- Мансийский
- Русский
Щнь лтӈанув урыл потыр
ӈк нтнэ тпос 21 хталт Ханты-Мансийск ӯст щнь лтыӈ ханищтан хтпат мгыс хнтхатыглап врыглавес, тох намаявес: «Форум учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера». Школат рӯпитан стлов арыгтем сосса мхум св мныл ёхталасыт – Хльӯс, Белоярский, Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский, Октябрьский, Ханты-Мансийский ос мт районытныл лсыт.
Тамле хнтхатыглап ханищтап ос молодёжный политика ХМАО – Югры департаментыт ос «Институт развития образования» колт рӯпитан мхум тн щпитлсыт. Мк та урыл потыр лыс, ань школат щнь лтыӈ ханищтан хтпат хумус рӯпитгыт, матыр трвит ньщгыт ман ти, рнэ нпакыт ксыӈ мт лы манос хотты школа мус ат тотыглавет.
выл лтыӈ ханищтап департамент кӯщай вӈын н Лариса Цулая тав лвыс:
– Ханищтап сккон щирыл, Россия янытыл ксыӈ мт мхум тнти лтӈаныл ханищтаӈкве врмгыт. Мн, округ образование департаментыт рӯпитан мхум, ань таи тра-паттв, школанувт щнь лтыӈ ханищтан мгыс аман ксыӈ мт рнэ нпакыт ос ищхӣпыӈ утыт лгыт. Нврамыт ёт рӯпитан порат тыи-таи ри. рнэ матыр пуссын лы те, тнт учителитн кӯпнит, нврамытн ханищтахтуӈкве пӯмыщ, уроканылн щгтым ялантгыт.
Сосса нврамыт ань школан ёхтгыт, свыӈплэ рущ лтӈыл потыртгыт. Округ янытыл туп 7 садикт щнь лтыӈ ханищтаве. Дополнительный образование колыт халт 8 мт лтӈанув хӯнтамлаӈкве рви. Сунсэтн, ань округувт 418 садик рӯпиты, 7 – ты сака мощща. Нврам такви лтӈе юн ат те хӯлытэ, яныгман колт ат те ханищты, тав хумус щнь лтыӈ вӈкве паты. Белоярский, Хльӯс, Сургутский ос мт мт лнэ школатт 1 стыра 680 нврам тнти лтӈаныл ханищтгыт.
Ханищтап департаментыт рӯпитан хтпат ос щнь лтыӈ ханищтан учителит акван-нтхатым вос рӯпитгыт. Ты тла палт пуӈктотнэ мхум хунь вганыл, нн манхурип трвит ньщегн, ннан манарыл нтуӈкве ри. Нтмил ӯрегн те, лтыӈ ктн, тланын урыл потыртн. Йильпи нпакыт хансуӈкве ри те, мхум хнтв, ты врмаль кастыл олн тств.
Учителит лаль ханищтахтуӈкве таӈхегт те, свсыр курсытыл вриянув, хотты мт акван вос хнтхатыглгыт, рӯпатаныл вылтыт потыртгыт, халанылт ханищтахтгыт. Тох тн номтаныл ткмалтгыт, лаль ёмас номтыл рӯпитаӈкве патгыт. Тыхтал хурип хнтхатыглапыт втихал вруӈкве патв.
Ос мк таи урыл лвгум, ты мт лнэ нврамыт сосса мхум лтыӈ пуссын вос ханищтгыт. Кос рущ, таджик манос хатань нврамыт вос вганыл, Югра м – ты мньщи, ханты ос рн мир тн йис тгыл лнэ мнаныл. Ты лӯи мт яныгман нврамыт сосса мирыт лтӈаныл ос культураныл вос вганыл, вос янытлыяныл. Ты мт ам вт нупыл китыт тл лгум, мньщи ос ханты лтӈыг акваг хӯлыглгум. Татем нтнэ, кминьт лтӈыг, рыг хольт овг. Хумус тнатн ат ханищтаӈкве. Мт хн нврамыт ёт сымыӈыщ потыртаӈкве те, тн лтыӈ вӈкве атхунь тахмагыт.
Тамле яныг тла мӯтраӈ учитель тл хунь враве. Тн нврамыт ёт ёмас номтыл рӯпитгыт те, мнь мхум кос хащтл лтыӈ ханищтаӈкве паты, мт мир лупса пӯмщалаӈкве паты. Сосса нврамыт с тах тнти лтӈаныл урок ущпылнэг руптаӈкве патыяныл, щгтым тув мингыт.
Щнь лтыӈ ханищтан тил мхум, ннанн ам св ёмас, сымыӈ лтыӈ лвгум. Матъёмас нн тамле рнэ рӯпатан вуйхатасын. Пуссын аквъёт рӯпитв, ты яныг тлав аквъёт врилув. Ксыӈ трвитыӈ нак порат лы хталн агтуӈкве ри, халанувт нтхатв. Тнт сосса нвраманув ёмас номтыл мыгтаӈкве патгыт, тах лвгыт, щнь лтӈаныл тн вганыл.
Св хтпа лтыӈ лвсыт. Тн халанылт округ кӯщай вӈын хтпатэ палт советникыг лнэ н Надежда Савина потыртас. Тав с та урыл лвыс, ань щнь лтыӈ ханищтан хтпат матыр трвит ньщгыт те, яныг кӯщаит палт вос мингыт, потраныл хӯнтлавет, лаль аквъёт рӯпитгыт. Н лвыс, тох лнв мгыс округув св мт вве, мхум хӯлыгласыт, мн хумус рӯпитв, ксыӈ лумхлас потре хӯнтамлаве, нтаве.
Государственный думат депутатыг лнэ мньщи н Татьяна Гоголева ты хнтхатыглапын лтыӈ ктыс. Ты урыл тавн нтнэ н Оксана Рыжкова потыртас: «Татьяна Степановна лвме щирыл, хтпа щнь лтӈе вгтэ те, тав нупылэ рви лвуӈкве, ты мньщи манос ханты хтпа. Ань ООН организация нпакыт щпитгыт, лов тл м янытыл лнэ мирыт тлыг вос лваве (рущ щирыл – Десятилетие родных языков коренных народов мира)».
Новосибирск ӯсныл ёхталам профессор н Наталья Кошкарёва ханты лтыӈ урыл сака пӯмыщ доклад ловиньтас. Ты лтыӈ св диалект ньщи, мхум лтӈаныл акван ат ёхтгыт, свсыр щирыл хансгыт. Н лви, ханты мир ос учёный хтпат акван-потыртахтуӈкве ат врмгыт. Ты мгыс тн ань рнэ нпакыт ат хансгыт, ӯрхатгыт, хунь акван-потыртахтгыт.
Мньщи нтенув с лсыт, мхум лы-плт потыртасыт. Технолого-педагогический колледжит щнь лтыӈ ханищтан мньщи н Альбина Станиславец рӯпататэ вылтыт потыртас. Саранпвылныл Ольга Лелятова ёхталас, тав «Оленёнок» садикт мнь нврамыт мньщи лтӈыл ханищтыянэ. Лариса Карпенко Нижние Нарыкары пвылныл лыс, тав школат с мн лтӈув урок ханищты.
Ханты лтыӈ ханищтан хтпа св лыс. Нт мастер-классыт врыгласыт, потыртасыт, школат манос садикт хумус рӯпитгыт. Учителит хӯнтлуӈкве сака пӯмыщ лыс. Ксыӈаныл урыл хоса потыртаӈкве рви. Тамле хнтхатыглап тыгыл лаль акваг вруӈкве патаве, щнь лтыӈ ханищтан хтпанув ёт тах с ксалахтв.
В Ханты-Мансийске прошёл форум учителей родных языков
21 мая в Ханты-Мансийске впервые состоялся Форум учителей родных языков. В мероприятии приняли участие более семидесяти педагогов из Берёзовского, Белоярского, Сургутского, Нижневартовского, Нефтеюганского, Октябрьского, Ханты-Мансийского и других районов.
Педагоги обсудили механизмы и практики обучения родному языку в современных условиях, приобщение детей к истокам своей культуры, подготовку учебников для образовательных учреждений. Организаторами мероприятия являлись Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и региональный Институт развития образования.
Со словами приветствия выступила Лариса Владимировна Цулая, начальник отдела общего образования Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
– Одна из основных задач системы образования – создание условий для изучения родного языка и предметов этнокультурной направленности в образовательных организациях Югры. Система образования Российской Федерации гарантирует предоставление возможностей изучать родной язык или обучаться на нём. За каждым жителем нашей большой страны закреплено право изучения родных языков. Но пользуемся ли этим правом.
Большинство детей коренных малочисленных народов Севера приходят в школу, владея лишь русским языком. По округу введено обучение на родном языке только в 7 детских садах, а также в 8 организациях дополнительного образования. По всей Югре 418 детских садов, и вы понимаете, что 7 детских садов – это ничтожно малая толика того, что нам предоставляется. В школах Белоярского, Берёзовского, Сургутского и других районов родной язык изучают 1 680 учащихся.
Мы должны с учителями родных языков сформировать позицию единомышленников и команды, и заявить о том, что хотим. Чиновники самостоятельно не смогут решить этот вопрос, и только в нашей совместной работе, проектах сможем поставить для себя определённые цели и постепенно добиваться их решения.
Сегодня мы должны говорить об изучении языка, культуры и традиций не только для детей, которые относятся к категории коренные малочисленные народы округа, но и всех детей, проживающих на территории округа. Они должны быть посвящены в развитие региона, в богатое многообразие традиций, культуры, в языковую палитру Югорского края. Мы должны уважать, почитать традиции народов, на территории которых проживаем.
Передача нравственно-эстетического опыта народов невозможно без опыта профессионалов. Учитель несёт в себе традицию своего народа, передаёт её детям. Хочу сказать им большое человеческое спасибо. Надо чтобы победители транслировали свой опыт на региональном уровне, чтобы молодые учителя у них учились. Мы вместе должны искать пути реализации наших с вами программ. Дети Югры должны гордиться, что они знают родной язык.
По словам советника первого заместителя губернатора округа Надежды Савиной, Югра играет значимую роль в сохранении культуры коренных народов и зачастую является примером для других регионов. Обратившись к учителям родных языков, она сказала: «Органы государственной власти всегда ждут предложений от народа. Может быть, у вас появится мысль объединиться в ассоциацию. Я хочу, чтобы вы вырабатывали совместные решения и говорили о том, что хотите видеть в образовательном процессе».
Со словами приветствия от депутата Государственной Думы Татьяны Гоголевой выступила её помощник Оксана Рыжкова: «Я передаю вам слова Татьяны Степановны: «Нас с вами до тех пор будут считать ханты и манси, пока мы будем говорить на родном языке». Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы на уровне ООН объявить Десятилетие родных языков коренных народов. В этот период нам с вами нужно приложить усилия и принять все необходимые меры, чтобы укрепились позиции родных языков, чтобы появилась национальная система образования, учебники нового поколения и велась подготовка кадров. Нужно, чтобы от нас с вами исходил запрос на всё это».
На пленарном заседании с интересным докладом выступила Наталья Борисовна Кошкарёва – доктор филологических наук, профессор Новосибирского государственного университета. Название её доклада «Литературный язык: возможна и нужна ли наддиалектная форма хантыйского языка в современных условиях?»
Среди учителей родных языков были и представители народа манси. Заведующий национальным отделением Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Альбина Романовна Станиславец представила доклад «Изучение дисциплин этнокультурного цикла в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже». Ольга Владимировна Лелятова, педагог дополнительного образования по мансийскому языку детского сада «Оленёнок» из Саранпауля, рассказала о практическом опыте по использованию фольклора коренных народов в обучении родному языку детей дошкольного возраста. Своим опытом работы также поделилась учитель мансийского языка и литературы Лариса Николаевна Карпенко из посёлка Нижние-Нарыкары Октябрьского района.
Преподаватели хантыйского языка из Сургутского и Нижневартовского районов провели мастер-классы, рассказывали, как используют на своих занятиях компьютер и интернет, и как современные технологии помогают детям изучать родной язык.