Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Кӯщай н нила арыгкем щс потыртас
  • Олныт рнэ мн мкыг холтвсыт
  • Аквъёт рӯпитаӈкве кӯпнитнувег мты
  • Нвраманын ёмас хтпаг янмалтн
  • Ялпыӈ мт ӯргалавет
  • Трвитыӈ гм св хнтвес
  • Лккарыт пвлытн та нёвумтасыт
  • Ксыӈ мир лтӈе вос янытлаве

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Щнь лтӈанув урыл потыр
  • Хльӯс районт мнь школат ёмщакв рӯпитгыт
  • Нивхи лтӈыл нврамыт ханищты
  • Мирн нтмил врнэ колыт
  • Рӯтанн 55-тлтл янытлаве!
  • Слыӈ хум враи ос хӯл алыщлы

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Ёмас ялпыӈ хтал янытлавес
  • Пс мхманув щирыл мщтырлаӈкве ри

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Финно-угор рӯтанув мӯйлуӈкве ёхталасыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 10 (1292)

Вы здесь

Главная » Пс мхманув щирыл мщтырлаӈкве ри
  • Мансийский
  • Русский

Пс мхманув щирыл мщтырлаӈкве ри

Ханты учёный н Татьяна Молданова нуйныл нтым пормасыт урыл Ханты-Мансийск ӯст «М-вит ос лумхлас» нампа музей-колт потыртас. Ты врмаль мщтыр мхум союзаныл ос ты музей-колт рӯпитан хтпат аквъёт врыгласыт. Ты лы-плт Татьяна Александровна нтапыт, пуӈктрыт ос ссныл врим пормасыт урыл потыртаӈкве тув ввыглавес. 

Пс порат мньщит, хантыт рнэ пормасаныл тнки нтса­ныл ос врсаныл, нврама­ныл мщтырлаӈкве маньтгыл ха­нищтасаныл. Ань маснутыт, пормасыт лпкат ёвтгыт, гия­ныл ос пыганыл воссыг ат ха­нищтыяныл ос мрсыӈ хтпат мщтырлаӈкве тох хсгыт. Т­ват нуйсахин, супын яныг хо­рамыт ос свсыр хансат н­туӈкве вылтахтасыт. Хоты хан­сат нт­нэг лгыт, супын та в­рапия­ныл. Пс порат ги тох ке врыс, яныгхтпан тра лввес, тох н­туӈкве ат рви, тав хӯнтлыс ос рнэ щирыл врыс. Пс йис вр­малит внэ мхум ань мощща хультыс ос мньлат хтпат ты тла урыл торыӈ ат вгыт. Хантыт нуйсахи хӯрум сыр хорам нтнэ трыл, ос мньщит китсыр  трыл нтыяныл. Ань н хтпат хумус тахмагыт, тох та врапгыт. 

Музейт нуйтрыл нтым мньщи, ханты св пс порма­сыт акван-атым лгыт. Татьяна Молданова ты пормасыт суссыл­тасанэ ос хумус тн нтвсыт, та урыл потыртас. влт тав нтуп тӯщтын утыт суссылтас. Тав лвыс, пс порат нтуп тӯщ­тын ут нуйныл нт­вес, ранэ пу­ныӈ совыл врвсыт. Хорамыӈ мгсыл акв пхлапыл ос котильн хансал нтвес. Аквпал рт т­ныт ссумтан мгсыл лунт манос хотаӈ марк лув врвес. Пс по­рат ханты нквет ханса пнтсыл прна нтыгласыт. Ётыл ущ хан­сал нтуӈкве патсаныл. Нк­вет акваг нсхатсыт, ты нтуп тӯщтын ут тнанылн акваг рыс. Ань св нквет тамле пормас нас пӯмыщ манос суссылтан мг­сыл нтгыт, ты пормас тнанылн сака ат ри.

Татьяна Александровна ту­чаӈыт урыл с потыртас. Пс порат нквет слы совныл нтум тучаӈ щсыт. Ань св нк­вет тучаӈыт нуйныл нтыяныл. Тамле пормасыт суссылтапын хунь ктыглавет, учёныит ос внэ мхум тра лвгыт, пс порат тамле тучаӈ ат нтыгла­вес, тыимгсыл суссылтапын ат вивет.

Татьяна Александровна ханты мир пс йис врмаляныл св тл ханищтыянэ ос свсыр нпакыт ты урыл хансы. 

Млты тл тав Сургутский районт врт лнэ хантыт палт ялыс. Учёный н лвыс, ты щмьят врт пс йис щирыл кос лгыт, слы ӯргыт, хӯл алыщлгыт ос врагыт. гия­ныл ос пыганыл ёт туп щнь лтӈыл потыртгыт. 

Нвраманыл школа стлан юи-плт юв ёхтгыт. Тувыл ты ханты мхум свсыр порма­сыт тнки воссыг ат вргыт, ат нтэгыт. р­нэ пормасыт пуссын лпкат ёв­тгыт, врт яныгман нвраманыл слыӈ сун, ёсат, сграпыт ос мт рнэ пормасыт вруӈкве ат хсгыт. Нквет хан­ты маснут нтуӈкве хсгыт кос, тувыл сахин сакныл яныг хансат вргыт. Пс порат та мт лнэ ханты мхум тыщирыл с ат нсхатасыт. 

Ань учёный мхум ты вр­малит урыл акваг потыртгыт. Тват лвгыт, туп пс щирыл нсхатуӈкве ри, мтаныт номсгыт, ань лупсав акваг мт щирыл мты, нтсахтуӈкве ос йильпи щирыл рви. Татьяна Александровна ты врмаль урыл такви номт с ньщи. Тав лвыс, хантытн ос мньщитн пс мхманыл щирыл мщтырлаӈ­кве туп ри, ос тла тл яныг ханса-капаит мас­нутын н­туӈкве щар ат ри.

В окружном музее состоялась лекция по традиционным изделиям обских угров

В окружном Музее Природы и Человека города Ханты-Мансийска этнограф, к.и.н., доцент Югорского государственного университета Татьяна Молданова прочитала лекцию по теме: «Традиционные изделия из сукна обских угров». Это совместное мероприятие Союза мастеров традиционных промыслов Югры и окружного музея Природы и Человека.

 

Стоит отметить, что это не первое мероприятие, организованное Союзом мастеров художественных промыслов и Музеем Природы и Человека, до этого состоялись лекции по изготовлению мужских поясов, по пошиву и ношению традиционных платков и по орнаментированной бересте обско-угорских народов.

 

Говоря об изделиях из сукна, Татьяна Молданова отметила, у народов ханты и манси есть три основных цвета – белый, красный, синий. На начальном этапе, когда мастерица начинает шить традиционное изделие, она подбирает цвет, так называемый, колорит. Учёные называют его «угорским компонентом». У обских угров трёхцветность – это и есть основа колорита. А так как сукно было привозное, это означало, что мастерицы не могли повлиять на его цветовую гамму, поэтому иногда шла замена цвета, но при этом трехцветность соблюдалась. Также у этих этносов сохранился древний палеоазиатский компонент, в основу которого входит светлый и тёмный мех.     

 

Рассказывая о традиционном искусстве обско-угорских народов, Татьяна Молданова показала игольницы, хранящиеся в фондах Музея Природы и Человека. По словам этнографа, представленные экспонаты можно отнести к традиционным изделиям высокого художественного достоинства, так как при их изготовлении был соблюден колорит – три цвета и показано разнообразие техник и материалов. Для  изготовления игольницы было использовано – сукно, металл, мех, бисер и кости птиц.

 

– Это игольница многослойная, многокомпонентная. Чем больше деталей, тем интересней изделие, но никаких цветовых переборов здесь  нет,  – говорит Татьяна Молданова. – Самое главное, что при её изготовлении мастерица это чувствовала. Это означало, что шло развитие народного искусства, шёл поиск, иногда удачный, иногда неудачный. Раньше это был социальный или народный контроль. Но сегодня все меняется, поэтому у специалистов существует понятие – аутентичная вещь, т.е. изделие было изготовлено для себя тем человеком, который несёт мифологическое сознание и живёт в традиционной среде. Женщине нужна игольница, она её сделала и это будет аутентичная вещь. Другая мастерица живёт в городе и делает игольницу на выставку, в этом случае функция изделия меняется, она становится чисто утилитарной, в этом случае это будет реставрированная, традиционная вещь. Потому у учёных существуют такие понятия как – «аутентичная традиционная вещь» и «реставрированная традиционная вещь».

 

Этнограф отметила, сегодня мастера смотрят, какую вещь у них купят, и здесь начинается другой контроль. Теперь данный процесс контролируют не сами ханты и манси, а другие люди. Под данным влиянием, к сожалению, мастера могут изменить своим традициям. 

Лектор рассказала, что, выезжая в экспедиции в места компактного проживания коренных народов, она увидела ещё отрицательное влияние. Посетив стойбища в Сургутском районе, Татьяна Молданова заметила, у этих семей ханты нет ни одной традиционной вещи, которые раньше были нужны в быту.

 

– Теперь всё необходимое они покупают в магазине. Хотя оленей ханты держат, и всё традиционное хозяйство у них поставлено грамотно. Но при этом дети уже не учатся и не рассматривают то, что должны знать с детства. Здесь идёт потеря традиционных ремёсел,  поэтому сегодня главная задача – сохранить изделия высокого художественного достоинства обско-угорских народов, – говорит Татьяна Молданова.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 11 (1197)
5.06.2019

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика