- Мансийский
- Русский
Пс мхманув щирыл мщтырлаӈкве ри
Ханты учёный н Татьяна Молданова нуйныл нтым пормасыт урыл Ханты-Мансийск ӯст «М-вит ос лумхлас» нампа музей-колт потыртас. Ты врмаль мщтыр мхум союзаныл ос ты музей-колт рӯпитан хтпат аквъёт врыгласыт. Ты лы-плт Татьяна Александровна нтапыт, пуӈктрыт ос ссныл врим пормасыт урыл потыртаӈкве тув ввыглавес.
Пс порат мньщит, хантыт рнэ пормасаныл тнки нтсаныл ос врсаныл, нвраманыл мщтырлаӈкве маньтгыл ханищтасаныл. Ань маснутыт, пормасыт лпкат ёвтгыт, гияныл ос пыганыл воссыг ат ханищтыяныл ос мрсыӈ хтпат мщтырлаӈкве тох хсгыт. Тват нуйсахин, супын яныг хорамыт ос свсыр хансат нтуӈкве вылтахтасыт. Хоты хансат нтнэг лгыт, супын та врапияныл. Пс порат ги тох ке врыс, яныгхтпан тра лввес, тох нтуӈкве ат рви, тав хӯнтлыс ос рнэ щирыл врыс. Пс йис врмалит внэ мхум ань мощща хультыс ос мньлат хтпат ты тла урыл торыӈ ат вгыт. Хантыт нуйсахи хӯрум сыр хорам нтнэ трыл, ос мньщит китсыр трыл нтыяныл. Ань н хтпат хумус тахмагыт, тох та врапгыт.
Музейт нуйтрыл нтым мньщи, ханты св пс пормасыт акван-атым лгыт. Татьяна Молданова ты пормасыт суссылтасанэ ос хумус тн нтвсыт, та урыл потыртас. влт тав нтуп тӯщтын утыт суссылтас. Тав лвыс, пс порат нтуп тӯщтын ут нуйныл нтвес, ранэ пуныӈ совыл врвсыт. Хорамыӈ мгсыл акв пхлапыл ос котильн хансал нтвес. Аквпал рт тныт ссумтан мгсыл лунт манос хотаӈ марк лув врвес. Пс порат ханты нквет ханса пнтсыл прна нтыгласыт. Ётыл ущ хансал нтуӈкве патсаныл. Нквет акваг нсхатсыт, ты нтуп тӯщтын ут тнанылн акваг рыс. Ань св нквет тамле пормас нас пӯмыщ манос суссылтан мгсыл нтгыт, ты пормас тнанылн сака ат ри.
Татьяна Александровна тучаӈыт урыл с потыртас. Пс порат нквет слы совныл нтум тучаӈ щсыт. Ань св нквет тучаӈыт нуйныл нтыяныл. Тамле пормасыт суссылтапын хунь ктыглавет, учёныит ос внэ мхум тра лвгыт, пс порат тамле тучаӈ ат нтыглавес, тыимгсыл суссылтапын ат вивет.
Татьяна Александровна ханты мир пс йис врмаляныл св тл ханищтыянэ ос свсыр нпакыт ты урыл хансы.
Млты тл тав Сургутский районт врт лнэ хантыт палт ялыс. Учёный н лвыс, ты щмьят врт пс йис щирыл кос лгыт, слы ӯргыт, хӯл алыщлгыт ос врагыт. гияныл ос пыганыл ёт туп щнь лтӈыл потыртгыт.
Нвраманыл школа стлан юи-плт юв ёхтгыт. Тувыл ты ханты мхум свсыр пормасыт тнки воссыг ат вргыт, ат нтэгыт. рнэ пормасыт пуссын лпкат ёвтгыт, врт яныгман нвраманыл слыӈ сун, ёсат, сграпыт ос мт рнэ пормасыт вруӈкве ат хсгыт. Нквет ханты маснут нтуӈкве хсгыт кос, тувыл сахин сакныл яныг хансат вргыт. Пс порат та мт лнэ ханты мхум тыщирыл с ат нсхатасыт.
Ань учёный мхум ты врмалит урыл акваг потыртгыт. Тват лвгыт, туп пс щирыл нсхатуӈкве ри, мтаныт номсгыт, ань лупсав акваг мт щирыл мты, нтсахтуӈкве ос йильпи щирыл рви. Татьяна Александровна ты врмаль урыл такви номт с ньщи. Тав лвыс, хантытн ос мньщитн пс мхманыл щирыл мщтырлаӈкве туп ри, ос тла тл яныг ханса-капаит маснутын нтуӈкве щар ат ри.
В окружном музее состоялась лекция по традиционным изделиям обских угров
В окружном Музее Природы и Человека города Ханты-Мансийска этнограф, к.и.н., доцент Югорского государственного университета Татьяна Молданова прочитала лекцию по теме: «Традиционные изделия из сукна обских угров». Это совместное мероприятие Союза мастеров традиционных промыслов Югры и окружного музея Природы и Человека.
Стоит отметить, что это не первое мероприятие, организованное Союзом мастеров художественных промыслов и Музеем Природы и Человека, до этого состоялись лекции по изготовлению мужских поясов, по пошиву и ношению традиционных платков и по орнаментированной бересте обско-угорских народов.
Говоря об изделиях из сукна, Татьяна Молданова отметила, у народов ханты и манси есть три основных цвета – белый, красный, синий. На начальном этапе, когда мастерица начинает шить традиционное изделие, она подбирает цвет, так называемый, колорит. Учёные называют его «угорским компонентом». У обских угров трёхцветность – это и есть основа колорита. А так как сукно было привозное, это означало, что мастерицы не могли повлиять на его цветовую гамму, поэтому иногда шла замена цвета, но при этом трехцветность соблюдалась. Также у этих этносов сохранился древний палеоазиатский компонент, в основу которого входит светлый и тёмный мех.
Рассказывая о традиционном искусстве обско-угорских народов, Татьяна Молданова показала игольницы, хранящиеся в фондах Музея Природы и Человека. По словам этнографа, представленные экспонаты можно отнести к традиционным изделиям высокого художественного достоинства, так как при их изготовлении был соблюден колорит – три цвета и показано разнообразие техник и материалов. Для изготовления игольницы было использовано – сукно, металл, мех, бисер и кости птиц.
– Это игольница многослойная, многокомпонентная. Чем больше деталей, тем интересней изделие, но никаких цветовых переборов здесь нет, – говорит Татьяна Молданова. – Самое главное, что при её изготовлении мастерица это чувствовала. Это означало, что шло развитие народного искусства, шёл поиск, иногда удачный, иногда неудачный. Раньше это был социальный или народный контроль. Но сегодня все меняется, поэтому у специалистов существует понятие – аутентичная вещь, т.е. изделие было изготовлено для себя тем человеком, который несёт мифологическое сознание и живёт в традиционной среде. Женщине нужна игольница, она её сделала и это будет аутентичная вещь. Другая мастерица живёт в городе и делает игольницу на выставку, в этом случае функция изделия меняется, она становится чисто утилитарной, в этом случае это будет реставрированная, традиционная вещь. Потому у учёных существуют такие понятия как – «аутентичная традиционная вещь» и «реставрированная традиционная вещь».
Этнограф отметила, сегодня мастера смотрят, какую вещь у них купят, и здесь начинается другой контроль. Теперь данный процесс контролируют не сами ханты и манси, а другие люди. Под данным влиянием, к сожалению, мастера могут изменить своим традициям.
Лектор рассказала, что, выезжая в экспедиции в места компактного проживания коренных народов, она увидела ещё отрицательное влияние. Посетив стойбища в Сургутском районе, Татьяна Молданова заметила, у этих семей ханты нет ни одной традиционной вещи, которые раньше были нужны в быту.
– Теперь всё необходимое они покупают в магазине. Хотя оленей ханты держат, и всё традиционное хозяйство у них поставлено грамотно. Но при этом дети уже не учатся и не рассматривают то, что должны знать с детства. Здесь идёт потеря традиционных ремёсел, поэтому сегодня главная задача – сохранить изделия высокого художественного достоинства обско-угорских народов, – говорит Татьяна Молданова.