- Мансийский
- Русский
Кимкъясӯй пвыл школа урыл
Мнь таквс тпос атыт хталт нврам ханищтан хтпат янытлан хтал лыс.
Ты кастыл ам мньщи н Людмила Васильевна Вынгилева урыл хансгум. Тав Хльӯс район Кимкъясӯй пвыл школат нврамыт ханищтан нг ос кӯщаиг лы. Тав школа рӯпататэ ос такви уртыл таи потыртас.
– Ам Ханты-Мансийск ӯст педагогический училище 1992 тлт стласум, тувыл ювле Кимкъясӯйн, яныгмам пвлумн, ёхтысум. Тнт ам школа кӯщаиг рӯпитаӈкве тыт паттувсум. Ты юи-плт заочный щирыл Югорский университетыт ханищтахтасум. Ань вт нупыл хӯрум тл школат рӯпитгум.
Кимкъясӯйт яныг ханищтахтан кол 2002 тлт ӯнттувес, акв палърет школа ос мт палърет садик врвес. Ты колув Саранпвыл рӯпитан школа нупыл ань ловиньтаве. Ам та пвыл школат кӯщай вӈын хтпаг лгум. Мн школавт хӯрум ханищтан н рӯпитгыт. Садикн ялантан нврамыт ёт кит воспитателиг рӯпитг. Ань атхуйплов нврам школан ёхталы, садикн 14 гирищ ос пыгрищ яланты.
Школат няврамыт мньщи лтӈыл ханищтыянӯв. Млты тл йильпи нпакыл ктвесӯв. гирищит ос пыгрищит ты нпакыл щнь лтыӈ ханищтгыт.
1-4 классын ялантан нврамыт школат пуссын тыттыянӯв. Школав ос садикув мгсыл св тнут ёвтв. Тувыл та палыт мн тнут тотуӈкве сака трвитыӈ, св р ри. Тыимгсыл предприниматель-хтпат мн ётув рӯпитаӈкве сака ат ксащгыт.
Мн «Рахтынья» нампа община кӯщай Александр Игоревич Голошубин ёт потыртахтасӯв. Тав ниӈхп ос св мт техника ньщи, тнут школав ос садикув мгсыл тоты. Ты рӯпата мгсыл мн тавн ос общинат рӯпитан мхумн яныг пӯмащипа лтыӈ лвв.
Кимкъясӯйт акв трвитыӈ врмаль лы, пвлувт связь тим, школат интернетыл врвесӯв кос, тувыл ты ут мӯсхал щирыл с ат рӯпиты. Свсыр пищмат, нпакыт ктуӈкве ат врмв, сака хоса ӯрхатуӈкве ри.
Тӯя порат нврамыт ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтасыт. Кимкъясӯй нврамыт заданият мгсыл школан ёхтыгплсыт, воссыг хумус, ханищтахтуӈкве тнанылн с рыс. Ты трвитыӈ врмаль урыл кӯщаитн мн акваг потыртв.
Млты тл интернет Кульпаст, Лпмуст Саранпавылт врвес. Тнт мн тра лввесӯв, пвлув пхыт лы, крквалгыт мн нупылув хартуӈкве ат патавет. Тох интернет ос связь тл та хультсув. Ань ты порат нврамыт ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтуӈкве акваг лвавет, рыӈ ты утыл тах вравв. Кимкъясӯй пвылт ксыӈ тлныл свнув нврам самын паты, свнув гирищит ос пыгрищит школан ёхтгыт, тнанылн мӯсхал щирыл ханищтахтуӈкве с ри.
Ам Людмила Васильевна ос Кимкъясӯй школат нврамыт ханищтан хтпат ялпыӈ хталыл янытлыянум. Св ёмас лтыӈ ктгум, пус кт, пус лгыл лвгум.
Людмила ТЕТКИНА
Дети деревни Кимкьясуй изучают мансийский язык по новым учебникам
Всемирный День учителя во всём мире ежегодно отмечается 5 октября. День учителя – это повод выразить благодарность учителям, оценить их работу и помочь им совершенствоваться. Педагог - не просто профессия, это призвание, нелёгкая и ответственная миссия. Настоящий учитель всегда даёт гораздо больше, чем заложено в школьной программе. Он помогает ребёнку понять себя, раскрыть лучшие человеческие качества, найти свою дорогу в жизни.
Сегодня мы хотели бы познакомить вас с педагогом Людмилой Вынгилевой. Людмила Васильевна – педагог с большим опытом работы, учитель мансийского языка, руководитель комплекса начальная школа-сад в деревне Кимкьясуе Берёзовского района.
Больше пяти лет назад образовательное учреждение стало филиалом Саранпаульской школы. После реорганизации Людмила Васильевна работает в должности заместителя директора Саранпаульской школы. Она окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище в 1992 году.
– После получения диплома я вернулась в родную деревню, – рассказывает Людмила Васильевна. – Меня приняли учителем начальных классов. А потом предложили должность директора школы-сада. Затем я заочно окончила Югорский государственный университет. Вот уже больше 23 лет работаю педагогом и руководителем в Кимкьясуйской школе.
Нас очень радует тот факт, что в последние годы в нашей деревне заметно повысилась рождаемость. Сейчас наше образовательное учреждение посещает 28 детей, из них 15 учеников учатся в школе, 14 детей посещают детский сад. А были времена, когда в школе учились всего три, четыре ученика.
В детском саду воспитателями работают два педагога, в школе – четыре учителя, включая меня. Образовательный процесс у нас ничем не отличается от других школ. Дети учатся в первую смену, в нашей школе преподается мансийский язык. В прошлом году мы получили новые учебники мансийского языка. Кроме того, что ребята изучают родной язык во время уроков, учат его и факультативно.
С этого учебного года всех учащиеся 1-4 классов должны обеспечить горячим школьным питанием. Мы поинтересовались у Людмилы Васильевны, как организовано горячие питание в их школе и с какими трудностями они сталкиваются?
– Все наши учащиеся обеспечены горячим питанием. Деревня Кимкьясуй в транспортном отношении является труднодоступным населённым пунктом, поэтому многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, решить одним бывает трудно, – говорит Людмила Васильевна. – Раньше завоз продуктов питания для школы и детского сада для нас был большой проблемой. Из-за отдалённости нашей деревни завоз продовольствия является делом затратным, поэтому организации неохотно берутся за эту работу. Сейчас проблему удалось решить, продукты питания завозит национальная община «Рахтынья». Для этого у общины имеется вся необходимая техника. Пользуясь случаем, я хотела бы выразить слова благодарности руководителю общины Александру Игоревичу Голошубину.
Ещё одной из главных проблем, которую озвучила Людмила Васильевна – это отсутствие связи. В прошлом году высокоскоростным интернетом были обеспечены село Саранпауль, деревня Ломбовож и посёлок Сосьва, а вот жители деревни Кимкьясуй остались в стороне от технического прогресса. Крайне остро эту необходимость они почувствовали весной, когда из-за угрозы распространения коронавируса все учебные учреждения были переведены на дистанционное обучение.
– Нам пришлось налаживать образовательный процесс без интернета, без сотовой и стационарной связи. Дети по очереди приходили в школу за заданиями, – вспоминает Людмила Васильевна. – Мы живём в труднодоступном поселении, вся это история с коронавирусом началась в то время, когда была распутица. Поэтому в апреле и мае мы не могли никуда выехать, к нам никто не мог приехать, следовательно, завести инфекцию сводилась к нулю. Наши дети могли бы учиться очно, но поступил приказ о переводе на дистанционное обучение, поэтому мы были вынуждены при отсутствии интернета перейти на такой формат и испытать ряд трудностей. Конечно, мы искренне надеемся, что сейчас власти задумаются и всё-таки проведут к нам высокоскоростной интернет, и мы тоже сможем заниматься в современном формате.
Людмила Васильевна рассказала, что сейчас многие жители покупают спутниковые антенны и через него выходят в интернет. Поэтому те дети, которые имеют дома такое средство связи, задания получали на почту, а у тех, кого не было такой возможности за домашними заданиями приходили в школу.
Людмила ТЕТКИНА