приехал Дмитрий Георгиевич Агеев. По национальности он русский, но так полюбил наш мансийский народ, нашу культуру, обычаи. В посёлке он открыл музыкальную школу, куда приглашал всех неравнодушных манси, и взрослых и детей. Позже создал фольклорный коллектив, назвали его «Салы лёнгх» («Оленьими тропами»). Я тоже стал посещать музыкальную школу, выступал с коллективом. Мы танцевали мансийские танцы, пели, играли на санквылтапе. Несомненно, это была вторая школа, конечно, уже более профессиональная. Дмитрий Георгиевич приглашал пожилых манси, кто знал песни и танцы, владел игрой на музыкальных инструментах, кто умел готовить инструменты. Многие откликались, посещали нашу школу. Там я узнал много нового для себя и еще ближе знакомился с мансийской культурой.
Первые из учеников музыкальной школы были – Александр Вьюткин, я, Федя Хозумов, Георгий Лелятов, Вадим Важенин, Александр Тургачёв, мои брат и сестра – Саша и Таисия, Галина Яптина, Наташа Валей, Маша Мерова, Аня Лелятова. После нас учились в ней Евгения Вьюткина, Елена Фризоргер, Максим и Валера Сайнаховы, Андрей Албин, Андрей Меров и многие другие. В феврале этого года ансамблю «Салы лёнгх» исполнилось 25 лет.
– Что Вы можете сказать о своем учителе Дмитрии Георгиевиче Агееве, который приехал в наш суровый край и остался среди манси?
– Он говорил, что раньше слышал о манси, живущих в Берёзовском районе. Слышал об их уникальной культуре, не похожей на другие, красивом и мелодичном языке, о танцах и музыкальные инструментах. Ему очень хотелось посмотреть на манси, пообщаться с ними. Он планировал просто съездить к ним, приехав в Саранпауль, остался жить там навсегда.
Он застал людей старшего поколения, которые знали мансийские песни, танцы, играли на музыкальных инструментах, успел поработать с ними, набраться опыта. Григорий Николаевич Сайнахов умел изготавливать музыкальные инструменты – нэрнэйив и санквылтап. И, конечно, умел исполнять мелодии.
Знакомство с Григорием Николаевичем Сайнаховым для Дмитрия Георгиевича было большой удачей. Если бы не их встреча, если бы он тогда не посетил Саранпауль, кто знает, была ли сейчас наша школа и фольклорный коллектив. Но он успел, и много сделал для возрождения мансийской культуры. После их знакомства, Дмитрий Георгиевич месяц жил в доме Григория Николаевича в Щекурье. Они много общались. Дмитрий Георгиевич наблюдал за тем, как Григорий Николаевич изготавливает музыкальный инструмент, как играет на санквылтапе и нэрнэйиве. Он интересовался у Григория Николаевича буквально всем, где он рос, чем занимался в молодости, путешествовал ли где-нибудь. Григорий Николаевич делился воспоминаниями, рассказывал мансийские сказки, легенды. Вместе они играли на музыкальных инструментах.
Позже Дмитрий Георгиевич познакомился ещё с одним знатоком мансийских наигрышей на музыкальном инструменте – Каллистратом Петровичем Лончаковым. Он был из Хошлога. В детстве я даже не знал, что он играет на санквылтапе, знает много мелодий, умеет танцевать. Его никто не просил поиграть, исполнить какую-нибудь мелодию, он и не играл. Каллистрат Петрович жил в деревне, работал плотником. Когда Дмитрий Георгиевич услышал о нём, поспешил познакомиться, подружиться с ним. Каллистрат Петрович долго не хотел разговаривать с Дмитрием Георгиевичем, избегал встречи с ним. Позже, когда он согласился общаться, рассказал одну историю. Когда он был ещё маленьким, в Хошлоге пожилой мужчина-манси, Семён Егорович Овёсов, собрал вокруг себя детей, показал им мансийские музыкальные инструменты и сказал: «Дорогие дети, если не будете изучать свою культуру, свои песни, танцы и играть на музыкальных инструментах, всё исчезнет, забудется. Приедет издалека мужчина другой национальности, выучит все наши мелодии и будет вас обучать. Пока я живой, могу вас обучить играть, учитесь сейчас». Поэтому, когда он услышал, что приехал мужчина издалека, обучает детей играть на санквылтапе, ему стало обидно. Почему мы сами не обучаем своих детей, а посторонний человек взялся за это дело. Слова Семёна Егоровича оказались пророческими. Но Дмитрий Георгиевич ему очень понравился, и он согласился с ним сотрудничать.
Все вместе они – Григорий Николаевич, Каллистрат Петрович и Дмитрий Георгиевич очень много работали, играли на музыкальных инструментах. Дмитрий Георгиевич каждое их движение улавливал, учился у них, смотрел, как они играют, слушал их мелодии. А потом они все вместе занимались с детьми. Я помню, как мы все вместе исполняли какую-нибудь мелодию. Григорий Николаевич и Каллистрат Петрович с улыбкой смотрели на нас, им было радостно, что рядом с ними сидят дети. Они говорили: «Это очень хорошо, что рядом с нами дети, и они учатся у нас. Значит наша культура ещё будет жить, наши мелодии ещё будут звучать на родной земле».
– Вы выросли в традиционной мансийской семье, наверно Вам легко было учиться в музыкальной школе?
– Как и всякий ребёнок, я сначала стеснялся. А потом, когда уже влился в коллектив, стал выступать на сцене, привык, стало легко учиться. Мне было интересно узнавать что-то новое, учиться у старших. Вначале мы смотрели на взрослых, затем повторяли за ними, а потом уже сами пытались играть, танцевать. Ребёнок прежде всего дома слышит родную речь, учит его. Когда он слышит дома сказки, песни, родители ему рассказывают о своей культуре, тогда ему легче жить, картина мира будет понятней.
В центре мы работаем с детьми не только наших коренных народов, но и сдетьми другой национальности. Обучаем их танцам, разучиваем песни, учим играть на музыкальных инструментах. А также дети учат хантыйский и мансийский языки. Учим сказки коренных народов округа, показываем их на сцене.
Для учителей ханты и манси проводят различные олимпиады, конкурсы, а также обучающие семинары. В 2014 году был окружной конкурс, среди учителей я стал победителем. По России во всех регионах проводился подобный конкурс. Победителей из каждого региона приглашали в Москву.
Там мы продолжили свою работу, делились опытом, учились друг у друга. Домой мы вернулись с дипломами.
– Где Вы выступаете со своими учениками?
– В городе мы бываем в разных организациях, показываем свои концертные номера. Во время больших праздников приглашают выступить на центральной площади города. Много ездим по округу, выезжали в Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и другие города. За пределами округа были в Москве, Тюмени, Йошкар-Оле. А также ездили за границу, неоднократно посещали Венгрию и Финляндию, были во Франции и Чехии. Иностранцы, видя нас, очень удивляются. Некоторые даже не слышали, что есть такие народы, как ханты и манси. Через переводчиков интересуются о нас, о нашей культуре, обычаях. Многих завораживает мелодия санквылтапа.
– Владимир Савельевич, приближается День учителя, мы, журналисты мансийской газеты, желаем вам здоровья и творческих успехов! Пусть Ваши Духи-покровители оберегают вас.
– Я хочу обратиться ко всем манси, а также к учителям родного языка. Как говорил житель деревни Хошлог Семён Егорович Овёсов, если не учить язык, наши песни, мелодии и танцы, то всё очень быстро исчезнет. Кто знает свой язык, говорите с детьми, учите их. Вот я с мамой говорю только на родном языке. И вы, дети, сами спрашивайте взрослых, самостоятельно учите свой язык, посещайте кружки, где обучают мансийским танцам, игре на музыкальных инструментах. Ведь всё взаимосвязано – родной язык, сказки, песни, танцы, мелодии и т.д. Начнёшь чем-то одним заниматься, например, танцами, а там и в музыке будешь разбираться, и язык надо будет выучить. Будьте все здоровы! Пусть наш язык живёт долго, ещё много-много лет звучит на нашей древней земле.