- Мансийский
- Русский
Пс накыт лаль тотнэ хум
Николай Анатольевич Тасьманов ханты нёмса хум, тав йӣвныл свсыр пормасыт ёрги, «Народный мастер России» нам ньщи. Млты тлт Николай Тасьманов «Славим человека труда» округ касылт йӣвныл пормасыт врнэ номинацият китыт места вис.
Продолжатель семейных традиций
Николай Анатольевич Тасьманов - скромный человек из народа ханты, он искусно работает по дереву и имеет звание «Народный мастер России». В прошлом году на окружном конкурсе «Славим человека труда» в номинации «Лучший мастер по художественной обработке дерева» получил почётное второе место.
Мужчина живет в селе Казым Белоярского района и работает методистом в этнокультурном парке-музее. Обучает детей и подростков хантыйским обычаям, традиционным промыслам. А в некоторых вопросах обращается к старейшинам села. В День оленеводов он занимался организационными делами, но уделил несколько минут, чтобы пообщаться с нами. Николай Анатольевич в 2010 году окончил Югорский государственный университет, где обучался в институте экологии по направлению экологический туризм. Профессию выбирал он не случайно, поскольку с округа стали часто приезжать гости и интересоваться древней культурой обских угров, решил поддержать развитие внутреннего туризма. Задумался и о собственной общине, где можно было порыбачить, поохотиться и вернуться к древнему укладу жизни - разведению оленей. Определился с лесными угодьями и начал собирать документы.
Обо всём этом Николай Анатольевич рассказал: «Мои угодья теперь находятся в двадцати километрах вверх по течению реки Амня. На этом месте когда-то пас своих оленей мой дядя. Потом его не стало, и я закрепил за собой эту территорию, землю взял в аренду, выезжал на рыбалку, всё восстановил. Без особых проблем заполнил «Лесную декларацию», а вот по «Проекту освоения земель» возникли финансовые проблемы, и на составление потратил немало времени. Разработчики проекта сначала запросили 120 тысяч рублей, потом опустили цену до ста тысяч, но в результате переговоров мы договорились на пятьдесят тысяч.
Родовые угодья отца находятся в 50-ти километрах от села Казым, это далеко, и добираться сложнее. Поэтому выгоднее было найти другое место и начать свой замысел. В общине будем работать вместе с родственниками. Для начала построим новую избушку и продолжим заниматься традиционным хозяйствованием. Конечно, нужно построить и загон для выпаса оленей. Если купить оленей с чужой земли, то, как правило, два-три года их нужно держать закрытыми. Несколько оленей перегонит мой дядя Владимир Данилович Тарлин. Они с супругой Натальей Егоровной работали в оленеводческой бригаде №9, сейчас вышли на пенсию. Супруги привыкли к природной среде обитания, жить в посёлке им неуютно, душа их просится к родным истокам, поэтому я им предложил переехать на новые угодья.
Мне помогают родной и двоюродные братья, взрослые ребята, воспитанники из «Нумсанг ёх», тоже оказывают помощь. Мы оттачиваем с ними навыки традиционной рыбалки, изготавливаем морды, садим сети и неводы. Ребятам это нравится, и они занимаются с большим интересом. Потом будем учиться оленеводству. Кто-то желает ради дотаций держать много оленей. Но подходить к делу нужно серьезно, регулировать и рационально использовать свою территорию, место выпаса и корма животных. Мне хватает 20-30 оленей.
Вести оленье хозяйство научился у деда по материнской линии Семёна Андреевича Вандымова. Меня с шести лет каждое лето возили к нему, через него я многое познал, услышал о культуре и обычаях хантов. Дед по отцовской линии проживал в Кислорах и занимался рыболовством. Будучи подростком, я ему уже помогал рыбачить. Оба деда научили меня многим премудростям таёжной жизни.
Мой отец Анатолий Яковлевич Тасьманов работал плотником в Казыме, мама Екатерина Семёновна Вандымова была экспедитором в совхозе. Они оба ханты, поэтому дома мы всегда разговаривали на родном языке и соблюдали древние традиции. Отец в хозяйстве держал порядка 70 голов оленей. Потом, когда его не стало, олени перешли двоюродному брату. Но, потом как в старинных сказаниях, хозяина не стало, и олени тоже потихоньку ушли вслед. Как говорится, сами не съели и другим не перешли. Теперь вот попытаюсь восстановить утраченное.
Хотелось бы также восстановить древние Медвежьи игрища. Я о них с детства слышал несколько раз, но никогда не видел. Родился я в 1974 году, к тому времени древние обычаи были ещё под запретом властей. Чуть позже, в середине 90-х годов прошлого века, Медвежьи игрища состоялись у Семёна Михайловича Лозямова. Знаю, что он переехал к нам из Ханты-Мансийского района. Этот древний праздник предков состоялся благодаря супругам Татьяне и Тимофея Молдановых. Они всегда интересовались обычаями и фольклором ханты, подняли вопрос о возрождении и сохранении культуры предков. Сейчас мы продолжаем развивать дальше. С молодежью разучиваем разные сценки, по ритуальным действиям даю консультации по родному языку. Учим тексты песен, трудности возникают с произношением, но я думаю, ребята со временем справятся. Выпускников этностойбища «Нумсанг ёх», теперь уже студентов, я бы похвалил, они быстро схватывают язык, видимо, заложено в генах. Им бы создав языковую среду и они будут говорить, и петь на родном языке.
Я рада, что в лице Николая Анатольевича у хантыйской молодёжи есть сильный наставник, продолжатель своей крепкой родословной. Благодарим его за общение и желаем удачи в делах.
Тамара Мерова