- Мансийский
- Русский
Мāн мāвн ктым мхум яныг сав тотсыт
Млал мн редакциявн пищма тотвес. Хльӯс район Светлый пвыл школат аквхуйплов класс стлам ги Анастасия Муковнина яныг хнт урыл потыр хансыс.
Тав та урыл св нпак ловиньтас. Ань яныг хнт урыл св кина пслым ос нпак хансым лы. Та трвитыӈ порат переселенец ос сосса мхум лӯимт хумус лсыт, тав ты урыл потыр хансыс.
2019 тлт «Неизвестные страницы спецпереселений: Ванзетур, Лапоры, Нерга» нампа нпак тратавес.
Ты нпак Хльӯс краеведческий музейт лы. Тот сосса махум ос тыг ссылкан ктым хтпат потраныл хансым лгыт. ги ты нпак ловиньтаме порат, самвитанэ нглысыт, та яныт трвит лупса урыл тот хансым та лы.
Мньлат ги яныг патэ ос яныг щащкватэ ат номияге. Щащкватэ лвме щирыл, яныг патэ мньщи хумыг лыс. Яныг щащкватэ ос ссылкан тыг ктвес. Тн тыт вйхатуӈкве патсг, ётыл акван-минасг.
1930-ыт тлытыт мн мвт св нврамыӈ щмьят лсыт. Ксыӈ колтгылт ловманкем нврам яныгмас. Янге-мне пуссын акв колт лсыт. Мхум свсыр ӯйхул щсыт, тпкант тнут янмалтасыт, тнки мгсыланыл св рӯпитасыт. Ётыл ты хтпат «кулакыг» паттувсыт.
лнэ палытыл маныр слсыт, ӯйхуланыл ос матыр-ти пормасаныл советский властин хот-виӈкве патвсыт. рттам тн сака щёлыӈыг лсыт. Тн ат номсысыт, ты мхум тнки ранылт матыр-ти слсыт.
Пс порат Нрыӈ мн ос Сибирьн св хтпа ссылкан ктвес.
Тва хтпат советский власть нупыл кнтлыманыл мгыс, мтаныт ос матыр выл врнныл мгыс тыг ктыглавсыт. Тнт св лумхлас наскссыг саватавес. Ты мхум тыт йильпи пвлыт ӯнттысыт, лӈхыт пинсыт ос мт трвит рӯпата врсыт.
Та трвит порат хум хтпат матыр полщ лтыӈ хосыт нас тох ссылкан хотталь та тотвсыт. Ётыл, хунь св тл минас, ущта тра-патыс, насати, тн Ханты-Мансийск ӯст сут тл порслувсыт.
Тва ссыльный хтпат ниӈтуйтн щмьяӈ тгыл тлттувсыт, лӯимн тотвсыт.
Лӈхыт мхум мрсыӈ порат тнки тланыл мгыс кон-трталавсыт, тн ттл тох та йисыт. Хотталь щалтум хтпат вагон иснасыл нас кон-вущкасавсыт манос станцият хотты пх хтпатн ёл-щпитан мгыс майвсыт. Та порат вгталыг мтум сāв яныгпла хтпат ос нврамыт лӈхыт тох та порсысыт.
Тыг тотым мхум выл порат ащирмаӈ колытт прт пл тармыл хуясыт. Хуйнэхӯрыг пнтсыл тсам пум ёл пинтласыт. Ты паттат втихал свсыр трвитыӈ гмытыл мталасыт. Тнт тнут-пормас ат твылхатас, мхум хумус врмысыт, тох та вритасыт.
Янгыт, мнит пуссын аквтем хӯл алыщласыт, враясыт, пил втсыт, лхыс атсыт ос пкв паттысыт. Ты хосыт тнки мгсыланыл тнут врсыт ос лаль лнэ р хнтсыт.
Акв н нпакт тох хансыс: «Тыт лнэ мир влт мн нупылув лль самыл суссыт. Мн школат ханищтахтуӈкве ат тртвесӯв. Матыр лтыӈ ляльт лвуӈкве с ат врмысув».
Поволжье мныл ссылкан тыг ктым немцыт тāн щар трвитыӈ лупсаныл лыс.
Война вылтахтам порат мхум тн нупыланыл сака кантлысыт, фашистыг лввсыт. Хнтлум нак оигпам юи-плт тн иӈ св тл лкамтавсыт. Йӣквнэ мн ос кина суснэ колн с ат тртыглавсыт. Ётылнув ущ лщал-лщал рӯпатал миӈкв патвсыт.
Яныг хнт нак порат переселенцыт выл тл хнтлын мн ат вуйлувсыт. Тн юн свсыр трвитыӈ рӯпата врсыт. Хнтлын мн тнут-пормас ктсыт. Мн мхманув нх-патнэ мгыс св тнут фронтын ктуӈкве рыс. Хӯл юв виӈкве с ат рвыс. Тн нвраманыл тыттын мгыс тӯйтыглахтым хӯл юв тотыгласыт.
Та порат сосса мхманув лупсаныл с аквтох нусаг лыс. Алыщлам вруяныл ос хӯланыл пуссын миӈкве рыс. Хтпа матыр таквинтн хультупты ке, тра писалил щама пāтамтаӈкве врмувес. Тва хтпат врт вруй совыт тӯйтсыт, ётыл та свытныл матыр маснут тнки мгсыланыл нтыгласыт.
Акв лумхласн карточка щирыл китст грамм ннь майлувес. тпос сыс ос мощ лмт коласыл майлувсыт, тувыл та. Сккар с щар тим лыс. Мхум врт атым ссныл щй пāйтсыт. Яныг хтпат нрхул, нрнвыль таим лсыт.
Сытам мт исмит пут пйтыгласыт, тувыл ты тнутаныл суп ёлы-плн тӯйтым нвраманыл тыттын мгыс юв тотыгласаныл. Хумус врмысыт, та щирыл акван-нтхатым та лсыт. Та пилыщмаӈ пора мирн св трвит тотыс, св лумхлас свалым порслувес.
Ётыл 1942 тлт ссылкан ктым мхум ущта хнтлын мн виӈкве патвсыт. Тн мт мхум ёт мв пилтл вуянтасаныл. Война юи-плт тн иӈ хоса лкамтавсыт.
Рӯпитан мн ат вуйлувсыт ос мт трвит щсыт. Советский власть св врмаль тнанылн тотыс кос, ос ты урыл тн щар нматыр ат лвыгласыт. Лль номт ат щсыт.
Округув нх-врмалтан мгыс спецпереселенцыт св рӯпитасыт. Ты мхум кол ӯнттын мгыс вр яктысыт, лӈхыт вруӈкве нтсыт, хӯл алыщласыт, тпкант свсыр тнут янмалтасыт ос мт трвитыӈ рӯпата врсыт.
Тыи ос мт св лум врмалит урыл ты нпакт хансым лы. Нн с ты потрыт ловиньтаӈкве врмиянын.
Анастасия ты музейт научный рӯпата врнэ хумн Алексей Вертковын, тот кӯщаиг лнэ хтпан ос ты нпак тратан мгыс нтмил врум мхумн яныг пӯмащипа лтыӈ ктыс.
Светлый пвыл школат нврамыт ханищтан н Елена Муковнина ктум потыр мньщи лтӈыг Николай МЕРОВА толмащластэ
Пс хурит нпакныл ос ищхӣпыӈ мāт висанув.
Враги народа на защите Родины
Не могу назвать себя активным читателем исторических произведений, но кое-что в свои семнадцать лет мне уже пришлось через себя пропустить, посмотреть, прочитать. Много художественных произведений написано о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. А сколько снято замечательных фильмов о доблести наших предков! Но никогда я не задумывалась о такой грани, которая показала бы мне жизнь народов ханты, манси и спецпереселенцев в этот исторический период, которые вынужденно были заброшены на север до войны, как враги народа.
Я прочитала книгу, которую издал Березовский районный краеведческий музей в 2019году «Неизвестные страницы истории спецпереселений: Ванзетур, Лапоры, Нерга», где представлены дневниковые записи и воспоминания этих самых «врагов родины» и местных жителей. Это, действительно, «неизвестные страницы», это страшные страницы. Книга перевернула мое сознание, отношение к истории войны, к истории нашей страны и моей малой родины. Воспоминания простых людей, которые записывали переживания в письмах и дневниках, заставили меня плакать, содрогаться и даже не верить тому, о чём написано. В такое нельзя поверить, потому что такого не может быть! Своих прабабушек и прадедушек я не знала никогда, но я точно знаю, что я тоже «кулацкое отродье». Из воспоминаний моей бабушки мне известно, что прапрабабушка моя была раскулаченной ссыльной, а прапрадед был местным жителем - манси. Может быть, по этой причине меня так затронула эта тема.
Все истории-воспоминания в этой книге начинаются с того, что где-то в стране Советов в 30-е годы жила крепкая, дружная и работящая семья. В каждой такой семье было примерно по 10 человек, где уживались под одной крышей старики и дети, где рано вставали и поздно ложились, потому что много работали на себя. Семьи, которые имели хороший крепкий дом, содержали большое хозяйство. Семьи, в которых верили в традиции, не пили, учили детей грамоте и доброте. Они не бедствовали, имели кусок хлеба, как говорится. Таких и называли «кулаками». В число кулаков и подкулачников нередко попадали середняки и даже бедняки. В годы советской власти понятие «кулак» так и не было конкретизировано. Крестьянское население причёсывали под одну гребенку. Они делились на 2 категории: 1 – это кулаки и участники активистских движений, 2 – зажиточные и влиятельные крестьяне. Одни были неугодны новой власти, а у других было чем поживиться.
Урал и Сибирь являлись местами ссылки за политические убеждения и уголовные преступления. Но никогда в эти края не высылали целыми семьями, включая стариков и младенцев, не образовывали спецпоселки в глухой тайге. Не было и такого слова «спецпереселенец». Оно появилось в годы сталинской модернизации и ликвидации кулачества как класса. И понадобилось потом 70 лет для того, чтобы по архивным документам была установлена невиновность этих людей перед народом, Родиной…
При чем здесь кулаки, когда речь идет о Великой Отечественной войне, спросите вы? Я отвечу. Меня поражает то, что пережив такие испытания, горести эти «враги народа» встали на защиту Родины, которая незадолго до этого отняла всё имущество, поломала судьбы, опозорила, лишила прав. Когда началась война, до 1942 года, раскулаченных даже не брали на фронт, им не доверяли, у них не было на это прав – было только право на выживание, на непосильный бесплатный труд и на терпение. Невзирая на все эти незаслуженные репрессии и притеснения, остались они сынами своей Родины –в трудную минуту встали на её защиту.
А незадолго до этого было так….Холодящая кровь неизвестность, обман: власти приходили и без предупреждения уводили из дома всех мужчин, больше о них никто ничего не знал. Потом только, спустя годы выяснялось, что их расстреливали без суда и следствия. Одно из таких мест находилось под городом Ханты-Мансийском. А если вывозили семьями, то сгоняли в вагоны для скота, везли под конвоем, выпускали редко. Питание было скудное, вагоны использовались те, в которых до этого перевозили скот. Старики, дети и ослабленные не доезжали – умирали в дороге. Поразило одно из воспоминаний: умерших выкидывали через окна вагона или если удавалось, то на остановках отдавали чужим людям, чтобы их похоронили. Есть иногда было нечего и тогда приходилось выковыривать овес из навозных лепешек и есть его. Многие семьи доезжали до мест проживания уже без детей и стариков, жили в бараках, спали на нарах, покрытых соломой. В бараке грязь, вши, болезни, холод и голод. Многие умирали от тифа. В нечеловеческих условиях люди теряли порой стыд. Вокруг барака было желто от испражнений. Даже после расселения по северным деревенькамжить было сложно. Одна из героинь вспоминает: «Нас презирали, как врагов народа. Нам нельзя было ходить в школу, нельзя было иметь своё мнение». Труднее всего было немцам с Поволжья. После начала Великой Отечественной войны их считали вдвойне врагами народа. И после окончания войны, спустя годы легче им не становилось. «Даже в клуб ни на танцы, ни в кино не пускали… вскоре стали не принимать на работу», - вспоминает одна из ссыльных немок. Без вины виноватые…
Когда грянула война, к хорошо отрегулированному механизму ГУЛАГа прибавился лозунг «Всё для фронта, все для победы». Я всегда считала, что в период войны в тылу, а особенно в богатейшей тайге нашей малой родины люди были защищены от голода: дичь, рыба, ягоды, грибы, орехи. А оказывается, что тыловики всё отдавали на фронт. Нельзя было взять даже рыбёшку! За это могли посадить или расстрелять. Если не было сливочного масла, которое тоже нужно было сдавать по нормативам, его доставали путём обмена и сдавали, чтобы избежать наказания. В дневниках есть описания того, как люди украдкой все-таки пытались выкрутиться, перехитрить, спрятать что-то, только бы накормить семью и спасти от голодной смерти. Прятали в лесу шкурки животных, чтобы потом сшить одежду, подобие обуви. Делали маленькие костры из травы и готовили тайно рыбу, прятали её в одежде, вечером кормили детей. Взрослые ели сырую рыбу, спасаясь от голода. В хлеб добавляли кору деревьев, мох, толченые рыбьи кости. Ханты и манси тоже выживали с трудом, голодали. Дичь, которую они добывали вдоволь, нужно было сдавать всю. Иначе – расстрел. У людей не было оплаты труда: карточная система правила жизнями людей. Положено было 200 граммов хлеба в день и немного муки в конце месяца. Сахара не было. Вместо заварки – чага. Заплесневелый хлеб – это лакомство. Иногда переселенцы по незнанию съедали какие-нибудь неизвестные для них коренья, ягоды, грибы и умирали. Тяжело жилось и калмыкам – степным жителям, которые не умели ни плавать, ни рыбачить. А это было их основной работой. Не было никаких скидок для детей, стариков, инвалидов. Женщины рожали детей и вынуждены были их оставлять на старшеньких деток, потому что им нужно было уходить на лесозаготовки, на рыбалку, на покос. А этим старшеньким самим нужен был пригляд. Даже если ребенок был при смерти, мать все равно должна была идти на работу. «Все для фронта!». И задумываешься потом, а был ли патриотизм?
Занимаясь исследованием истории одной семьи, понимаешь, как в её частной жизни отразилась история всей страны. Сколько искалеченных судеб?! Самым страшным и обидным, на мой взгляд, является то, что никто до конца так и не смог понять причин своих страданий. Это мы сейчас с позиции современности можем назвать их. Нужно было осваивать северные регионы со сложными климатическими условиями. Кто туда поедет по доброй воле? Необходимо было материально заинтересовать людей, денег в стране не хватало. Решение было найдено. Но как утверждает автор книги: «Методы, которыми была проведена эта акция, красноречиво говорят о цинизме властей».
После чтения подобной литературы особенно остро начинаешь понимать, что жизнь наша соткана из человеческих судеб. Трагичные судьбы и моих предков, которые пережили сталинские репрессии, войну, тяжёлые послевоенные годы стали основой для счастливой жизни моих современников и меня. Я говорю счастливой, потому что мы сейчас имеем возможность жить свободно, учиться, делать свой выбор и принимать решения.
Идея данной книги – показать, что кулаки являлись не преступниками и не врагами народа – это были люди, умеющие работать, работать много и качественнона благо своей семьи. В книге говорится о том, как спецпереселенцы внесли большой вклад в развитие Ханты-Мансийского автономного округа: в развитие лесной, рыбоперерабатывающей промышленности, сельского хозяйства нашего края, преодолевая невероятно сложные бытовые условия, совершенное бесправие, произвол местных властей. Они так же на своих плечах с честью вынесли все испытания и тяготы Великой Отечественной войны.И приклеенное клеймо «враг народа» не помешало им встать на защиту Родины.
Книга, на мой взгляд, с композиционной точки зрения незамысловатая. В ней представлены фотографии, документы, письма и воспоминания, которые собрал, систематизировал и подготовил к публикации Алексей Михайлович Вертков – научный сотрудник музея. Он только предоставил материал, в книге нет его развернутых комментариев, навязывания своей точки зрения. Читаешь дневники и делаешь самостоятельные выводы об истории страны и родного края. Для любого молодого современного человека это важно, когда никто не предлагает своё выверенное грамотное мнение. На мой взгляд, народ устал от подобной литературы, как научно-исторической, так и художественной. Поэтому я рекомендую познакомиться с данной книгой: настоящей, живой и очень интересной, пропитанной горем и правдой. Книгой, в которой запечатлена история родного края в непростые исторические периоды.
Хочется поблагодарить Алексея Михайловича Верткова – научного сотрудника МАУ «Берёзовский районный краеведческий музей», который собрал и подготовил материалы к публикации, директора музея – Андриянову Л.В. и ведущего научного сотрудника музея – Константинову И.Ю. Огромную благодарность хочется выразить депутату Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры А.В. Савенцеву, оказавшему финансовую поддержку при издании книги и Главе Берёзовского района В.И. Фомину за объективную оценку книги.
Анастасия Муковнина, перевод на мансийский язык Николая МЕРОВА