- Мансийский
- Русский
Тлпыӈ ннил тыттувсум
Раиса Ивановна Тэвлина – ханты ква. Тав Сургутский районт лы, мтэ Сургут ӯсныл лӯим нупыл титсттем врыстат лы. Врт тав гитэ ос пыганэ ёт слы ӯрим лгыт.
Вспомнить вкус хлеба из детства
Раиса Ивановна Тэвлина по национальности ханты. Ее родовые угодья находятся в Сургутском районе, в двухстах километрах от города Сургут. В лесу с ней живут её дочь и сыновья, помогают пасти оленей.
С ней мы знакомы давно, сразу подружились, но часто видеться нет возможности. Весной этого года мы встретились вновь в Когалыме на оленьих гонках. Раиса Ивановна приехала туда с сыновьями и внуками на машине, оленьи упряжки брать с собой не стали, пожалели животных. Рядом с местом проведения спортивных состязаний они установили чум и угощали всех желающих горячим чаем и ухой. В чуме работала Лена, жена младшего сына Артёма. Когда мы вошли в чум, Раиса Ивановна спросила меня: «Ты будешь лепёшки, испеченные из крови оленя?» Я с удивлением спросила: «А что у вас есть такой хлеб с собой?»
Я, конечно, согласилась, такой традиционный хлеб коренных народов я ела когда-то в далёком детстве. В чуме кроме нас были люди и других национальностей. Надо было видеть их удивлённые лица, когда Раиса Ивановна стала протягивать им эти лепёшки. Но никто не отказался, и все стали потихоньку пробовать этот, на первый взгляд, неприглядный, но очень для нас, коренных народов, вкусный хлеб.
Я попросила пожилую женщину рассказать о реалиях жизни сегодня в лесу, с какими проблемами они сталкиваются, находясь вдали от цивилизации. Вот что она мне рассказала:
- Недавно мне исполнилось семьдесят четыре года. Так и проходит жизнь, с каждым годом становимся все старше. Но я продолжаю сама охотиться, рыбачить. К сожалению, совсем не та молодежь растёт после нас, они не умеют ездить на оленьих упряжках, их больше интересует различная техника. Они даже по лесу ездят только на снегоходах «Буран».
На стойбище я живу со старшей дочерью Леной. Мужа не стало в 2012 году. Лена тоже осталась без мужа. Так и живём вдвоем. Другая дочь - Татьяна, по фамилии мужа она Сайнакова. Работает учителем в школе, обучает детей хантыйскому языку. Часто приглашает меня в школу, записывает меня на диктофон. Затем использует живую хантыйскую речь на своих уроках.
Когда-то нас, детей со стойбищ, обучали в посёлке Старый Тромаган. Посёлок находился в пойменной части, и его постоянно затапливало. Затапливало школу, интернат, где мы жили, поселковый сельсовет. Потом начальство решило, людей надо расселять в другие насёленные пункты. Школу, интернат тоже перевезли. В те годы нам запрещали разговаривать на родном языке, обучали русскому и немецкому. Мой отец воевал в годы Великой Отечественной войны, всю войну прошёл, и мне всегда казалось издевательством то, что нас учат немецкому языку.
Сейчас около меня все дети, две дочери и три сына. Сыновья все ведут традиционный образ жизни, у каждого своё родовое угодье, своё поголовье оленей. Их дети, мои внуки, живут с родителями в лесу. Моих оленей пасёт младший сын Артем. Нам с дочкой самим не справиться.
На моих землях сейчас работают нефтяники. Летом, когда я хожу собирать ягоды, они всегда шутят надо мной, спрашивают, не боюсь ли я ходить одна в лес, ведь в лесу очень много медведей. Я им отвечаю, поймает, так поймает, значит так надо. Он сын нашего божества.
Раиса Ивановна – очень хороший человек и интересный собеседник. На будущий год ей исполнится семьдесят пять лет. Так и продолжает жить в лесу, говорит, жить в посёлке она не сможет. Как говорит она сама, родовые угодья и лес, это смысл всей её жизни.
Валентина Узель