Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Свнув мхум тыт вос мӯйлгыт
  • Св нврамыӈ щмьят янытлавсыт
  • Мн пс йис лупсав урыл тн потыртасыт
  • Омат Хльӯст янытлавсыт
  • Мир пусмалтан тлат вылтыт потыр
  • Яныг ӯст ӯщлахтын м щпитаве
  • Рӯпатав урыл потыртасӯв

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Нврам кастыл омаге-тяге сас ёмасыг
  • Товлыӈхпыл яласан лӈханув

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Кульпаст тва щмьят йильпи колыл майвсыт
  • Сӈквылтаӈкве хсум хум гитэ колтгыл
  • Мйт внэ мхум халт яныгмам н
  • Нрыт нупыл ялантан хум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Нт ргēгыт
  • Пс накыт номн ос лаль тотн
  • Нврамыт ома ӯлыласыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)

Вы здесь

Главная » Мйт внэ мхум халт яныгмам н
  • Мансийский
  • Русский

Мйт внэ мхум халт яныгмам н

Мньщи н Марина Сергеевна Вынгилева Хльӯс район Ягрим пвылт лы. Тав сака мщтыр н, пквпалыӈ супыт нты. Колтгыл мхманэ пуссын мньщи суп ньщгыт. 

Турлпс, пальсак харты, рущ кукла с янытт мньщи маснутыл н­тыстэ. Сов ёт рӯпиты, сорт ос слы сов тынтлытэ, хот-щпитытэ, тувыл матыр нты.  Марина Сергеевна мйт, пс йис потыр внэ мхум халт яныгмас. Нн ань лаль тав потре ловиньтэлн:

– Ам Лпмус пвылт самын патсум, тям щирыл Шешкина. тям Сергей Семёнович Лп­мусныл лыс, кит увщи ньщас, Татья ос Наста. Омам Наталья Васильев­на, такви парищ наме Вадичупова, Сӈкитӯр пвылт самын патыс. пщи ньщас, Роман, тав Кимкъясӯйт лыс. Таищка ще Лпмуст лыс. Ань пуссын тимыт. 

Омагум-тягум Люлю­карский леспромхозт (пс порат ты пвыл Ялъюс пвлыг лввес) акван-хнтхатсг, тувыл Лпмусн минасг, тув лмыгтасг. выл пыгн тимыг мтыс, тувыл 1956 тлт ам самын патсум.

Кульпаст нёлолов класс стламум юи-плт Салехард ӯс педучилищат нила тл ханищтахтасум, выл классыт нврамыт ханищтан хтпаг патсум. Та порат рӯпитаӈкве направление щирыл к­тавв, ам Сортыӈъян кт­всум, школат хӯрум тл рӯпитасум. йкам ёт тот акван-хнтхатумн. Тувыл школа лап-пантвес, мн, тот рӯпитам мхум, пуссын лкква-миныг­ласув. Хотьют Кульпасн манос Саранпвылн ликмыс, тув та минас. йкам армияныл ёхтуме юи-плт Ягримт рӯпитас, тув та внтлысамн. 

– йкан хотыл лы?
– Тав с мньщи хум, Николай Васильевич, Сортыӈъяныл лы, тот яныгмас. тятэ Тоболди­ны мт самын патыс, яныг хнтын вуй­лувес. Оматэ такви па­рищ наме Остерова лыс. йкамнтыл нила нв­рам щсумн. Китгаг­мн тимыг, ань яныг гимн тав пыгаге ян­малтымн. Яныг апыг­рищмн Максим нёло­ловхуйплов тлэ твлыс, Тимофей нилыт классыт ханищтахты. 

Паша пыгмн налыман тлэ твлыс, мртым мн Ростов ӯс нупыл минас, тот рӯпиты. Ольгамн Ханты-Мансийск ӯст ЮГУ стлас, тыт пӯльни­цат секретариг рӯпиты. Тн йкатнтыл акв ги ньщг, наме Юля, ань китыт классыт ханищ­тахты. Ягримт Нина щум лы, акв пыг ньщи.

– Марина Сергеевна, колтгыл мхманын щнь лтӈыл потыр­тгыт?
– Юн йкамнтыл мньщи лтӈыл потыр­тымн, нврамыт та хӯнтлгыт, тванакт китыглахтгыт, маныр лгаласмн. Ам лвгум: «Сунсн, ннан тох ты лль, мньщи лтӈыл потыртаӈкве ат хсэгн. Лтӈын ри ханищтаӈ­кве, таве вӈкве сака пӯмыщ. Ань школат английский лтыӈ ха­нищ­таӈкве ат кос таӈ­хегн, тоха та ханищ­тэгн. Ос тыи щар мнти лтӈув, мк таве ты ри ханищтаӈкве». 

Школат ханищтахта­мув порат, мнти лт­ӈувтыл потыртаӈкве ат тртвесӯв, тӯйтыглахтым потыртасӯв. Ань таим­гыс нвраманув лтыӈ ат вгыт, лтӈув тыпуӈкве патыс. Тванакт лнь­щин ёхтавем, номсгум, мн холв, лтӈув холы, матыр врнутанув с мн ётув пуссын та мингыт. 

Тувыл таимгыс сымум щрги, Татья квум тох та минас, тасвит мйт-лӯт вс. Та порат тамле хаснэ ттап хунь лыс, пуссын ёл-хансуӈкве те, акв нпак хунь хас­нувув, пуссын ёт та тот­санэ. квагум сас сака хссыг мйтуӈкве. Мн Нинамнтыл Татья к­вумн марылтылмн, юв ат тртыламн, вос мйты. Акв мйтэ ты холы, мн лвимн: «с мйтэн». 

Мн ань, мньщи мхум, хунь акван-хнтыглахтв, мнти лтӈувтыл потыртв, мньщи супанув нх-масыянӯв, тнт нвра­мыт мн нуплув сун­сгыт, рыӈ та щирыл тах с лаль воратаӈкве патгыт. Таимгыс ам тванакт юн мньщи супум масапгум, тыгле-тувле мыгтгум, мнь апыгрищум лви: «Нӈ, анква, татем та нтнэ!»

 

Она выросла среди сказителей

В посёлке Игрим Берёзовского района проживает мансийская мастерица Марина Сергеевна Вынгилева. Она с детства увлекается рукоделием, шьёт и плетёт из бисера. Марина Сергеевна выросла среди мастеров и сказителей в мансийской деревне Ломбовож. Вот что она рассказала:

 

– Мой отец Сергей Семёнович Шешкин был родом из Ломбовожа. Мама Наталья Васильевна, в девичестве Вадичупова, была родом из деревни Сангкитур. Родители встретились в Люлюкарском леспромхозе, где недолго работали. Затем поехали на родину отца в Ломбовож, там и остались. Я родилась и выросла там. В семье нас было четверо детей. После окончания восьмого класса я поступила в Салехардское педучилище, где получила профессию учителя начальных классов. В те годы после окончания учёбы молодых людей распределяли по направлению, так я попала в деревню Сартынья. Там повстречала своего мужа Николая Васильевича Вынгилева.

 

В Сартынье я проработала  три года, потом школу закрыли. После этого жители стали  разъезжаться, кто-то уехал в Сосьву, кого-то отправили работать в Саранпаульскую школу. Мой муж до армии работал в Игриме, поэтому мы сюда и переехали.

 

– Откуда родом ваш муж?

– Николай родился и вырос в Сартынье, по национальности он тоже манси. Отец его был фронтовиком, родом из Тоболдины, мама его была из рода Остеровых. С мужем мы воспитали четверых детей. Двоих нет в живых.У старшей дочери остались два сына. Теперь мы с мужем воспитываем внуков. Старшему Максиму восемнадцать лет, Тимофею десять лет, он учится в четвертом классе.

 

Нашему сыну Павлу уже сорок лет, а он до сих пор не женат. Сын уехал на юг, работает в городе Ростове. Дочь Оля окончила в Ханты-Мансийске Югорский государственный университет, сейчас  в нашей поселковой больнице работает секретарем. С мужем они  воспитывают дочь. Внучка Юля учится во втором классе.

 

– Марина Сергеевна, дома вы общаетесь на мансийском языке?

– Мы с мужем воспитываем внуков, хотим, чтобы они знали родной язык, знали свои корни. Поэтому мы часто разговариваем на мансийском языке. Смотрим, слушают, пытаются понять, о чём говорим. Я внукам часто говорю: «Вот видите как плохо, что не знаете родного языка. Надо учить мансийский язык, это же так интересно. В школе вы учите английский язык, может, и не очень-то хотите учить его, но ведь учите. И теперь понимаете его, умеете читать. А мансийский – это же наш родной язык, его то и надо учить в первую очередь».

 

Когда мы росли, нам запрещали говорить на родном языке, прячась от воспитателей, мы шёпотом говорили между собой. Вот поэтому и стал уходить мансийский язык, наши дети и внуки не знают его. У меня порой слёзы на глаза наворачиваются, как подумаю, что язык наш и культура уйдут вместе с нами. Моя тётя, Татьяна Семёновна Шешкина, была сказительница, сколько сказок, легенд, старинных рассказов, песен она знала. Всё бы записать на диктофон, снять на видеокамеру, не одну книгу можно было бы издать. Но тогда никакой техники не было, да и мы об этом не думали. Очень жаль, что многие знания они унесли с собой.

 

Помню, мы с сестрой Ниной не отпускаем домой тётю Таню, она нам сказку за сказкой рассказывает. Чувствуем, что  сказка заканчивается, уже заранее говорим: «Тётя, после этой сказки расскажи ещё одну».

 

Сейчас в Игриме для коренных народов проводятся различные мероприятия, встречи, семинары.  Теперь мы, манси и ханты, часто встречаемся, надеваем свою национальную одежду, обувь, рукодельничаем, общаемся на родном языке. Думаю, что хотя бы так нас видят дети, слышат мансийский и хантыйский язык. Может быть, они тоже будут шить национальные платья, одевать их, будут учить родной язык. Я дома часто хожу в мансийском платье, внук говорит: «Милая моя бабушка, какая ты красивая!»

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 23 (1209)
5.12.2019

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика