Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нврамыт мгсыл яныг щгт
  • Тл сыс врум рӯпатаныл
  • Акв ялпыӈ хтал урыл
  • Свсыр тлат врим ханищтахтасыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Ёмщакв рӯпитан нкве
  • с мньщи н хтпа потре
  • «Ёмас» мирн щгт тоты
  • Тав св тл мхум пусмалтас

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Йӣкванув акван ул вос тлыгтавет
  • с  втат яныгмасум
  • Пēс йис щирыл тōрыл вāрнэ маснут урыл
  • Щнь лтӈыл ргын кс лыс

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • ква-пыгрищ ос Мӈкв (мньщи мōйт)
  • Мощнэ ос Порнэ (мньщи мōйт)

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » с мньщи н хтпа потре
  • Мансийский
  • Русский

с мньщи н хтпа потре

Клавдия Ксенофонтовна Шадрина – с мньщи хтпа. Тав ювле хультум тпост Ханты-Мансийск ӯсн ёхталас. Тнт «Товары земли Югорской» яныг тыналахтын нак врыглавес. Мньщи н такви сагум пссанэ, носкиянэ, щулкинанэ тот тыналасанэ.

Нкве сака потрыӈ. Тав такви лупсатэ урыл, ляпа рӯтанэ урыл потыртас. с мньщит потыртанныл порат тва лтӈыт мт щирыл лвияныл. Клавдия Ксено­фонтова хумус потыртас, ань та щирыл лтӈанэ хансыянӯв. Тав потре ань лаль ловиньтэлн.

– Ам Силька Клава. Яныг ӯсн амти пормаса­нум тыналаӈкв ёхтысум. Юн ӯнлантаӈкве мар­щум, нарми тл (тла тл) ӯнлантым утшамыг (оссамыг) мтуӈкв рви. 

Юи-выл тлытт ам хансаӈ вй, псса тыян­тгум (саггум). Пун ёвт­сум, Нрихумит пвыл­ныл с ттвсум, пун шинькайтаслум (ёма­щакв щпитаслум). Мнь гирищакве самын патыс, тавēн хансаӈ вй сагсум. Тав яныгмаӈкв патыс, ста сагыслум. 

влт мощ трвитыӈ лыс, хансат ёмащакв ат тлсыт. Тит оспа ста­пыл сагсум. Хӯрум ста­пыл рталасум, ань тай хсгум. Ты яныг ӯсн пормасанум тотсанум, мощ тыналасанум. 

– Омагн-тягн хотыл лсыг.

– Āӈкум (омам) Комуд­ваны пвылт самын па­тыс. Наме Елена Никола­е­вна Шадрина (Савина) лыс. щум Ксенофонт Филиппович – Посалтыт пвылт. Тав св рӯпитас, хӯл алыщлас. Аквмат по­рат сака пльтахтас, хот­таль щалтыс. Мн хӯрум нврам ӈкув (омав) ёт хультсӯв. Тнт ам 5 тлум твлыс, ягпыгум хӯрум тлэ. щув юи-плт тпос ювле хультыс, мнь щув самын патыс, тав щув туп хури щирыл встэ. 

Тнт мн Нрихумит пвылт лсӯв. Āӈкув (омав) тит поснэ мис, сурты (мнь мис), оши (пля), титах-хӯрмах лув ньщис. Мн тавн акваг нтсӯв, мискол сыстам­тасӯв, мис поссӯв. Ётыл мн Тк пвылн внтлы­сӯв, тот прма лыс. Тот мощ л­сӯв, сака ёмас пора тнт лыс. Ты нампа пвыл Октябрь­ский районт Чемаши, Комуд­ва­ны, Пере­гребный п­выл ляпат ӯнлыс. 

Та порат яныгмам нврамыт рӯпатаныл ат пилсыт, мнти яныг хтпат нупыл сунсым рӯпитасӯв. Нмхотьютн ат ханищтавесӯв, маныр ксалв, таи та врв. 

Аквмат порат ам пр­на-ӈкум (прнаӈ щнюм) ёт морах втуӈкв минасум. Тав нупылэ сун­сгум, аквам пил та тг, та тг. Ам с морах тӈкв пат­сум, тувыл сргум та илямтавес. Прна-ӈкум нум тнт ущта суссыл­тас, тав пил лӯптат тох хот-ви­санэ, пилыт сыс­тамтас. 

Тлы порат пвыл нврамыт с акван-ат­хатв, тахсуӈкв та минв. Тнт май трсун тим лыс. Мн вӈын сун выгӯв, тув ӯнтв, ёл та нуйхатв. Вит с ты суныл хартсӯв. Мньщи лтӈыл халувт потыртасӯв, рущ лтӈыл щар ат хссӯв. 

– Ханищтахтын поран урыл потыртэн.

– Ам ст тлум твлыс, нврамыт пуссын акван-атвесӯв, лввесӯв – Кевавтнёл (Перегребный) пвылн ханищтахтуӈкв тотавв. Ам мньщи мас­нутыл мастувсум - суп, хансаӈ вй, русыӈ тр. ТБС-ка нампа катерыл тув та тотвесӯв. Масну­та­нув хот-вуйвсыт, рущ мас­нутыл майвесӯв. ӈкум (омам) маснута­нум висанэ ман ти, аты вглум. Номилум, птин­кал майвесӯв, тн татем сурумыг лсг, тыи щар лль лгыл маснут лыс.

Мнав рущ н ханищ­тастэ. влт нулевой классыт ӯнлысӯв, тувыл ущ выл классыт ханищ­тахтасӯв. Нилыт классыт Алы Нрихумит пвылт ханищтавесӯв. Кӯщаиг тот Нина Петровна Ярки­на лыс. Ханищтан нв – Нина Иосифовна Кули­кова. Тувыл тот школа лап-пантвес, интернат вр­вес. Мн ос Лӯи Няри­хумит лаль ханищ­тахтасӯв. 

1972 тлт ам нёлолов класс стламум юи-плт Наталья Яркина юртгим ёт Ханты-Мансийск ӯсн педучилищан ханищ­тах­туӈкве минасамн. Акв хтал яныг ӯс мус тот­ве­са­мн, тнт «трамвай­чик» нампа мнь катерыт яласасыт. 

Хӯрум тл ханищтах­тасум, нилыт курсыт г­мыӈыг мтсум. Тюмень ӯсн пусмалтахтуӈкв тт­всум. Акв тл минас, ювле ханищтахтуӈкв ёх­ты­сум. Тнт ос практикам выл­тахтас. Ам Ке­вавт­нёл пвылн минасум. 

Титыт класс ханищтан нг Нина Петровна Требуховская рӯпитас, тав нумн ты нтыс. Ам «мандалина» сӈквылтан утыл ёт-май­всум, та утыл сӈк­выл­таӈкве нврамыт ханищ­тасанум. 

Ханищтахтуӈкв хунь стлысум, ам Сергино пвылн рӯпитаӈкв ттв­сум, та порат тот йильпи школа рӯпитаӈкв выл­тахтас. ӈкум (омам) ёт тув ёхтысамн, мнамн школа кӯщай лльт хн­тыстэ. лнэ колыл тра майвсум, акв плт завуч лыс, мт плт ос ам ӈкум (омам) ёт лсум. 

Тнт колыт кӯрыл пл­тыглавсыт. Нивыл тот­ве­сӯв. Нив-охсат та яныг-капаит, осыӈыт. Мтыт хтал хум ёхтыс, ниван­мн пуссын халтала­санэ. Акв тпостем рӯпи­тасум, ста Тюмень ӯсн пусмалтахтуӈкв мина­сум. Та юи-плт Шеркалы пвылн рӯпи­таӈкв тт­всум. Тот ос пионер­вожатыиг пат­тувсум.

Та юи-плт Ленинград ӯсн ханищтахтуӈкв ми­на­сум, нила тл тот лсум, выл класс нврамыт ханищтан нг мтсум. Тот ōлмув порат мн, мньщи гит, халувт сака юр­ты­ӈыщ лсӯв. «Северное сияние» йӣк­внэ колн ялсум. Галина Яптина (Иванюк) мньщи ргыт сака нтнг ргы­санэ. 

Мнав Дина Васильевна Герасимова, Матрена Панкратьевна Вахрушева ханищтастн. Москван с ялсӯв, сака ёмас пора лыс.

– Хт рӯпитасын?

– Ханищтахтуӈкв ст­ламум юи-плт акв тл Кульпаст рӯпитасум, ту­выл Полноват пвылт тит тл. 1987 тлт Нягань ӯсн лмыгтасум, ляпа рӯта­нум пуссын тот лсыт.

Тот ам 4 школат рӯпи­тасум, мнь нврамыт ханищтасанум. 1991 тлт тва классытт сака мощ­ща нврам ханищтахтас, классыт акван-тӯлвсыт. Ам 5 школан рӯпитаӈкв вуйвсум, та юи-плт 6 школат 2009 тл мус ханищтан нг рӯпи­та­сум, тувыл нврамыт щакв­щуӈкв ханищ­тасанум. Ань юи-выл тлытт пӯпколн ялантгум, тот вос­кресный школа лы, нврамыт ёт сакныл свсыр хорамыт хартв. 

– Рӯтанын хт лгыт?

– Ам щар ляпа рӯтанум – ам ягпыгум Геннадий Ксенофонтович ос яггим – Светлана Ксенофон­това. Яггим с св тл школат рӯпитас, ань тит тл пенсият лы. Ягпы­гум тит нврам ньщи, Юлия гитэ «Роснефть» колт эко­логыг рӯпиты. Виктор пыге ань хнтлын мн минас. 

Мт рӯтанув Костиныт, тн халанылт щар яныг­пла хтпа – Варвара Тарасовна Бешкильцева. Халувт юртыӈыщ лв, акван-хōнтхатыглв, по­тыртв. Костин рӯтныл св хтпа Нягань ӯст лгыт. Нрихумит пвылт с св рӯтанув лгыт, тув акваг ялантгум.  

Ӯст лв, врн пил в­туӈкв с ялантв. Ты тл мн акв ква ёт врт хот-тыпсумн, МЧС мнамн тинсыс. Матъёмас ам телефонум тнт иӈ рӯ­питас, ам «геопозиция» рӯтумн ттыслум. Тыкос лввесамн акв мт ӯн­луӈкв, тимас, мн лаль та минмыгтасмн. Акв­хуйплов щс порат матъ­ёмас та хнтвеса­мн. 

Тамле ты пӯмыщ потыр мньщи н Клавдия Ксенофонтова Шадрина потыртас. тил хтпакве пустгыл вос лы, Нй-тыранн вос ӯргалаве. 

Валентина УЗЕЛЬ

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • с мньщи н хтпа потре
< previous
> next

Жизнь нас научила работать

Северные манси, проживающие в низовье реки Северной Сосьвы и прилегающих участков великой Оби, относятся к группе обских манси. Там проживают и ханты. Из-за близкого проживания представителей этих двух разных коренных народов, идет смешение их языков и культуры. 

Представительница народа манси Клавдия Ксенофонтовна Шадрина относится как раз к этой территориальной группе – обских манси. С ней мы встретились на окружной выставке-ярмарке окружных товаропроизводителей, которая прошла в Ханты-Мансийске в декабре прошлого года. Женщина привезла с собой собственноручно связанные с национальным орнаментом носки, варежки, детские чулочки. В течение трех дней она вместе с другими товаропроизводителями из Нягани реализовала их гостям и участникам выставки. 

Клавдия Шадрина – жительница города Нягани, очень приветливая и разговорчивая женщина. Много лет проработала педагогом в разных школах округа. С 2009 года находится на заслуженном отдыхе, но это ей не мешает быть активным участником различных окружных и городских мероприятий. 

Судьба этой мансийской женщины непростая. Оставшись в возрасте пяти лет без отца, она рано начала помогать матери, так как кроме нее в семье еще были младший брат трех лет и новорожденная сестренка, которая появилась на свет после смерти отца через месяц. Это было начало шестидесятых годов. Из-за того что маме приходилось постоянно работать, забота о младших легла на плечи маленькой девочки. Несмотря на все трудности, свое детство Клавдия Шадрина вспоминает с большой теплотой и улыбкой.

– В те тяжелые годы детей никто не заставлял работать, жизнь сама заставила нас работать. Мы без нравоучений, без наказаний знали, что надо сделать ту или иную работу. Смотрели, как работают взрослые, и все повторяли за ними. После этого собирались вместе, и начиналось самое веселое. Мы брали самые большие сани, усаживались туда все вместе и съезжали горы. Потом опять тащили их в гору и опять скатывались. Иногда на этих же санях мы возили с реки домой воду. Загрузим водой и тащим сани в гору. С мальчишками ставили петли на птиц, животных. Это было самое прекрасное время в нашей жизни – детство. 

Пришло время идти в школу. Нас, детей, собрали и на катере отправили в школу поселка Перегребного. Как сейчас помню, я надела красивое орнаментированное платье, накрылась мансийским платком, на ногах – красивые вязаные чулки с узорами. Привезли нас в интернат. Свою одежду сказали снять и переодеться в другую. Сразу выдали школьную форму и ботинки, как мне казалось, они были очень жесткими и грубыми по сравнению с нашей национальной обувью. 

В те годы все разговаривали на родном языке, носили традиционную одежду. И для нас самым страшным стало то, что нам запретили разговаривать на своем языке и говорить только на русском. Впрочем, между собой мы все-равно втихушку говорили на мансийском. Посадили всех в нулевой класс для усвоения русского языка. Когда я училась в первом классе, мне было уже восемь лет. 

Из-за малокомплектности некоторых школ, мы постоянно переезжали из одного поселения в другой. После третьего класса мы переехали в поселок Нарыкары. Помню, как однажды мы с моей крестной пошли собирать морошку. Пришли на болото, я смотрю на нее, она ест и ест ягоду. Я глядя на нее, тоже начала есть, ела до тех пор, пока у меня не заболел живот. Тогда я и узнала от нее, что таким образом моя тетушка чистит морошку от чашелистиков. Так мы, подрастающее поколение, и набирались жизненного опыта. 

После окончания восьмого класса мы с подружкой Натальей Яркиной поехали учиться в Ханты-Мансийское педучилище. На третьем курсе я серьезно заболела, целый год лечилась в Тюмени. Когда приехала обратно в училище, у меня началась государственная практика. Мне дали с собой музыкальный инструмент «мандалину» и отправили в поселок Перегребное на практику. Учителем второго класса в той школе работала Нина Петровна Требуховская. Она и помогла мне наладить контакт с детьми, я сама начала обучать детей и учила их играть на этом музыкальном инструменте. 

После получения диплома, меня направили работать в Сергино. Там тогда только открыли новую школу. Поехала я туда с мамой, встретил нас директор школы, он сразу дал нам ключи от квартиры. В те годы в том поселке не было централизованного отопления, все дома отапливались печами. Нам привезли дрова, такие толстенные чурки, которые мы, женщины, вряд ли смогли бы сами осилить. Хорошо на следующий день отправили разнорабочего, который и расколол нам все дрова. Проработала в той школе недолго, после очередного курса лечения меня направили работать уже в Шеркалы. 

В 1978 году я поехала учиться в Ленинград на учителя начальных классов. В те годы там училось много девушек-манси, все знали родной язык. Ходили в ансамбль «Северное сияние», руководителем тогда была Татьяна Петрова-Бытова. Многие бросали танцы, а я все четыре года была участницей этого ансамбля. Самой голосистой певуньей среди нас была Галина Яптина-Иванюк из Сосьвы. Она и солировала в «Мансийской сюите». 

Мы часто ездили на разные экскурсии, объездили почти все пригороды Ленинграда, ездили в Москву. Проучившись там четыре года, я с дипломом вернулась домой. Тогда многие мои родственники уже жили в Нягани, я тоже решила переехать туда. В те годы это был маленький городок, дома, в основном, были все деревянными и двухэтажными. Начала работать учителем в четвертой школе, затем из-за малого количества учеников начали объединять классы, я перешла работать в пятую школу завучем. Но в это время умерла жена брата, остались совсем маленькими его дети, дочь и сын. Мне пришлось уйти с должности, чтобы помочь им. Когда племянники подросли, я вернулась к работе. И до 2009 года проработала в шестой школе учителем начальных классов.

Клавдия Ксенофонтовна с большим трепетом и любовью относится к своим близким. Все трое – это она, сестра Светлана и брат Геннадий, живут в Нягани. В период начала распространения и высокой заболеваемостью коронавирусом, она вместе с братом попала в окружную клиническую больницу, обоим удалось выкарабкаться. Пока они находились в ОКБ, залили ее квартиру, все, что было в квартире из мебели и бытовой техники, пришло в негодность. Большую помощь оказали родственники, из администрации была выделена материальная помощь в размере пятнадцати тысячи рублей. «Но ничего, – сказала женщина, – мы сейчас довольствуемся малым. Вот так с молитвами, божьей помощью и поддержкой друг друга и живем».

Ее младшая сестра Светлана Ксенофонтовна также проработала много лет педагогом в образовательных учреждениях, она ветеран педагогического труда, уже два года, как на пенсии. Дочь брата Юлия работает экологом, его сын Виктор сейчас на передовой, находится на СВО. Все они очень близки друг с другом, постоянно на связи. Кроме них, в городе проживают и другие родственники – Савины, Шадрины, Рещиковы, все они представители обских манси, среди них только старшее поколение говорит на родном языке, молодежь языка не знает. 

К концу беседы, эта милая женщина рассказала еще одну интересную историю. Этим летом она со своей знакомой пошла собирать ягоды. Эти места они знают давно, всегда там плутают, но продолжают туда ходить. Собрав по полному ведру ягод, они решили возвращаться домой. Но каждый раз они почему-то возвращались на одно и то же место. И когда телефон стал разряжаться, она успела отправить геопозицию своей племяннице. Их предупредили, сидеть на одном месте. Начало темнеть, они последними спичками разожгли костер, и когда костер погас, решили двигаться дальше. Шли в темноте через бурелом, неизвестно в какую сторону. И только в одиннадцать вечера МЧСовцы нашли их. 

Как сейчас она выразилась: «Каждый год плутаем там. Каждый раз говорим себе – не пойдем больше туда. Но нет, наступает время сбора ягод, и мы опять там. Ведь это самые ягодные места и ягода там очень крупная. Нам потом сказали старожилы, те места считаются святыми у коренного населения, поэтому и теряемся. А то собранное ведро ягод я так и не донесла до дому, высыпала где-то в лесу, не до них было». 

В последние годы Клавдия Шадрина посещает церковь, один день в неделю она преподает ученикам воскресной школы уроки мастерства, обучает их азам рукоделия, учит плести нагрудные украшения из бисера. Хотелось бы пожелать этой мансийской женщине здоровья и сил, и высказать слова благодарности за ее позитивное отношение к жизни.

Валентина УЗЕЛЬ

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 1 (1307)
11.01.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика