Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Кӯщай н нила арыгкем щс потыртас
  • Олныт рнэ мн мкыг холтвсыт
  • Аквъёт рӯпитаӈкве кӯпнитнувег мты
  • Нвраманын ёмас хтпаг янмалтн
  • Ялпыӈ мт ӯргалавет
  • Трвитыӈ гм св хнтвес
  • Лккарыт пвлытн та нёвумтасыт
  • Ксыӈ мир лтӈе вос янытлаве

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Щнь лтӈанув урыл потыр
  • Хльӯс районт мнь школат ёмщакв рӯпитгыт
  • Нивхи лтӈыл нврамыт ханищты
  • Мирн нтмил врнэ колыт
  • Рӯтанн 55-тлтл янытлаве!
  • Слыӈ хум враи ос хӯл алыщлы

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Ёмас ялпыӈ хтал янытлавес
  • Пс мхманув щирыл мщтырлаӈкве ри

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Финно-угор рӯтанув мӯйлуӈкве ёхталасыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 10 (1292)

Вы здесь

Главная » Щнь лтӈанув урыл потыр
Ханищтап торыг рӯпитан нквет
Ханищтап торыг рӯпитан нквет
  • Мансийский
  • Русский

Щнь лтӈанув урыл потыр

ӈк нтнэ тпос 21 хталт Ханты-Мансийск ӯст щнь лтыӈ ханищтан хтпат мгыс хнтхатыглап врыглавес, тох намаявес: «Форум учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера». Школат рӯпитан стлов арыгтем сосса мхум св мныл ёхталасыт – Хльӯс, Белоярский, Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский, Октябрьский, Ханты-Мансийский ос мт районытныл лсыт. 

Тамле хнтхатыг­лап ханищтап ос молодёжный полити­ка ХМАО – Югры де­пар­таментыт ос «Институт развития образования» колт рӯпитан мхум тн щпитлсыт. Мк та урыл потыр лыс, ань школат щнь лтыӈ ханищтан хтпат хумус рӯпитгыт, матыр трвит ньщгыт ман ти, рнэ нпакыт ксыӈ мт лы манос хотты школа мус ат тотыглавет. 

выл лтыӈ ханищ­тап департамент кӯщай вӈын н Лариса Цулая тав лвыс: 
– Ханищтап сккон щирыл, Россия янытыл ксыӈ мт мхум тнти лтӈаныл ханищтаӈкве врмгыт. Мн, округ образование департа­ментыт рӯпитан мхум, ань таи тра-паттв, школанувт щнь лтыӈ ханищтан мгыс аман ксыӈ мт рнэ нпа­кыт ос ищхӣпыӈ утыт лгыт. Нврамыт ёт рӯпитан порат тыи-таи ри. рнэ матыр пуссын лы те, тнт учителитн кӯпнит, нврамытн ха­нищтахтуӈкве пӯмыщ, уроканылн щгтым ялантгыт. 

Сосса нврамыт ань школан ёхтгыт, свыӈплэ рущ лтӈыл потыртгыт. Округ яны­тыл туп 7 садикт щнь лтыӈ ханищтаве. До­полнительный образо­вание колыт халт 8 мт лтӈанув хӯнтамлаӈ­кве рви. Сунсэтн, ань округувт 418 садик рӯпиты, 7 – ты сака мощща. Нврам такви лтӈе юн ат те хӯлытэ, яныгман колт ат те ха­нищты, тав хумус щнь лтыӈ вӈкве паты. Белоярский, Хльӯс, Сургутский ос мт мт лнэ школатт 1 стыра 680 нврам тнти лт­ӈаныл ханищтгыт.

 

Ханищтап депар­таментыт рӯпитан хтпат ос щнь лтыӈ ханищтан учителит акван-нтхатым вос рӯпитгыт. Ты тла палт пуӈктотнэ мхум хунь вганыл, нн манхурип трвит ньщегн, ннан манарыл нтуӈкве ри. Нтмил ӯрегн те, л­тыӈ ктн, тланын урыл потыртн. Йильпи нпа­кыт хансуӈкве ри те, мхум хнтв, ты вр­маль кастыл олн тств. 

Учителит лаль ха­нищтахтуӈкве таӈ­хегт те, свсыр курсытыл вриянув, хот­ты мт акван вос хнт­хатыглгыт, рӯ­пата­ныл вылтыт по­тыр­тгыт, халанылт ха­нищтахтгыт. Тох тн номтаныл ткмалт­гыт, лаль ёмас номтыл рӯпитаӈкве патгыт. Тыхтал хурип хнт­хатыглапыт втихал вруӈкве патв.

Ос мк таи урыл л­вгум, ты мт лнэ нв­рамыт сосса мхум л­тыӈ пуссын вос ха­нищтгыт. Кос рущ, таджик манос хатань нврамыт вос вганыл, Югра м – ты мньщи, ханты ос рн мир тн йис тгыл лнэ м­на­ныл. Ты лӯи мт яныг­ман нврамыт сосса мирыт лт­ӈа­ныл ос культураныл вос вганыл, вос яныт­лыяныл. Ты мт ам вт нупыл китыт тл лгум, мньщи ос ханты лтӈыг акваг хӯлыглгум. Татем нтнэ, кминьт лтӈыг, рыг хольт овг. Хумус тнатн ат ханищтаӈ­кве. Мт хн нврамыт ёт сымыӈыщ потыр­таӈкве те, тн лтыӈ вӈкве атхунь тахмагыт. 

Тамле яныг тла мӯтраӈ учитель тл хунь враве. Тн нврамыт ёт ёмас ном­тыл рӯпитгыт те, мнь мхум кос хащтл л­тыӈ ханищтаӈкве па­ты, мт мир лупса пӯмщалаӈкве паты. Сосса нврамыт с тах тнти лтӈаныл урок ущпылнэг руптаӈкве патыяныл, щгтым тув мингыт. 

Щнь лтыӈ ханищтан тил мхум, ннанн ам св ёмас, сымыӈ лтыӈ лвгум. Матъёмас нн тамле рнэ рӯпатан вуй­хатасын. Пуссын аквъёт рӯпитв, ты яныг тлав аквъёт врилув. Ксыӈ трвитыӈ нак порат лы хталн агтуӈкве ри, халанувт нтхатв. Тнт сосса нвраманув ёмас номтыл мыгтаӈкве патгыт, тах лвгыт, щнь лтӈаныл тн вганыл.

Св хтпа лтыӈ лвсыт. Тн халанылт округ кӯщай вӈын хт­патэ палт советникыг лнэ н Надежда Савина потыртас. Тав с та урыл лвыс, ань щнь лтыӈ ханищтан хтпат ма­тыр трвит ньщгыт те, яныг кӯщаит палт вос мингыт, потра­ныл хӯнтлавет, лаль аквъёт рӯпитгыт. Н лвыс, тох лнв мгыс округув св мт вве, мхум хӯлыгласыт, мн хумус рӯпитв, к­сыӈ лумхлас потре хӯнтамлаве, нтаве.

Государственный думат депутатыг лнэ мньщи н Тать­яна Гоголева ты хнтха­тыглапын лтыӈ ктыс. Ты урыл тавн нтнэ н Оксана Рыжкова по­тыртас: «Татьяна Сте­пановна лвме щирыл, хтпа щнь лтӈе вгтэ те, тав нупылэ рви лвуӈкве, ты мньщи манос ханты хтпа. Ань ООН организация нпакыт щпитгыт, лов тл м янытыл лнэ мирыт тлыг вос лваве (рущ щирыл – Десятилетие родных языков коренных на­родов мира)». 

Новосибирск ӯсныл ёхталам профессор н Наталья Кошкарёва ханты лтыӈ урыл са­ка пӯмыщ доклад ло­виньтас. Ты лтыӈ св диалект ньщи, мхум лтӈаныл акван ат ёх­тгыт, свсыр щирыл хансгыт. Н лви, хан­ты мир ос учёный хт­пат акван-потыртах­туӈкве ат врмгыт. Ты мгыс тн ань рнэ нпакыт ат хансгыт, ӯрхатгыт, хунь акван-потыртахтгыт.

Мньщи нтенув с лсыт, мхум лы-плт потыртасыт. Технолого-педагогичес­кий колледжит щнь лтыӈ ханищтан мнь­щи н Альбина Станис­лавец рӯпататэ вылтыт потыртас. Саранп­выл­ныл Ольга Лелятова ёхталас, тав «Оленёнок» садикт мнь нврамыт мньщи лтӈыл ханищ­тыянэ. Лариса Карпен­ко Нижние Нарыкары пвылныл лыс, тав школат с мн лтӈув урок ханищты. 

Ханты лтыӈ ханищ­тан хтпа св лыс. Нт мастер-классыт врыг­ласыт, потыр­тасыт, шко­лат манос садикт хумус рӯпитгыт. Учителит хӯнтлуӈкве сака пӯмыщ лыс. Ксыӈаныл урыл хоса потыртаӈкве рви. Тамле хнтхатыглап тыгыл лаль акваг в­руӈкве патаве, щнь лтыӈ ханищтан хт­панув ёт тах с кса­лахтв.

В Ханты-Мансийске прошёл форум учителей родных языков

21 мая в Ханты-Мансийске впервые состоялся Форум учителей родных языков. В мероприятии приняли участие более семидесяти педагогов из Берёзовского, Белоярского, Сургутского, Нижневартовского, Нефтеюганского, Октябрьского, Ханты-Мансийского и других районов.

 

Педагоги обсудили механизмы и практики обучения родному языку в современных условиях, приобщение детей к истокам своей культуры, подготовку учебников для образовательных учреждений. Организаторами мероприятия являлись Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и региональный Институт развития образования. 

 

 

Со словами приветствия выступила Лариса Владимировна Цулая, начальник отдела общего образования Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

 

 – Одна из основных задач системы образования – создание условий для изучения родного языка и предметов этнокультурной направленности в образовательных организациях Югры. Система образования Российской Федерации гарантирует предоставление возможностей изучать родной язык или обучаться на нём. За каждым жителем нашей большой страны закреплено право изучения родных языков. Но пользуемся ли этим правом.

 

Большинство детей коренных малочисленных народов Севера приходят в школу, владея лишь русским языком. По округу введено обучение на родном языке только в 7 детских садах, а также в 8 организациях дополнительного образования. По всей Югре 418 детских садов, и вы понимаете, что 7 детских садов – это ничтожно малая толика того, что нам предоставляется. В школах Белоярского, Берёзовского, Сургутского и других районов родной язык изучают 1 680 учащихся.

 

 

Мы должны с учителями родных языков сформировать позицию единомышленников и команды, и заявить о том, что хотим. Чиновники самостоятельно не смогут решить этот вопрос, и только в нашей совместной работе, проектах сможем поставить для себя определённые цели и постепенно добиваться их решения.

 

Сегодня мы должны говорить об изучении языка, культуры и традиций не только для детей, которые относятся к категории коренные малочисленные народы округа, но и всех детей, проживающих на территории округа. Они должны быть посвящены в развитие региона, в богатое многообразие традиций, культуры, в языковую палитру Югорского края. Мы должны уважать, почитать традиции народов, на территории которых проживаем.

 

Передача нравственно-эстетического опыта народов невозможно без опыта профессионалов. Учитель несёт в себе традицию своего народа, передаёт её детям. Хочу сказать им большое человеческое спасибо. Надо чтобы победители транслировали свой опыт на региональном уровне, чтобы молодые учителя у них учились. Мы вместе должны искать пути реализации наших с вами программ. Дети Югры должны гордиться, что они знают родной язык.

 

 

По словам советника первого заместителя губернатора округа Надежды Савиной, Югра играет значимую роль в сохранении культуры коренных народов и зачастую является примером для других регионов. Обратившись к учителям родных языков, она сказала: «Органы государственной власти всегда ждут предложений от народа. Может быть, у вас появится мысль объединиться в ассоциацию. Я хочу, чтобы вы вырабатывали совместные решения и говорили о том, что хотите видеть в образовательном процессе».

 

Со словами приветствия от депутата Государственной Думы Татьяны Гоголевой выступила её помощник Оксана Рыжкова: «Я передаю вам слова Татьяны Степановны: «Нас с вами до тех пор будут считать ханты и манси, пока мы будем говорить на родном языке». Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы на уровне ООН объявить Десятилетие родных языков коренных народов. В этот период нам с вами нужно приложить усилия и принять все необходимые меры, чтобы укрепились позиции родных языков, чтобы появилась национальная система образования, учебники нового поколения и велась подготовка кадров. Нужно, чтобы от нас с вами исходил запрос на всё это».

 

 

На пленарном заседании с интересным докладом выступила Наталья Борисовна Кошкарёва – доктор филологических наук, профессор  Новосибирского государственного университета. Название её доклада «Литературный язык: возможна и нужна ли наддиалектная форма хантыйского языка в современных условиях?»

 

 

Среди учителей родных языков были и представители народа манси. Заведующий национальным отделением Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Альбина Романовна Станиславец представила доклад «Изучение дисциплин этнокультурного цикла в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже». Ольга Владимировна Лелятова, педагог дополнительного образования по мансийскому языку детского сада «Оленёнок» из Саранпауля, рассказала о практическом опыте по использованию фольклора коренных народов в обучении родному языку детей дошкольного возраста. Своим опытом работы также поделилась учитель мансийского языка и литературы Лариса Николаевна Карпенко из посёлка Нижние-Нарыкары Октябрьского района.

 

Преподаватели хантыйского языка из Сургутского и Нижневартовского районов провели мастер-классы, рассказывали, как используют на своих занятиях компьютер и интернет, и как современные технологии помогают детям изучать родной язык.

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 11 (1197)
5.06.2019

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика