- Мансийский
- Русский
Ӯй йӣквнэ урыл потыртасыт
Нн ул вглын, млты таквс Хльӯс район Тӯрвт пāвылт 17 тл яныт пыг Тимитрий Самбиндалов, Свва ащйкатэ ос Улякщи каӈке ёт ӯй ктн-паттысыт. Тувыл мньщи мхумн лтыӈ хӯлтсыт, тнки палтаныл ртыӈ свой тпост Ӯй йӣквуӈкве ввсаныл.
Млал Тӯрвт пāвылн ялум мньщит «Обь|чай» нампа колнакн ввыглавсыт. Тн тот «Ӯй йӣквнэ» врмалит пӯмщаласыт. Тнаныл Алла Иштимирова-Посохова, нпак ловиньтан колт рӯпитан н, тув акван-атыгласанэ ос тн мт мӯй хтпат ёт щй айнэ сыс «Ӯй йӣкв» урыл потыртасыт.
влт Снтыр Тургачёв, «Хтал» нампа с-угорский театрыт рӯпитан хум, пслум мнь кина суссылтас. Тав Ӯй йӣквнныл порат матыр тот лум тлат пуссын видеокамеран пслысанэ.
Ань тва мхум тувле нупыл сунсым пс йис тгыл лнэ свсыр накыт ксалгыт, мтаныт матыр ущ тра-паттыяныл, ос таияныл торгамтым йильпииг номсахтуӈкве ханищтахтгыт.
Ань ты «Ӯй йӣквнэ нак» выл щёс мньлат хум хтпатн янытт тӯлыглавес. Янгыщ Саранпвылныл лнэ хум хтпат тув ялсыт ос тӯлыглахтасыт, тыи Латимир Меров, Снтыр Вьюткин, Птр Анямов, Денис Вынгилев ос с-угорский театрыт рӯпитан артистат Снтыр Тургачёв, ос хӯрум ягпыгыт – Щрки Хозумов, Юван ос Улякщи Гындыбин.
Тн мньтгыл Дмитрий Георгиевич Агеев палт музыкальный школан ялантасыт, сӈквылтапыл сӈквылтаӈкве ханищтавсыт. 1990-ит тлытт Григорий Николаевич Сайнахов ос Каллистрат Петрович Лончаков, яныгплаг лум хум хтпаг, тнанылн пс тныт сӈквылтасг.
Ксыӈ тн хоты порат ос хоты Нй-тырн сӈквылтаӈкве ри, манхурип маснутыл масхатым суссылтахтгыт, таит хӯлтыгласыт. Пыгыт мньщи хум йӣквыт йӣквуӈкве мщтырыг ханищтавсыт.
Ётыл Ханты-Мансийск ӯст ханищтапыт врыглавсыт, тот пыгыт Светлана Алексеевна Попован «Ӯй ӯлылан ргыт» вӈкве ханищтавсыт.
Пс йис тгыл врыглым мт накыт пуссын с тра-паттысаныл. Мн ань ты кина суснв порат, таил пӯмщалахтасӯв, мньлат мхманув свсыр накыт внг ньщияныл, нмат хащтāл тлат ёт акван ат тлыгтыяныл.
Светлана Алексеевна лвме щирыл, Ӯй йӣквыт щар пс йис тгыл хумус йӣквсыт, тӯлыглавсыт, ань щар аквта щиртыл йӣквуӈкве ргыт. Нй-тыранув мгыс йӣквнэ йӣквыт аквта кт псыл, лгыл псыл вос такталым йӣкваве, ргын ргыт аквта пинум лтӈт вос ргавет.
Тот тн сгын, тн пйкщим лтӈаныл лгыт, тн р ньщгыт, таимгыс мнавн та лтӈанылт лаль пйкщаӈкве ри. Мньщи лумхлас такви мире пс лупсатэ пуссын тот тра-паттуӈкве рви.
Щрки Хозумов Ӯй йӣквнэ врмальн выл щёс ялыс, тавн тот сака пӯмыщ лыс. Тав пщиянэ ёт с тӯлыглахтас. Тав лвыс:
– Мн ань хот-щгтым лв, нила хталанув акв хтал хольт минасыт. влт матыр вруӈкве хӯрахласум, номсгум, матыр лльсаӈ ул вос врсум. Яныгнув мхманум хӯнтлым, тлат мкыг торгамтасанум ос ёмщакв та врсанум.
Мн мньщи маснутыл масхатым лсӯв, пуссын туп щнь лтӈыл потыртасӯв. Н хтпат нупыл сунсым сака пӯмыщ лыс, тн такем нтнг сусхатгыт, ёмас йӣквсыт.
Светлана Динисламова ты урыл пӯмыщ пищма хансыс, ётыл тах йильпи нпакыт тратавет ос кина тах пславе. Мн сака ӯрхатв.
Тамара МЕРОВА
Новые грани восприятия «Медвежьих игрищ»
В городской библиотеке № 6 города Ханты-Мансийска в рамках проекта «Обь|Чай» состоялась встреча с участниками мансийского обрядового праздника «Медвежьих игрищ» Александром Тургачёвым и Сергеем Хозумовым, актёрами театра обско-угорских народов «Солнце», педагогом дополнительного этнокультурно-образовательного центра Владимиром Меровым и ведущим научным сотрудником Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Светланой Динисламовой.
Напомним, церемония древнего обряда поклонения священному зверю прошла в середине февраля в родовом поселении семьи Самбиндаловых на Турвате Берёзовского района. Одним из добытчиков медведя был 18-летний охотник Дмитрий Самбиндалов, а также его дед Савва и дядя Алексей. На данное мероприятие были приглашены манси с разных территорий округа, а также гости из Свердловской области.
Прошло чуть больше месяца, но все его участники до сих пор ярко и с положительными эмоциями вспоминают это событие. По их признанию, там они получили много ярких впечатлений и эмоций, внутренний прилив жизненной энергии, а четыре дня празднества у них пролетели как один день. Может оттого, что они всецело были погружены чисто в мансийскую языковую среду, оказались неотъемлемой частью духовной и традиционной жизни своих предков.
Поразительно, что проведение столь серьёзного ритуала впервые легло на плечи молодых мужчин-манси, и они с полной отдачей и ответственностью справились с ним. Все священные действа нужно было исполнить так, как требовалось строго по канонам древней традиции. Во главе священного стола, как и полагается, сидел сам молодой добытчик Дмитрий, наблюдая за которым и удивлялись, и восхищались, он как по наитию придерживался всех почитаний древнего обряда.
Музыканты Владимир Меров, Александр Тургачёв исполняли знаковые эпические мелодии духов-покровителей, Александр Вьюткин, Пётр Анямов, Денис Вынгилев и другие молодые люди в разных образах представили театрализованные сценки. Мужчины впервые, без старших наставников, самостоятельно исполняли призывные песни. Надо отметить, что многим жанрам искусства, в начале 1990-х годов, они успели обучиться у старейшин-манси. Хорошую артистическую подготовку ребята обрели у Дмитрия Георгиевича Агеева, теоретический опыт по Медвежьим Игрищам получили от Светланы Алексеевны Поповой.
Выразительность танцевальной пластики показали мансийские женщины. «Как хороши, загадочны и неотразимы, оказывается, наши девушки в своей национальной одежде! А когда постоянно слышишь мансийскую речь, погружаешься в культурную атмосферу, так хочется подольше остаться в этом времени и пространстве», - восклицает Сергей Хозумов. Он впервые побывал на таком празднике, участвовал в сценках и признаётся, что поначалу помимо волнения испытывал даже страх. То есть ответственность за всё действо было огромным. По словам Владимира Мерова, самым серьёзным и испытующим моментом была ночь представления именитых предков-богатырей.
Александр Тургачёв подготовил презентацию видеосъёмок по Медвежьим Игрищам, которую мы внимательно и с интересом просмотрели. Затем Светлана Попова поделилась очень важной информацией. Она сказала, что проведение обряда по случаю добычи священного животного – это и есть целая Энциклопедия мансийского народа. Всё, что мы хотим узнать о жизни, мировоззрение манси, все ответы вы найдёте в нём. Оно полностью закодировано в песнях, танцах и несёт определённую информацию. Поэтому исполнение танцевальных движений определённому духу-покровителю, слов в песне должно быть точным, аутентичным, также придерживаться в соответствующей одежде и другой атрибутике. Эту связь ни в коем случае терять нельзя.
Своими яркими впечатлениями поделилась Светлана Динисламова. Думаю, чуть позже мы найдём в публикациях её дневниковые записи, а ребята подготовят хороший документальный фильм.
У всех собравшихся в этот вечер появилась огромная надежда, что мансийский культовый древний обряд не канет в лету и в этом тысячелетии.
Тамара МЕРОВА