Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ищхӣпыӈ утыт пӯмщалан врмаль
  • лнэ колыт урыл потыр лыс

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • М-витув мори ул вос пӈктаве
  • Щнь лтыӈ рӯтанув ёхталасыт
  • Пӯльницат уральтавет
  • Мньлат ги-пыгыт яныг ӯст ханищтахтуӈкве патгыт
  • Мньщи хтпав номилӯв

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тгт  втат ӯнлын Восыӈтӯр пвыл
  • Тав тятэ мньщи хум
  • нъя пвылт ханищтап лыс
  • Янге-мне мньхпыл кассыт
  • Св мир акван-атхатыглас
  • Мщтыр хтпаг янытлавг

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Ӯйхул ос м ёт рӯпитан мхум
  • Дебёс пвыл мхум ялпыӈ нраныл

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Ты нврамыт нъят ханищтахтасыт
  • Нюлы кис ёт лум хтал

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Мщтыр хтпаг янытлавг
  • Мансийский
  • Русский

Мщтыр хтпаг янытлавг

Ханты-Мансийск ӯст лнэ Центр ремёсел колт кӯщаиг рӯпитан н Ольга Дмитриевна Бубновене кит мщтыр хтпаг урыл потыр хансыс, тох намаястэ: Выставка «Два Александра». Ань тыгыл лаль тав потре ловиньтэлн.

Округт лнэ мирыт, кос соссаӈ мхум, рущ ос мт мирыт, пс 
йис лупсаныл ксыӈ такви 
щирт пӯмыщ. Пс порат хтпа 
м-витэ ӯргалым, янытлым
лыс, кон матыр йӣввыл 
ман лувсак хнты, таил рнэ 
пормас мщтырлы, щаквщи.
Мн лнэ мвт йис тгыл акв ляпат св мир лы, халанылт ханищтахтгыт, ксыӈ такви пс тланэ тра-паттыянэ, янытлыянэ. Ань мньщи ос ханты мхум тнти культураныл 
нх-врмалтаӈкве патсаныл. 
Матыр ат те вгыт, яныгхтпа-
ныл китыглыяныл, ханищ-тахтгыт. Ос рущ ман саран мхум пс пора лупсаныл хотталь ты сйми.
Ксыӈ мир культуратэ щирыл нӈки – хумус тав лы, маныр урыл номсащлахты, манхурип тнут ктын-патты. Центрувт ӈк нтнэ тпост мн «Два Александра» нампа выставка щпита-
сӯв, таве мт мн тотыглаӈкве 
рви. влт Нефтеюганск ӯст лнэ мирн суссылтылув, тувыл Лянтор, Сургут ос Ханты-Мансийск ӯсытн тотыглылӯв. 
Кит Александр хум хтпагув ктыл врум пормасанн мирн суссылтыянӯв. Александр Сайнахов мньщи хум, Сургут ӯст лы, йӣвныл свсыр пормасыт ври, мщтырлы. Александр Синицын ос рущ хум, Нягань ӯст лы, тав 
хосат ты мн ёхтум рущ мхум ктыл врыглам пормасаныл 
ань йильпииг вриянэ, тн 
культураныл нх-врмалтытэ.
Тн кит мт самын патсг, яныгмасыг, ос ань акв тла врг – йӣвныл свсыр пормасыт ёргг, мщтырлг, пс йис тлат ханищтг. Александр Сайнахов – Народный мастер нам ньщи, тав св щёс ктыл врум пормасанэ ёт сыре-сыр конкурсытыт нх-патыглас. Мирхал мт манос округувт лыглан выставкатын, фестивалитын тав акваг ввиньтлаве, округ кӯщаин лауреат премии намыл майвес. Тав сӈквылтапыт ври, йӣвныл ос лувсакыл свсыр пормасыт ос нысныт мщтырлы. Свсыр мастер-классыт втихал врыглы, нврамыт мщтырлаӈкве ханищтыянэ, рӯпататэ мирн суссылтытэ.
Александр Синицын – Югра мвт народный художественный промыслы ос ремёсла мщтыр 
намыл маим лы. Тав ктыл 
врум пормасанэ с свсыр конкурсытыт, выставкатыт суссылтлавет, мирхал фестивалитын акваг ввиньтлаве. Йӣвныл свсыр нысныт ври, хорамтыянэ. Стап врнэ пс йис прялкат ос сундук ттапыт вруӈкве хсы, ты тла нх-врмалтытэ. Ты коныпал тав ктыл хурит пслы, ты врмале сака руптытэ.
Александр Сайнахов «Старый Сургут» музейт йӣвныл мнь колыт ӯнттыс, сӯмьях, рнкол, суныт, ёсат ос мт св пормасыт врыс, пуссын акв колнакын тӯщтувсыт. Тав акв тлатэ с 
сака руптытэ – лувсакыл свсыр хурит мщтырлы. Музей коны мтт ос рнкол тӯщтыс, сӯмьях ӯнттыс. Экскурсият лыгланныл порат, мӯй мхум тув ёхталгыт, рнколн щалтсгыт, пӯмщалахтгыт. 
Выставка вылтахтаме порат кит Александр ктыл врум пормасанн урыл потыртасг. Тувыл акватэ йӣвныл нлы ёргыс, мтанэ ос лувсакыл 
мщтырлас. гирищит-пыгри-щит тн ляльтн маттем та 
суссыт, ӯрхатасыт, ань врнэ утагн аман хунь тлг, к-салаӈкве ат вритасыт. Нефтеюганск ӯст тамле выставка нмхуньт ат врыглавес, мхум сака пӯмщалахтасыт. 
О.Д. Бубновене хансум 
потре мньщи лтӈыг 
С. хозумован 
толмащлавес.
 

Выставка «Два Александра»

Традиционная художественная культура отражает богатый духовный мир обских угров, русских, и других народов автономного округа, его тесную связь с окружающей природой, таинственный мир красоты древних традиций и обычаев. Местные этнические и национальные истоки народного искусства уходят корнями в глубокую древность.

На протяжении многих веков на территории Югры проживают народы разных культур, взаимодействуя, они обогащают друг друга, и в тоже время сохраняют свои традиции. В настоящее время сохраняются устойчивые традиции многих направлений традиционного искусства народов ханты, манси, но исчезает богатое наследие русской культуры, народов коми.

Искусство народа – это настоящий клад: таинственный, загадочный, до конца непознанный. Традиционные художественные промыслы народов югорской земли раскрывают его мировоззрение, образ жизни, уклад.  Центр народных художественных промыслов и ремесел 15 мая 2015 года открыл в Нефтеюганске передвижную выставку «Два Александра», которая далее будет экспонироваться в Лянторе, Сургуте, Ханты-Мансийске.

На выставке представлено творчество двух авторов – двух Александров, представляющих разные культуры - А. Синицын (г. Нягань) - изделия народного искусства русских старожилов Западной Сибири, Вятский край и А. Сайнахов (г. Сургут), представитель коренных малочисленных народов Севера - традиционные изделия манси. Разная судьба у мастеров, но объединяет их любовь к материалу – дереву, уважение традиций, изучение корней традиционного искусства.

В экспозиции представлены работы мастеров из фондов Центра народных художественных промыслов и ремесел г. Ханты-Мансийска, Историко-культурного центра «Старый Сургут», художественной галереи «Метаморфоза» и личных коллекций авторов.

Александр Сайнахов - Народный мастер России, победитель международных, окружных конкурсов, участник международных, всероссийских, окружных фестивалей и выставок, лауреат премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области народных художественных промыслов (2011 г.). Мастер экспонирует музыкальные инструменты народов манси, выполненные из дерева, композиции из кости, резную традиционную утварь.

Александр Синицын - мастер  народных художественных промыслов и ремесел Югры, победитель международных, окружных конкурсов, участник международных, всероссийских, окружных фестивалей и выставок. Автор представляет Вашему вниманию живописные работы, резную посуду (черпаки, блюда) и утварь (святец, прялки) Вятской Губернии ХIХ вв. и традиционную посуду обских угров.

Без посуды, утвари невозможно ведение домашнего хозяйства. У каждого народа образуется свой набор таких предметов. У русских старожилов он включает в себя сундуки, большое количество утвари из дерева различной формы, размеров и назначения: от миниатюрных солонок до больших емкостей, сосудов и другие.

В экспозиции выставки представленные изделия, выполненные из цельного куска дерева с применением таких техник, как строгание, долбление, резьба.

Изделия русской культуры, выполненные А. Синицыным – блюда, овальной, прямоугольной формы, имевшие свое назначение, например, блюдо для десерта, ковши, черпаки, прялки и др. Мифологический образ уточки у народов России представлен разными природными материалами по форме и назначению. В русской культуре – ковши, водосборники, солонки. Эта тема является одной их основных в обучающих занятиях автора. Александр провел большое количество мастер-классов, занятия для выпускников коррекционных школ, курсы повышения квалификации для учителей по изготовлению посуды по программе «Резьба по дереву».

Многие изделия автор выполняет по памяти, вспоминая детство в деревне, например, светец, прялки и др.  На Международном фестивале ремесел коренных народов мира «Югра – 2010» в номинации «Роспись по дереву» участники международных конкурсов из регионов России расписывали прялки разных школ кистевой росписи, выполненные А. Синицыным. Живопись - еще одно увлечение мастера, любимые темы – натюрморт, родной пейзаж, портреты друзей.

Практически в каждой хантыйской и мансийской семье изготовлением деревянной посуды занимались мужчины. Для этого служила древесина берёзы, осины. Посуда вырезалась из цельного куска дерева ножом. Творчество Александра Сайнахова также связано с природным материалом – деревом: традиционные нарты, посуда, изделия из бересты, игрушки.

По традиционной технологии народов манси и ханты крюки в виде цепочки выполняют из цельного дерева, вырезая каждую деталь не склеивая. Их использовали для подвешивания детской колыбели.

Жизнь на стойбище, традиционный уклад коренных жителей Югры как миниатюре отражен в макетах Александра: постройки (лабаз, избушки, чумы), средства передвижения (нарты, лыжи) и др.

Большая коллекция музыкальных инструментов выполнена автором, на которых Александр исполняет традиционные мелодии. Очень редкое явление, в настоящее время забытое – использование традиционного кукольного театра «Пляшущие человечки» при игре на щипковых музыкальных инструментах цитра. К удивлению участников фестиваля, на выполненной Александром из березы однострунной мансийской скрипке музыкант исполнил гимн России.

А. Сайнахов восстановил древние традиционные мужские игольницы из кости оленя, лебедя. Резьба по кости – другое увлечение автора. Он создает композиции из косточек птиц, например, «Бегущие олени», мелкую пластику, скульптурки из кости оленя, лося и дерева.

Александр – постоянный участник и победитель международных конкурсов, фестивалей, выставок. На территории Историко-культурного центра «Старый Сургут» им установлен лабаз, чум для проведения фольклорных мероприятий, экскурсий. Александр  постоянно проводит мастер-классы, обучая детей и взрослых традиционным технологиям коренных малочисленных народов Севера.

На открытии выставки «Два Александра» мастера представили свое мастерство, работая на «станке». Один Александр резал из чурки ложку, ловко работая топором и ножом, а другой Александр неторопливо размечал на приготовленных деталях из кости, орнамент для мужской трубчатой игольницы. В Нефтеюганске такая выставка прошла впервые. Многие мальчишки и девчонки с замиранием смотрели на руки мастеров, с любопытством рассматривали рождение чуда.

Ольга Бубновене,

перевод на мансийский язык Светланы Ромбандеевой

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 13 (1103)
8.07.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика