Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ёмас скконыт пирмайтавсыт
  • Пенсия урыл мньтгыл вӈкве ри
  • Трпиӈ нтупыл вос тӯщтавн
  • Мв пс йис тгыл лаве
  • Лххал тотнэ мир рӯпатаныл урыл потыртасыт
  • Ӯсувн св учёный хтпат ёхталасыт
  • Пс йис лупса осн-паттаве
  • Турманколт ӯнлын хтпа нтмил ввыс

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Вр ӯргалым тн яныг рӯпата вргыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • 50-тлтыл янытлылӯв!
  • Тн мньхпыл кассыт
  • Св гиӈ мньщи н

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Нврамыт ханищтан мньщи хум
  • Пащалахтгыт ос пӯмащипа лтыӈ ктгыт
  • Щнь лтӈаныл суйтыс
  • М-витув урыл стихыт хансум йка

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Нврамыт ханищтан мньщи хум
  • Мансийский
  • Русский

Нврамыт ханищтан мньщи хум

Мощртн нврамыт ханищтан хтпат ялпыӈ хталаныл ты ляпами. Мньщи мирув халт св учитель лы. Ам Владимир Савельевич Меров ёт потрамасум, тав Ханты-Мансийск ӯст «Лылыӈ сюм» колт нврамыт ханищтым св тл рӯпиты. Ты мньщи хум пс ргыт, йӣквыт ос сӈквылтан тныт вг. Нн ань тав потре ловиньтэлн.

— Ам мньполь тпос выл хталт 1977 тлт Хльӯс район Саранпвылт самын патсум. Школан миннэм мус Хслх пвылт яныгмасум. Саранпвыл школат ханищтахтасум, интернатт лсум. Номилум, каникулыт порат юв тртавв, тяв лувыл ёхты, мнав пуссын тлттыянэ, юв Хслхн та минв.
тям Савелий Прокопьевич Меров, Хслх пвылныл лыс. Омам Лидия Анатольевна, ги парищ наме Никитина, Сортынъя плыл ёхтыс, тот яныгмас. Щар яныг каӈкум Валера, тав юи-плт Щрки, Надя увщим, Света, Коля, ам, тувыл юртыӈ нврамыг — Саша ос Таисия, тн юи-плнт щар мнь йӣгрищув Верав самын патыс. Щркиюв ос Сашав тимыг мтсыг. тяв с 1992 тлт хотталь щалтыс. Мн тнт пуссын иӈ мнит лсув, омавн янмалтавесӯв.
Школа стламум юи-плт ам Ханты-Мансийск ӯсн минасум, педагогический институтт ат тл ханищтахтасум, 1996-2001 тлыт порат. Тнт тыт Дом народного творчества кол лыс, тув патхатасум. Тувыл соссаӈ мир театрын вввсум, тот рӯпитасум. Мирн свсыр спектаклит суссылтасӯв, йӣквсӯв, сӈквылтапыл сӈквылтасӯв. Тот рӯпитамум порат радио колт мньщи передачат врсум, радио хосыт потыртасум.
2007 тлт «Лылыӈ сюм» колт нврамыт мгыс ханищтан тлат вруӈкв патвсыт, ам тыг патхатасум, ань тыхтал мус тыт та рӯпитгум.
— Владимир Савельевич, наӈ нврамыт мньщи лтӈыл ханищтыянын, йӣквыт вгын, сӈквылтаӈкве хсгын. Наӈти хт ханищтахтасын?
— Ам яныгмамум порат Хслхт мир пуссын мньщи лтӈыл потыртасыт. Юн с пам, щащквам, омагум-тягум туп мнти лтӈувтыл потыртасыт. Тнт тӯлыглахтуӈкве сака ат рвыс, мхманув кӯщаитныл пилсыт. Хунь Ӯй ктын-паттгыт, ань пх хтпа ул вос встэ, колнак тӣвырт сытамыг Ӯй йӣквгыт, тӯлыглахтгыт. Тванакт юн пав мнавн йӣквыт суссылтлыс, сснёл масы, мнав пилуптытэ. Ты улпыл ам выл школам лыс — пуссын юн всум, суссум, хӯлыгласум.
Тувыл лаль, хунь школан минасум, Саранпвылн Дмитрий Георгиевич Агеев ёхтыс. Ты рущ йка музыкальный школа пӯнсыс, мньщи мхум, гирищит ос пыгрищит, пуссын акван-атсанэ, «Слы лӈх» фольклорный коллектив врыс. Ам та школан с ялантаӈкве патсум. Сӈквылтаӈкве, йӣквуӈкве ос ргуӈкве ханищтавесӯв. Тӯлыглахтын врмалит яныгхтпанув ёт ханищтасӯв, тн тув Дмитрий Георгиевичин ввиньтлвсыт.
Та школа выл нврамыт мн ты лсӯв — ам, тувыл Александр Вьюткин, Федя Хозумов, Георгий Лелятов, Вадим Важенин, Александр Тургачев, Саша пщим ос Таисия йӣгрищум, Галина Яптина, Наташа Валей, Маша Мерова, Аня Лелятова. Ётылнуве ханищтахтасыт Евгения Вьюткина, Елена Фризоргер, Максим ос Валера Анямовыг, Андрей Албин, Андрей Меров ос мт св нврамыт. Ань пуссын свсыр мт рӯпитв. «Слы лӈх» ансамблюв ань тыхтал мус рӯпиты, ртыӈ свой тпост 25 тлэ твлыс.
— Агеев йка мньщи мхманув палт аман хумус ёхтыс? Лтӈув, рганув татем ханищтасанэ.
— Тав хӯлыстэ, ань Хльӯс районт мньщи мхум лгыт, тнти культура ньщгыт, сӈквылтан тнаныл, йӣкваныл щар мт хурипат. Номсы, мощщан тувле ялы, тув ёхтыс, мньщи мир халт луӈкве тавн пӯмщиг мтыс. Тувыл акваг Саранпвылн та лмыгтас, ань тыхтал мус тот рӯпиты.
Тнт Тирикури йка (Григорий Николаевич Сайнахов) мньщи сӈквылтапыт врыс, нрнэйӣвыт врыс, сӈквылтан тныт сӈквылтаӈкв хсыс. Тав ётэ Дмитрий Григорьевич Агеев св рӯпитас, твныл ты тныт ханищтас. Ты рущ хум тнт ат те ёхтыс, ат те вуйхатас ты врмальн, тнанув хотталь та сймынувыт. Тав хунь Саранпвылн ущ ёхтыс, Тирикури йка колт Сӯкыръя пвылт акв тпос лыс. Аквъёт потрамасг, сунсыс, тав сӈквылтап хумус ври, мансвит сӈквылтап вруӈкве врми, манхурип тныт вг, хумус сӈквылты. Тох ксыӈ хтал лщал-лщал потрамасг, тыхал сӈквылтг, яныгхтпа такви уртыл потырты, хумус яныгмас, лыс, хт яласас.
Тирикури йка Дмитрий Георгиевич ханищтастэ, тав ос мнав ханищтасанэ. Ань тасвит тн ёл-хансым лы, йӣкв, рыг.
Хслх пвылт лум мньщи хум Каллистрат Петрович Лончаков сӈквылтан тн св вс, тав мнав с ханищтастэ. Хунь ам Хслхт яныгмасум, вӈкв ат вслум, насати Каллистрат Петрович сӈквылтаӈкве хсы. Сака св тн сӈквылтаӈкве хсыс, йӣквуӈкве хсыс. Тав нмхотьютн ат китыглавес, такви с нматыр ат лвсас, нас лыс, плотникыг рӯпитас. Тувыл хунь Дмитрий Георгиевич тав вылтытэ хӯлыстэ, тав палтэ юртыг ввхатас.
Каллистрат Петрович хоса ат таӈхыс таве ляпан тртуӈкве. Ётыл тав лвсас, хунь иӈ мньлат лыс, акв яныгхтпав, Семён Егорович Овёсов, Хслх пвыл нврамыт акван-атсанэ, сӈквылтан тныт суссылтас, маныр вс, ханищтасанэ. Тувыл тн нупланыл лвыс: «Ат те патыянын ханищтаӈкве ннти тнанын, мт мныл хотты рущ хум ёхты, ты тныт ханищтыянэ, тувыл ннанн паты ханищтаӈкве. Ам лнэм сыс йӣкванув, мйтанув, тнанув ань ханищтн».
Таимгыс ты, хунь Агеев йка ёхтыс, Калистрат Петрович ат таӈхыс такви тнанэ тавн миӈкве. Хунь тн юрщхатасг, Каллистрат Петрович ты потыр Дмитрий Георгиевичин потыртастэ, номсы, сль, тох та мтыс. Ос мк таи ёмас, тн тра нврамыт ханищтаӈкве вылтасыт. Мн тванакт акв ляпан ӯнтв, Григорий Николаевичин ос Каллистрат Петровичин пӯмыщ, тн ётн мнь нврамыт сӈквылтгыт. Тн лвсасг: «Ты ёмас, ты тнанув лаль мингыт, ат холгыт, вӈкве патавет».
— Наӈ мньщи мир халт яныгмасын, ргын, йӣквнэ колт наӈын, улпыл, кӯпнит ханищтахтуӈкве лыс.
— Ксыӈ нврам хольт влт мощ ссамтасӯв. Тувыл ханищтахтуӈкве вылтахтасӯв, мнавн пӯмыщ патыс. Яныгхтпат ёнггыт, мн тн ляльтаныл сунсв, тн ётаныл с ёнгв. влт нврам юн вос ханищтахты, такви лтӈе юн вос хӯлытэ. Хунь ома-тятн юн номтыл миве, такви культуратэ урыл матыр хӯнтамллы, тнт тавн кӯпнитнув лаль луӈкве, мощ свнув матыр вӈкве паты.
Ань ӯст яныгман соссаӈ нврамыт щнь лтӈаныл ат вганыл, таимгыс тнаныл рущ нврамыт хольт ханищтыянӯв. Мн свсыр национальность гирищит, пыгрищит ёт рӯпитв. рыг-йӣкв коныпал, тн ётаныл мньщи ос ханты лтыӈ ханищтв, мйтыт ловиньтв, тувыл мйтанув суссылтыянӯв.
Тванакт мн мгсылув касылыт врыглавет. 2014 тлт окружной конкурс лыс, соссаӈ мхум халт ам нх-патсум. Тувыл лаль хотьют нх-паты, Москва ӯсн ктаве, ханищтан хтпат халт ос тот касы. Ам тув касуӈкве ялсум, ксыӈ такви рӯпататэ суссылтастэ, тувыл халанувт ханищтахтасӯв.
— Нвраманын ёт нн хталь ввиньтавн?
— Ӯсувт концертыт суссылтлв, тувыл округ янытыл яласв, Тюмень, Йошкар-Ола ос Москва ӯсытн ялсӯв. лы хн мт с лсӯв. Венгрииян, Франциян, Чехиян, Финляндиян ялсӯв. Тванакт мхум китыглахтынныл, мн хотыл ёхтысӯв, тват ат вманыл, ань м тармыл тамле мирыт лнныл. Сунсгыт, мн маснутанув мт хурипат, сӈквылтан тнанув, рганув, йӣкванув с щар мт хурипат, тнанылн пӯмыщ.
— Владимир Савельевич, нн ань, нврамыт ханищтан мхум, ялпыӈ хталын ты ляпамас, ты кастыл нӈын мн янытлылӯв, пустгыл лн, Нй-тыранын вос ӯргалавен!
— Ам ань с Семён Егорович Овёсов хольт лвгум, лтӈув ань ат те ханищтаве, молях сйми, туп нпакт хансым хульты. Мн хунь акваг мньщи лтӈыл потыртв, нлманув ёмщакв лаквгыт. Ат те потыртв, лтӈув ат кос ёрувлахты, тав сымыт хт ӯнлы, тванакт номылматлылӯв. Ам омам ёт туп мньщи лтӈыл потыртгум.
Ань лтыӈ внэ хтпанув олгыт, таяныт ёмас врн, хотьют врми ос хсы ханищтаӈкве, ги-пыг вос ханищты. Тох мн лтӈув мощ лаль тотылӯв. Лтыӈ, мйт, рыг, йӣкв, сӈквылтан тн, та маныр, пуссын акван-лтым лгыт, акволпаг ханищтахтгыт, нас ханищтаӈкв нматыр ат ртми.
Нврамыт ёт рӯпитан мньщи хтпатн пус кт, пус лгыл лвгум. Нн палтын ханищтахтуӈкве тахнэ кркам гирищит ос пыгрищит вос ёхтгыт, вос ликмгыт. Лтӈув хоса вос лы, м янытыл вос суйты.

Учитель из Хошлога

Среди народа манси есть много талантливых и профессиональных учителей. Одним из таких педагогов является Владимир Савельевич Меров. Вот уже много лет он работает в детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм» в Ханты-Мансийске и обучает детей игре на музыкальном инструменте санквылтап, разучивает с ними мансийские танцы, песни, а также преподаёт мансийский язык. Мы встретились с Владимиром Савельевичем накануне Дня учителя, он рассказал о работе, поделился детскими воспоминаниями, а также вспомнил своих учителей и наставников.

– Родился я первого марта 1977 года в посёлке Саранпауль Берёзовского района. Мои родители проживали в деревне Хошлог, там и прошло моё детство. Учился в Саранпаульской школе, жил в интернате. Помню, когда наступали каникулы, отец приезжал за нами на лошади, рассаживал всех на сани, и мы отправлялись домой.

Мой отец Савелий Прокопьевич Меров был родом из Хошлога. Мама Лидия Анатольевна, в девичестве Никитина, приехала из Сартыньи. Родители вырастили девять детей. Старшие Валера, Сергей, сёстры Надя и Света, брат Николай, я, после меня родились двойняшки – Саша и Таисия, а затем младшая сестрёнка Вера. Сегодня Сергея и Саши нет с нами. Отца не стало в 1992 году, тогда мы все ещё были маленькие, мама нас вырастила одна.

После школы я поехал в Ханты-Мансийск и поступил в филиал Нижневартовского педагогического института, где учился с 1996 по 2001 годы. После окончания института работал в Доме народного творчества. Затем меня пригласили в театр Обско-угорских народов «Солнце». С молодыми артистами ханты и манси мы ставили спектакли, разучивали танцы, песни, играли на музыкальных инструментах. Кроме этого, готовил передачи на мансийском языке для окружного радио.

С 2007 года работаю в детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм», куда меня пригласили в качестве преподавателя.

–  Владимир Савельевич, Вы обучаете детей родному языку, знаете танцы и песни мансийского народа, играете на санквылтапе. Где Вы учились?

–  Я рос в Хошлоге, где все — дедушка, бабушка и родители говорили только на родном языке. В то время нельзя было проводить Медвежьи игрища, поэтому в деревне боялись открыто устраивать такие праздники. Когда добывали медведя, в доме, куда его привозили, старались не шуметь. Тихонько выступали, пели песни, показывали сценки. Дедушка часто надевал маски, выступал перед нами, а также пел песни и танцевал. Всё это я в детстве видел, смотрел, запоминал. Наверно это и была моя первая школа. А потом, когда я учился в школе, в Саранпауль приехал Дмитрий Георгиевич Агеев. По национальности он русский, но так полюбил наш мансийский народ, нашу культуру, обычаи. В посёлке он открыл музыкальную школу, куда приглашал всех неравнодушных манси, и взрослых и детей. Позже создал фольклорный коллектив, назвали его «Салы лёнгх» («Оленьими тропами»). Я тоже стал посещать музыкальную школу, выступал с коллективом. Мы танцевали мансийские танцы, пели, играли на санквылтапе. Несомненно, это была вторая школа, конечно, уже более профессиональная. Дмитрий Георгиевич приглашал пожилых манси, кто знал песни и танцы, владел игрой на музыкальных инструментах, кто умел готовить инструменты. Многие откликались, посещали нашу школу. Там я узнал много нового для себя и еще ближе знакомился с мансийской культурой.

Первые из учеников музыкальной школы были – Александр Вьюткин, я, Федя Хозумов, Георгий Лелятов, Вадим Важенин, Александр Тургачёв, мои брат  и сестра – Саша и Таисия, Галина Яптина, Наташа Валей, Маша Мерова, Аня Лелятова. После нас учились в ней Евгения Вьюткина, Елена Фризоргер, Максим и Валера Сайнаховы, Андрей Албин, Андрей Меров и многие другие. В феврале этого года ансамблю «Салы лёнгх» исполнилось 25 лет.

– Что Вы можете сказать о своем учителе Дмитрии Георгиевиче Агееве, который приехал в наш суровый край и остался среди манси?

–  Он говорил, что раньше слышал о манси, живущих в Берёзовском районе. Слышал об их уникальной культуре, не похожей на другие, красивом и мелодичном языке, о танцах и музыкальные инструментах. Ему очень хотелось посмотреть на манси, пообщаться с ними. Он планировал просто съездить к ним, приехав в Саранпауль, остался жить там навсегда.

Он застал людей старшего поколения, которые знали мансийские песни, танцы, играли на музыкальных инструментах, успел поработать с ними, набраться опыта. Григорий Николаевич Сайнахов умел изготавливать музыкальные инструменты – нэрнэйив и санквылтап. И, конечно, умел исполнять мелодии.

Знакомство с Григорием Николаевичем Сайнаховым для Дмитрия Георгиевича было большой удачей. Если бы не их встреча, если бы он тогда не посетил Саранпауль, кто знает, была ли сейчас наша школа и фольклорный коллектив. Но он успел, и много сделал для возрождения мансийской культуры. После их знакомства, Дмитрий Георгиевич месяц жил в доме Григория Николаевича в Щекурье. Они много общались. Дмитрий Георгиевич наблюдал за тем, как Григорий Николаевич изготавливает музыкальный инструмент, как играет на санквылтапе и нэрнэйиве. Он интересовался у Григория Николаевича буквально всем, где он рос, чем занимался в молодости, путешествовал ли где-нибудь. Григорий Николаевич делился воспоминаниями, рассказывал мансийские сказки, легенды. Вместе они играли на музыкальных инструментах.

Позже Дмитрий Георгиевич познакомился ещё с одним знатоком мансийских наигрышей на музыкальном инструменте – Каллистратом Петровичем Лончаковым. Он был из Хошлога. В детстве я даже не знал, что он играет на санквылтапе, знает много мелодий, умеет танцевать. Его никто не просил поиграть, исполнить какую-нибудь мелодию, он и не играл. Каллистрат Петрович жил в деревне, работал плотником. Когда Дмитрий Георгиевич услышал о нём, поспешил познакомиться, подружиться с ним. Каллистрат Петрович долго не хотел разговаривать с Дмитрием Георгиевичем, избегал встречи с ним. Позже, когда он согласился общаться, рассказал одну историю. Когда он был ещё маленьким, в Хошлоге пожилой мужчина-манси, Семён Егорович Овёсов, собрал вокруг себя детей, показал им мансийские музыкальные инструменты и сказал: «Дорогие дети, если не будете изучать свою культуру, свои песни, танцы и играть на музыкальных инструментах, всё исчезнет, забудется. Приедет издалека мужчина другой национальности, выучит все наши мелодии и будет вас обучать. Пока я живой, могу вас обучить играть, учитесь сейчас». Поэтому, когда он услышал, что приехал мужчина издалека, обучает детей играть на санквылтапе, ему стало обидно. Почему мы сами не обучаем своих детей, а посторонний человек взялся за это дело. Слова Семёна Егоровича оказались пророческими. Но Дмитрий Георгиевич ему очень понравился, и он согласился с ним сотрудничать.

Все вместе они – Григорий Николаевич, Каллистрат Петрович и Дмитрий Георгиевич очень много работали, играли на музыкальных инструментах. Дмитрий Георгиевич каждое их движение улавливал, учился у них, смотрел, как они играют, слушал их мелодии. А потом они все вместе занимались с детьми. Я помню, как мы все вместе исполняли какую-нибудь мелодию. Григорий Николаевич и Каллистрат Петрович с улыбкой смотрели на нас, им было радостно, что рядом с ними сидят дети. Они говорили: «Это очень хорошо, что рядом с нами дети, и они учатся у нас. Значит наша культура ещё будет жить, наши мелодии ещё будут звучать на родной земле».

– Вы выросли в традиционной мансийской семье, наверно Вам легко было учиться в музыкальной школе?

– Как и всякий ребёнок, я сначала стеснялся. А потом, когда уже влился в коллектив, стал выступать на сцене, привык, стало легко учиться. Мне было интересно узнавать что-то новое, учиться у старших. Вначале мы смотрели на взрослых, затем повторяли за ними, а потом уже сами пытались играть, танцевать. Ребёнок прежде всего дома слышит родную речь, учит его. Когда он слышит дома сказки, песни, родители ему рассказывают о своей культуре, тогда ему легче жить, картина мира будет понятней.

В центре мы работаем с детьми не только наших коренных народов, но и сдетьми другой национальности. Обучаем их танцам, разучиваем песни, учим играть на музыкальных инструментах. А также дети учат хантыйский и мансийский языки. Учим сказки коренных народов округа, показываем их на сцене.

Для учителей ханты и манси проводят различные олимпиады, конкурсы, а также обучающие семинары. В 2014 году был окружной конкурс, среди учителей я стал победителем. По России во всех регионах проводился подобный конкурс. Победителей из каждого региона приглашали в Москву.

Там мы продолжили свою работу, делились опытом, учились друг у друга. Домой мы вернулись с дипломами.

–  Где Вы выступаете со своими учениками?

–  В городе мы бываем в разных организациях, показываем свои концертные номера. Во время больших праздников приглашают выступить на центральной площади города. Много ездим по округу, выезжали в Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и другие города. За пределами округа были в Москве, Тюмени, Йошкар-Оле. А также ездили за границу, неоднократно посещали Венгрию и Финляндию, были во Франции и Чехии. Иностранцы, видя нас, очень удивляются. Некоторые даже не слышали, что есть такие народы, как ханты и манси. Через переводчиков интересуются о нас, о нашей культуре, обычаях. Многих завораживает мелодия санквылтапа.

– Владимир Савельевич, приближается День учителя, мы, журналисты мансийской газеты, желаем вам здоровья и творческих успехов! Пусть Ваши Духи-покровители оберегают вас.

 – Я хочу обратиться ко всем манси, а также к учителям родного языка. Как говорил житель деревни Хошлог Семён Егорович Овёсов, если не учить язык, наши песни, мелодии и танцы, то всё очень быстро исчезнет. Кто знает свой язык, говорите с детьми, учите их. Вот я с мамой говорю только на родном языке. И вы, дети, сами спрашивайте взрослых, самостоятельно учите свой язык, посещайте кружки, где обучают мансийским танцам, игре на музыкальных инструментах. Ведь всё взаимосвязано – родной язык, сказки, песни, танцы, мелодии и т.д. Начнёшь чем-то одним заниматься, например, танцами, а там и в музыке будешь разбираться, и язык надо будет выучить. Будьте все здоровы! Пусть наш язык живёт долго, ещё много-много лет звучит на нашей древней земле.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 19 (1157)
4.10.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика