Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Св гит ос пыгыт лаль ханищтахтуӈкве патгыт
  • М-вит ӯргалан мгыс св рӯпата враве
  • Врув ёмащакв ӯргалаве
  • Сосса нврамыт йильпи маснутыл ос мӯйлупсал ёвтавет
  • Сӈквылтапыл сӈквылтаӈкве ханищтавсыт
  • Морах трсыт мāн ӯнттувсыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Вруит уральтым ньщавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Пуксиков рӯт урыл потыр

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Кркам мхум маттем та мщтырласыт
  • Пс порат ньщим сагыт урыл

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Сакв  втат ӯнлын ялпыӈкол
  • Тк пāвылныл лум учёный хтпа

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • «Ворщик хтал» янытлавес

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Пс порат ньщим сагыт урыл
  • Мансийский
  • Русский

Пс порат ньщим сагыт урыл

Ань мньлат хтпат пс порат лум накыт тра-паттуӈкве тахмагыт ке, тн ханищтапыт врыглгыт. Яныгплаг лнэ хтпанув тн ётаныл ос ищхӣпыӈ ут хосыт потыртаӈкве ханищтахтасыт. 

Млалнув «Трум Маа» нампа музейт рӯпитан н Дарья Кунина ханищтап врыглас, тувыл сосса мхманув саг сагнэ тлат урыл потыртаӈкве ввыг­ллсанэ. Тнт округувныл свсыр ӯсытт, районытт лнэ сосса мхманув ос Ямал мныл ты ханищтап с суссыт. 

выл лтыӈ история наукат кандидатыг лнэ нн Татьяна Александро­вна Молданован лвыс. Тав лумхлас танэ урыл ос хумус пс порат сагыт вāрвсыт, пуссын ты тлат ханищтасанэ ос мнавн потыртас. 

Пс мхманув лвыг­ласыт, лумхлас танэт ре лы. Мньщи ос ханты мхманув пс йис тгыл тамле нак щсыт, самын патум нврам пуӈке мохлаве, та юи-плт Нй-тыранн ӯрга­лым нь­щуӈкве патаве тах. Мт пс нак врнныл порат лумхлас танэ щирыл хотталь щалтум хтпатн матыр хӯл­туӈкве врму­вес.  

Мньщит ос хантыт пуӈканыл ос таныл ӯргаллнэ мгыс сагыл сагыглавсыт. Ты ти нас сагыг, влт тыт котл­ныл киттыг тāрамтыя­ныл, тувыл саг квлгыг сагавег, рущ щирыл тн «на­ко­сникыг» лвавет. Тув свсыр кр лквыт тагатавет, тох лумхлас ёмщакв ӯргалаӈкве патаве. Манасвит кр лкв вāри, та щирыл тав та ӯргалаве. 

Татьяна Александро­вна хантыт ос мньщит манхурип саг щсыт, аквхурипаг сусхатасыт манос ти, та урыл акв-кит лтыӈ лвыс. Сосса мхманув саганыл хӯрум щирыл лкква-уртвсыт, рущ щирыл лвуӈкве ке, тыи: южный, восточный ос северный. 

Тнаныл хӯлтыглан порат сыре-сыр хурил суссылтавесӯв. Мт хн мт мт мирыт та­ныл хумус сагим щсаныл, таит с тра-паттысанӯв. Индият ос Казахста­ныт лнэ мирыт с тамле хурип саг щмыт.

Свсыр музеитт ман­хурип сагыт акван-атым лгыт, Дарья Кунина та урыл с потыр­тас. Учё­ны­ит урыл тав тох лāвыс. Сагыт урыл Н.В. Лукина, Е.Г. Фёдорова, А.А. Богор­даева, С.А. Попова потрыт хассыт. 

Надежда Лукина не­мецкий лтӈыл хансым нпак рущ лтӈыл толма­щластэ. Ювле хультум кит нотыт тра-паттум врмалит А. Алквист, У. Сирелиус, А. Каннисто, финн учёныит, тот хансы­гла­сыт. Ань хт-ти му­зеитт акван-атым сагыт пуссын нпакн пс­лув­сыт ос мн тнаныл ищ­хӣпыӈ утыт хнтуӈкве вр­миянӯв. 

Дарья Кунина Ханты-Мансийск ӯст лнэ мщ­тыр ква Мария Серге­евна Мерова ёт мньщи сагыт урыл китыгламе. М.С. Мерова тавн по­тыр­тас: 

– Ам мнь тгыл омамн танум акваг сагыл саг­всыт. Кит-хӯрум хтал мины, танув трамтыя­нув, пуӈканув ловтыянӯв ста саг сагв. Юрт гири­щит увщиянылн таныл сагвсыт, тванакт мнки халанувт с сагыгласӯв. мам с саг ньщис. 

Ам хум врмум порат пс сагыг нумн мӯйлупта­саге. Таи сль, та сагыг акв ӯст суссылтан порат хот-тӯлмантавесыг. Мн омамнтыл ты сагыг тям номылматан мгыс щ­саг­мн, ты тав хультуп­там сагыг.  Омам сагыг  нас туп лкква-трамтāлсаге, хащ­лум пс тр лмтыл йильпи тр лмтыл вры­г­ласаге ос пс щлыголн кранэ ювле тув врсанэ.

Ханты сагыт урыл Ямал мныл лнэ нг потыртасг. Ханты-Мужи пвылт лнэ «Живун» нампа музейт рӯпитан н Алла Васильевна Конева ты урыл потыртас, тн музеянылт атхуйплов с­вит сагыт акван-атымат, тн хотьютн ос хумус вр­всыт, манарыл хорамта­всыт, таи суссылтас. 

Мария Иосифовна Куртямова такви щмья­тт щнэ пс сагыг сус­сылтаӈкве тотыгласаге. Ты сагыг XIX нотыт ври­маг, свсыр пс крыл тагатым лг. Сагыг вскалан по­рат трвитн 20 килаг лыс.

Тамле пӯмащ врма­лит ищхӣпыӈ ут хосыт та суссӯв. Тох мньлат гит-пыгыт свсыр тлат пӯмщалым матыр-ти вӈкве с патсыт. 

Яныг­плаг лнэ хт­панув пс накыт номим мнавн по­тыртасыт. 

Юи-выл хультум т­лытыт мхум пс сагыл аквтох св пӯмщалахт­гыт. Ханты-Мансийск ӯст лнэ мньлат мхум М.С. Мерова палт матыр китыглаӈкве ёхталгыт, тн саг сагнэ тла кинан пслыяныл. 

Ты коныпал Хāльӯс район сунтыт «Мнь Ӯскве» этностойбищат пс тгыл лум ёнгила­ныл мгыс гирищит ос пыгрищит саг сагуӈкве ханищтасанэ. Тувыл Белоярский ӯст лнэ ханты н И.К. Фирсова ищ­хӣпыӈ ут хосыт с ханищтап врыглы.

Тамара МЕРОВА
 

Как в старину косу плели и украшали

Сейчас в век научного прогресса молодым научным работникам, аспирантам стало проще получить и исследовать какую-нибудь тему, достаточно подключившись в онлайн формат. Недавно в таком формате при этнографическом музее «Торум Маа» в Ханты-Мансийске состоялись этнографические посиделки по теме: «Накосные украшения в традиционной культуре обских угров».

На научно-творческую площадку собрались люди с городских и районных муниципальных образований автономного округа, также подключились гости с соседнего региона ЯНАО. Участники встречи узнали и услышали много интересного о накосниках, ложных косах, косоплёток и затылочных украшениях в традиционной культуре обских угров.

О разнообразии форм и характере оформлений накосников, и волосах в целом, нас ознакомила кандидат исторических наук Татьяна Александровна Молданова. По материалам исследований обские угры считают, что в волосах и косах содержится жизненная сила, а различные украшения несли защитную функцию. Во-вторых, волосы имели сакральную связь с неким божеством, духом-покровителем (после появления на свет ребёнку делали обряд «мохлыл»- «узел»), и в-третьих, волосы могли поддерживать связь живых с умершими (тоже проводили обряд).

Чтобы уберечь голову и волосы, предки охраняли их металлическими украшениями. Считалось, что чем больше металла в накосниках, тем больше они охранялись. Далее Татьяна Молданова сказала, что накосные украшения выделяются по трём ареалам бытования: южный, восточный и северный и показала некоторые их различия и сходства, сообщила о происхождении традиции ношения ложных кос.

Затем свой доклад «Накосные украшения в этнографическом изучении и в фондовых коллекциях музеев» представила сотрудник музея и организатор встречи Дарья Борисовна Кунина. Она ознакомила всех с материалами учёных, которые занимались исследованием данной темы, и рассказала о музейных коллекциях.    

В Ханты-Мансийске об изготовлении старинных кос молодёжь интересуются у Марии Сергеевны Меровой, некоторые уроки были записаны на видео. Также в Ясунте в этностойбище «Мань Ускве» она проводит ребятишкам мастер-классы по изготовлению мансийских накосников. Юношам они особо нужны во время проведения игры «Время поющих стрел». Ведь воин с косами владеет силой, он защищён.

Мария Сергеевна, вспоминая свою юность, говорит, уже в 13-14 лет в волосы ей мама вплетала накосники. В них ходили 2-3 дня, потом волосы расплетали, расчёсывали, мыли при необходимости, и снова заплетали. Подросшие девочки сами друг другу могли заплетать, кому-то мамы заплетали. Когда Мария выходила замуж, то её мама подарила ей свои старинные накосники, которые достались по наследству от семьи мужа, то есть папы Марии. Она бережно хранила эту вещь, её мама лишь перед свадьбой отреставрировала их, заменила старые лоскутки сукна на новые, но оставила старинные металлические кольца, браслеты. К сожалению, на одной из выставок эти косы украли.

Очень богатую и уникальную коллекцию показали коллеги из природно-этнографического парка «Живун» деревни Ханты-Мужи, который находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Алла Васильевна Конева рассказала о происхождении каждого накосника, здесь были и старинные косы, и новые, изготовленные в наше время. Конечно же, они все отличались и материалом, цветовой гаммой и оформлением. Мария Иосифовна Куртямова принесла показать косы, передаваемые в их семье по наследству. Они были изготовлены в конце XIX века, и за счёт металлических украшений весили около 20 килограмм.

Так на площадке этнографической встречи молодые этнографы, научные сотрудники пополнили свои знания о такой значимой ценной вещи, бытовавшей в прошлом у обских угров. Возможно, несколько преобразовав накосники в более современный вид, нам важно оставить в них и древний компонент, а именно, наполнение металлическими изделиями, сочетание цветов и размеров изделия.

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 11 (1245)
9.06.2021

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика