Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Лӯим мирыт ханищтахтын коланыл 95 тлэ твлыс
  • ргим, йӣквим лтыӈ ханищтгыт
  • Щнь лтыӈ ханищтан врмаль урыл
  • Нврамыт нпак ловиньтан колн ялсыт
  • лын ӯнлын пāвлыӈ мир пусмалтавет
  • Свсыр мирыт акван-юрщхатым лгыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Хнтлам мхманув кстысанӯв
  • Ам яныг ащйкам хнтлас
  • Хнтлын накт рӯпитам хум
  • Рӯтанув номиянӯв
  • Ягрим пыгыт кāминьт пāссал кассыт

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Нй-тыранув наманыл мкыг вос хансавет
  • мтум тлат юи-плт лупса
  • Товлыӈӯит ёхтынныл кастыл мӯйлысыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » ргим, йӣквим лтыӈ ханищтгыт
  • Мансийский
  • Русский

ргим, йӣквим лтыӈ ханищтгыт

с-угорский институтт рӯпитан хтпат акв ханищтап врыгласыт, рущ лтӈыл тав «Использование малых фольклорных жанров при формировании лингвокультурологических компетенций на уроках родного языка и во внеурочной деятельности» тох намаим лыс. 

Институтн ёхталам мирыт коныпал тва ищхӣпыӈ ут хосыт пот­рыт хӯнтлысыт ос тнки потраныл ловиньтасаныл. Та щирыл яныгст арыг­кем лумхлас св мныл аквъёт рӯпитасыт. 

влт акван-атхатам мхум мгыс нврамыт ёт рӯпитан хум Владимир Меров ос тав палтэ ха­нищтахтын пыг Захар Бетехтин сӈквылтапыл сӈквылтасг. Тувыл ин­ститутт кӯщай вӈын н Елена Косинцева мхум ёт пащалахтас, сосса ми­рыт пс потрыт, мйтыт акван-атнэ врмаль сака рнэ тлаг лвыстэ.  

Тав юи-плт Татьяна Молданова, ЮГУт доцен­тыг лнэ н, пащалахтым лвыс: «Ам 1950-1960 тлытыт самын патум нв­рамыт урыл тамле номт ньщгум. Мн яныгма­мув порат щнь лтӈув хот-тыпылтаӈкве патвес. 

Сртын Юильск пвлувт хантыт халт туп кит рущ нг лсг, тыи омам ос Антонина Игнатьевна. Тн сас Молданов ягпыгыг хумыг врсагēн ос ханты лтыӈ ханищтасг, ханты супыл масхатым лсг. Тнт акваг тох ты лыс. Мн школан миннв по­рат туп тōнт рущ лтӈыл по­тыр­таӈкве ханищта­ве­сӯв, хт матыр ат ке торгамтв – ханты лтӈыл тол­мащлавесӯв. 

1950 тлт акв конвен­ция-нпак хасвес, тот советский власть ном­таныл щирыл тнки щнь лтӈыл лнэ лӯим мхум – юв-хультум мирыт, н­матыр ёмас ат торгам­тгыт, тнаныл мӯсхалыг луӈкве ханищтаӈкв ргыт. Таимгыс ань мн янытув хтпат ёмасн паттыянӯв. Тн школат ханищтахтама­ныл порат щнь лтӈыл потыртаӈ­кве ат тртвсыт, матыр л­га­лгыт ке – пит­мия­нылт ныгтавет. Ам амки с тох яныгмасум. Лтӈув внэ паттат мн нмхот­ты ёмас мт рӯпитаӈкве ат вр­мысӯв. Таимгыс ётылнув самын патум нврамыт щнитн-щитн щнь лтӈыл потыр­таӈ­кве ат ханищ­тавсыт.   

Ос тыт ӯст лым, ам ёмас тла врсум, Петя пыгум юн ханты лтыӈ вӈкве амки ханищтас­лум. Ам ань мньлат мхумн тох лвгум, нн нвра­манын ханты ос мньщи лтыӈ вӈкве ат ке патгыт, тыи ннки лльсаӈ врегн. Нн мн хольтув ёмасн патнэ нак ат ньщгын. Ань ты пор щнь лтӈыл сыре-сыр нпакыт тратавет, ищхӣпыӈ ут хосыт ха­нищтаӈкве рви, таи­м­гыс щнь лтыӈ внэ нак ннанылныл китыглв тах. 

Млал акв юртнм тав алеут лтӈе урыл китыг­ласлум, тав ювле-лвыс. Тн щнь лтӈаныл лаль ат ханищтаве, лввсыт, ннки хуньт - та тыпыл­таслын, ань ннки кис­хатн. Тн туп пс лнэ накытыл лаль лгыт».

Ань ты ханищтапт институтт рӯпитан нт Любовь Федоркив мнь­лат мхумн ханты ос мньщи лтӈагув нпакн хаснэ Вольфганг Штей­ниц учёный урыл потыр­тас, Оксана Динисламова ищхӣпыӈ ут хосыт хумус щнь лтыӈ нврамытн ханищтаӈкве рви, сыре-сыр пӯмыщ лпсыт сус­сылтас. Тувыл Нижне­вартовск ос Хльӯсныл, Касум, Тк ос Кульпас пв­лытныл ищхӣпыӈ ут хо­сыт школат щнь лтыӈ ханищтан хтпат потырта­сыт. Тн пуссын ловинь­там потраныл нн инсти­т­ут ищхӣпыӈ лпст сун­суӈкве ос хӯнтлуӈкве вр­мгыт тах. 

Ханты-Мансийскат лнэ мньлат пыг Пётр Молданов пӯмыщ ёнги­лыт щпитас. Тав ханты тӯ­лыглапыт ӯст лнэ 6-12 тлыт яныт пыгрища­квет ёт мхумн суссылта­сыт. гирищит-пыгрищит ханты ргыт ргысыт ос йӣквсыт. Тамле врма­ли­тын тн «Окружная школа Медвежьих игрищ» нампа колнакн ялантым ханищтавет. 

Тамара МЕРОВА

Необходимо сейчас заниматься сохранением родных языков

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок провёл научно-практический семинар «Использование малых фольклорных жанров при формировании лингвокультурологических компетенций на уроках родного языка и во внеурочной деятельности». Мероприятие проходило очно в стенах института и онлайн. В нём приняли участие свыше ста человек из разных населённых пунктов автономного округа и других регионов России. 

Семинар открылся музыкальным выступлением педагога по театральной деятельности Детского этнокультурно-образовательного центра города Ханты-Мансийска Владимира Мерова и его воспитанника Захара Бетехтина. Затем всех поприветствовала заместитель директора института, доктор филологических наук Елена Косинцева. В своём выступлении она отметила большое научное значение малых жанров фольклора с целью сохранения культурного наследия многонационального народа России.

С приветственным словом выступила кандидат исторических наук, доцент Высшей школы гуманитарных наук Югорского государственного университета Татьяна Молданова. Обращаясь к молодёжи, она сказала: «На нашем поколении 1950-1960-х годов, был запущен механизм утраты родных языков. Почему это произошло? Я родом из деревни Юильска, где все говорили только на родном языке. Жили там только две русские женщины, моя мама и ещё Антонина Игнатьевна. Они обе Молдановы, обе вышли замуж за хантов. Они тоже говорили только на хантыйском языке, ходили в хантыйских платьях. Русская речь звучала, но очень редко, поэтому языковая среда была абсолютная. В школе нас, конечно, учили говорить на русском языке и если мы что-то не понимали, нас быстренько переориентировали на хантыйский язык. И мы всё понимали и неплохо учились. 

Но в 1950-е годы была принята конвенция, где советская власть говорила, что мы коренные народы – отсталые народы. Это первое, что тормозило нас.

Второе, говорили о том, что эти народы надо адаптировать  к современной жизни, то есть ассимилировать, ввести в полноценную нормальную жизнь. Поэтому мы, наше поколение, можем найти оправдание. Да, так было, а когда мы пришли учиться в Казымскую школу и начинали говорить по-хантыйски, нас шлёпали по губам. Такова была  реальность жизни. Тогда уже было понятие, что если вы будете говорить на хантыйском языке, никем вы не станете. Понимаете, почему язык начинал на бытовом уровне исчезать? 

Но у меня был опыт, как вы знаете, в городских условиях, в отсутствии всякой среды, попытаться сделать так, чтобы сын Петя заговорил на хантыйском языке. 

Вы, сегодняшнее поколение, особенно молодые и среднего возраста, на вас лежит ответственность, у вас нет оправданий, запомните это! Если ваши дети, ваши внуки, не заговорят на родном языке, виноваты только вы. Сегодня мы должны на себя взять ответственность за сохранение языка. Только тогда мы сможем что-то сделать. 

Вот всё это надо в голове переосмыслять и понять, что только мы можем сохранить свои языки. 15 лет назад я познакомилась и беседовала с алеутами. У них есть закон, согласно которому никто не имеет права делать национальные изделия, кроме них самих. Это их источник заработка. Я спросила, как у них обстоят дела с языком? Как им сказали: «Сами потеряли язык, сами же и ищите». 

В разных странах отношение к вопросу сохранения родного языка разное. У нас совершенно иная ситуация, государство идет нам на встречу. Нас просят, нас заставляют, нам книги печатают. Вывод один, только наша абсолютная ответственность за сохранение родного языка».

Далее был заслушан доклад старшего научного сотрудника Любови Федоркив о малых жанрах обско-угорского фольклора и наследии немецкого языковеда, этнографа и фольклориста В. Штейница. Начальник Фольклорного центра, кандидата филологических наук Оксана Динисламова прочитала лекцию-презентацию о применении современных технологий искусственного интеллекта в обучении детей младшего школьного возраста.

В программу практической части были включены мастер-классы и доклады учителей, научных сотрудников и работников учреждений культуры. Многие подключались онлайн, так прозвучали выступления из города Нижневартовска, населённых пунктов Берёзово, Казыма, Тег и Сосьвы. Все доклады и демонстрации мастер-классов можно потом посмотреть и прослушать на сайте Обско-угорского института.  

В аудитории живой интерес вызвали выступление Петра Молданова, руководителя «Окружной школы медвежьих игрищ» Дома народного творчества и его воспитанников. Вместе с ними он представил мастер-класс по использованию малых жанров фольклора при ознакомлении детей с обрядами народа ханты. Ребятишки охотно и смело исполняли национальные хантыйские песни и танцы, традиционные сценки из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов. Вот так выглядит преемственность поколений и передача культурного наследия, и родного языка в том числе. 

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Лххалыт - Новости
Номер Луима сэрипос: 
№ 10 (1340)
29.05.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика