Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Кӯщай н нила арыгкем щс потыртас
  • Олныт рнэ мн мкыг холтвсыт
  • Аквъёт рӯпитаӈкве кӯпнитнувег мты
  • Нвраманын ёмас хтпаг янмалтн
  • Ялпыӈ мт ӯргалавет
  • Трвитыӈ гм св хнтвес
  • Лккарыт пвлытн та нёвумтасыт
  • Ксыӈ мир лтӈе вос янытлаве

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Щнь лтӈанув урыл потыр
  • Хльӯс районт мнь школат ёмщакв рӯпитгыт
  • Нивхи лтӈыл нврамыт ханищты
  • Мирн нтмил врнэ колыт
  • Рӯтанн 55-тлтл янытлаве!
  • Слыӈ хум враи ос хӯл алыщлы

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Ёмас ялпыӈ хтал янытлавес
  • Пс мхманув щирыл мщтырлаӈкве ри

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Финно-угор рӯтанув мӯйлуӈкве ёхталасыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Нивхи лтӈыл нврамыт ханищты
  • Мансийский
  • Русский

Нивхи лтӈыл нврамыт ханищты

Мн округувт пуӈк ӯсувт ксыӈ порат матыр врыглаве. Ты тл щнь лтӈанув янытлан ос та урыл потыртан мгыс тасвит хнтхатыглап врыглавес. Ам акв нивхи н ёт вайхатасум, тав Сахалин мныл тыг ёхталас, тнти щнэ маснутыл масхатым лыс. Нивхыт – ты мощщаг хультум мир, тн свыӈплэ Сахалин м нупыл лгыт. 2010 тлт Россия янытыл мхум наманыл нпакн хансым порат, тнт тн ат стыра арыгтем лумхлас ловиньтавес. 

Татьяна Валерьевна Ту­бина Некрасовка п­вылт Охинский районт самын патыс. Тот яныг­мас, школа стлас. Юж­но-Сахалинск ӯст выл классытын ялантан нв­рамыт ханищтан нг ха­нищтахтас. Ювле так­ви пвлн ёхтыс, номсас, тот рӯпитаӈкве паты. Директорн лввес, выл класс нврамыт ёт рӯ­питан хтпа твылхаты ос нивхи лтыӈ ха­нищтан лумхлас ат ньщгыт. 

Мньлат ги хот-щгтыс, тох тав такви лтӈыл нврамыт ха­нищтаӈкве патсанэ. Н лви, институтт ха­нищтахтамт тав рущ ос нивхский лтӈыг урыл дипломный нпаке хан­сыс, тавн щнь лт­ӈе ёт рӯпитаӈкве сака пӯмыщ лыс. Тнт тав хансыс, хумус мх­манэ халт яныгмас ос омаге-тяге нивхи лтӈыл ат потыртасыг. Тн хт тл порат интернатн вуйвесг, тот туп рущ лтӈыл ханищтавсыт. Тнти лтӈыл потыртаӈкве ат тртвсыт, таимгыс юн рущ лтӈыл с ат потыртасыт. Татьяна щмьянылт ат нврам яныгмасыт, пуссын туп рущ лтыӈ вгыт. Н тав щар мниг лы, щнь лтӈе хосыт рӯпиты ос лтӈе вгтэ, нпакыт щи­рыл ханищтастэ. Акв порат тн школанылт нврамыт щнь лтӈыл щар ат ханищтавсыт, ётыл ущ ханищтаӈкве патвсыт. 

Татьяна Валерьевна такви рӯпататэ урыл тох потыртас:
– Ам хтхуйплов тл школат рӯпитгум, лов тл нврамыт амти лт­ӈумтыл потыртаӈкве ханищтасанум. Тувыл директорумн лввсум, мнь нврамыт ёт вос рӯпитгум, атиӈк мо­щртын щнь лт­ӈыт урок щирыл ха­нищтаӈкве ат тртавет. ФГОС щирыл щнь лтӈыл хансым учеб­никыт псыг мтсыт, тн хосытанылт лтыӈ ханищтаӈкве ат вр­мв. Ам ксащасум ос ань мнь нврамыт ёт рӯпитгум. Ты коныпал урокыт стынныл юи-плт вылныл ос нёло­лов классыт ханищтах­тын нврамыт ам пал­тум ёхталгыт, мн щнь лтӈув тн ёта­ныл ханищтв. 
Мн школа-интер­натыт рӯпитв, тот 113 нврам ханищтаве, тн халанылт нёлсттем – нив­хыт. Сртын св нврам лыс, мт пв­лытныл тув тотыг­ла­всыт, ань тысвит ты туп хультыс. Мхма­нув свыӈплэ хӯл алыщ­лым, врт матыр ктын-паттым щмьяныл тыт­тгыт. Москалёвка пвыл налыман врыстат лы, тувыл нврамыт ксыӈ хтал автобусыл мн школавн тотыглавет. Пс порат школав на­циональныиг лыс, ань тай ти. Лӈхув лль, щёмлы-хомлыӈ кос, ос тох хотмус нврымт та тотыглавет. 
Мн мвт нила с­тыратем нивх хтпа лгыт, тн халанылт туп 3-4% щнь лт­ӈыл потыртгыт. Ты свыӈплэ нёлст т­лыл яныгнув кват ос йкат, мньлат ос тувыл яныгнув мхум тнти лтӈаныл ат в­ганыл, ат потыртгыт. Амти потыртаӈкве с ат врмгум, нпакыт хосыт лтӈум ханищ­таслум. 

– Манхурип ханищ­тахтын нпакыт нь­щегн?

– Мн 1982 тл по­рат тратым 1 ос 2 клас­сыг мгыс нпакыт нь­щв. Ос ань 4 класс мгыс ос азбука-нпак тратавесг, тыитыл ты ханищтыянум. Ха­баровский крайт лнэ нивхыт свнув нпак ньщгыт, тн нпака­нылтыл мн с ханищ­тахтв. Мн мирувныл Людмила Борисовна Гашилова Санкт-Пе­тербург ӯст А.И. Герцен нампа институтт рӯ­питы, тав рнэ нпа­кыт траты. 

– Наӈти щмьян урыл мощ потыртэн, нвраманын янгыт?

– Ам яныг пыгум онтоловит класс стлы, мнь пыгув стыт класс. Ам тнатн хт-ти ёт выгагум, лтӈув, культурав вос вгтн. Мнти рӯтанув урыл вос вгтн, мн мирув пуссын яныг рӯтыл лсыт. Ялпыӈ хталыт врыглв, нврамыт ёт мйтыт ханищтв, т­наныл мир лы-плт сус­сылтыянӯв. Мньнув пыгумн ты врмаль пӯмыщ, яныг пыгум тай акваг пхыннув та лакви, ат пӯмщалахты. 
Мт мирытныл лнэ нврамытын тыи с са­ка пӯмыщ, тн ксащим мн ётув ёнгасгыт. Лт­ӈув ханищтан порат ам тнаныл ёнгалтым ханищтыянум, тна­нылн тох пӯмыщ ос лтӈув молях торгам­тыяныл. 

Дети изучают нивхский язык

По официальным данным в нашей стране проживает более 190 национальностей, из которых около ста – это коренные народы. При этом отдельного внимания требует вопрос сохранения самобытных традиционных культур, языков порядка 50 коренных малочисленных народов России. Задача, которая сегодня стоит – это документация, описание исчезающих и уязвимых языков. Особенно важным является вопрос подготовки квалифицированных кадров, написание учебных программ, учебников для не владеющих родными языками.

 

Вопрос сохранения языков малых этносов и их преподавание в школах обсуждался 21-22 марта в Ханты-Мансийске на Международном форуме, давшем старт Году языков коренных народов России. Участие в форуме приняли более 500 человек. Одним из активных участников мероприятия стала учитель нивхского языка Татьяна Тубина. Педагог участвовала в секции «Языки коренных малочисленных народов в системе образования». Нивхи относятся к коренным малочисленным народам Севера, большая часть из них проживает на Сахалине. По переписи 2010 года численность малого этноса – чуть более пяти тысяч человек.

 

В интервью нашему изданию Татьяна Тубина рассказала, что у всех малых этносов проблемы схожи, есть они и у народа нивхи. Идёт утрата родных языков, их преподавание ведется факультативно, и нет новых учебников для не владеющих.У народа нивхи, как и у других этносов, учебники были написаны ещё в советские годы:

 

– Преподаем по учебникам для 1-2 классов советских времен, ещё 1982 года выпуска, сейчас вышел учебник для 4 класса и азбука. В Хабаровском крае тоже живут нивхи, мы пользуемся их учебниками. У нас официально три диалекта, но говоров ещё больше. К сожалению, не так много специалистов, которые бы занимались изучением нивхского языка и его диалектов. В Институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена работает Людмила Борисовна Гашилова, у неё я проходила стажировку, она единственный человек, который занимается наукой и составлением учебников. На материке нивхов около 4 тысяч, из них говорящих всего 3-4%. И в основном, это бабушки и дедушки, которым за 80 лет. Язык утрачивается, но мы работаем с оставшимися носителями языка.

 

К изучению нивхского языка Татьяна привлекает и своих детей. Она рассказывает: «У меня двое сыновей, старший окончил 9 класс, младший –  7 класс. Они интересуются языком, но старший сын уже меньше, он считает, что это не модно, не интересно. Но я всё равно стараюсь вовлечь его во все мероприятия, конкурсы, прошу, чтобы он участвовал. Сын был участником симпозиума, который проходил в феврале в Южно-Сахалинске,  он читал доклад на нивхском языке о нашем роде.

Ещё у нас проходят праздники, дети очень любят разыгрывать сценки на родном  языке, на Новый год мы ставили сказку «Репка», правда, немного переделали её. Детям другой национальности тоже было интересно. Причем они не изучают нивхский язык, но всё равно участвовали в сценке. Делаем небольшие постановки по сказкам других народов, к примеру, делали сценку «Как собака друга себе искала».

Кружок по родному языку стараюсь проводить в игровой форме. У нас есть кружки по национальной вышивке. Кроме этого, нашим детям очень нравится заниматься национальными видами спорта. Но сегодня есть проблема, связанная с родителями, они не хотят, чтобы их дети изучали родной язык, говорят, что в будущем их детям он не пригодится. Сейчас области применения нет, зачем они будут тратить время на нивхский язык, когда можно, например, хорошо выучить английский язык. И такая проблема существует не только у нашего народа».

 

Татьяна Тубина родом из села Некрасовка Охинского района. После окончания школы поехала в город Южно-Сахалинск, где поступила учиться на учителя начальных классов.

– После вернулась в село в надежде, что получу работу именно по профессии, но вакансии такой не было, – вспоминает Татьяна. – Тогда  директор предложил преподавать нивхский язык, я согласилась, потому что дипломную работу писала по родному языку, а именно о влиянии двуязычия на развитие речи, и решила попробовать. В своей работе я писала, что мои родители с 6 лет не разговаривали на родном языке. Росли они в интернате, домой приезжали только на выходные. А в школах запрещали говорить на родных  языках. Так они утратили нивхский язык. Поэтому мы уже дома не говорили на родном языке, общение шло только на русском.

В семье нас пятеро детей и нивхским языком заинтересовалась я, младшие сестры вообще не знают языка. В школе я преподаю 16 лет, из них 10 лет проработала учителем нивхского языка, потом мне предложили перейти учителем начальных классов. С введением ФГОС в образовании родные языки перевели на факультативное преподавание. Из учебного плана нивхский язык убрали. Теперь я учитель начальных классов и веду кружок родного языка с 1 по 8 классы. У нас работает школа-интернат, где обучается 113 учащихся, среди них 80 детей – нивхи, остальные другой национальности. Раньше был большой интернат, детей привозили из разных сел.

В нашем посёлке люди занимаются рыбалкой, охотой. Рыболовство – это основной вид деятельности. Сейчас идёт ещё одна отрицательная тенденция, во многих селах стали закрываться школы. Теперь в нашей школе обучаются дети из села Москалёвка, они ежедневно преодолевают расстояние в 40 км. Школьников привозят на автобусе. Дорога между нашими поселениями очень плохая, поэтому детям каждый день приходится преодолевать такие трудности. 

 

На такой грустной ноте наше общение с учителем родного языка закончилось. Будем надеяться, что ситуация с родными языками коренных малочисленных народов Севера изменится в лучшую сторону, и на просторах России продолжит звучать родная речь малых этносов.

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 11 (1197)
5.06.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика