Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • М-витув акваг ӯргалаӈкве ри
  • Миркол кӯщаит акван-атыглавсыт
  • Кӯщаянув мир пусмалтан урыл потыртасыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Пвылт св йильпи кол ӯнттаве
  • Та тл ёмас щирыл минас
  • Мӯйлын врмаль щпитлвес

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тӯйтныл нтнэ хурит врвсыт
  • Свсыр тлат урыл китыглавет
  • Сосса хтпанув ханищтапыл врыглавсыт
  • Тнки слыяныл ӯрнэ колтгыл
  • Рӯпитан мхманн янытлаве

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Тн рнколт самын патсг
  • Мирн рнэ рӯпата врнэ кол 60 тлэ твлыс
  • Мньщи суп хораманэ

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • лы хн рӯтув потре
  • Мт хн мныл ёхталам хум
  • Югорский университетт соссаӈ хтпат ханищтавет

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Мньщи суп хораманэ
  • Мансийский
  • Русский

Мньщи суп хораманэ

Акв газетат ам мньщи суп хораманэ урыл потыр хансыгласум. Тнт Анна Алгадьева (Анямова) такви яныгмам мтт мньщи нквет хумус суп нтгыт ос ньщгыт, та урыл потыртас. Хорамыт ос хансат мньщи супн хумус нтавет, ань Хулюмсӯнт пвылт лнэ н Мария Тихоновна Двинянинова ос таи лвыс:

— Омам лвыглас, пс порат супе ёлытэ хорам ат ньщас. Тувыл хорам хунь ат ньщи, суп ёлытэ нӈхаль щуӈкырлы. Суп ёлы тре пантыиг лваве. влт с састумыг лыс. Суп нупал нтаве. Ёлытэ ткыг вос лы, таимгсыл хорамыӈ торыл враве ос хорам мгсыл нтаве. Ёлытэ ювле ул вос ӈхи, таимгсыл коныпал нупыл юнтуӈкве патвес. Яныг кват тащирыл врсыт. Тн яныг кват, тнанылн хоталь хорамтахтуӈкве.
Пс мньщи хтпат юи-пл суп нтсыт. Та супаныл с аквщирыл нтсаныл, хӈхан ксалавет. Таимгсыл таве нтаве, трыл ос кональ хтысаныл. Врми супе хурип тр нтуӈкве ос ювле хтуӈкве. Хорам мгсыл пантыӈ трыл нтаве. Тват ощща хорамыт врсыт. Ос хотьют хумус ксащи, тох та нты. Хотьют таӈхи ёлытэ туп аквпис ощща хорамыл хартытэ, хотьют ксащи, китпис хорам ври.
Сыплув тре ос ксыӈ хтпа хумус тавн ри, тох та вритэ. Тват тльхыӈыг нтыяныл, тват нас тох пхлаптахтгыт. Тыщирыл ке пхлап-тахтгыт ос тах ёлпаты, мармыг лы. Хансал ке нтаве, тав сома лли, ёлаль ат ӈхи.
Пс порат ксыӈ щмья тнки ханса щсыт. Акв порат гит мт мныл ёхтысыт. Омам лвыглас: «Такем мщтыр гиквет, тра нӈки, Сквъяныл лнэ гит». Ам лвгум, тамле гит тыт с лгыт, тав ювле лвыс: «ти, туп тн супаныл сака мщтырыт, хорамыӈыт».
Кт сӯнт тре урыл омам лвыглас: «Мньщи щирыл тув ул самарлы, хансал нтым лы, тув ат атхаты».
Мньщи суп хораманэ урыл ам с-угорский институтыт научный сотрудникыг рӯпитан н Светлана Алексеевна Попова с китыгласлум, тав тох потыртас: «Ты врмаль урыл Е.Г. Федорова, А.А. Богордаева нпакыт тратасг, тн мньщи ос ханты маснут ханищтасг.
Пс порат мньщит манхурип суп щсыт ос хумус хорамтасаныл, ам нпакыт ат хансыгласум. Ам таи вглум, пс порат ксыӈ мньщи щмья такви хансат ньщас. Акв щмья мт пвылн мӯйлуӈкве ёхты, нлми втат мхум лляхлгыт. Н пг туп квлы, мхум тав супе ксалгыт, тра лвуӈкве врмысыт, хоты щмья ос хоты пвылныл ёхтыс. Пс мхум ёмащакв всыт, хоты мт хумус мньщит нсхатасыт.
Слыӈ мхум тнки маснутанылн «квракыӈ прнаӈ ньт», «састум хр ньт», «вр слы ньт» ос св мт хансал нтсаныл. Мт мт мньщит хӯл алыщлым ос враим лсыт, тн «ӯнлын нхс», «щёпыр лг», «ӯйрищ пити», «сорт пуӈк» хорамыл нтуӈкве врмысаныл. Ам номсгум, ты хорамыт ос хансат ти туп нтылтахтын мгсыл врвсыт. Нврам пан хуюптаве, тав ёмащакв вос хуяс, ӯлме ул вос тӯлмантавес, па сысн ӯлум ӯй ханса щуртаве. Пс мньщи мхум св нтнэ хорамыт ӯргалахтын мгсыл с нтыгласаныл».
Елена Геннадьевна Федорова, учёный хтпа, мньщи маснут ос пс йис лупсав урыл манхурип потыр хансыглас, ам с ловиньтасум. Тав «Историко-этнографические очерки материальной культуры манси» нампа нпак тратас. Маньщит пормасаныл, маснутаныл урыл тот с хансыс. Свсыр мт лнэ мньщи нквт манхурип супыт щсыт, нпакт тох хансым лы: «Пс йис порат мньщи нт тнки супаныл ат хорамтасаныл, суп ёлытн акв пхвыӈ хорам нтыгласыт ос котлт кит манос хӯрум ощща хорам нтсыт. Тват супаныл пквпалыл ос сакыл нтыгласаныл.
Тувыл ты хорамыт свсыр мт мāщтыр нт тнки щирыл нтсаныл. Саквъяныл лнэ нт суп ёлыяныл пхвыӈ ханса трыл нтсаныл ос кональ нупыл хтысаныл. Тгт мхум супаныл ёлытэ тре щщаг лыс». Елена Геннадьевна хансы, мньщит хорамыт ханты мхум палт ксаласыт ос тнки супаныл аквта щирыл 20 нот порат хорамыл нтуӈкве патсаныл.

Мансийского платья красивые орнаменты

В одном из номеров нашей газеты мы писали статью о значении орнаментов на мансийском платье. Тогда представительница лозьвинских манси Анна Алгадьева (Анямова) рассказала о том, что она знает об этом элементе традиционной одежды. Не могли мы не спросить, что думают об орнаментах и их значениях представители старшего поколения. Мария Тихоновна Двинянинова проживает в поселке Хулимсунт Березовского района. Она поделилась своими воспоминаниями  и рассказала то, что когда-то слышала от своей мамы.

— Мама говорила, что в старину мансийские женщины не шили на платье орнаменты и на подол не пришивали широкую полоску. Не имея такой полоски, подол выворачивался вверх. Когда стали пришивать широкую полоску, платье стало практичнее, и подол не скручивался. Полоску пришивали из другого материала, и с таким элементом платье смотрелось намного красивее. Затем стали пришивать узкие полоски, которые пришивали посередине платья. Их уже стали шить для красоты, некоторые мастерицы пришивали две, другие шили три полоски. Кому как больше нравится, так и делали.

Воротник тоже шили по-разному, одни пришивали стойкой, другие мастерицы делали отложной, плосколежащий. Позже на таком воротнике также стали пришивать орнаменты. Когда стали так орнаментировать стойкой, воротник не стал падать и скручиваться и выглядел намного лучше.

Раньше все мастерицы шили по-разному, в зависимости на какой территории они проживали. Помню как-то раз к нам в деревню приехали гости, и было видно, что они издалека. Увидев их, мама сказала: «Какие мастерицы к нам приехали, сразу видно, что они с реки Ляпина». Тогда я спросила, почему она так решила, у нас тоже есть мастерицы, которые очень хорошо умеют шить. На что мама ответила: «Нет, только они умеют так шить мансийские платья». Она сказала это так утвердительно, что возражать ней я не стала.

По мнению ведущего сотрудника Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Светланы Алексеевны Поповой, орнаменты на мансийском платье не случайны и они имеют несколько функций.

 — Я  никогда специально не занималась исследованием мансийского платья, — говорит Светлана Алексеевна. — Могу сказать только, что все украшения и орнаменты на женском платье являются оберегом, т.е. имеют защитную функцию и считались своего рода паспортными данными. К примеру, девушка приехала с родителями в другую деревню, на берегу народ. Один говорит, она еще не замужем, другие говорят — она из этого рода и приехала с такой реки. Вот она вышла на берег и про нее уже все сказали ее орнаменты. На одной территории преобладают орнаменты заячьих локотков, в другом месте локоток лисицы. Это эстетически естественно и практически все закрыто. У нас все представления связаны с природой, нет ни одного лишнего элемента, который просто придумали, все идет в соответствии с тем, в окружении чего мы живем. Закрыта орнаментами грудь, так как женщина практически всегда кормящая. Возможно, широкая полоска на подоле и означает реку, в представлениях манси. Её называют «вата», конец платья, берег платья, на подол пришивается самая широкая полоска, у этого места должна быть большая защита. По представлению мансийских женщин у традиционного платья должны быть закрыты все входы и выходы для вредоносных существ, то есть для тех, кто может нам навредить, наслать болезни или еще что-то. Что у нас уязвимо — шея, плечи, руки, и нижняя часть. Именно поэтому женщины на плечи, грудь, рукава и нижнюю часть платья нашивали орнаменты, тем самым защищали уязвимые и слабые места.

Обратились мы и к научным трудам ученых, которые изучали культуру народа манси. В своей книге «Историко-этнографические очерки материальной культуры манси» Елена Геннадьевна Федорова описывает и делает определенный анализ средств передвижения, одежды, утвари как составляющие традиционной мансийской культуре. В разделе одежда Елена Геннадьевна подробно пишет об одежде северных манси, которые во многом сохранили свой традиционный костюм до настоящего времени, хотя отдельные элементы сформировались уже на протяжении 20 века. Автор описывает покрой платья и дает название отдельных элементов платья на мансийском языке. Она пишет: «Украшением мансийского платья являлись узкие полосы (хорам), которые нашивались по краю подола, по подолу, выше колена. Некоторые платья украшались аппликативным узором геометрического характера, расположенного вдоль полос. О локальной принадлежности владелицы платья говорила ширина полосы, расположенная по краю подола, а также то, заходила ли эта полоска на изнанку. На изнаночную сторону ее загибали нижнесосьвинские манси. Среднесосьвинские и ляпинские шили платье с широкой полоской по низу подола, не заворачивая ее на изнанку. Верхнесосьвинские манси украшали низ подола платья более узкой полосой, позднее также перешили на широкую полосу. Современные манси считают, что для них были характерны украшения лишь в виде аппликационных полос, а узоры появились под влиянием хантов». Давая описания  мансийского платья и его орнаментов, Е.Г Федорова не делает акцент на их значении, так как пишет, что орнаменты манси заимствовали у ханты.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 1 (1163)
11.01.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика