Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина ХОЗУМОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Хӯрум щскем потыртасыт
  • Тнут-пормас тыналавес
  • Ёмас нпакыт ловиньтн
  • Свсыр мирыт юртыӈыщ тыт лгыт
  • Мирн вāнэ нкве тыг ёхталас
  • Нпак ловиньтан колыт уральтавет
  • Мāхум типāлаг мӯйлысыт
  • Пс пормасыт суссылтавсыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Хнтаӈ мньщит лув ньщуӈкве таӈхгыт
  • Нуми Трумн ос Нй-тыранувн вос пйкщв
  • Нврамыт ханищтам хум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мщтыр мхум ёт рӯпитан н
  • «Трум Маа» 30 тлэ твлыс

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Удмурт нт тыт мӯйлысыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Нуми Трумн ос Нй-тыранувн вос пйкщв
  • Мансийский
  • Русский

Нуми Трумн ос Нй-тыранувн вос пйкщв

Ты йист лнэ мньщи мхманув тох лвгыт — акв Трмыл лв, рущит ман мньщи хтпат акв Трум ньщв. Ксыӈ хтпа хоты Трумн агтуӈкв кāсащи, вос агты.

Ос мн, мньщи мхум, пс йис тгыл Нуми Трум ньщв, мнти Нй-тыранувн, пупганувн ӯргалавв. Ань хотыл-ти «христианства» тла лаль тотнэ мхум мн лнэ мв янытыл та трамласыт. Мнь пвлыӈ мтт ялпыӈколыт ӯнттгыт, тот лнэ соссаӈ мхум рущ прна пинуӈкв кащилтыяныл. Тāн ты лвгыт, мн рттам пс йисныл рущ Трумн агтв.
Сль тох лыс ман ти, ты урыл мнь таквс тпост Ханты-Мансийск ӯст лум конференцият мхум потыртасыт. Рущ лтӈыл тав тох лввес — «I Шесталовские чтения». Тув св мныл учёный хтпат ёхталасыт. Тн халанылт Евгений Валерьевич Чепкасов лыс. Учёный хум Санкт-Петербург ӯсныл ёхталас. Тав тот с такви доклад-потре ловиньтастэ, потре тох намаим лыс — «История крещения вогул».
Таве хӯнтлуӈкв сака пӯмыщ лыс. Потыртаме юи-плт таве титыгласлӯв, манрыг тав ты урыл пӯмщалахты. Тав ювле лвыс, Юван Шесталов хансум нпаканэ ловиньтаманэ юи-плт тав тра-паттыс — ты хум мньщи мир пс йис накыт сака янытлыянэ, рущ Трумн щар ат агты. Манрыг тох лы, тав наука нпакыт ловиньтаӈкв патыс. Тнт ты диссертациятэ хансыстэ, филологический наукат кандидатыг мтыс. Ань тувыл вим потыр-охсат ты конференцият мирн ты ловиньтасанэ.
 
Пс мхманув йирыг тӯщтум ӯй тлпыл трмыт сартсаныл
 
Ул ксыӈ мньщи колт трмыт («иконат») лсыт. Пс порат тнаныл мхманувн нас майлувсыт. Ань тн тва колытт нуми нормат ньщавет. Тва пвлытт тн тимыг мтум хтпа юн щнэ порат туп тнт ёл-вуйлавет.
Свсыр тлытт мн лнэ мвн учёный хтпат ёхталасыт. Тн пс мхманув урыл маныр хассыт, ань ты урыл ловиньтн. 1898 тлт Константин Носилов, этнограф хум, «У вогулов» такви нпакт тох хансыс: «Сӯма пвылт акв мньщи колн щалтсум. Тот лнэ мхум Микол трум ос пупыг ттапсованыл лы-плт ӣсвеща пламтасыт. Тувыл мнь псыг колн тӯлсаныл, йирыг тӯщтысаныл. влт тнти Нй-тыраныл нупыл пйкщасыт, тувыл Микол трум питьмияге сāлы тлпыл ёмащакв сартсаныл».
Мт учёныит ты урыл с св щёс хансыгласыт. Хоты колн щалтгыт, тот рущ трмыт пуссын тлпыл сартым лсыт. 1889 тлт учёный хум Л.Н. Кориков тох хансыс: «Тн (мньщи мхум) христиан религия магыс матыр вргыт кос, ос тнти Нй-тыранылн, пупганылн сака агтгыт. Ул нмхуньт тн щар мк христианыг ат мтгыт».
Юван Шесталов мн пс врмалянув, пс наканув янытлым лыс. Такви хансум нпакант Нй-тыранув акваг янытлас. Христос йка тав «рущ Трмыг» лвыстэ. 1997 тлт Юван Николаевич тох хансыс: «Мньщи мир Нуми Трмув ос Христос — тн халнт акваг хнтлг. Нмхотьютн нх-патуӈкв ат врми, ранн аквтмыг.»
 
Пс лупсав лаль 
тотнэ урыл
 
 Ты рущ хум Евгений Чепкасов наука-нпаке 2005 тлт вуянтастэ. Тнт тав титыглавес: «Мньщи мирн пс врмаляныл, пс наканыл лаль хумус тотуӈкв ри?»
Хум ювле лвыс, мньщи мирн ань щнь лтӈаныл ӯргалаӈкве ос лаль тотуӈкв ри. Ты щар мк яныг станыл.
Тав щар сль лвыс, щнь лтӈув мантм лы, тнт мн мньщииг лвуӈкв патавв. Мт щирыл те мты, лтыӈ те сйми, тнт мн тил миртв с тах та сйми. Мат палыт мн мньщи лтӈыл потыртаӈкв патв, та мус мн мнти Нуми Трмувн, Нй-тыранувн пйкщв. Тн ты мнав мк ӯргалыяныл.

О взаимоотношении мансийского язычества и христианства

Сегодня многие из представителей коренных народов округа ханты и манси говорят, Бог для всех народов един, и нет разницы — каким богам молиться. У каждого человека есть выбор, он или предпочитает христианство, или продолжает сохранять вековые устои своего малочисленного народа.

Живущие среди других народов в больших населенных пунктах или городах ханты и манси, придерживаются больше христианского верования. Чего не скажешь о жителях, которые живут вдали от цивилизованного общества и продолжают нести дальше духовную культуру своего народа.

Этой осенью в Ханты-Мансийске прошла конференция «I Шесталовские чтения». Интересный доклад на тему «История крещения вогул» о взаимоотношении мансийского язычества с христианством в документально-исторических сведениях и в художественной версии Ю.Н. Шесталова представил учёный из Санкт-Петербурга, кандидат филологических наук, автор многочисленных научных публикаций Евгений Чепкасов. В 2005 году он защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербурге по творчеству Ю.Н. Шесталова, выдающегося мансийского писателя, в основу научной работы была положена его монография «Художественное осмысление шаманства в произведениях Ю.Н. Шесталова».

Тему взаимоотношения мансийского язычества и христианства ученый изучает давно. По его словам, начало документально зафиксированного крещения вогулов датировано 1448 годом, окончание — 1851 годом, когда массово крестили чердынских вогулов.  Крещение вогулов длилось почти четыре века. После этого исследователи получили право писать так, «вогулы все считаются христианами, хотя еще сильно придерживаются языческих суеверий» (Смирнов, 1910); «теперь вогулы считаются христианами, но о христианской религии имеют смутное представление» (Инфантьев, 1912); «вогулы все в тайне такие же идолопоклонники, как и до принятия христианства» (Сорокин,1873).

После крещения вогул появились вогулы-христиане, сохранились вогулы-язычники и возникли реальные двоеверцы. Ученый выявил, как изображены эти три категории вогулов в произведениях Ю.Н. Шесталова. У великого мансийского поэта была своя версия о взаимоотношении мансийского язычества с христианством. «По Шесталову, язычество и христианство взаимовраждебны и абсолютно несовместимы. Не могут они совместиться и внутри одного человека, а потому автор в своем творчестве категорически отрицает факты искреннего двоеверия. Более того, он отрицает факты какого бы то ни было влияния христианства на духовную жизнь манси. Ю.Н. Шесталов утверждает, что вогулы до 1917 года были несомненными язычниками, не принявшими из христианства ничего, кроме русских имен (да и те приняли лишь для того, чтобы замаскировать свои настоящие «большие» имена)».

По словам Евгения Чепкасова, «народ манси в описываемый период времени находился (да и сейчас находится) на грани вымирания или ассимиляции с окружающими народами. Духовная культура — единственное, что позволяет малочисленному народу манси самоидентифироваться, а потому жизненно необходимо, по Шесталову, сохранять ее от посторонних (христианских) религиозных влияний. В реальной жизни такого сохранения не происходило: мансийское язычество размывалось или замещалось христианством, — но в художественном мире Ю.Н. Шесталова мансийское язычество при столкновении с христианством остается в своей древней чистоте, что должно свидетельствовать о жизнеспособности народа манси.»

Нам, ныне живущим представителям народа манси, которые знают свои древнейшие языческие обряды, говорят на своём родном языке и которых осталось менее двух тысяч, следует помнить, делая выбор в своем вероисповедании сегодня, мы определяем не только личную судьбу. От каждого из нас зависит, насколько долго мы сохраним духовную культуру своего народа.

Ведущие традиционный образ жизни манси, а также те, кто проживает в маленьких населенных пунктах, и единицы, кто проживает в городах, древнейшие языческие обряды соблюдают до сих пор. Чем отличается мансийское язычество от христианства? Тем, что в веровании народа манси существует иерархия богов, их много, и у каждого из них свое особое назначение. В христианстве же Бог один, он живой, с ним рядом не может быть других почитаемых личностей. В реальной жизни манси до сих пор приносят жертвоприношения своим языческим богам и духам-покровителям. Поклоняются силам природы. Носят нагрудные украшения в качестве оберега, верят в приметы, т.е. соблюдают то, что много веков назад было заложено в духовную жизнь этого народа, и что категорически отрицает христианство, запрещая обращаться к языческим богам, и для которых язычники — «идолопоклонники».

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 22 (1160)
22.11.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика