Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

  • Кит ги урыл мйт
  • Щнь лтӈув лаль тотнэ хум
  • Нврамыт ханищтан мхум касыланыл
  • Мнь пвылт рӯпитан школа
  • М мувлахи яласан хум
  • Мньлат ги-пыганув ханищтахтгыт
  • Тит нтнэ мньщи гииг

Лххалыт - Новости

  • Округ кӯщаюв лы хн мн ялыс
  • лнэ коланув урыл лххал
  • Тн йильпи колыл молях майвсыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • нъя пвыл кӯщай н потре

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тӯрват мхманув йильпи коланыл стлысаныл

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Нтнэ пормасыт суссылтавет
  • Рӯтанэ пуссын паща лтӈыл ттыянэ
  • Ксыӈ тл аквты порат музей янытлаве
  • Лӯим янытыл лнэ мирыт
  • нсхатуӈкве анкватн ос щащкватн ханищтавес
  • Йильпи рыгсов тныт хӯнтлысыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » нсхатуӈкве анкватн ос щащкватн ханищтавес
  • Мансийский
  • Русский

нсхатуӈкве анкватн ос щащкватн ханищтавес

Мнь таквс тпост Пыть-Ях ӯст лнэ музей йильпи колн внтлыс. Ань ӯст лнэ мир выставкат сунсуӈкве тув ёхталгыт. Пс порат хумус ханты мхум та мт лсыт, манхурип маснут щсыт, хумус враясыт, хӯл алыщласыт, тот ксалаӈкве рви.  Музейт рӯпитан хтпат та мт лнэ ханты щмьят палт ялантасыт ос пс пормасыт музей мгсыл тот акван-атсаныл.Наталья Кононовна Поянкина Пыть-Ях ӯс музейт 2003 тл псныл рӯпиты. Тав Нефтеюганский район янытыл лнэ ханты мхум палт св щёс ялантлыс. Тав лвыс: «Ам рӯтанум  врт пс йис щирыл лгыт. Тн  лнэ мнаныл тнки нупыланыл хассаныл, ань тот враим ос хӯл алыщлым лгыт. Тн нумн музей мгсыл св пс пормасыт мисыт. 

Ам Нефтеюганский район Лемпино пвылныл лгум. Музейт ам нврамыт сакныл сагуӈкве, канит нтуӈкве  ханищтыянум. Мн ань школат, садикыт ёт акваг рӯпитв. Тув ялантгум, соссаӈ мхум культураныл урыл нврамытын потыртгум, канит нтуӈкве ос  мт щирыл мщтырлаӈкве ханищтыянум. Нефтеюганский район Пойковский пвыл пхат «Сказка» нампа ӯщлахтын м лы. Касыӈ тл соссаӈ мхум мньхпыл касуӈкве тув ёхталгыт. Округ янытыл лнэ нврамыт ӯщлахтуӈкве с тув тотыглавет. 2013 тл ам акв тпос сыс тот рӯпитасум, нврамыт мщтырлаӈкве ханищтасанум, мньщи ос ханты культура урыл потыртасум. 
Мн музеювн нв-рамыт Нефтеюганск ӯсныл ос мт пвлытныл тотыглавет. гирищит, пыгрищит  музейн  хунь ёхталгыт, акваг китыглахтгыт, пӯмщалахтгыт, тн ётаныл рӯпитаӈкве сака  пӯмащ». 
Наталья Кононовна Лепмино пвылт нёлолов класс стлас, лаль Нефтеюганск ӯс школан ханищтахтуӈкве ктвес, тот тав интернатт лыс. Тувыл лаль Тобольск ӯст крановщикыг ханищтахтас. Училище стламе юи-плт кол ӯнттын мт рӯпитас. Хум врыс, кит ги ос акв пыг янмалтас. Ань нвраманэ пуссын тнки щмьяныл ёт нас лгыт. Наталья Кононовна нила апыгрищ ньщи.  
Ханты н такви яныгмам поратэ урыл лвыс: «Пс порат рӯтанум Салым  втат лсыт. Война вылтахтаме порат ам ащйкам хнтлуӈкве вуйвес, анквав нвраманэ ёт хультыс.  Врт таккет луӈкве ат врмыс, Лемпино пвылн луӈкве внтлас. Ащйкам хнтлан мныл ювле ат ёхтыс, хоты мт ёл-щпитавес, аты вглӯв. Ам анквам ёмащакв номилум, тав мщтыр ква лыс. Ханты маснут нтуӈкве, щулки сагуӈкве сака хсыс. Улпыл, тыи мгсыл ам сакныл хартуӈкве, маснут сагуӈкве ос нсхатуӈкве руптгум. 
Щащквам с мщтыр ква лыс. Тав яныг тучаӈт нтупыт, тулят ос свсыр тр-лмтыт ньщасанэ. Ты тучаӈ сунсыглаӈкве тав палтэ  акваг ялантасум. Сак квлганэ кр  хусапыт щсанэ, ты хусап ктыт пувуӈкве с руптасум.  Ам иӈ мниг лсум, хунь омам тимыг мтыс, анквамн ос щащквамн нтуп ктыт пувуӈкве ханищтавсум. 
Тнт мн щнь лтӈыл потыртаӈкве ат тртвесӯв, интернатт лымав порат, акваг лвыльттавесӯв. Тыи мгсыл ам амки нвраманум ёт щнь лтӈыл с ат потыртасум. Апыгрищанум ханты лтӈыл ханищтыянум, ань акв-кит лтыӈ вгыт. Тнаныл ханты маснутыл нтсанум. Музейт ялпыӈ хталыт лыглам порат акваг рггыт, йӣквгыт. Лемпино пвылн ос врт лнэ рӯтанум палт  тотыглыянум. Тув ялантанныл порат сунсгыт, хумус ханты рӯт мхманыл  лгыт».         
  
Людмила Теткина
 

В семье Поянкиных сорока считается священной птицей

В городе Пыть-Ях проживают всего 60 человек, представителей титульных народов Югры – ханты и манси. Среди них и  Наталья Кононовна Поянкина. Более десяти лет она работает методистом ДПИ в городском краеведческом музее Пыть-Яха.  Живя в городе, Наталья Кононовна не забывает о традициях и верованиях своей семьи.

Как  говорит сама женщина,  она из рода сороки. Это птица считается хранительницей их рода. В семье есть лапка сороки, которая передается из поколения в поколение. Хранит её самый старший из рода. Раньше этот оберег передавался по мужской линии. Так сложилось, что представители рода Поянкиных по мужской линии все молодые. Оберег находится у Глафиры Кононовны, самой пожилой из их рода, ей 79 лет. Она проживает в Лемпино Нефтеюганского района. Затем по старшинству он перейдёт к Наталье Кононовне.

Все предки Натальи Кононовны на протяжении многих лет проживали на реке Салым. Салымские ханты в отличие от других представителей этого народа не занимались оленеводством, если и держали оленей, то только как средство передвижения, у них было развито скотоводство. Дедушка и бабушка Наталья Кононовны держали овец и коров. Но, когда пришла советская власть, все нажитое пришлось отдать и самим вступить в колхоз. Когда началась война, дедушка Натальи, Конон Трофимович Поянкин, ушёл на фронт добровольцем. Жить без кормильца и добытчика семья не смогла, поэтому и переехала в деревню Лемпино. Наталья Кононовна родилась уже в Лемпино. Родители её умерли, когда она была ещё маленькой, поэтому воспитанием занимались две бабушки. Именно от своих бабушек она научилась мастерству вышивания и бисероплетения. – Я всегда любила приходить к бабушке Моте, у неё был тучанг, чего там только не было – иголки разных размеров, лоскутки разных тканей, напёрстки. У неё была железная  баночка, где она хранила бисер. Я могла подолгу рассматривала этот разноцветный бисер, - вспоминая детство, говорит  Наталья Кононовна. Именно бабушки научили  шить хантыйскую одежду, плести из бисера и вязать национальную чулки. Сегодня Наталья Кононовна  сама бабушка четверых внуков. Всем она сшила национальную хантыйскую одежду. Внуки участвуют  во всех мероприятиях, которые проводит музей. И как говорит женщина, старается привить внукам любовь к культуре и традициям своего народа, своей семьи.

Интересен тот факт, что Наталья Кононовна не планировала связать свою жизнь с культурой своего народа, после окончания школы она поступила в Тобольский строительный техникум и освоила сугубо мужскую профессию - крановщика. Много лет отработала по профессии. Когда её пригласили работать в музей города Пыть-Ях, она не смогла отказаться, так увлечение жизни стало профессией. Это ещё и хорошая возможность научить детей и всех желающих декоративно-прикладному искусству народа ханты.

Людмила ТЕТКИНА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 21 (1087)
7.11.2014

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика