- Мансийский
- Русский
нсхатуӈкве анкватн ос щащкватн ханищтавес
Мнь таквс тпост Пыть-Ях ӯст лнэ музей йильпи колн внтлыс. Ань ӯст лнэ мир выставкат сунсуӈкве тув ёхталгыт. Пс порат хумус ханты мхум та мт лсыт, манхурип маснут щсыт, хумус враясыт, хӯл алыщласыт, тот ксалаӈкве рви. Музейт рӯпитан хтпат та мт лнэ ханты щмьят палт ялантасыт ос пс пормасыт музей мгсыл тот акван-атсаныл.Наталья Кононовна Поянкина Пыть-Ях ӯс музейт 2003 тл псныл рӯпиты. Тав Нефтеюганский район янытыл лнэ ханты мхум палт св щёс ялантлыс. Тав лвыс: «Ам рӯтанум врт пс йис щирыл лгыт. Тн лнэ мнаныл тнки нупыланыл хассаныл, ань тот враим ос хӯл алыщлым лгыт. Тн нумн музей мгсыл св пс пормасыт мисыт.
В семье Поянкиных сорока считается священной птицей
В городе Пыть-Ях проживают всего 60 человек, представителей титульных народов Югры – ханты и манси. Среди них и Наталья Кононовна Поянкина. Более десяти лет она работает методистом ДПИ в городском краеведческом музее Пыть-Яха. Живя в городе, Наталья Кононовна не забывает о традициях и верованиях своей семьи.
Как говорит сама женщина, она из рода сороки. Это птица считается хранительницей их рода. В семье есть лапка сороки, которая передается из поколения в поколение. Хранит её самый старший из рода. Раньше этот оберег передавался по мужской линии. Так сложилось, что представители рода Поянкиных по мужской линии все молодые. Оберег находится у Глафиры Кононовны, самой пожилой из их рода, ей 79 лет. Она проживает в Лемпино Нефтеюганского района. Затем по старшинству он перейдёт к Наталье Кононовне.
Все предки Натальи Кононовны на протяжении многих лет проживали на реке Салым. Салымские ханты в отличие от других представителей этого народа не занимались оленеводством, если и держали оленей, то только как средство передвижения, у них было развито скотоводство. Дедушка и бабушка Наталья Кононовны держали овец и коров. Но, когда пришла советская власть, все нажитое пришлось отдать и самим вступить в колхоз. Когда началась война, дедушка Натальи, Конон Трофимович Поянкин, ушёл на фронт добровольцем. Жить без кормильца и добытчика семья не смогла, поэтому и переехала в деревню Лемпино. Наталья Кононовна родилась уже в Лемпино. Родители её умерли, когда она была ещё маленькой, поэтому воспитанием занимались две бабушки. Именно от своих бабушек она научилась мастерству вышивания и бисероплетения. – Я всегда любила приходить к бабушке Моте, у неё был тучанг, чего там только не было – иголки разных размеров, лоскутки разных тканей, напёрстки. У неё была железная баночка, где она хранила бисер. Я могла подолгу рассматривала этот разноцветный бисер, - вспоминая детство, говорит Наталья Кононовна. Именно бабушки научили шить хантыйскую одежду, плести из бисера и вязать национальную чулки. Сегодня Наталья Кононовна сама бабушка четверых внуков. Всем она сшила национальную хантыйскую одежду. Внуки участвуют во всех мероприятиях, которые проводит музей. И как говорит женщина, старается привить внукам любовь к культуре и традициям своего народа, своей семьи.
Интересен тот факт, что Наталья Кононовна не планировала связать свою жизнь с культурой своего народа, после окончания школы она поступила в Тобольский строительный техникум и освоила сугубо мужскую профессию - крановщика. Много лет отработала по профессии. Когда её пригласили работать в музей города Пыть-Ях, она не смогла отказаться, так увлечение жизни стало профессией. Это ещё и хорошая возможность научить детей и всех желающих декоративно-прикладному искусству народа ханты.
Людмила ТЕТКИНА