Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Округ кӯщаюв мирн лтыӈ ттыс
  • Олныт хӯрум тлн уртвсыт
  • Лккарыт Саранпвылн минуӈкве щпитахтгыт
  • Кӯщаит соссаӈ мхум лупса урыл потыртасыт
  • Пилыщмаӈ гмыл ӯргалахтн
  • М-вит ӯргалан мгсыл св олн холтаве

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Св нврам янмалтан щмьят янытлавсыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Кāркам сāлыӈ колтāгыл
  • Тав 70 тлэ твлы
  • Лтыӈ ханищтан касыл
  • лнэ колыт йильпииг щпитавет
  • Мирколт рӯпитан хум потре
  • Лпмус пвыл яныгхтпа
  • Юван стиханэ суйтсыт

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Хорамыӈ мньщи суп ннки нтн

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Щнь-щ лтӈув лаль вос суйты

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Хорамыӈ мньщи суп ннки нтн
  • Мансийский
  • Русский

Хорамыӈ мньщи суп ннки нтн

Мн лнэ мвт ань втихал ханищтапыт врыглавет ос мхум свсыр щирыл мщтырлаӈкве ханищтавет. Акв тамле врмаль ты тл мньполь тпост Хльӯст «Югра лылып» нампа организация отделениятэ врыглас. Тнт мщтыр хтпат влт хансат урыл потыртавсыт ос хоталь тнаныл нтуӈкве рви, ханищтавсыт.

Ягрим ос Хльӯст лнэ мньщи хтпат с ввыглавсыт. Надежда Ивановна Слинкина Белоярский район Полноват пвылныл тув ёхталас. Тав ань пенсиян патхатас ос мньщи суп нтуӈкве вуйхатас. Пвылт ялпыӈ хталыт лыглан порат тав мньщи супе акваг масыглы. Акв порат тав китыглавес, мньщи суп ёлытэ манрыг пхвыӈ слмыл нтаве. Мньщи н ювле нматыр лвуӈкве ат врмыс. Ханищтапын ёхталамт, Надежда мньщи нтныл ты врмаль урыл пӯмщалахтас. Тнт мщтыр хтпат лвсыт, ты яныг пхвыӈ хорам Тгт  ос мт хӯрум ощща хорамыт мт мнь г лвавет, тыимгсыл акватэ пхвыӈыг ос мтаныт ощщаг нтавет. Тамле потыр урыл хӯлыгласыт ман ти, ам мньщи нт китыгласанум.
Хльӯс районт Хулюмсӯнт пвылт лнэ н Анна Алгадьева (Анямова), такви Красколыӈъя пвылт яныгмас, мньщи суп урыл ос таи потыртас:
— Ксыӈ лумхлас хумус хсы, тыщирыл та нты. Ам номсгум, тамле хорамыт, хансат хорам мгсыл нтвсыт. Щнюм потыртлы, пс кват суп ёлыяныл кӣвырпāл нупыл нтсаныл. Ам номсгум, суп ёлытэ ос тк мгсыл нтвес, мхум акваг врт хйтыгтасыт, суп ёлыяныл ткыг вос лсыт, тнт улпыл тр сака ат нглыс, тох супе молях ат хащлы. Пс кват хорамыт сака ат нтсыт, суп ёлыяныл ощща ёлыквел нтсаныл, ёлыйиг лнэ тре суп ёлытэ тк вос, ювле кассаныл. Котлт аквман манос китах нак нтумтгыт — супаныл та стгыт. Нас йинумтым супаныл нтсыт, лапаӈыӈ суп ат щсыт. Щнюм анкватэ Томпусум ква лыс, Томпусум Нр  Лӯсум н паты, тав Номин хум врыглас. Сāвлх пвылт матнг лыс. Лапаӈыӈ суп туп ялпыӈ хталт масыглас. Нас йиным суп акваг ньщас. ныпум с тох потырты, пс порат та мт лнэ мньщи нт тамле супыл лсыт.
Ётыл ощща нак нтуӈкве патсыт. влт пквпал нтуӈкве патсыт. Сака хорамыӈ хансаӈ суп тай ат нтсыт. Хорамыӈ тйтсӯнтыл тай лсыт. Хорамтасаныл ос хансал нтыгласаныл. Тувыл ты тйтсӯнтаныл акв супын касыгласаныл, врмысаныл аквта хансаныл мт супын нтумтаӈкве. Ханты нт май тр сахияныл хащлы, тувыл ты хансаныл хот-хлматыяныл ос мт тр сахин нтумтыяныл. Тыи с тох, ты тйтсӯнтаныл акв супын касыглыяге, тувыл та супе псыг мты, хащлы, та тйтсӯнтаге хот-хлматыяге, йильпи супн нтыяге. Сакыӈ тйсӯнтаныл ос мт супын нтыяныл ос лаль ньщияныл.
Щнюм потыртлыс, тав иӈ мниг лыс, суп хорам нтуӈкве тнт торыӈ ат хссыт. Тав Нхщамвльт тот яныгмас. Тувыл пыгыт н Нхщамвльн тотсыт. Аквторыг хӯрум ман нила маньнэ мт мныл тотвсыт. Маньнэ супаныл такем хорамыӈыт, хансал нтым лгыт, нтнэ хорамыӈ супыл мыгтгыт. Тав ос тув ксалахтас, с тамле суп нтуӈкве ӯнтыс. Ты лы-плт супе акв кит накыл нтумтытэ, лаль та хйты. Щнюм лви: «Мт мныл ёхтум нт ксаласанум, такем тай супаныл хорамыӈыт, номсгум, сар ам ос амкинам тамле суп нтлыгтгум. Суп трыл щнямн майвсум, суп йинасасум, та нтгум. Номсгум, супум пквпалыл ты нтлыгтгум. Акв плт пквпалыл нтыслум, акв плэ пхе иӈ хультыс, тувыл савыг мтыс, лаль накыг нтсагум, акв пквпалэ. Ётыл тащирыл нтым супыл лаль та хйтыгтгум. Акв порат матырсыр йкан ксалавсум, мовиньтым лви: «гикве, наӈ тай ӯльюв сртнэ кр пуӈкыт супын тыг та тлапамыт». Ам тай тувле тлам ти, лаль тох та хāйтыгтгум. Ётыл тай хорамыӈ мньщи суп нтуӈкве ханьщувласум».
Щнюм тав анкватэ лапыӈ супыт рущ супыг лвсанэ. Щнюм тав щне тамле супыл лыс, ань кват ты ньщгыт. Тав щнятэ нас йинасым супыл лыс. Тамле лапыӈ суп рущ супыг лвыстэ. Пс супыт лапыӈ ат щсыт ос ощщат лсыт. Тыи мгсыл мрум ат щсыт. Щнюм тох потырты.
Светлана Алексеевна Попова ос Мария Тихоновна Двинянинова мньщи суп хораманэ ос хансанэ урыл с китыгласагум. Тн потрн мт газетат тах хансылум.

Традиционные орнаменты мансийского платья

В Югре часто проводят различные обучающие семинары, мастер-классы, где каждый желающий может научиться традиционным ремеслам обских  угров. Один из таких семинаров, посвящённый орнаментам, в этом году проходил в посёлке Берёзово. Мероприятие было организовано Берёзовским отделением общественной организации «Спасение Югры».

В нём участвовали и мансийские мастерицы из посёлков Игрим и Берёзово. Надежда Ивановна Слинкина приезжала на семинар из села Полновата Белоярского района. После выхода на пенсию у женщины появилось больше свободного времени, и она сшила для себя мансийское платье. Сейчас на различные мероприятия, проходящие в селе, она обязательно надевает традиционный наряд. На одном из таких праздников, Надежду Ивановну спросили, почему на подол мансийского платья пришивается такая широкая полоска.

– Честно, тогда я не смогла ответить на этот вопрос, – поделилась Надежда Ивановна.  – Здесь на семинаре я поинтересовалась, что она означает. Мастерицы из Игрима утверждают, что эта широкая полоска символизирует реку Сосьву, тонкие полоски её притоки. Это всё так интересно, теперь я изучаю традиционные орнаменты, и знаю их значение.

Заинтересовавшись этой темой, мы обратились к мансийским женщинам и спросили, что они знают о значении орнаментов на национальном платье.

Анна Алгадьева (Анямова) живёт в посёлке Хулимсунте Берёзовского района. Она –  представительница лозьвинских манси, выйдя замуж, Анна переехала в Берёзовский район, где и проживает вместе с семьёй.

– Каждая мастерица шьет мансийское платье по-своему. Я думаю, что орнаменты и широкую полоску на подоле, в первую очередь, пришивают для красоты. Мама рассказывала, мастерицы заворачивали подол в наружную сторону и сверху пришивали широкую полоску, таким образом, заботились о его практичности. Раньше манси жили в лесу. Передвигаясь по лесу, женщины могли легко зацепиться подолом и порвать его, а пришивая широкую полоску, платье становилось более прочным. Тогда видов ткани было немного, и их не продавали, как сейчас продают в магазинах, поэтому, наверное, исходя из практичности, женщины стали так украшать свои платья.

Мама говорит, раньше на мансийском платье не было традиционных орнаментов. Оно было украшено только двумя или тремя узкими полосками, которые пришивались к подолу и  ниже талии. Бабушка моей мамы была родом с реки Тошемка. Эта река находится на территории Свердловской области и  считается правым притоком реки Лозьвы. Моя свекровь, которой в этом году исполнилось 75 лет, тоже говорит, что раньше мастерицы шили простые платья, орнаменты появились уже позже. Вначале  пришивали только узкие полоски, иногда такие полоски были и на манжетах. Покрой отличался от современного мансийского наряда и больше походил на рубаху-платье и не имел кокетку. Современный наряд, которые носят женщины-манси, прабабушка называла русской одеждой. На таких платьях орнаментировали манжеты только двумя тонкими полосками, в редких случаях обшивали бисером. Потом появились геометрические узоры. Узоры и полосы делали из ткани контрастного цвета, которая хорошо выделялась. Мансийские женщины нередко такие орнаментированные манжеты отпарывали и пришивали на новое платье. И если на стареньком сахе (шубе из оленьего меха) манжеты ещё были в хорошем состоянии, то они их также отпарывали, пришивали к новой шубе и носили дальше.

Моя мама выросла в Няксимволе. Она  рассказывала, когда она была подростком, многие парни стали привозить невест из других территорий. Наряды этих девушек отличались от тех, которые носили мансийские женщины, живущие в Няксимволе. Платья у них были очень красивыми и были обшиты орнаментами. Мама говорит: «Когда я увидела этих девушек, конечно, тоже захотела сшить себе такой же наряд. Мама купила мне ткань. Я скроила и села шить платье. Сначала хотела пришить «паквпалы», мансийский орнамент, означающий одну половинку чешуйки шишки. Для мансийских мастериц он считался не очень сложным, и я решила начать именно с этого орнамента. Конечно, «паквпалы» получились у меня не очень ровными и красивыми. Но я решила, что для начала и так пойдет. Однажды надела, как считала нарядное платье, ко мне подошёл пожилой мужчина, и улыбаясь, сказал: «Девочка, смотри неровные зубчики от пилы попали на твое платье». После, когда я стала старше, и появилось больше терпения и усидчивости, научилась шить нарядные мансийские платья. Но этот случай я запомнила надолго».

Моя бабушка уже носила такое платье,  которые сегодня шьют мансийские женщины. Прабабушка вообще их не носила, предпочитала старинное платье, которое шилось без кокетки и орнаментов.

О традиционных орнаментах и их значениях мы спросили и у других представительниц народа манси. Свое мнение высказали сотрудник  Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Светлана Алексеевна Попова и мастерица из Хулимсунта Мария Тихоновна Двинянинова. Интервью с ними мы опубликуем в следующем номере нашей газеты.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 23 (1161)
6.12.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика