- Мансийский
- Русский
с мньщи н хтпа потре
Клавдия Ксенофонтовна Шадрина – с мньщи хтпа. Тав ювле хультум тпост Ханты-Мансийск ӯсн ёхталас. Тнт «Товары земли Югорской» яныг тыналахтын нак врыглавес. Мньщи н такви сагум пссанэ, носкиянэ, щулкинанэ тот тыналасанэ.
Нкве сака потрыӈ. Тав такви лупсатэ урыл, ляпа рӯтанэ урыл потыртас. с мньщит потыртанныл порат тва лтӈыт мт щирыл лвияныл. Клавдия Ксенофонтова хумус потыртас, ань та щирыл лтӈанэ хансыянӯв. Тав потре ань лаль ловиньтэлн.
– Ам Силька Клава. Яныг ӯсн амти пормасанум тыналаӈкв ёхтысум. Юн ӯнлантаӈкве марщум, нарми тл (тла тл) ӯнлантым утшамыг (оссамыг) мтуӈкв рви.
Юи-выл тлытт ам хансаӈ вй, псса тыянтгум (саггум). Пун ёвтсум, Нрихумит пвылныл с ттвсум, пун шинькайтаслум (ёмащакв щпитаслум). Мнь гирищакве самын патыс, тавēн хансаӈ вй сагсум. Тав яныгмаӈкв патыс, ста сагыслум.
влт мощ трвитыӈ лыс, хансат ёмащакв ат тлсыт. Тит оспа стапыл сагсум. Хӯрум стапыл рталасум, ань тай хсгум. Ты яныг ӯсн пормасанум тотсанум, мощ тыналасанум.
– Омагн-тягн хотыл лсыг.
– Āӈкум (омам) Комудваны пвылт самын патыс. Наме Елена Николаевна Шадрина (Савина) лыс. щум Ксенофонт Филиппович – Посалтыт пвылт. Тав св рӯпитас, хӯл алыщлас. Аквмат порат сака пльтахтас, хотталь щалтыс. Мн хӯрум нврам ӈкув (омав) ёт хультсӯв. Тнт ам 5 тлум твлыс, ягпыгум хӯрум тлэ. щув юи-плт тпос ювле хультыс, мнь щув самын патыс, тав щув туп хури щирыл встэ.
Тнт мн Нрихумит пвылт лсӯв. Āӈкув (омав) тит поснэ мис, сурты (мнь мис), оши (пля), титах-хӯрмах лув ньщис. Мн тавн акваг нтсӯв, мискол сыстамтасӯв, мис поссӯв. Ётыл мн Тк пвылн внтлысӯв, тот прма лыс. Тот мощ лсӯв, сака ёмас пора тнт лыс. Ты нампа пвыл Октябрьский районт Чемаши, Комудваны, Перегребный пвыл ляпат ӯнлыс.
Та порат яныгмам нврамыт рӯпатаныл ат пилсыт, мнти яныг хтпат нупыл сунсым рӯпитасӯв. Нмхотьютн ат ханищтавесӯв, маныр ксалв, таи та врв.
Аквмат порат ам прна-ӈкум (прнаӈ щнюм) ёт морах втуӈкв минасум. Тав нупылэ сунсгум, аквам пил та тг, та тг. Ам с морах тӈкв патсум, тувыл сргум та илямтавес. Прна-ӈкум нум тнт ущта суссылтас, тав пил лӯптат тох хот-висанэ, пилыт сыстамтас.
Тлы порат пвыл нврамыт с акван-атхатв, тахсуӈкв та минв. Тнт май трсун тим лыс. Мн вӈын сун выгӯв, тув ӯнтв, ёл та нуйхатв. Вит с ты суныл хартсӯв. Мньщи лтӈыл халувт потыртасӯв, рущ лтӈыл щар ат хссӯв.
– Ханищтахтын поран урыл потыртэн.
– Ам ст тлум твлыс, нврамыт пуссын акван-атвесӯв, лввесӯв – Кевавтнёл (Перегребный) пвылн ханищтахтуӈкв тотавв. Ам мньщи маснутыл мастувсум - суп, хансаӈ вй, русыӈ тр. ТБС-ка нампа катерыл тув та тотвесӯв. Маснутанув хот-вуйвсыт, рущ маснутыл майвесӯв. ӈкум (омам) маснутанум висанэ ман ти, аты вглум. Номилум, птинкал майвесӯв, тн татем сурумыг лсг, тыи щар лль лгыл маснут лыс.
Мнав рущ н ханищтастэ. влт нулевой классыт ӯнлысӯв, тувыл ущ выл классыт ханищтахтасӯв. Нилыт классыт Алы Нрихумит пвылт ханищтавесӯв. Кӯщаиг тот Нина Петровна Яркина лыс. Ханищтан нв – Нина Иосифовна Куликова. Тувыл тот школа лап-пантвес, интернат врвес. Мн ос Лӯи Нярихумит лаль ханищтахтасӯв.
1972 тлт ам нёлолов класс стламум юи-плт Наталья Яркина юртгим ёт Ханты-Мансийск ӯсн педучилищан ханищтахтуӈкве минасамн. Акв хтал яныг ӯс мус тотвесамн, тнт «трамвайчик» нампа мнь катерыт яласасыт.
Хӯрум тл ханищтахтасум, нилыт курсыт гмыӈыг мтсум. Тюмень ӯсн пусмалтахтуӈкв ттвсум. Акв тл минас, ювле ханищтахтуӈкв ёхтысум. Тнт ос практикам вылтахтас. Ам Кевавтнёл пвылн минасум.
Титыт класс ханищтан нг Нина Петровна Требуховская рӯпитас, тав нумн ты нтыс. Ам «мандалина» сӈквылтан утыл ёт-майвсум, та утыл сӈквылтаӈкве нврамыт ханищтасанум.
Ханищтахтуӈкв хунь стлысум, ам Сергино пвылн рӯпитаӈкв ттвсум, та порат тот йильпи школа рӯпитаӈкв вылтахтас. ӈкум (омам) ёт тув ёхтысамн, мнамн школа кӯщай лльт хнтыстэ. лнэ колыл тра майвсум, акв плт завуч лыс, мт плт ос ам ӈкум (омам) ёт лсум.
Тнт колыт кӯрыл плтыглавсыт. Нивыл тотвесӯв. Нив-охсат та яныг-капаит, осыӈыт. Мтыт хтал хум ёхтыс, ниванмн пуссын халталасанэ. Акв тпостем рӯпитасум, ста Тюмень ӯсн пусмалтахтуӈкв минасум. Та юи-плт Шеркалы пвылн рӯпитаӈкв ттвсум. Тот ос пионервожатыиг паттувсум.
Та юи-плт Ленинград ӯсн ханищтахтуӈкв минасум, нила тл тот лсум, выл класс нврамыт ханищтан нг мтсум. Тот ōлмув порат мн, мньщи гит, халувт сака юртыӈыщ лсӯв. «Северное сияние» йӣквнэ колн ялсум. Галина Яптина (Иванюк) мньщи ргыт сака нтнг ргысанэ.
Мнав Дина Васильевна Герасимова, Матрена Панкратьевна Вахрушева ханищтастн. Москван с ялсӯв, сака ёмас пора лыс.
– Хт рӯпитасын?
– Ханищтахтуӈкв стламум юи-плт акв тл Кульпаст рӯпитасум, тувыл Полноват пвылт тит тл. 1987 тлт Нягань ӯсн лмыгтасум, ляпа рӯтанум пуссын тот лсыт.
Тот ам 4 школат рӯпитасум, мнь нврамыт ханищтасанум. 1991 тлт тва классытт сака мощща нврам ханищтахтас, классыт акван-тӯлвсыт. Ам 5 школан рӯпитаӈкв вуйвсум, та юи-плт 6 школат 2009 тл мус ханищтан нг рӯпитасум, тувыл нврамыт щаквщуӈкв ханищтасанум. Ань юи-выл тлытт пӯпколн ялантгум, тот воскресный школа лы, нврамыт ёт сакныл свсыр хорамыт хартв.
– Рӯтанын хт лгыт?
– Ам щар ляпа рӯтанум – ам ягпыгум Геннадий Ксенофонтович ос яггим – Светлана Ксенофонтова. Яггим с св тл школат рӯпитас, ань тит тл пенсият лы. Ягпыгум тит нврам ньщи, Юлия гитэ «Роснефть» колт экологыг рӯпиты. Виктор пыге ань хнтлын мн минас.
Мт рӯтанув Костиныт, тн халанылт щар яныгпла хтпа – Варвара Тарасовна Бешкильцева. Халувт юртыӈыщ лв, акван-хōнтхатыглв, потыртв. Костин рӯтныл св хтпа Нягань ӯст лгыт. Нрихумит пвылт с св рӯтанув лгыт, тув акваг ялантгум.
Ӯст лв, врн пил втуӈкв с ялантв. Ты тл мн акв ква ёт врт хот-тыпсумн, МЧС мнамн тинсыс. Матъёмас ам телефонум тнт иӈ рӯпитас, ам «геопозиция» рӯтумн ттыслум. Тыкос лввесамн акв мт ӯнлуӈкв, тимас, мн лаль та минмыгтасмн. Аквхуйплов щс порат матъёмас та хнтвесамн.
Тамле ты пӯмыщ потыр мньщи н Клавдия Ксенофонтова Шадрина потыртас. тил хтпакве пустгыл вос лы, Нй-тыранн вос ӯргалаве.
Валентина УЗЕЛЬ
Жизнь нас научила работать
Северные манси, проживающие в низовье реки Северной Сосьвы и прилегающих участков великой Оби, относятся к группе обских манси. Там проживают и ханты. Из-за близкого проживания представителей этих двух разных коренных народов, идет смешение их языков и культуры.
Представительница народа манси Клавдия Ксенофонтовна Шадрина относится как раз к этой территориальной группе – обских манси. С ней мы встретились на окружной выставке-ярмарке окружных товаропроизводителей, которая прошла в Ханты-Мансийске в декабре прошлого года. Женщина привезла с собой собственноручно связанные с национальным орнаментом носки, варежки, детские чулочки. В течение трех дней она вместе с другими товаропроизводителями из Нягани реализовала их гостям и участникам выставки.
Клавдия Шадрина – жительница города Нягани, очень приветливая и разговорчивая женщина. Много лет проработала педагогом в разных школах округа. С 2009 года находится на заслуженном отдыхе, но это ей не мешает быть активным участником различных окружных и городских мероприятий.
Судьба этой мансийской женщины непростая. Оставшись в возрасте пяти лет без отца, она рано начала помогать матери, так как кроме нее в семье еще были младший брат трех лет и новорожденная сестренка, которая появилась на свет после смерти отца через месяц. Это было начало шестидесятых годов. Из-за того что маме приходилось постоянно работать, забота о младших легла на плечи маленькой девочки. Несмотря на все трудности, свое детство Клавдия Шадрина вспоминает с большой теплотой и улыбкой.
– В те тяжелые годы детей никто не заставлял работать, жизнь сама заставила нас работать. Мы без нравоучений, без наказаний знали, что надо сделать ту или иную работу. Смотрели, как работают взрослые, и все повторяли за ними. После этого собирались вместе, и начиналось самое веселое. Мы брали самые большие сани, усаживались туда все вместе и съезжали горы. Потом опять тащили их в гору и опять скатывались. Иногда на этих же санях мы возили с реки домой воду. Загрузим водой и тащим сани в гору. С мальчишками ставили петли на птиц, животных. Это было самое прекрасное время в нашей жизни – детство.
Пришло время идти в школу. Нас, детей, собрали и на катере отправили в школу поселка Перегребного. Как сейчас помню, я надела красивое орнаментированное платье, накрылась мансийским платком, на ногах – красивые вязаные чулки с узорами. Привезли нас в интернат. Свою одежду сказали снять и переодеться в другую. Сразу выдали школьную форму и ботинки, как мне казалось, они были очень жесткими и грубыми по сравнению с нашей национальной обувью.
В те годы все разговаривали на родном языке, носили традиционную одежду. И для нас самым страшным стало то, что нам запретили разговаривать на своем языке и говорить только на русском. Впрочем, между собой мы все-равно втихушку говорили на мансийском. Посадили всех в нулевой класс для усвоения русского языка. Когда я училась в первом классе, мне было уже восемь лет.
Из-за малокомплектности некоторых школ, мы постоянно переезжали из одного поселения в другой. После третьего класса мы переехали в поселок Нарыкары. Помню, как однажды мы с моей крестной пошли собирать морошку. Пришли на болото, я смотрю на нее, она ест и ест ягоду. Я глядя на нее, тоже начала есть, ела до тех пор, пока у меня не заболел живот. Тогда я и узнала от нее, что таким образом моя тетушка чистит морошку от чашелистиков. Так мы, подрастающее поколение, и набирались жизненного опыта.
После окончания восьмого класса мы с подружкой Натальей Яркиной поехали учиться в Ханты-Мансийское педучилище. На третьем курсе я серьезно заболела, целый год лечилась в Тюмени. Когда приехала обратно в училище, у меня началась государственная практика. Мне дали с собой музыкальный инструмент «мандалину» и отправили в поселок Перегребное на практику. Учителем второго класса в той школе работала Нина Петровна Требуховская. Она и помогла мне наладить контакт с детьми, я сама начала обучать детей и учила их играть на этом музыкальном инструменте.
После получения диплома, меня направили работать в Сергино. Там тогда только открыли новую школу. Поехала я туда с мамой, встретил нас директор школы, он сразу дал нам ключи от квартиры. В те годы в том поселке не было централизованного отопления, все дома отапливались печами. Нам привезли дрова, такие толстенные чурки, которые мы, женщины, вряд ли смогли бы сами осилить. Хорошо на следующий день отправили разнорабочего, который и расколол нам все дрова. Проработала в той школе недолго, после очередного курса лечения меня направили работать уже в Шеркалы.
В 1978 году я поехала учиться в Ленинград на учителя начальных классов. В те годы там училось много девушек-манси, все знали родной язык. Ходили в ансамбль «Северное сияние», руководителем тогда была Татьяна Петрова-Бытова. Многие бросали танцы, а я все четыре года была участницей этого ансамбля. Самой голосистой певуньей среди нас была Галина Яптина-Иванюк из Сосьвы. Она и солировала в «Мансийской сюите».
Мы часто ездили на разные экскурсии, объездили почти все пригороды Ленинграда, ездили в Москву. Проучившись там четыре года, я с дипломом вернулась домой. Тогда многие мои родственники уже жили в Нягани, я тоже решила переехать туда. В те годы это был маленький городок, дома, в основном, были все деревянными и двухэтажными. Начала работать учителем в четвертой школе, затем из-за малого количества учеников начали объединять классы, я перешла работать в пятую школу завучем. Но в это время умерла жена брата, остались совсем маленькими его дети, дочь и сын. Мне пришлось уйти с должности, чтобы помочь им. Когда племянники подросли, я вернулась к работе. И до 2009 года проработала в шестой школе учителем начальных классов.
Клавдия Ксенофонтовна с большим трепетом и любовью относится к своим близким. Все трое – это она, сестра Светлана и брат Геннадий, живут в Нягани. В период начала распространения и высокой заболеваемостью коронавирусом, она вместе с братом попала в окружную клиническую больницу, обоим удалось выкарабкаться. Пока они находились в ОКБ, залили ее квартиру, все, что было в квартире из мебели и бытовой техники, пришло в негодность. Большую помощь оказали родственники, из администрации была выделена материальная помощь в размере пятнадцати тысячи рублей. «Но ничего, – сказала женщина, – мы сейчас довольствуемся малым. Вот так с молитвами, божьей помощью и поддержкой друг друга и живем».
Ее младшая сестра Светлана Ксенофонтовна также проработала много лет педагогом в образовательных учреждениях, она ветеран педагогического труда, уже два года, как на пенсии. Дочь брата Юлия работает экологом, его сын Виктор сейчас на передовой, находится на СВО. Все они очень близки друг с другом, постоянно на связи. Кроме них, в городе проживают и другие родственники – Савины, Шадрины, Рещиковы, все они представители обских манси, среди них только старшее поколение говорит на родном языке, молодежь языка не знает.
К концу беседы, эта милая женщина рассказала еще одну интересную историю. Этим летом она со своей знакомой пошла собирать ягоды. Эти места они знают давно, всегда там плутают, но продолжают туда ходить. Собрав по полному ведру ягод, они решили возвращаться домой. Но каждый раз они почему-то возвращались на одно и то же место. И когда телефон стал разряжаться, она успела отправить геопозицию своей племяннице. Их предупредили, сидеть на одном месте. Начало темнеть, они последними спичками разожгли костер, и когда костер погас, решили двигаться дальше. Шли в темноте через бурелом, неизвестно в какую сторону. И только в одиннадцать вечера МЧСовцы нашли их.
Как сейчас она выразилась: «Каждый год плутаем там. Каждый раз говорим себе – не пойдем больше туда. Но нет, наступает время сбора ягод, и мы опять там. Ведь это самые ягодные места и ягода там очень крупная. Нам потом сказали старожилы, те места считаются святыми у коренного населения, поэтому и теряемся. А то собранное ведро ягод я так и не донесла до дому, высыпала где-то в лесу, не до них было».
В последние годы Клавдия Шадрина посещает церковь, один день в неделю она преподает ученикам воскресной школы уроки мастерства, обучает их азам рукоделия, учит плести нагрудные украшения из бисера. Хотелось бы пожелать этой мансийской женщине здоровья и сил, и высказать слова благодарности за ее позитивное отношение к жизни.
Валентина УЗЕЛЬ