- Мансийский
- Русский
Хорамыӈ мньщи суп ннки нтн
Мн лнэ мвт ань втихал ханищтапыт врыглавет ос мхум свсыр щирыл мщтырлаӈкве ханищтавет. Акв тамле врмаль ты тл мньполь тпост Хльӯст «Югра лылып» нампа организация отделениятэ врыглас. Тнт мщтыр хтпат влт хансат урыл потыртавсыт ос хоталь тнаныл нтуӈкве рви, ханищтавсыт.
Традиционные орнаменты мансийского платья
В Югре часто проводят различные обучающие семинары, мастер-классы, где каждый желающий может научиться традиционным ремеслам обских угров. Один из таких семинаров, посвящённый орнаментам, в этом году проходил в посёлке Берёзово. Мероприятие было организовано Берёзовским отделением общественной организации «Спасение Югры».
В нём участвовали и мансийские мастерицы из посёлков Игрим и Берёзово. Надежда Ивановна Слинкина приезжала на семинар из села Полновата Белоярского района. После выхода на пенсию у женщины появилось больше свободного времени, и она сшила для себя мансийское платье. Сейчас на различные мероприятия, проходящие в селе, она обязательно надевает традиционный наряд. На одном из таких праздников, Надежду Ивановну спросили, почему на подол мансийского платья пришивается такая широкая полоска.
– Честно, тогда я не смогла ответить на этот вопрос, – поделилась Надежда Ивановна. – Здесь на семинаре я поинтересовалась, что она означает. Мастерицы из Игрима утверждают, что эта широкая полоска символизирует реку Сосьву, тонкие полоски её притоки. Это всё так интересно, теперь я изучаю традиционные орнаменты, и знаю их значение.
Заинтересовавшись этой темой, мы обратились к мансийским женщинам и спросили, что они знают о значении орнаментов на национальном платье.
Анна Алгадьева (Анямова) живёт в посёлке Хулимсунте Берёзовского района. Она – представительница лозьвинских манси, выйдя замуж, Анна переехала в Берёзовский район, где и проживает вместе с семьёй.
– Каждая мастерица шьет мансийское платье по-своему. Я думаю, что орнаменты и широкую полоску на подоле, в первую очередь, пришивают для красоты. Мама рассказывала, мастерицы заворачивали подол в наружную сторону и сверху пришивали широкую полоску, таким образом, заботились о его практичности. Раньше манси жили в лесу. Передвигаясь по лесу, женщины могли легко зацепиться подолом и порвать его, а пришивая широкую полоску, платье становилось более прочным. Тогда видов ткани было немного, и их не продавали, как сейчас продают в магазинах, поэтому, наверное, исходя из практичности, женщины стали так украшать свои платья.
Мама говорит, раньше на мансийском платье не было традиционных орнаментов. Оно было украшено только двумя или тремя узкими полосками, которые пришивались к подолу и ниже талии. Бабушка моей мамы была родом с реки Тошемка. Эта река находится на территории Свердловской области и считается правым притоком реки Лозьвы. Моя свекровь, которой в этом году исполнилось 75 лет, тоже говорит, что раньше мастерицы шили простые платья, орнаменты появились уже позже. Вначале пришивали только узкие полоски, иногда такие полоски были и на манжетах. Покрой отличался от современного мансийского наряда и больше походил на рубаху-платье и не имел кокетку. Современный наряд, которые носят женщины-манси, прабабушка называла русской одеждой. На таких платьях орнаментировали манжеты только двумя тонкими полосками, в редких случаях обшивали бисером. Потом появились геометрические узоры. Узоры и полосы делали из ткани контрастного цвета, которая хорошо выделялась. Мансийские женщины нередко такие орнаментированные манжеты отпарывали и пришивали на новое платье. И если на стареньком сахе (шубе из оленьего меха) манжеты ещё были в хорошем состоянии, то они их также отпарывали, пришивали к новой шубе и носили дальше.
Моя мама выросла в Няксимволе. Она рассказывала, когда она была подростком, многие парни стали привозить невест из других территорий. Наряды этих девушек отличались от тех, которые носили мансийские женщины, живущие в Няксимволе. Платья у них были очень красивыми и были обшиты орнаментами. Мама говорит: «Когда я увидела этих девушек, конечно, тоже захотела сшить себе такой же наряд. Мама купила мне ткань. Я скроила и села шить платье. Сначала хотела пришить «паквпалы», мансийский орнамент, означающий одну половинку чешуйки шишки. Для мансийских мастериц он считался не очень сложным, и я решила начать именно с этого орнамента. Конечно, «паквпалы» получились у меня не очень ровными и красивыми. Но я решила, что для начала и так пойдет. Однажды надела, как считала нарядное платье, ко мне подошёл пожилой мужчина, и улыбаясь, сказал: «Девочка, смотри неровные зубчики от пилы попали на твое платье». После, когда я стала старше, и появилось больше терпения и усидчивости, научилась шить нарядные мансийские платья. Но этот случай я запомнила надолго».
Моя бабушка уже носила такое платье, которые сегодня шьют мансийские женщины. Прабабушка вообще их не носила, предпочитала старинное платье, которое шилось без кокетки и орнаментов.
О традиционных орнаментах и их значениях мы спросили и у других представительниц народа манси. Свое мнение высказали сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Светлана Алексеевна Попова и мастерица из Хулимсунта Мария Тихоновна Двинянинова. Интервью с ними мы опубликуем в следующем номере нашей газеты.