Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Скконыт тн лкква мт ӯнлым пирмайтасыт
  • Акв нпакн пуссын хансавв
  • Сосса мхум общинат олныл мивет
  • Морах тнти янмалтаӈкв патгыт
  • Олн тыщир слуӈкве ри
  • Сосса щмьят нпак ловиньтым вос касгыт
  • Пс йис пора ханищтаве

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • ЮГУ кол ханищтап тланэ
  • Ищхӣпыӈ ут хосыт рӯпитан мгыс сккон пирмайтаве
  • Юван Шесталов намыл маим конференция враве
  • Порсыт акван-атнэ нила мт уральтавсыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Кимкъясӯй пвыл школа урыл
  • Нврамыт лнэ пвланылт ханищтавет

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • рнкол пантнэ сс нтсыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Мощщаг хультум рӯт мирыт мӯйлысыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)

Вы здесь

Главная » рнкол пантнэ сс нтсыт
  • Мансийский
  • Русский

рнкол пантнэ сс нтсыт

Сӯкыр тпос 14 хталныл 18 хталэ мус Ханты-Мансийск ӯст «Трум Маа» музейн мщтырлан мхум семинарн акван-атыглавсыт. Та ат хтал сыс тн сс ёт рӯпитасыт. 

Ты ёмас тла музейт рӯпитан ханты хум Вячеслав Кондин тав номылматастэ. Тав 2017 тлт свсыр рнэ нпакыт хансыс, грант-тла вуянтастэ ос Пре­зидентский грант-ол­ныл майвес. 

Ты тл тав мт йиль­пи проект хансыс, де­партамент культуры плыл с олн-нтмилыл майвес. Ань 420 стыра солкви свитыл тс­тувес. Ты олнытыл тн музей мт ат хтал сыс свсыр рӯпата ты врсыт. 

Рӯпатаныл та вылтасаныл

выл хталт рнкол пс ссэ хот-висаныл. Яныгпла ханты ква Любовь Иосифовна Кон­дина, мньлат мнь­щи нквет-гит Юлия Попова, Елизавета Тась­манова ос Анастасия Брусницина та сс хот-сыстамтасаныл.

Та сыс хум хтпат пс рнкол хот-лс­та­ласаныл. Йӣванэ, кол­кан пртанэ пуссын хот-висаныл. Йильпи нуим сс схтысаныл, квлгыл акван-нгса­ласаныл. Хталъят юи-плт та ссыт яныг пӯщ­кан аквал-ак­вал тӯщ­тысаныл. Ну­мыл хӈхай пумыл пин­саныл. Пӯщка ёлы-плыл плтыглаӈкве патсаныл. 

ти сыс мтыт хтал мус тн ращ пл­тыг­ласаныл, сс тох пйт­саныл. Вячеслав Кондин лвыс, та пӯщкан тн матах солвалыӈ хӯл (сорт ос хулюмхӯл) тртсыт. 

Пс мхманув тох ты сс пйтсыт. Хӯл пӯщ­кан хунь пинаве, хӯл вйныл ос солвалныл та пйт­нэ сс кминьтаг ēмты. Тувыл сс акван-нтуӈкве сака кӯпнит, хот ат саквалы, ёмащакв хӯтсы. 

т сыс пйтым ссыт титыт хталт Ана­то­лий Брусницин нх-висанэ. Квлганыл хот-­пстысаныл, сс сас­тумыг пинсаныл. Нумыл трвитыӈ тр поталыл тӯщтысаныл. Тувыл сс ёмасыг та мтыс.

Акв щстем ӯрхата­сыт, сс вос тсы. Тувыл Юлия Попова, Елизавета Тасьманова ос Анастасия Брусницина нсхатуӈкв та минасыт. Тн сс хӯ­рум писыг пинсаныл ос акван-нтсаныл. 

Тн мньлатыг л­нныл мгыс туля ат щсыт, пуссын туля тл нсхатасыт. Ти­тыг­ласанум, тнанылн ту­ля тл сс нтуӈкв трвитыӈ ман ти? Ювле лвсыт: «ти, сака ёмас ос кӯпнит нтуӈкве». 

Дарья Кунина тна­нылн с мощ нтыс, лымантэ порат тав музейн ёхталас ос сс нтыс.

Спта врсыт

Мт мт музейт рӯпи­тан нквет с рӯпита­сыт. Тнаныл Надежда Коновалова пум ёт рӯ­питаӈкв ханищтасанэ. Тн акван-атым хӈхай ос камыш пумыт ёма­щакв щпитасаныл, ат рнэ лӯптаныл хот-яктысаныл, акван-саг­саныл. 

Надежда Коновалова св тл ты музейт рӯ­питы. Спта сагуӈкв сака ёмащакв хсы. Хӈхай ос камыш нампа пумыл вриянэ.

Хӈхай пум ос т сыс сс ёт пйтвес. Сака к­миньтаг мтыс, ат сылхатас. Надежда л­выс, тн ты пумыгныл тит спта врсыт. К­сыӈе мт щирыл врвес, квлыг хольт сагим хӈ­хай пум тн акван-юнтыяныл. Мт щирыл врнэ спта камыш пу­ме ос квлгыл акван-нгсалаве. 

Н тох потыртас:
– Пс порат с  хосыт лнэ сосса ханты мхум янгыщ хӈхай пумыл спта врсыт. Пум пйтманыл юи-плт квлгыг сагсаныл. Тувыл тныл акван-нтсаныл. Тамле спта ранэ ввтаг тынтлым слы совыл (тав лваве - ровдуга) нтыглавсыт. 

Мт мт лнэ ханты мхум камыш нампа пумыл мщтырласыт.

Тва нквет ты пум спта врнэ лы-плт льпыл тēллысаныл. Свсыр оспа спта вр­сыт. Тувыл слыӈ мхум ёт пнтхатасыт, таит слы нвыль манос с­лы сов майлысыт, ты мхум тнанылн ос сп­та мисыт. 

Надежда лвыс, спта сагнэ мгыс хӈхай пум ос мт пумыт таквсы по­рат атавет. Пум янытт ат виве, нумитэ хот-яктаве, туп осыӈ ос кминьта ёлы охсатэ виве.

рнкол урыл

рнкол урыл ам Ана­толий Брусницин ёт потыртасум. Тав «Т­рум Маа» музейт с св тл рӯпиты. Так­ви­нтэ мньщииг л­витэ, ляпа рӯтанэ Кон­динский районт л­гыт. Мщтырлаӈкв, с­гыр­хатуӈкв сака хсы.

Тав лвыс, ссыл пан­тым рнкол Егор Алек­сеевич Кунин тав в­рыстэ. Ты ханты хум Нижневартовский рай­онт лы. 2007 тлт Хан­ты-Мансийск ӯсн мщтырлаӈкв в­выг­лавес. Та тув тав ты рнкол тӯщтыстэ, ссыл нумыл пантыстэ. Тувыл та псныл та рнкол акв мт та ллис, нумыл пантым ссэ ллиг та мтыс. 

Ань ты тл тӯяг музейт рӯпитан хумит ос т­на­нылн нтнэ хтпат сс нуюӈкве врн ял­сыт, сака св ат атсыт. рнкол янытт лап-пантнэ мгыс ссыл ат твлувсыт. 

рнкол лап-пантнэ мгыс хоса сс ри, хӯ­рум-нила метра па­лыт. Тыгыл хосанув те лы, тнт щар ёмас ос кӯстыр рнкол лап-пантуӈкв. Таимгыс ты тн хльйивыт ёл-сгрысаныл. Лльнэ йӣвыл та яныт хоса сс ат мты, втииг нуйхаты.

Вячеслав ёт Анатолий Брусницин ос Михаил Кондиныг рӯпитасг. рнкол вланэ тват тн с хот-пнтсаныл. Тӣврт тн йильпи колкан врсыт, мнь нормат, талква пасан. Маныр рӯпата вруӈкв рыс, тн ат хтал сыс пуссын лымасыт. 

Саранпвыл ги

нсхатам нт халт Юлия Попова лыс. Тав сака кркам гиквег лнтэ. Ксыӈ хтал лпыл ёхталас, акваг нтыс. Тав сс ёт с са­ка ёмащакв рӯпитаӈкв хсы. Мньщи супыл масхатым мыгтас. 

ги Ханты-Мансийс­кий колледжит титыт курсыт ханищтахты, мнь нврамыт ёт рӯ­питаӈкв тах па­ты. Омаге-тяге Саран­пвылт лг. Матъёмас Любовь Павловна Стаканован лввес, ты семинарн вос яланты, тот вос нты. Тав ань с янытлавес.

Юи-выл хтал

Юи-выл хталт му­зейт рӯпитан хтпат, мщтырлан хумит, нк­вет, лххал хаснэ ос ти­на пслын мхум тув акван та атхатасыт. в­лт Вячеслав Кондин ты проект-тлатэ урыл потыртас. Лвыс, манрыг ты рӯпата врсыт. Та юи-плт Эрика Петровна Сургутскова ксыӈ хтпа янытлан нпакыл мистэ, ёмас лтӈыл лвсанэ. Та щирыл рӯпатаныл та оигпас.

Валентина УЗЕЛЬ

В Ханты- Мансийске прошел семинар «Береста как часть жизни»

На территории этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» с 14 по 18 сентября этого года прошёл практический семинар «Береста как часть жизни». Автором данного проекта стал заведующий сектором музейных программ и проектов музея «Торум Маа» Вячеслав Кондин.

 

По его словам, этот проект он задумал ещё в 2017 году. В тот же год он подал на Президентский грант и стал победителем. Но в силу разных причин проект полностью не удалось реализовать. В 2019 году на средства этого гранта он и его коллеги построили на территории музея баню по-чёрному и кузницу. В этом году Вячеслав подал заявку на грант в департамент культуры автономного округа. Сумма выигранного гранта составила 420 тысяч рублей. В ходе реализации данного проекта была запланирована реставрация берестяного чума, замена покрышки и подготовка внутреннего убранства традиционного жилища.

 

Стоит отметить, коренные жители, ведущие оседлый образ жизни, только они строили подобные жилища. Пользовались с весны до заморозков, когда переезжали поближе к рекам для ловли рыбы. Зимой это строение разбиралось, покрышки складывались под навесом и хранились до следующего сезона. Подобные строения были не только в форме чума, они могли быть и четырёхугольной формы.

 

Мастеров на семинар планировали пригласить с территорий, но пандемия внесла свои коррективы. Пришлось приглашать представителей коренных народов, проживающих в городе Ханты-Мансийске, также неоценимую помощь оказали сотрудники самого музея.

 

За время проведения семинара его участники показали желающим все этапы обработки бересты. В первый день они сняли с чума старые берестяные покрышки. Подготовленную и очищенную новую бересту свернув в рулоны, обвязали жгутом и поставили варить. Сверху они положили связанную в пучки осоку. Процесс варки шёл более суток.

 

Только на следующий день Анатолий Брусницин вынул рулоны вываренной бересты. Расстелив их на земле, он сверху положил гнёт. Таким образом, выпрямленная и просушенная береста, была готова для шитья. После просушки мастерицы под чутким руководством наставницы Любовь Иосифовны  Кондиной начали кроить и шить из неё полосы для будущего покрытия чума. Шить бересту – это очень нелёгкая работа. Но все участницы справились с этой задачей.

 

Вячеслав Кондин рассказал, бересту коренные жители вываривают более суток. Это зависит от её толщины. Если береста толстая, её могли вываривать около двух суток. За счёт того, что в ёмкость с берестой положили несколько солёных сырков и язей, береста стала более эластичной и податливой. И для участниц семинара проколоть иглой три слоя бересты не составляло трудности, она шилась легко. К пятому дню вся имеющаяся береста закончилась. К сожалению, для покрытия всего чума её не хватило, местами пришлось использовать старые покрышки.

 

Бересту для семинара сотрудники музея заготавливали сами. Чтобы получить длинные полосы, им пришлось рубить деревья. Благодаря этому, длина некоторых заготовленных берестяных полос достигала трёх-четырёх метров. На вторую заготовку они поехали в мае. Из-за очень тёплой погоды береста прилипла к дереву, и снять её практически было невозможно. Пришлось использовать только ту, что успели снять.

 

За пять дней работы семинара мужчины перенесли чум на новое место, построили навес для хранения покрышек чума и дровяник. Подобные дровяники имели почти все коренные жители округа, независимо от территории их проживания. Сухие стволы деревьев, пригодные для дров, прислонялись к стоящему дереву таким образом, что внутри получалось ещё одно место для хранения различных предметов, необходимых в хозяйственной деятельности человека.

 

Одним из направлений семинара было изготовление двух циновок из осоки и рогозы. Сотрудница музея Надежда Коновалова поделилась со всеми гостями и участниками семинара секретом изготовления этих циновок. Оказалось, технологии используют совершенно разные. Из осоки циновки делали обские ханты, живущие по берегам реки Оби. Сейчас в ходе семинара осоку вываривали вместе с берестой, поэтому она немного изменила цвет, приобрела более тёмный оттенок. Затем из неё плели косички, которые сшивали друг с другом. В старину женщины для этого использовали оленьи сухожильные нити и по краям циновку обшивали ровдугой.

 

Рогозу использовали в том виде, в каком она существует в природе. Циновки из неё делают, в основном, восточные ханты. При изготовлении этого традиционного изделия рогозу переплетают верёвочным жгутом. Раньше подобные циновки коренные жители обменивали у оленеводов на оленьи шкуры или камус.

 

В дни работы семинара мужчины занимались работами и по внутреннему убранству чума. Они сделали пол из досок, выложили очаг из камней и глины. Подготовили и поставили жерди для нового чума. К пятому дню работа почти вся была закончена – чум покрыли новыми берестяными покрышками, был построен навес и подготовлен дровяник. Гостям и участникам были представлены и новые циновки, сделанные руками сотрудниц этнографического музея.

 

Исполняющая обязанности директора музея «Торум Маа» Эрика Сургутскова поблагодарила каждого участника семинара, отметив, что приняв в нём участие, они получили неоценимый опыт, приобрели новые знания, умения и навыки работы с берестой.

 

Валентина УЗЕЛЬ

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 19 (1229)
8.10.2020

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика