Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Округ наме пнтуӈкв тахвес
  • Скконыт лумхлас мгсыл вос рӯпитасыт
  • Кинат урыл потрыт ловиньтавсыт
  • Нврам янмалтым роттыг лн
  • Рӯпатаныл мӯсхалыг врияныл
  • Йӣвыт ӯнттувсыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Ёмас тлат вргыт
  • Лпкат тыналан вина уральтаӈкве патаве
  • «Югория» нампа компания нтмил ври
  • Лккарыт акван- атхатыгласыт
  • рнэ врмалит

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Кимкъясӯй пвылт лнэ щмья
  • Тныт сӈквылтам хтпав кстувес
  • Полноват пвылт самын патум ква
  • Хӯл щпитан кол
  • Свсыр ӯйхулыт ос лӯптат ханищтыяныл
  • Тлпыӈ ннил тыттувсум
  • Мансвит хӯл пувуӈкве рви

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мӯй мхум ращ втат ӯнлахлуӈкве ввыглавсыт
  • Финно-угор рӯт мхманув палт хотьют ялы

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Иврит лтыӈ янытлавес

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Савалап нврамыт янмалтан щмьят кассыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)

Вы здесь

Главная » Тлпыӈ ннил тыттувсум
  • Мансийский
  • Русский

Тлпыӈ ннил тыттувсум

Раиса Ивановна Тэвлина – ханты ква. Тав Сургутский районт лы, мтэ Сургут ӯсныл лӯим нупыл титсттем врыстат лы. Врт тав гитэ ос пыганэ ёт слы ӯрим лгыт.

Таве ам хосат тгыл вглум, ловмантем тл юртыӈыщ лымн. Ты тл мн Когалым ӯст хнтхатыгласмн, тот слыӈ мхум акван-атхатыгласыт, халанылт кассыт. 
Раиса Ивановна колтглэ ёт тув мшинал ёхталасыт. Слыяныл ёт ат вуйласаныл. Нас рнкол тӯщталасыт, мӯйлын мхум тот щил айтсаныл, хӯл исмитыл ос хӯлыл тыттысаныл. Тав нумн тра рнколн щалтуӈкв ввыстэ, тот Лена мане, Артем пыге ква, рӯпитас. Кӯр плтыглас, тнут пй-тыс. Ам с тра щил пинвсум. Тувыл Раиса Ивановна нумн лви: «Тлпыӈ ннь тгын?» Ам таве титыглылум: «Нн тамле ннь ёт ньщегн?»
Тувыл тлпыӈ ннил та майвсум. Ам мнь порат тамле ннь тщиньтасум. Рущит рнколт с лсыт, Раиса Ивановнан тн пуссын ннил с майвсыт. Тн влт мощ  хот-рохтым суссыт, тувыл пӯмщалахтуӈкв ос твтащлахтуӈкв та патсыт.
Ам ты ква титыгласлум, тн врт хумус ань лгыт, матыр врмаль ньщгыт ман ти. Тав тох потыртас:
– Ам нёлст нупыл нила тлум твлыс, яныгплаг акваг та мтгум. Ам амти врагум, хӯл алыщлгум. Ань мньлат мхманув слыл яласаӈкв щар ат таӈхгыт, пуссын «Бураныл» яласгыт. Мн лнэ мвт нефтя-ник-мхум рӯпитгыт. Мн Лена яныг гим ёт врт лымн. йкам 2012 тлт тимыг мтыс, щаквыт порсыс. Яныг гим йкатэ с тим. Ань аквъёт та лымн.
Таня мт гим, тав парищ наме Сайнакова, нврамыт ханты лтӈыл потыртаӈкве школат ханищтыянэ. нум матыр нтункве акваг тув ввыглытэ. Ам школан ёхтгум, ӯнттытэ, ищхӣпыӈ утыл мивем, потранум тув та хансыянэ. 
Мн ханищтахтамув порат школав Старый Тромаган пвылт лыс, та пвыл хосат тим. Яныг вит порат пвлув витн акваг марлвес. Пвлыӈ мхум коланыл ёт свсыр мт пвлытн внтлуптавсыт. Ин-тернат, школа ос мир-кол пуссын лкква-тотвсыт. Мнти ханты лтӈыл потыртаӈкв щар ат тртвесӯв, рущ ос немец лтыӈ ханищтасӯв. Мн тяв хнтлуӈкв тотыглавес, ам лвыгласум – тям немец мхум ёт хнтлуме мгыс, улпыл таимгыс ам тн лтӈаныл ханищтылум. 
Ань ам ляпамт хӯрум пыганум лгыт, ксыӈ такви нас м ньщи, тнти слыяныл ӯргыт. Мнь пыгум Артем тав ам слыянум ньщиянэ. Мн тит н хтпаг лымн, мощ трвитыӈ. Ты пыгум нумн сака нты. 
Туи порат амттем пил втуӈкв ялантлгум, нефтяник-йкат нум ксалыяныл, титыглахтгыт – амттем врн ялуӈкв ат пилгум? Ам ювле лвгум, манрыг пилуӈкв, вртлнут –ты мн Пуппщитв. Матаре ам ётум те ври, та ври. Щранка ёт ньщгум, ращ плтгум, амтирот та мыгтгум, пил та втащлгум.
Раиса Ивановна – сака ёмас, сымыӈ хтпа. Мтыт тл нёлст нупыл ат тлэ тах твлы. Таквирот врт луӈкв ханьщувлас, лвыс, пвылт ман ӯст луӈкв щар ат врми. Тва порат таве номылматлылум, номтум татем ёмас. Свнув тамле хтпа мн халувт вос лнув.
 
Валентина Васильева
хансыс ос хури врыс.

Вспомнить вкус хлеба из детства

Раиса Ивановна Тэвлина по национальности ханты. Ее родовые угодья находятся в Сургутском районе, в двухстах километрах от города Сургут. В лесу с ней живут её дочь и сыновья, помогают пасти оленей.

С ней мы знакомы давно, сразу подружились, но часто видеться нет возможности. Весной этого года мы встретились вновь в Когалыме на оленьих гонках. Раиса Ивановна приехала туда с сыновьями и внуками на машине, оленьи упряжки брать с собой не стали, пожалели животных. Рядом с местом проведения спортивных состязаний они установили чум и угощали всех желающих горячим чаем и ухой. В чуме работала Лена, жена младшего сына Артёма. Когда мы вошли в чум, Раиса Ивановна спросила меня: «Ты будешь лепёшки, испеченные из крови оленя?» Я с удивлением спросила: «А что у вас есть такой хлеб с собой?»

Я, конечно, согласилась, такой традиционный хлеб коренных народов я ела когда-то в далёком детстве. В чуме кроме нас были люди и других национальностей. Надо было видеть их удивлённые лица, когда Раиса Ивановна стала протягивать им эти лепёшки. Но никто не отказался, и все стали потихоньку пробовать этот, на первый взгляд, неприглядный, но очень для нас, коренных народов, вкусный хлеб.

Я попросила пожилую женщину рассказать о реалиях жизни сегодня в лесу, с какими проблемами они сталкиваются, находясь вдали от цивилизации. Вот что она мне рассказала:

- Недавно мне исполнилось семьдесят четыре года. Так и проходит жизнь, с каждым годом становимся все старше. Но я продолжаю сама охотиться, рыбачить. К сожалению, совсем не та молодежь растёт после нас, они не умеют ездить на оленьих упряжках, их больше интересует различная техника. Они даже по лесу ездят только на снегоходах «Буран».

На стойбище я живу со старшей дочерью Леной. Мужа не стало в 2012 году. Лена тоже осталась без мужа. Так и живём вдвоем. Другая дочь - Татьяна, по фамилии мужа она Сайнакова. Работает учителем в школе, обучает детей хантыйскому языку. Часто приглашает меня в школу, записывает меня на диктофон. Затем использует живую хантыйскую речь на своих уроках.

Когда-то нас, детей со стойбищ, обучали в посёлке Старый Тромаган. Посёлок находился в пойменной части, и его постоянно затапливало. Затапливало школу, интернат, где мы жили, поселковый сельсовет. Потом начальство решило, людей надо расселять в другие насёленные пункты. Школу, интернат тоже перевезли. В те годы нам запрещали разговаривать на родном языке, обучали русскому и немецкому. Мой отец воевал в годы Великой Отечественной войны, всю войну прошёл, и мне всегда казалось издевательством то, что нас учат немецкому языку.

Сейчас около меня все дети, две дочери и три сына. Сыновья все ведут традиционный образ жизни, у каждого своё родовое угодье, своё поголовье оленей. Их дети, мои внуки, живут с родителями в лесу. Моих оленей пасёт младший сын Артем. Нам с дочкой самим не справиться.

На моих землях сейчас работают нефтяники. Летом, когда я хожу собирать ягоды, они всегда шутят надо мной, спрашивают, не боюсь ли я ходить одна в лес, ведь в лесу очень много медведей. Я им отвечаю, поймает, так поймает, значит так надо. Он сын нашего божества.

Раиса Ивановна – очень хороший человек и интересный собеседник. На будущий год ей исполнится семьдесят пять лет. Так и продолжает жить в лесу, говорит, жить в посёлке она не сможет. Как говорит она сама, родовые угодья и лес,  это смысл всей её жизни.

Валентина Узель

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 10 (1124)
25.05.2016

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика