- Мансийский
- Русский
Пс йис врмалит нх-врмалтан мхум
Роль мастера в возрождении и сохранении народных традиций в искусстве
Современный народный мастер является не только носителем родового опыта и памяти своей семьи и своего народа. Его отличает владение общими знаниями в области археологии, этнографии, искусствоведения, педагогики, поэтому новый общественный статус ремесла, основанный на исторических выводах о закономерностях культуры, является результатом соединения конкретного опыта и законов научной реконструкции.
Творческий коллектив Центра народных промыслов и ремесел в Ханты-Мансийске (далее – Центр ремесел) объединяет разные поколения мастеров, ведет непрерывный процесс углубления связи с памятью прошлого, возрождает забытое и утраченное: возобновляет технологии, приемы работы, мотивы и узоры в целом, создает особо художественные изделия, в том числе и в исполнении ручной авторской работе – в вышивке, керамике и т.д.
М.А. Некрасова сравнивает художественную традицию с живой памятью для местного населения, культуры края. Процесс возрождения чрезвычайно значим, поскольку восстанавливает корневую систему не только народных промыслов, но и национальных культур автономного округа и России. Без корневой системы, без исторической памяти современная культура может оказаться висящей над пропастью (М.А. Некрасова, 2003. С. 59).
На научно-методическом совете Центра ремесел рассматриваются и утверждаются темы исследования каждого мастера по направлению его творческой деятельности. Мастерами изучается школа, традиции, форма и стилистика приемов художественного языка, техника и технология.
Так, на протяжении пятнадцати лет Народный мастер России В. Шашкова занимается восстановлением богатейшего в Западной Сибири женского промысла – вышивки одежды обских угров. За эти годы ею были расшифрованы приемы вышивки южных ханты и восточных манси, крой женских и мужских рубах, штанов, рукавиц и др. Работая с коллекциями в музеях Тобольска, Санкт-Петербурга, Хельсинки, она зафиксировала и обработала почти весь вещевой материал, изучила историография по данному направлению.
Освоив все практические этапы крапивного ткачества – обработка крапивы, прядение, ткачество, вышивание, разработала модульную учебную программу по древнему ремеслу. В передаче опыта мастер выступает как педагог. Важно, что мастерицы проживают на той территории, где исторически двести лет назад процветало это искусство. В Федеральном Законе Российской Федерации «О народных художественных промыслах» 7-ФЗ от 06 января 1999 в ст. 3 прописано: «Задача преемственного развития традиции в определенной местности традиционного бытования, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел».
Ученики Виктории восстанавливают комплексы одежды той территории, где исторически она бытовала и сложилась как локальная. Отмечены традиционные особенности в крое, зонах декорирования. Например, В. Турута ведет исследование по восточной группе хантов р. Салым, проживая именно на этой территории. Занимается реконструкцией одежды по музейным коллекциям Кунскамеры, Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург). Р. Козлова, В. Шашкова и другие мастера воссоздают вышитую одежду южных ханты, когда-то проживавшие по р. Конде и ее притоков, в настоящее время ассимилированных. Аналогичную исследовательскую деятельность ведут мастера по изучению традиционного вязания локальных групп народов ханты, манси, коми, русских.
Возвращая утраченные традиции ремесла в виде реплик, моделирования комплексов одежды, мастера сохраняют национальную, исторически сложившуюся художественную ценность изготовления текстильных изделий, археологической керамики, резной посуды и т.д. Возрождается не только художественная целостность отдельного произведения, но и сам промысел.
Мастер является не только исполнителем при копировании изделий, но, прежде всего, исследователем. Существует много неосвещенных тем в технологии изготовления изделий, в значениях сложных орнаментальных композиций, узоров, их появление на определенной территории. Чтобы попытаться найти ответы на некоторые вопросы, мы обратились к археологической керамике нашего региона.
Народная керамика сравнительно недавно стала предметом изучения, поэтому многие вопросы, возникающие перед нами, остаются неразрешенными. В то же время находки средневековой и неолитической керамики, как хорошо сохранившийся материал, создают возможность изучения культуры народа, степени его развития и особенностей быта, они свидетельствуют о богатой истории ремесла. Археологами разработаны критерии оценки особенностей древней керамики и ее классификации. Для изделий народных мастеров все это еще предстоит сделать.
Один из больших разделов коллекции Центра ремесел «Экспериментальная археологическая керамика» формируется изделиями мастеров Центра ремесел и автономного округа.
Народный мастер России Л.П. Пастернак на протяжении десяти лет на основе трудов археологов И.Г. Глушкова, А.П.Зыкова, С.Ф. Кокшарова, В.И. Семеновой и др. изучает составы местных глин, готовит «тесто», описывает технологические способы и методы формообразования сосудов, приемы декорирования, обжига и т.д. Репликация сосудов разных исторических эпох выполняется по источникам – находкам археологов и музейных коллекций, в основе которых гипотеза создания. Мы предполагаем, что декор на сосудах археологической керамики периодов неолита и бронзы Обь-Иртышья отражал: технологические приемы изготовления текстиля, плетения; способы крепления изделий из кожи, меха, растительных материалов; фактуры текстиля (вязание, плетение, ткачество); отражение на керамике узоров с текстильных изделий.
Мастер ставит перед собой задачи исследования:
- изучение археологического источника и его контекста;
- выработка рабочей гипотезы образование экспериментальной ситуации;
- построение модели первичного объекта/процесса в прошлом;
- интерпретация новых данных.
С точки зрения определенных пространственно-временных координат керамика не просто уникальна. Она, как археологический источник, содержит богатый материал по древнейшей истории края: сведения о гончарстве как социально-экономическом институте первобытности, семейно-брачных отношениях, этнокультурных контактах, идеологических представлениях, уровне развития техники. Специалистам необходимо разрешить и другие вопросы: использование сосудов во время проведения ритуалов, для приготовления пищи в быту, в праздники, расшифровка узоров на сосудах и т.д.
Мастера по текстилю и гончарному делу по репликации сосудов изучают формы, декор, сравнивают с узорами на вышитой одежде, вязаных изделиях и др. Коллекция реплик сосудов археологических культур неолита, бронзы (особенно богат по насыщенному декору андроновский период) дает возможность рассматривать комплексно развитие древних промыслов региона, которые сохранились до наших дней. Это и меховая мозаика, вышивка, вязание, декорирование бересты, литье металла, резьба по дереву и другие.
На выставках, презентациях, мастер-классах, фестивалях важным является представление опыта реконструкции в области археологической керамики, археологического и этнографического текстиля, раскрытие сохранившихся народных традиций народного искусства. Технология и сегодня представляет сохранившееся значение как устойчивая структура производственных потребностей, воспроизводящая в технологии и структуре изделий представления о природосообразном бытие, его священном значении.
Работу народных мастеров изучают археологи, этнографы, искусствоведы.
Для археолога интересен сам предмет как памятник, материал, из которого выполнен, методы и приемы изготовления. Он изучает работу мастера археологических культур в процентах, граммах, миллиметрах. мастер, владеющий древними приемами лепки сосудов археологических культур, интересен для археологов только с одной точки зрения – научиться и понять, как это он делает. Археолог не может прочувствовать руками «тесто», его состояние, а также готовность к работе. Он не способен ощутить форму, определить рождение сосуда (сосуд не слушает его). В этом звене главным остается мастер, который создал шедевр.
Этнограф изучает предмет как вещевой материал (даже звучит отталкивающе), т.е. продукт работы мастера, он описывает само изделие, материал, приемы изготовления.
Обладая опытом, традицией мастер-художник органично входит в промысел, учитывая, что он другой культуры. Традиция для него становится объектом глубоких духовных постижений, идеалом пластической системы, которой он овладевает. Этот промысел становится близким и своим. В творчестве вместе с приемами, навыками мастерства он овладевает всей системой художественного языка народного промысла, осваивает не только приемы, но и его образы и мотивы, приобретает способность мыслить языком культуры, оставаясь при этом человеком своего времени.
Ольга БУБНОВЕНЕ,
директор Центра народных промыслов и ремесел
Перевод на мансийский Светланы Ромбандеевой