- Мансийский
- Русский
Пēс йис щирыл тōрыл вāрнэ маснут урыл
Олеся Максимовна Идиятуллина, Лангепас ӯст «Рущ кол» нампа мāт кӯщай нг ōлы. Мēн тав ётэ Ханты-Мансийск ӯст хōнтхатыгласмēн ос тав вāрнэ тлатэ урыл потыртасмēн.
Ты тāл Олеся Максимовна «Казачий кош» нампа – проект ёт нōх-патыс ос грант губернатора олныӈ премиял майвес. Тав рӯпитан хōтпанэ ёт пēс йис ōлупса ханищтан программа щпитас ос мāхум мāгыс суссылтап вāрыглас.
Олеся Идиятуллина «Доска почёта города Лангепаса» пāртыт наме хансым ōлы, тот та хōтпат наманыл хансавет, хотьют такви ōлнэ ӯсэ мāгыс сāв рӯпата вāри, рнэ тланыл ёмащакв лаль тотыяныл, ты кастыл тāн сгавет.
– Олеся Максимовна наӈ хт самын патсын, яныгмасын?
– Ам Алтай мāт самын патсум, хунь кит тāлум тōвлыс, щēмьявтыл Нижневартовск ӯсн внтлысӯв, āщум тув рӯпитаӈкве кēтвес, мощ тот ōлсӯв ос колтāглувтыл Лангепас пāвылн ōлуӈкве минасӯв, та порат Лангепас пāвлыг ōлыс.
– Наӈ рӯпатан хумыс хансым ōлы?
– Ам акв рӯпатамт «фольклорно-этнографический ансамблит» кӯщаиг хансым ōлгум ос китыт – этнокультурный центр колт кӯщаиг рӯпитгум.
– Наӈ «Нефтяник» колт студият ос «Рущ колт» кӯщай нг ань ōлгын, рӯпатан урыл потыртэн.
– 2000 тāл «Нефтяник» культура колт рӯпитаӈкве ōвылтахтасум, тот «студия русского фольклора» нампа колнакт кӯщаиг ōлгум. Ос китыт рӯпата ōньщēгум, 2022 тāл «Рущ кол» пӯссӯв, тот ам кӯщаиг ōлгум.
«Нефтяник» колт мāхманув ёт акваг матыр рӯпата вāрсӯв, сāвсыр янытлан намыт ōньщēв, кит тāл сыс «Образцовый художественный коллектив» намыл майлувесӯв.
– Мāхманын ёт матыр йильпи рӯпата врегн?
– Пēс йис порат XVII нотыт, хунь Рущ государстваныл ōлнэ мāхум Югра мāн ёхтысыт, та урыл «Казачий кош» нампа мāт хōтал палыт потрамēв, ханищтахтв, ты суссалтапув Лангепас ӯст рӯпиты.
Лӯпта тпос 2024 тāлт «Угорский торжок» фестиваль вāруӈкве таӈхēв, ты суссылтапт мāн тах потыртв, хумыс рущ хōтпат Югра мāн ōлуӈкве ёхтысыт, хумыс сосса мирыт аквъёт ōлсыт, тāнанылныл вōруй совыт ёвтсыт.
Рӯпитан мāхманум ёт пēс йис порат сосса мир хумыс ōлсыт, тыи ханищтв, XVII нот порат мāнанылт сāв тāрвит ōщсыт, ты урыл рнэ нпакыт ат хōнтв.
Млты тāл яныг таквс тпост мн исторический наукат кандидат н Татьяна Александровна Молданова ёт хнтхатыгласӯв, тав āнум нпак-лōмт мис, тот хансым ōлы, манхурип нпакыт ловиньтаӈкве ри. 2024 тāл выл тпост ты тлат лаль ханищтахтуӈкве номсв ос маснутыт нтуӈкве патв.
Св вāнэ мāхум пēс йис накыт урыл китыгласанум, хумыс тōрыт ос хорамыт тыг тыналаӈкве тотсыт, ты урыл нмхотьют ювле лāвуӈкве ат вēрми.
Югра – сосса мирыт ōлнэ мā, ты пēс йис накыт мāн ёмщакв вāӈкве таӈхēв, мн пс мāхманув аквписыг вōраясыт, сāв вōруй совыт рущ хōтпатн тыналасыт.
Ханты ос мāньщи мāхум ань ты йист ōлнныл урыл нпак тāратаӈкве номсгум, матыр ōлум вāрмалит нврамытн лāвуӈкве, тāн мāн сосса мирув ос рущ ōлупса урыл вос вāганыл.
Оксана АЛБИНА
Интерес к истории одежды периода XVII века
Олеся Максимовна Идиятуллина, директор автономной некоммерческой организации «Русский дом» (г. Лангепас), рассказала о себе, а также о работе и большом проекте «Казачий кош», когда с командой активистов в 2023 году стали победителями в окружном конкурсе и выиграли грант губернатора Югры. На выделенные средства создали интерактивную площадку, где проводят культурные и научно-просветительские мероприятия.
Имя Олеси Максимовны внесено на городскую Доску почёта с портретами лангепасцев, кто настоящий профессионал в своей области, кто своим трудом достиг особых успехов и активно участвует в общественной, культурной, спортивной жизни занимает своё почётное место.
- Олеся Максимовна, расскажите о себе, где родились, выросли?
- Родилась на Алтае, но когда мне было 2 года, мой отец по распределению уехал в Нижневартовск, а потом мы всей семьёй переехали в Лангепас, он тогда был еще поселком.
- Вы кто по специальности?
- По одной специальности я руководитель фольклорно-этнографического ансамбля, по другой - руководитель этнокультурного центра. Работаю в ЦК «Нефтяник» с 2000 года, являюсь руководителем клубного формирования (студия русского фольклора). А с мая 2022 года являюсь директором АНО культурного наследия народов «Русский дом».
Всегда принимаем активное участие в различных конкурсах, нам присвоено звание «Образцовый художественный коллектив», которое мы 2 раза подтвердили с нашим коллективом в студии русского фольклора «Вертеп».
- Есть ли у Вас любимое хобби?
- У меня нет хобби, все, что мне интересно, становится моей профессиональной деятельностью. Фольклор поёт ансамбль, историческая реконструкция стала направлением АНО культурного наследия народов «Русский дом», увлекаемся созданием видео роликов - это привело к нам кинорежиссера и теперь мы вместе снимаем кино.
– Расскажите о проектах, которые реализуете АНО культурным наследием народов «Русский дом»?
– Проекты направлены на исторические аспекты, например история присоединения Югры к Российскому государству, это история XVII века. У нас действует интерактивная площадка «Казачий кош», где мы перемещались по городу Лангепасу и рассказывали о походах в Югру. В июне 2024 года запланировано проведение фестиваля живой истории «Угорский торжок», где мы будем рассказывать, зачем русские пришли в Югру и что полезного из этого выгадали на тот момент остяки и вогулы.
Мы занимались одеждой, реконструкцией русского населения в XVII веке. Сейчас, чтобы нам показать «Угорский торжок», нам нужно обязательно внести компонент коренных народов, которые находились на территории. В настоящее время наша команда занимается исследованием по теме «Коренные малочисленные народы Севера», для себя обнаружили, что по населению Югры XVII века практически нет информации и это является пробелом в нашей истории.
В ноябре 2023 года мне удалось встретиться с Татьяной Александровной Молдановой, кандидатом исторических наук, и она дала мне список необходимой литературы и ориентиры на принцип реконструкции одежды коренных народов Севера. В январе 2024 года планируем начать изучение данного направления и начать шить.
Уточняла у многих, кто заинтересован историей по появлению текстильной продукции в Югре, а также про украшения, но на сегодняшний день ответа на данный вопрос у нас нет. Есть этнографическая одежда, которая перенята от наших бабушек. Есть упоминания по XVIII веку, нам нужно с этим что-то делать и исключить остяков мы не можем, они были главными охотниками и основными поставщиками меха, за которым пришли русские служивые люди. В наших планах, показать историю быта людей коренного населения, так как это наша общая история, которую мы передаём нашему молодому поколению.
Оксана АЛБИНА