- Мансийский
- Русский
Пс порат ньщим сагыт урыл
Ань мньлат хтпат пс порат лум накыт тра-паттуӈкве тахмагыт ке, тн ханищтапыт врыглгыт. Яныгплаг лнэ хтпанув тн ётаныл ос ищхӣпыӈ ут хосыт потыртаӈкве ханищтахтасыт.
Млалнув «Трум Маа» нампа музейт рӯпитан н Дарья Кунина ханищтап врыглас, тувыл сосса мхманув саг сагнэ тлат урыл потыртаӈкве ввыгллсанэ. Тнт округувныл свсыр ӯсытт, районытт лнэ сосса мхманув ос Ямал мныл ты ханищтап с суссыт.
выл лтыӈ история наукат кандидатыг лнэ нн Татьяна Александровна Молданован лвыс. Тав лумхлас танэ урыл ос хумус пс порат сагыт вāрвсыт, пуссын ты тлат ханищтасанэ ос мнавн потыртас.
Пс мхманув лвыгласыт, лумхлас танэт ре лы. Мньщи ос ханты мхманув пс йис тгыл тамле нак щсыт, самын патум нврам пуӈке мохлаве, та юи-плт Нй-тыранн ӯргалым ньщуӈкве патаве тах. Мт пс нак врнныл порат лумхлас танэ щирыл хотталь щалтум хтпатн матыр хӯлтуӈкве врмувес.
Мньщит ос хантыт пуӈканыл ос таныл ӯргаллнэ мгыс сагыл сагыглавсыт. Ты ти нас сагыг, влт тыт котлныл киттыг тāрамтыяныл, тувыл саг квлгыг сагавег, рущ щирыл тн «накосникыг» лвавет. Тув свсыр кр лквыт тагатавет, тох лумхлас ёмщакв ӯргалаӈкве патаве. Манасвит кр лкв вāри, та щирыл тав та ӯргалаве.
Татьяна Александровна хантыт ос мньщит манхурип саг щсыт, аквхурипаг сусхатасыт манос ти, та урыл акв-кит лтыӈ лвыс. Сосса мхманув саганыл хӯрум щирыл лкква-уртвсыт, рущ щирыл лвуӈкве ке, тыи: южный, восточный ос северный.
Тнаныл хӯлтыглан порат сыре-сыр хурил суссылтавесӯв. Мт хн мт мт мирыт таныл хумус сагим щсаныл, таит с тра-паттысанӯв. Индият ос Казахстаныт лнэ мирыт с тамле хурип саг щмыт.
Свсыр музеитт манхурип сагыт акван-атым лгыт, Дарья Кунина та урыл с потыртас. Учёныит урыл тав тох лāвыс. Сагыт урыл Н.В. Лукина, Е.Г. Фёдорова, А.А. Богордаева, С.А. Попова потрыт хассыт.
Надежда Лукина немецкий лтӈыл хансым нпак рущ лтӈыл толмащластэ. Ювле хультум кит нотыт тра-паттум врмалит А. Алквист, У. Сирелиус, А. Каннисто, финн учёныит, тот хансыгласыт. Ань хт-ти музеитт акван-атым сагыт пуссын нпакн пслувсыт ос мн тнаныл ищхӣпыӈ утыт хнтуӈкве врмиянӯв.
Дарья Кунина Ханты-Мансийск ӯст лнэ мщтыр ква Мария Сергеевна Мерова ёт мньщи сагыт урыл китыгламе. М.С. Мерова тавн потыртас:
– Ам мнь тгыл омамн танум акваг сагыл сагвсыт. Кит-хӯрум хтал мины, танув трамтыянув, пуӈканув ловтыянӯв ста саг сагв. Юрт гирищит увщиянылн таныл сагвсыт, тванакт мнки халанувт с сагыгласӯв. мам с саг ньщис.
Ам хум врмум порат пс сагыг нумн мӯйлуптасаге. Таи сль, та сагыг акв ӯст суссылтан порат хот-тӯлмантавесыг. Мн омамнтыл ты сагыг тям номылматан мгыс щсагмн, ты тав хультуптам сагыг. Омам сагыг нас туп лкква-трамтāлсаге, хащлум пс тр лмтыл йильпи тр лмтыл врыгласаге ос пс щлыголн кранэ ювле тув врсанэ.
Ханты сагыт урыл Ямал мныл лнэ нг потыртасг. Ханты-Мужи пвылт лнэ «Живун» нампа музейт рӯпитан н Алла Васильевна Конева ты урыл потыртас, тн музеянылт атхуйплов свит сагыт акван-атымат, тн хотьютн ос хумус врвсыт, манарыл хорамтавсыт, таи суссылтас.
Мария Иосифовна Куртямова такви щмьятт щнэ пс сагыг суссылтаӈкве тотыгласаге. Ты сагыг XIX нотыт вримаг, свсыр пс крыл тагатым лг. Сагыг вскалан порат трвитн 20 килаг лыс.
Тамле пӯмащ врмалит ищхӣпыӈ ут хосыт та суссӯв. Тох мньлат гит-пыгыт свсыр тлат пӯмщалым матыр-ти вӈкве с патсыт.
Яныгплаг лнэ хтпанув пс накыт номим мнавн потыртасыт.
Юи-выл хультум тлытыт мхум пс сагыл аквтох св пӯмщалахтгыт. Ханты-Мансийск ӯст лнэ мньлат мхум М.С. Мерова палт матыр китыглаӈкве ёхталгыт, тн саг сагнэ тла кинан пслыяныл.
Ты коныпал Хāльӯс район сунтыт «Мнь Ӯскве» этностойбищат пс тгыл лум ёнгиланыл мгыс гирищит ос пыгрищит саг сагуӈкве ханищтасанэ. Тувыл Белоярский ӯст лнэ ханты н И.К. Фирсова ищхӣпыӈ ут хосыт с ханищтап врыглы.
Тамара МЕРОВА
Как в старину косу плели и украшали
Сейчас в век научного прогресса молодым научным работникам, аспирантам стало проще получить и исследовать какую-нибудь тему, достаточно подключившись в онлайн формат. Недавно в таком формате при этнографическом музее «Торум Маа» в Ханты-Мансийске состоялись этнографические посиделки по теме: «Накосные украшения в традиционной культуре обских угров».
На научно-творческую площадку собрались люди с городских и районных муниципальных образований автономного округа, также подключились гости с соседнего региона ЯНАО. Участники встречи узнали и услышали много интересного о накосниках, ложных косах, косоплёток и затылочных украшениях в традиционной культуре обских угров.
О разнообразии форм и характере оформлений накосников, и волосах в целом, нас ознакомила кандидат исторических наук Татьяна Александровна Молданова. По материалам исследований обские угры считают, что в волосах и косах содержится жизненная сила, а различные украшения несли защитную функцию. Во-вторых, волосы имели сакральную связь с неким божеством, духом-покровителем (после появления на свет ребёнку делали обряд «мохлыл»- «узел»), и в-третьих, волосы могли поддерживать связь живых с умершими (тоже проводили обряд).
Чтобы уберечь голову и волосы, предки охраняли их металлическими украшениями. Считалось, что чем больше металла в накосниках, тем больше они охранялись. Далее Татьяна Молданова сказала, что накосные украшения выделяются по трём ареалам бытования: южный, восточный и северный и показала некоторые их различия и сходства, сообщила о происхождении традиции ношения ложных кос.
Затем свой доклад «Накосные украшения в этнографическом изучении и в фондовых коллекциях музеев» представила сотрудник музея и организатор встречи Дарья Борисовна Кунина. Она ознакомила всех с материалами учёных, которые занимались исследованием данной темы, и рассказала о музейных коллекциях.
В Ханты-Мансийске об изготовлении старинных кос молодёжь интересуются у Марии Сергеевны Меровой, некоторые уроки были записаны на видео. Также в Ясунте в этностойбище «Мань Ускве» она проводит ребятишкам мастер-классы по изготовлению мансийских накосников. Юношам они особо нужны во время проведения игры «Время поющих стрел». Ведь воин с косами владеет силой, он защищён.
Мария Сергеевна, вспоминая свою юность, говорит, уже в 13-14 лет в волосы ей мама вплетала накосники. В них ходили 2-3 дня, потом волосы расплетали, расчёсывали, мыли при необходимости, и снова заплетали. Подросшие девочки сами друг другу могли заплетать, кому-то мамы заплетали. Когда Мария выходила замуж, то её мама подарила ей свои старинные накосники, которые достались по наследству от семьи мужа, то есть папы Марии. Она бережно хранила эту вещь, её мама лишь перед свадьбой отреставрировала их, заменила старые лоскутки сукна на новые, но оставила старинные металлические кольца, браслеты. К сожалению, на одной из выставок эти косы украли.
Очень богатую и уникальную коллекцию показали коллеги из природно-этнографического парка «Живун» деревни Ханты-Мужи, который находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Алла Васильевна Конева рассказала о происхождении каждого накосника, здесь были и старинные косы, и новые, изготовленные в наше время. Конечно же, они все отличались и материалом, цветовой гаммой и оформлением. Мария Иосифовна Куртямова принесла показать косы, передаваемые в их семье по наследству. Они были изготовлены в конце XIX века, и за счёт металлических украшений весили около 20 килограмм.
Так на площадке этнографической встречи молодые этнографы, научные сотрудники пополнили свои знания о такой значимой ценной вещи, бытовавшей в прошлом у обских угров. Возможно, несколько преобразовав накосники в более современный вид, нам важно оставить в них и древний компонент, а именно, наполнение металлическими изделиями, сочетание цветов и размеров изделия.
Тамара МЕРОВА