Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ищхӣпыӈ утыт округ янытыл вос рӯпитасыт
  • Кӯщай н сапрни врыглас
  • Округ олныт номсахтым халтыяныл
  • Тн врим тӯйт тармыл касгыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • М-витув ос вруянув ӯргалавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мӯй мхум Нрйка пвыл мус ялуӈкве ввавет
  • «Мнь Тгтыт» рӯпитан мньщи хум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мщтыр ква ктыл врнутанэ суссылтавсыт
  • лаль лнэ посыӈ хтал мгыс пӯрлахтасыт
  • Тӯлыглапыт урыл потыр
  • Пс накыт лаль тотнэ хум
  • Акван-атым соссаӈ мир пормасыт
  • Мн мвт выл кина хумус суссылтаӈкве патвес
  • Тӯйтыӈ н урыл мйт суссылтавес

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Мньщи лтыӈ ханищтн
  • Яныг утыт ос мнь утыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)

Вы здесь

Главная » Тӯлыглапыт урыл потыр
  • Мансийский
  • Русский

Тӯлыглапыт урыл потыр

Белоярский район Касум пвылт музейт рӯпитан хтпат свсыр мӯй мхум акван-атыгллсаныл. Тн тот пс йис тӯлыглапыт вылтыт потыртасыт. Мхум ёт Алсу Назырова, Касум пвыл кӯщай н, ос Людмила Алферова, губернатор вӈын хум палт советникыг лнэ н, пащалахтасг ос тамле пс ёнгилыт хумус лаль тотуӈкве ри, ты вылтыт пуссын потыртасыт.

Мн вглӯв, хоса порат соссаӈ мхма-нув Ӯй йикуӈкве ат тратавсыт. Тн тӯйтыглахтым Ӯй йӣквсыт, таимгыс ань мньлат пыгыт св пс накыт ат вганыл. Тувыл ань тох лы, лаль лнэ посыӈ хтал мгыс, тк номт щнэ мгыс хантыт, мньщит лаль кисхатуӈкве патсыт. лнаӈ пс мхманув Ӯй йӣквыгласыт, пуссын Нй-тыранув кстым, ащйканув, панув тувле нупыл номтаныл ткмалтым лаль лсыт. Ань пс врмалит внэ хтпанув мощщамгыт, хотьютныл, маныр китыглаӈкве мньлат соссаӈ мхум ат вганыл. Ос тӯлыглапыт щар ул 
вос сймысыт, Касум пвыл музейт рӯпитан нг Елена Федотова ос Марина Кабакова «Театр берестяных масок» нампа проект щпитасг. Касум пвылт лнэ пыгрищит атсанн ос яныгпла хтпат ёт свсыр пс ргыт, йӣквыт, ёнгилыт ханищтаӈкве патсыт. Тнатн Андрей Александрович ос Татьяна Филипповна Ерныховыг кваг-йкаг нтсг, св ргыт, йӣквыт,ощхуль врнэ ксыт ханищтасыт.Та щирыл ханищтахтым ты мхманув  «пщи»  нампа мнь  спектакль щпитасыт. Тувыл тн «Культурная мозаика малых городов и сёл УрФО» касылт кассыт ос тот нх-патсыт.  Тнт Тюмень ӯст лнэ «Культура» нампа  мирн нтнэ фонд плыл олн-нтмилыл тстувсыт.  Ты фондыт  Елена ос Геннадий Тимченко пуӈктотг. Тн Россия янытыл культура свсыр тлат лаль тотнэ хтпатн акваг нтг. Ос млты округувт тн хӯрум проект лаль тотнэ мгыс рталасг.  
Акван-атхатам мхум ань лвсыт, рыӈ ты спектакляныл хосыт тӯлыглахтын порат суссылтан пс накыт мньлат пыгытн ёмщакв ханищтавет ос лаль тотавет. Яныгпла хтпат туп таи лвгыт, ты тӯлыглапыт сака трвитыӈ ханищтаӈкве, ань мньлат пыгыт ханты лтыӈ ат вгыт. Матыр ощхуль вруӈкве, йӣквуӈкве тн молях ханищтахтгыт кос, ос йӣс мхум Нй-тыр рганыл, мйтаныл тра ат торгамтахтгыт. Тн май пуссын щс арыгкем ргавет, пикщавет. Ань хт тамле внэ 
хтпа хнтуӈкве. Сртын 1990 тлы-тыт пс ргыт, мйтыт внэ хтпаг Пётр Иванович Сенгепов ос Пётр Иванович Юхлымов лсг. Тнт Ӯй йӣквнэ порат тн кинан пслыглавсг. Тнт пс накыт лаль кинсуӈкве Татьяна ос Тимофей Молдановыг вылтахтасг. Тн ань исторический наукат сас учёный-хтпаг, тнатн яныг 
пӯмащипа лтыӈ лвуӈкв ри. Ань туп кина сунсым тувыл ханищтахтуӈкве ос ляпат ханты лтыӈ внэ хтпа ёт акваг рӯпитаӈкве ке, тащирыл 
лаль ты врмалит тотуӈкве рвгыт. Ханты-Мансийскат тӯлыглапыт урыл акван-атым архив ёт Тимофей Молданов рӯпиты, мньщит палт ты врмалит Светлана Попован, мньщи учёный нн, ханищтавет. Тн ты тлатн акваг лаль тотуӈкве ке патг ос яныгпла хтпанув лнныл сыс матыр потыртгыт ос суссылтгыт, мн пс тӯлыглапанув иӈ хотта мус лгыт.
Светлана Демлюга, Тюмень ӯсныл ёхта-лас, тав ос Тимченко нампа фондыт рӯпиты. Н выл щёс тӯ-лыглапыт вылтыт хӯнтамлас ос тувыл «пщи» спектакль сунсыс. Тавн тыи сака 
мӯстыс ос н лвыс: «Ты пс культуран ннан лаль тотуӈкве ос мт мирыт пӯмща-лаӈкве сака ри. Ксыӈ лумхлас агтым, пйкщим тк номт ври ос лаль лы, тувыл хотты хтпа щнь лтыӈ вг ке, тнт тамире культура лаль то-туӈкве р хнты. Хантыт ос мньщит палт аквта щирыл лаль вос лыс».
 
Тамара Мерова

Обсуждение перспективы проведения Медвежьих игрищ

В Казыме сотрудники этнографического парка-музея провели круглый стол по перспективе проведения медвежьих игрищ, исполнению древних ритуальных песнопений на языке оригинала. Елена Терентьевна Федотова представила участников из городов Белоярский, Сургут, Тюмени и Ханты-Мансийска. Гостей приветствовали глава сельского поселения Казыма Алсу Назырова и Людмила Алфёрова, советник первого заместителя губернатора Югры.

Как заметила Людмила Александровна, этот край богат не только ресурсами земли, но и значителен человеческим потенциалом. Побывав на этой земле, заряжаешься такой жизненной энергией, что её хватает надолго.

Здесь ещё живёт в сознании северных людей верование в предков и соблюдение национальных обычаев. Традиционная культура ханты передается из поколения в поколение. Но один из факторов постсоветского периода, - запрета на проведение Медвежьих игрищ, серьёзно отражается полной утратой. Знатоков и носителей уникального обряда становится все меньше и меньше, а обогащение в духовной потребности у народа остается прежней. Этот древний сакральный обычай, к сожалению, быстро уходит, и он в духовном равенстве ничем невосполним.

Чтобы  не утратить его совсем, преемниками хантыйской культуры поставлена задача, восстановить ритуал и проводить Медвежьи игрища таковыми, какие они были изначально. В этом направлении хорошо слаженную работу ведут сотрудники этнографического парка-музея села Казым Елена Федотова и Марина Кабакова, которые создали проект «Театр берестяных масок». Это своего рода школа наставничества, где старожилы могут передать подросткам театрализованное искусство исполнения Медвежьих игрищ. К великому сожалению, таких людей с каждым разом становится всё меньше, и материалы приходиться собирать по крупицам. В данном случае женщинам и ребятам помогают супруги Андрей Александрович и Татьяна Филипповна Ерныховы. Совместными усилиями они подготовили и поставили спектакль «Апщи».

Спектакль создан в рамках проекта "Театр берестяных масок"  и стал победителем конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл УрФО».  Он  был поддержан Благотворительным Фондом развития города Тюмени на средства Программы «Культура» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Фонд Тимченко - это частный семейный фонд, способствующий культурному и образовательному вдохновению.

Как отмечают авторы проекта, возможно, что-то не получилось, что-то надо доработать, но задумка свершилась, искра зажглась, и останавливаться на достигнутом уровне не хотелось бы. При подготовке театрализованных сценок по Медвежьим игрищам самым сложным оказалось исполнение эпических песен. Не всем подаётся тонкое искусство песнопения, чтобы передать их внутреннее соприкосновение сакральной значимости. Молодёжи не хватает чёткого знания родного языка, и потом не каждому дано воспроизвести элементы ритуала. Игровые сценки ребята исполняют замечательно.

Многим приёмам игры и песен обучаются по видеоматериалам настоящих Медвежьих игрищ, записанных в 1990-е годы. Тогда были живы ещё несколько исполнителей древних ритуалов Пётр Иванович Сенгепов и Пётр Иванович Юхлымов. Огромную работу провели хантыйские учёные Татьяна и Тимофей Молдановы, которые в те годы подняли вопрос об увековечении древних Медвежьих игрищ. Они зафиксировали праздник в аудио и видеозаписях. Сейчас архивом Белоярского и Берёзовского районов по расшифровке хантыйских материалов занимается Тимофей Молданов и  манси Светлана Попова.

Среди гостей на круглом столе присутствовала член Благотворительного фонда Тимченко Светлана Демлюга из Тюмени. Она впервые познакомилась с культурной деятельностью хантыйского народа и посмотрела спектакль «Апщи». Она сказала: «Медвежьи игрища - как точка притяжения всех хантов и манси, позволяющие сохранить свои традиции и сделать эту территорию более понятной и интересной для других. Сохраняя свои древние ритуалы,  культуру, родные языки вы становитесь центром всех народов, проживающих не только в округе, но и за его пределами. Нам это реально интересно, я понимаю, что сакральная часть мне недоступна, может быть это и правильно. А вот по исполнению песен должна появиться ещё одно из главных задач будущего проекта - сохранение родного языка. Пусть это будет дальнейшая точка развития,  роста проекта. И мы в дальнейшем готовы сотрудничать с вами».

Тамара Мерова

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 6 (1120)
24.03.2016

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика