Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • М-витув акваг ӯргалаӈкве ри
  • Миркол кӯщаит акван-атыглавсыт
  • Кӯщаянув мир пусмалтан урыл потыртасыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Пвылт св йильпи кол ӯнттаве
  • Та тл ёмас щирыл минас
  • Мӯйлын врмаль щпитлвес

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тӯйтныл нтнэ хурит врвсыт
  • Свсыр тлат урыл китыглавет
  • Сосса хтпанув ханищтапыл врыглавсыт
  • Тнки слыяныл ӯрнэ колтгыл
  • Рӯпитан мхманн янытлаве

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Тн рнколт самын патсг
  • Мирн рнэ рӯпата врнэ кол 60 тлэ твлыс
  • Мньщи суп хораманэ

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • лы хн рӯтув потре
  • Мт хн мныл ёхталам хум
  • Югорский университетт соссаӈ хтпат ханищтавет

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » лы хн рӯтув потре
  • Мансийский
  • Русский

лы хн рӯтув потре

Ханты-Мансийск ӯсн «Трум Маа» музейт лум конференциян Венгрияныл история наукат кандидатыг лнэ хум Дьёни Габор ёхталас. Тав Будапешт ӯст лы, Лоранд Этвеш нам щнэ университетт научный сотрудникыг рӯпиты.

Ты хум «Сибирские, угорские следы в культуре и истории мадьяр» нампа доклад ловиньтас. Ам таве венгр (тнтиннаныл тн мадьярыг лвияныл) мхманув вылтыт китыгласлум, лтӈанув сль акван-ёхтгыт ман ти. Нн ань лаль Дьёни Габор потре ловиньтэлн.
— Ам ань венгр мхманув урыл потыртасум, хумус тн Урал нампа нрытныл Карпат м мус внтлысыт. Тапалыт м мус тн 50 манос 60 тл сыс минасыт.
Венгр мхманув ань лнэ мнанылн минманыл порат св мирыт ёт акв ляпат лсыт, тн лнэ хурияныл ос тва лтӈаныл ханищтасаныл. Хатанит ляпат сака хоса лсыт. Хунь лнэ мнанылн ёхтысыт, лупсаныл мощ мтнувг мтыс.
Ос мньщи, ханты мирыг ёт рӯтыг лнв тай вглӯв, щнь лтӈув щирыл пуссын нӈки — мн сака ляпа рӯтыг лв. Мн мхманув, нн пс мхманын хольт, лув с сака янытлыяныл.
Пс йис тгыл лув урыл св мйт ньщв, пс потыр св лы. Лув вылтыт венгр хум — этнограф Вильмош Диосеги св потыр хансыглас, ты врмаль тав мӯсхал щирыл ханищтастэ. йка хосат тимыг мтыс, нн тав хансыглам нпаканэ ловиньтаӈкве врмегн.
Онтоловит нот юи-выл тлант мн мхманув ань Венгрияг лвнэ мн та ёхтысыт, тув акваг та лмыгтасыт.
Тнт выл венгр нврамыт самын патуӈкве та патсыт. Та порат тн Урал мт хультум мадьярыт (венгрыт) ос мньщи манос ханты мхум ёт иӈ вйхатасыт, халанылт юртыӈыщ лсыт. Сака л, мт хн мн, минманыл мгыс, рӯт мхманыл ёт потыртаӈкве ос хнтхатыглаӈкве ат врмысыт. Тувыл тох лщал-лщал потраныл та оигпас, акван-ёхталаӈкве воссыг ат та патсыт.
— Габор, наӈ хумус номсгын, мньщи ос внгр мхум номтаныл аквнув хурипат, сль аквхольт потыртв?
— Мн лы хн мт лв, лтӈув ань вим мт хурипа. Потыртаӈкве патв, халувт ат торгамтахтв. Ам ань тыт «Трум Маа» музейт мыгтгум, матыр-ти ловиньтгум, акв кол норанэ онтсыл нпак-лмт тагатыма, тот мньщи лтӈыл хансым лы: «Тлы кол». Ам хунь ты лтӈыг ловиньтасагум, сымум татем ткыщ путгуӈкве патыс, ам хот-щгтсум. Ам сома юн лгум, амти лтӈум ловиньтылум, мн щирувт с аквтох.
Ам аньмунт ты потыртасум лув урыл, венгерский лтӈыл мн с аквтох лвв — «лув». Пс мхманув мгыс лув ти туп рӯпитаптын мгыс щвес, тав угорский мирыт (мадьярыт, мньщит ос хантыт) мгыс ялпыӈ ӯиг лыс.
Валерий Чернецов нпакт ловиньтасум, пс йис порат хунь хтпа тимыг мты, мньщи ос ханты мхум лув алгыт, пуӈке ос сове сс ттапын пинтлысаныл ос тав ётэ щпитасаныл. Мадьяр мхум пс порат мхманыл с аквтох ёл-щпитасаныл. Вильмош Диосеги ты врмалит пуссын ханищтлсанэ, ӈк лув урыл хт хӯлыглам, ты вылтыт с хансыглас.
Мньщит тва мнаныл тох намалсаныл: Лув Нр ос мт щирыл, хт лтыӈ Лув лы. Екатеринбург ӯст лум учёный йка А.К. Матвеев с хансыглас, Урал янытыл св мт Лув лтӈыл намаим лгыт.
Ам ань таи лвуӈкве таӈхгум, мн мхманув хосат тпыл л минасыт, мт мирыт халт сака хоса лсыт, ос мньщи, ханты мирыг ёт рӯтыӈыщ лнэ хурияныл ат тыпылтасаныл. Ань туп лтӈанув тра нӈки — мн сль акв рӯтыӈ мхум. Свсыр индоевропейский лтӈыт халт лнв тпыл, мн угорский мирыг хультсӯв, пс йис мхманув хольт номсв, потыртв.
_________________
Дьёни Габорын ам пӯмащипа лтыӈ лвсум. Матъёмас тн лтыӈ щирыл рӯтаныл кинсыяныл, лтӈаныл ос пс йис лупсаныл ханищтыяныл, мн ётув вйхатгыт. тил мадьяр мхманув пуссын пустгыл вос лгыт, Нй-тыранылн вос ӯргалавет. Мн лнэ мвн втихал вос ёхталгыт, акван-хнтхатв, щгтв, потрамв.

Угорские элементы в культуре венгров

Вторую Международную научную конференцию «Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое», которая проходила в музее «Торум Маа» в Ханты-Мансийске, посетил гость из Венгрии — кандидат исторических наук Дьёни Габор. Проживает он в Будапеште, работает научным сотрудником в университете им. Лоранда Этвеша. Габор прочитал доклад на тему: «Сибирские, угорские следы в культуре и истории манси». Мне удалось пообщаться с ним, задать несколько вопросов. Вот что он рассказал:

— В своём докладе я говорил о том, что наш народ мадьярский совершил очень большой путь с Урала до Карпат. И этот путь был преодолён в довольно короткое время — за 50-60 лет. Во время своего переселения наш народ в значительной степени изменился, тюркизировал.

Но тем не менее, в культуре венгров сохранились угорские элементы. Они связаны с культом лошади. Это хорошо фиксируется в археологических источниках, многое сохранилось и в фольклоре. Эти следы были исследованы и собраны венгерским учёным, этнографом Вильмошом Диосеги. Его уже давно нет с нами, я рекомендую почитать его работы.

По всей видимости, существовали живые связи между карпатскими и дунайскими венграми, а также с теми мадьярами, которые остались на востоке. Об этом свидетельствуют письменные и археологические источники. После обретения родины в конце девятого века, выросло первое мадьярское поколение на Дунае. Тогда они ещё держали связь с уральскими мадьярами, возможно и с предками вашими тоже.

— Габор, вы находитесь на древней угорской земле, чувствуете своё родство с ханты и манси?

— Да, конечно. Хотя наши языки уже очень далеки друг от друга, и мы теперь даже не можем общаться между собой, но когда я в музее «Торум Маа» прочитал по-мансийски слова «Тэлы кол» (Зимний дом), у меня сердце стало биться очень сильно, я обрадовался. Я почти как дома, это такие же слова, как у нас. Или слово лув — лошадь, то же самое у нас. Ведь язык — это не просто средство для мышления, а это уже есть мышление.

Об особом тюркском влиянии свидетельствуют слова в венгерском языке. Но тем не менее некоторые терминологии и культурные вещи в мадьярской культуре и языке остались угорскими, например, коневодство. Оно имело не только хозяйственную функцию. Представление об этом животном занимало первостепенное место в духовной жизни мадьяр. Это не просто предположение, а подтверждается историческими фактами.

Известно, что рядом с умершими ложили лошадь. Истоки формы такого захоронения, по всей видимости, уходят в глубокое прошлое. Вильмош Диосеги исследовал материал по этой теме, много изучал, писал о древних обрядах, связанных с этим животным. Об этом я читал и у Валерия Чернецова. У обских угров шкуру и голову лошади также клали вместе с умершим. Данные не такие уж богатые, но очень интересные. В венгерском фольклоре, в народных сказках лошадь занимает центральное место.

Мы хорошо знаем, что у манси в названиях мест часто присутствует слово лошадь — лув. Например, Лув нёр и др. Учёный из Екатеринбурга А.К. Матвеев в своих топонимических работах всегда подчёркивал, что в названиях мест у манси всегда присутствует лошадь.

Из всего этого следует, что несмотря на значительную тюркизацию наших предков, во время обретения родины основная масса мадьярского народа сохранила свой угорских облик. Об этом свидетельствует наш прекрасный язык, который сохранился несмотря на то, что его окружают чужие индоевропейские языки.

___________________

Я поблагодарила Дьёни Габора за интересное интервью. Замечательно то, что такие прекрасные, мудрые люди, имеющие с нами одни корни, приезжают в наш округ, общаются с коренными жителями, говорят о своих исследованиях. Научные труды Дьёни Габора и других учёных помогают заглянуть вглубь нашей общей истории и прокладывают мостик из прошлого в настоящее. И благодаря таким исследованиям, мы имеем возможность узнать, как жили наши предки.

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 1 (1163)
11.01.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика