Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Николай МЕРОВ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Приян тлан щпитахтв
  • Округ мирколныл нтавет
  • Школа стлам нврамыт мгыс лххал
  • Ю. Шесталов нампа конференция лыс
  • Сосса мхум наманыл акв нпакн хансавет

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Врт лнэ мāхум урыл потыртасыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Яныг хнт вылтахтаме псныл ты туи 80 тлыг мтыс
  • Пвылт рӯпитан пӯльница
  • Вруй совныл имтат ври
  • Хнтлам мāн ялум хум хтпат
  • Мāн мāвн ктым мхум яныг сав тотсыт
  • кваг-йкаг 50 тл аквъёт лг

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Юильск пвыл мщтыр н

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Мāн мāвн ктым мхум яныг сав тотсыт
  • Мансийский
  • Русский

Мāн мāвн ктым мхум яныг сав тотсыт

Млал мн редакциявн пищма тотвес. Хльӯс район Светлый пвыл школат аквхуйплов класс стлам ги Анастасия Муковнина яныг хнт урыл потыр хансыс. 

Тав та урыл св нпак ловиньтас. Ань яныг хнт урыл св кина пс­лым ос нпак хансым лы. Та трвитыӈ порат пере­селенец ос сосса мхум лӯимт хумус л­сыт, тав ты урыл потыр хансыс. 

2019 тлт «Неизвест­ные страницы спецпере­селений: Ванзетур, Лапоры, Нерга» нампа нпак тратавес. 

Ты нпак Хльӯс крае­ведческий музейт лы. Тот сосса махум ос тыг ссылкан ктым хтпат потраныл хансым лгыт. ги ты нпак ловиньтаме порат, самвитанэ нглысыт, та яныт трвит лупса урыл тот хансым та лы. 

Мньлат ги яныг патэ ос яныг щащкватэ ат номияге. Щащкватэ лвме щирыл, яныг патэ мньщи хумыг лыс. Яныг щащкватэ ос ссылкан тыг ктвес. Тн тыт вй­хатуӈкве патсг, ётыл акван-минасг.

1930-ыт тлытыт мн мвт св нврамыӈ щ­мьят лсыт. Ксыӈ колт­гылт ловманкем нврам яныгмас. Янге-мне пус­сын акв колт лсыт. Мхум свсыр ӯйхул щсыт, тп­кант тнут янмалтасыт, тнки мгсыланыл св рӯ­питасыт. Ётыл ты хтпат «кулакыг» паттувсыт. 

лнэ палытыл маныр слсыт, ӯйхуланыл ос матыр-ти пормасаныл советский властин хот-виӈкве патвсыт. рттам тн сака щёлыӈыг лсыт. Тн ат номсысыт, ты мхум тнки ранылт матыр-ти слсыт. 

Пс порат Нрыӈ мн ос Сибирьн св хтпа ссылкан ктвес. 

Тва хтпат советский власть нупыл кнтлыма­ныл мгыс, мтаныт ос матыр выл врнныл мгыс тыг ктыглавсыт. Тнт св лумхлас наскссыг саватавес. Ты мхум тыт йильпи пвлыт ӯнттысыт, лӈхыт пинсыт ос мт трвит рӯпата врсыт. 

Та трвит порат хум хтпат матыр полщ л­тыӈ хосыт нас тох ссыл­кан хотталь та тотвсыт. Ётыл, хунь св тл минас, ущта тра-патыс, насати, тн Ханты-Мансийск ӯст сут тл пор­слувсыт. 

Тва ссыльный хтпат ниӈтуйтн щмьяӈ тгыл тлттувсыт, лӯимн тот­всыт. 

Лӈхыт мхум мрсыӈ порат тнки тланыл мгыс кон-трталавсыт, тн ттл тох та йисыт. Хотталь щалтум хтпат вагон иснасыл нас кон-вущкасавсыт манос станцият хотты пх хт­патн ёл-щпитан мгыс майвсыт. Та порат вг­талыг мтум сāв яныг­пла хтпат ос нврамыт лӈхыт тох та порсысыт. 

Тыг тотым мхум выл порат ащир­маӈ колытт прт пл тармыл хуясыт. Хуйнэ­хӯрыг пнтсыл т­сам пум ёл пинтласыт. Ты паттат втихал свсыр трвитыӈ гмытыл мта­ласыт. Тнт тнут-пормас ат твылхатас, мхум хумус врмысыт, тох та врита­сыт. 

Янгыт, мнит пуссын аквтем хӯл алыщласыт, враясыт, пил втсыт, лхыс атсыт ос пкв пат­тысыт. Ты хосыт тнки мгсыланыл тнут врсыт ос лаль лнэ р хнтсыт. 

Акв н нпакт тох хансыс: «Тыт лнэ мир влт мн нупылув лль самыл суссыт. Мн шко­лат ханищтахтуӈкве ат трт­весӯв. Матыр лтыӈ ляльт лвуӈкве с ат врмысув».
Поволжье мныл ссылкан тыг ктым нем­цыт тāн щар трви­тыӈ лупса­ныл лыс. 

Война вылтахтам порат мхум тн нупы­ланыл сака кантлысыт, фашистыг лввсыт. Хнтлум нак оигпам юи-плт тн иӈ св тл лкамтавсыт. Йӣквнэ мн ос кина суснэ колн с ат тртыглавсыт. Ётылнув ущ лщал-лщал рӯпатал миӈкв патвсыт. 

Яныг хнт нак порат переселенцыт выл тл хнтлын мн ат вуйлув­сыт. Тн юн свсыр тр­витыӈ рӯпата врсыт. Хнт­лын мн тнут-пор­мас ктсыт. Мн мхма­нув нх-патнэ мгыс св тнут фронтын ктуӈкве рыс. Хӯл юв виӈкве с ат рвыс. Тн нврама­ныл тыттын мгыс тӯй­тыг­лах­тым хӯл юв тотыг­ласыт. 

Та порат сосса мхма­нув лупсаныл с аквтох нусаг лыс. Алыщлам вруяныл ос хӯланыл пуссын миӈкве рыс. Хтпа матыр таквинтн хультупты ке, тра писа­лил щама пāтамтаӈкве врмувес. Тва хтпат врт вруй совыт тӯйтсыт, ётыл та свыт­ныл матыр маснут тнки мгсыла­ныл нтыгласыт. 

Акв лумхласн карто­чка щирыл китст грамм ннь майлувес. тпос сыс ос мощ лмт коласыл майлувсыт, тувыл та. Сккар с щар тим лыс. Мхум врт атым ссныл щй пāйтсыт. Яныг хт­пат нрхул, нрнвыль таим лсыт. 

Сытам мт исмит пут пйтыгласыт, тувыл ты тнутаныл суп ёлы-плн тӯйтым нвраманыл тыт­тын мгыс юв тотыгла­са­ныл. Хумус врмысыт, та щирыл акван-нтхатым та лсыт. Та пилыщмаӈ пора мирн св трвит тотыс, св лумхлас свалым порслувес. 

Ётыл 1942 тлт ссыл­кан ктым мхум ущта хнтлын мн виӈкве патвсыт. Тн мт мхум ёт мв пилтл вуянтаса­ныл. Война юи-плт тн иӈ хоса лкамтавсыт. 

Рӯпитан мн ат вуй­лувсыт ос мт трвит щсыт. Советский власть св врмаль тнанылн тотыс кос, ос ты урыл тн щар нматыр ат лвыгласыт. Лль номт ат щсыт. 

Округув нх-врмал­тан мгыс спецпересе­ленцыт св рӯпитасыт. Ты мхум кол ӯнттын мгыс вр яктысыт, лӈхыт вруӈкве нтсыт, хӯл алыщласыт, тпкант свсыр тнут янмалтасыт ос мт трвитыӈ рӯпата врсыт. 

Тыи ос мт св лум врмалит урыл ты нпакт хансым лы. Нн с ты потрыт ловиньтаӈкве врмиянын. 

Анастасия ты музейт научный рӯпата врнэ хумн Алексей Вертковын, тот кӯщаиг лнэ хтпан ос ты нпак тратан м­гыс нтмил врум мхумн яныг пӯмащипа лтыӈ ктыс.

Светлый пвыл школат нврамыт ханищтан н Елена Муковнина ктум потыр мньщи лтӈыг Николай МЕРОВА толмащластэ

Пс хурит нпакныл ос ищхӣпыӈ мāт висанув. 

Враги народа на защите Родины

Не могу назвать себя активным читателем исторических произведений, но кое-что в свои семнадцать лет мне уже пришлось через себя пропустить, посмотреть, прочитать. Много художественных произведений написано о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. А сколько снято замечательных фильмов о доблести наших предков! Но никогда я не задумывалась о такой грани, которая показала бы мне жизнь народов ханты, манси и спецпереселенцев в этот исторический период, которые вынужденно были заброшены на север до войны, как враги народа.

Я прочитала книгу, которую издал Березовский районный краеведческий музей в 2019году «Неизвестные страницы истории спецпереселений: Ванзетур, Лапоры, Нерга», где представлены дневниковые записи и воспоминания этих самых «врагов родины» и местных жителей. Это, действительно, «неизвестные страницы», это страшные страницы.  Книга перевернула мое сознание, отношение к истории войны, к истории нашей страны и моей малой родины. Воспоминания простых людей, которые записывали  переживания в письмах и дневниках, заставили меня плакать, содрогаться и даже не верить тому, о чём написано. В такое нельзя поверить, потому что такого не может быть! Своих прабабушек и прадедушек я не знала никогда, но я точно знаю, что я тоже «кулацкое отродье». Из воспоминаний моей бабушки мне известно, что прапрабабушка моя была раскулаченной ссыльной, а прапрадед был местным жителем - манси. Может быть, по этой причине меня так затронула эта тема.

Все истории-воспоминания в этой книге начинаются с того, что где-то в стране Советов в 30-е годы жила крепкая, дружная и работящая семья. В каждой такой семье было примерно по 10 человек, где уживались под одной крышей старики и дети, где рано вставали и поздно ложились, потому что много работали на себя. Семьи, которые имели хороший крепкий дом, содержали большое хозяйство. Семьи, в которых верили в традиции, не пили, учили детей грамоте и доброте. Они не бедствовали, имели кусок хлеба, как говорится. Таких и называли «кулаками». В число кулаков и подкулачников нередко попадали середняки и даже бедняки. В годы советской власти понятие «кулак» так и не было конкретизировано. Крестьянское население причёсывали под одну гребенку. Они делились на 2 категории: 1 – это кулаки и участники активистских движений, 2 – зажиточные и влиятельные крестьяне. Одни были неугодны новой власти, а у других было чем поживиться.

 Урал и Сибирь являлись местами ссылки за политические убеждения и уголовные преступления. Но никогда в эти края не высылали целыми семьями, включая стариков и младенцев, не образовывали спецпоселки в глухой тайге. Не было и такого слова «спецпереселенец». Оно появилось в годы сталинской модернизации и ликвидации кулачества как класса. И понадобилось потом 70 лет для того, чтобы по архивным документам была установлена невиновность этих людей перед народом, Родиной…

При чем здесь кулаки, когда речь идет о Великой Отечественной войне, спросите вы? Я отвечу. Меня поражает то, что пережив такие испытания, горести эти «враги народа» встали на защиту Родины, которая незадолго до этого отняла всё имущество, поломала судьбы, опозорила, лишила прав. Когда началась война, до 1942 года, раскулаченных даже не брали на фронт, им не доверяли, у них не было на это прав – было только право на выживание, на непосильный бесплатный труд и на терпение. Невзирая на все эти незаслуженные репрессии и притеснения, остались они сынами своей Родины –в трудную минуту встали на её защиту.

А незадолго до этого было так….Холодящая кровь неизвестность, обман: власти приходили и без предупреждения уводили из дома всех мужчин, больше о них никто ничего не знал. Потом только, спустя годы выяснялось, что их расстреливали без суда и следствия. Одно из таких мест находилось под городом Ханты-Мансийском.  А если вывозили семьями, то сгоняли в вагоны для скота, везли под конвоем, выпускали редко. Питание было скудное, вагоны использовались те, в которых до этого перевозили скот. Старики, дети и ослабленные не доезжали – умирали в дороге. Поразило одно из воспоминаний: умерших выкидывали через окна вагона или если удавалось, то на остановках отдавали чужим людям, чтобы их похоронили. Есть иногда было нечего и тогда приходилось выковыривать овес из навозных лепешек и есть его. Многие семьи доезжали до мест проживания уже без детей и стариков, жили в бараках, спали на нарах, покрытых соломой. В бараке грязь, вши, болезни, холод и голод. Многие умирали от тифа. В нечеловеческих условиях люди теряли порой стыд. Вокруг барака было желто от испражнений. Даже после расселения по северным деревенькамжить было сложно. Одна из героинь вспоминает: «Нас презирали, как врагов народа. Нам нельзя было ходить в школу, нельзя было иметь своё мнение». Труднее всего было немцам с Поволжья. После начала Великой Отечественной войны их считали вдвойне врагами народа. И после окончания войны, спустя годы легче им не становилось. «Даже в клуб ни на танцы, ни в кино не пускали… вскоре стали не принимать на работу», - вспоминает одна из ссыльных немок. Без вины виноватые…

Когда грянула война, к хорошо отрегулированному механизму ГУЛАГа прибавился лозунг «Всё для фронта, все для победы». Я всегда считала, что в период войны в тылу, а особенно в богатейшей тайге нашей малой родины люди были защищены от голода: дичь, рыба, ягоды, грибы, орехи. А оказывается, что тыловики всё отдавали на фронт. Нельзя было взять даже рыбёшку! За это могли посадить или расстрелять. Если не было сливочного масла, которое тоже нужно было сдавать по нормативам, его доставали путём обмена и сдавали, чтобы избежать наказания. В дневниках есть описания того, как люди украдкой все-таки пытались выкрутиться, перехитрить, спрятать что-то, только бы накормить семью и спасти от голодной смерти. Прятали в лесу шкурки животных, чтобы потом сшить одежду, подобие обуви. Делали маленькие костры из травы и готовили тайно рыбу, прятали её в одежде, вечером кормили детей. Взрослые ели сырую рыбу, спасаясь от голода. В хлеб добавляли кору деревьев, мох, толченые рыбьи кости. Ханты и манси тоже выживали с трудом, голодали. Дичь, которую они добывали вдоволь, нужно было сдавать всю. Иначе – расстрел. У людей не было оплаты труда: карточная система правила жизнями людей. Положено было 200 граммов хлеба в день и немного муки в конце месяца. Сахара не было. Вместо заварки – чага. Заплесневелый хлеб – это лакомство. Иногда переселенцы по незнанию съедали какие-нибудь неизвестные для них коренья, ягоды, грибы и умирали. Тяжело жилось и калмыкам – степным жителям, которые не умели ни плавать, ни рыбачить. А это было их основной работой. Не было никаких скидок для детей, стариков, инвалидов. Женщины рожали детей и вынуждены были их оставлять на старшеньких деток, потому что им нужно было уходить на лесозаготовки, на рыбалку, на покос. А этим старшеньким самим нужен был пригляд. Даже если ребенок был при смерти, мать все равно должна была идти на работу. «Все для фронта!». И задумываешься потом, а был ли патриотизм?

Занимаясь исследованием истории одной семьи, понимаешь, как в её частной жизни отразилась история всей страны. Сколько искалеченных судеб?! Самым страшным и обидным, на мой взгляд, является то, что никто до конца так и не смог понять причин своих страданий. Это мы сейчас с позиции современности можем назвать их. Нужно было осваивать северные регионы со сложными климатическими условиями. Кто туда поедет по доброй воле? Необходимо было материально заинтересовать людей, денег в стране не хватало. Решение было найдено. Но как утверждает автор книги: «Методы, которыми была проведена эта акция, красноречиво говорят о цинизме властей».

После чтения подобной литературы особенно остро начинаешь понимать, что жизнь наша соткана из человеческих судеб. Трагичные судьбы и моих предков, которые пережили сталинские репрессии, войну, тяжёлые послевоенные годы стали основой для  счастливой жизни моих современников и меня. Я говорю счастливой, потому что мы сейчас имеем возможность жить свободно, учиться, делать свой выбор и принимать решения.

Идея данной книги – показать, что кулаки являлись не преступниками и не врагами народа – это были люди, умеющие работать, работать много и качественнона благо своей семьи. В книге говорится о том, как спецпереселенцы внесли большой вклад в развитие Ханты-Мансийского автономного округа: в развитие лесной, рыбоперерабатывающей промышленности, сельского хозяйства нашего края, преодолевая невероятно сложные бытовые условия, совершенное бесправие, произвол местных властей. Они так же на своих плечах с честью вынесли все испытания и тяготы Великой Отечественной войны.И приклеенное клеймо «враг народа» не помешало им встать на защиту Родины.

Книга, на мой взгляд, с композиционной точки зрения незамысловатая. В ней представлены фотографии, документы, письма и воспоминания, которые собрал, систематизировал и подготовил к публикации Алексей Михайлович Вертков – научный сотрудник музея. Он только предоставил материал, в книге нет его развернутых комментариев, навязывания своей точки зрения. Читаешь дневники и делаешь самостоятельные выводы об истории страны и родного края. Для любого молодого современного человека это важно, когда никто не предлагает своё выверенное грамотное мнение. На мой взгляд, народ устал от подобной литературы, как научно-исторической, так и художественной. Поэтому я рекомендую познакомиться с данной книгой: настоящей, живой и очень интересной, пропитанной горем и правдой. Книгой, в которой запечатлена история родного края в непростые исторические периоды.

Хочется поблагодарить Алексея Михайловича Верткова – научного сотрудника МАУ «Берёзовский районный краеведческий музей», который собрал и подготовил материалы к публикации, директора музея – Андриянову Л.В. и ведущего научного сотрудника музея – Константинову И.Ю. Огромную благодарность хочется выразить депутату Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры А.В. Савенцеву, оказавшему финансовую поддержку при издании книги и Главе Берёзовского района В.И. Фомину за объективную оценку книги.

Анастасия Муковнина, перевод на мансийский язык Николая МЕРОВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 12 (1246)
23.06.2021

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика