Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Лӯим мирыт ханищтахтын коланыл 95 тлэ твлыс
  • ргим, йӣквим лтыӈ ханищтгыт
  • Щнь лтыӈ ханищтан врмаль урыл
  • Нврамыт нпак ловиньтан колн ялсыт
  • лын ӯнлын пāвлыӈ мир пусмалтавет
  • Свсыр мирыт акван-юрщхатым лгыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Хнтлам мхманув кстысанӯв
  • Ам яныг ащйкам хнтлас
  • Хнтлын накт рӯпитам хум
  • Рӯтанув номиянӯв
  • Ягрим пыгыт кāминьт пāссал кассыт

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Нй-тыранув наманыл мкыг вос хансавет
  • мтум тлат юи-плт лупса
  • Товлыӈӯит ёхтынныл кастыл мӯйлысыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » Щнь лтыӈ ханищтан врмаль урыл
  • Мансийский
  • Русский

Щнь лтыӈ ханищтан врмаль урыл

Нврамыт щнь лтӈын ханищтан хтпат ты тл мн округувт акван-атыглавсыт. Ксыӈ тл мт-мт хотты яныг ӯст атыглавет. Ань Уральский федеральный округныл – ты Тюменский, Челябинский, Свердловский, Курганский ос Ямал мныл мхум Ханты-Мансийск ӯсн ёхталасыт. 

Тит хтал тн тнти халанылт рӯпитасыт, ханищтахтасыт. выл хтал кӯщаиг рӯпитан хтпат тн ты рӯпата урыл потыртасыт. Тувыл пуӈктотнэ хтпатн ттым лтӈыт Марина Хабалов­на Мизова ловиньта­санэ, тав Москва ӯст «Институт родных языков» колт кӯщай вӈын хтпаг рӯпиты. 

Щнь лтыӈ ксыӈ мир ньщи, кос яныг мир ман мнь мир. Рущ мхум ты ханищтапт ань с л­сыт, тн ос тох лвавет – учитель родного (русского) языка. Башкир хтпат, хатань лтыӈ нврамытн ханищтан хтпат сака пӯмыщ хӯнтлуӈкве лыс. Тн потыртаманыл щи­рыл, ань ты йист нвра­мыт кос хоты щнь лтыӈ ханищтаӈкв ат ксащ­гыт, тнти мир лтӈыл щар ат пӯмщалахтгыт. 

Артем Тылик Ямал мт образование институтт кӯщаиг лы. Тав вти кина-охса суссылтас. Тот лнэ рныт свыӈплэ пуссын слы ӯрим вн­таллым тунрат лгыт, тн нвраманыл ос рущ лтыӈ щар ат вганыл, потыртаӈкв ат врмгыт. 

Ос матъёмас тот рӯпи­тан кӯщаит слыӈколыӈ мхум мгыс рнэ тла вргыт. Щмья нвраме школан те щпитахты, тав омаге-тяге свсыр рнэ пормасыл, ханищтан нпакыл ос ёнгынутыл ттавг. Тот мнь пасан лы, нврам ты пасан втат ӯнлым ёнгасы, ма­та­ре пслы. Тав аквтуп­мат школат лы, тот ха­нищтахты. Тох ты мнь нвра­макве школан щ­пи­таве.

Ксыӈ ёхталам хтпа потыртаме юи-плт ха­нищ­тап врыглас. Татьяна Сайнахова суссылтам уроке мирн сака мӯстыс. Тав ты тл А.И. Герцен нампа университет ст­ластэ. Ань Ягрим пвыл творчества колт рӯпиты. Тав палтэ ёхталан нвра­мыт тав мньщи лтӈын ханищтыянэ, свсыр щирыл ёнгалтыянэ.

Марина Керцер, Саран­пвыл н, саран масну­тыл масхатым тот мыг­тас. Тав пвлт «Слыкве» нампа мнь нврамыӈ колт рӯпиты. Титыт хталт тав ос такви врнэ рӯпа­татэ урыл потыртас. Туи порат тн пвлыӈ нвра­мыт мгыс «Тандора» нампа лагерь врыглгыт. Тув св пвлыӈ нврам ёхталы, тванакт арген св. 

Тн ты нврамаквет саран ос мньщи лтӈыл потыртаӈкв ханищтыя­ныл, ннь аквъёт вр­гыт, тнут пйтгыт. Хтал палыт гирищит-пыгри­щит ты лагерьт хйтыг­тгыт, тнанылн тот сака мӯсты. 

Марина Владимировна мт мхум титыгласанэ, рыӈ хотьютаныл с тох рӯпиты, халанылт мощ ханищтахтынувыт те, сака ёмас лнув. Тувыл тит нг тав ётэ румалах­тасг, халанылт нтха­туӈкв потыртахта­сыт.

Мн округувт нвра­мыт хумус ханищтавет, Оксана Рыжкова потыр­тас. Тав лвыс, нврамыт ань свсыр щирыл пӯм­ща­лавет, оманыл-тяныл ты урыл с потыртавет. Свсыр касылыт тн мг­сыланыл вравет. 

Млты тлт лум ка­сылт Евгения Вьюткина нвраманэ ёт нх-патыс. Тн Александр йкатэ ёт юн мньщи лтыӈ ха­нищтгыт, мньщи мй­тыт ловиньтгыт. Нвра­макветн с сака пӯмыщ, сакати, тох щнь лтӈа­ныл вӈкв патыяныл. 

Ты ханищтапн ёхталам хтпат пуссын лвсыт, тнанылн сака пӯмыщ лыс, св йильпи номт висыт. Юн рӯпитанныл порат ты номтыт тах т­лаг врияныл, урокыт лнныл порат нврамыт йильпи щирыл ханищ­таӈкв патыяныл. 

Тамле ты ёмас тла лыс. Мтыт тлт ханищ­тан хтпат мт хотты яныг ӯст акван тах атха­т­гыт.  

Валентина УЗЕЛЬ

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Щнь лтыӈ ханищтан врмаль урыл
< previous
> next

Форум показал – опыт каждого педагога бесценен

В Ханты-Мансийске прошел Форум молодых преподавателей родного языка и литературы Уральского федерального округа при поддержке ФГБНУ, Федерального института родных языков народов Российской федерации. Участниками мероприятия стали педагоги, работники дошкольных учреждений, преподаватели колледжей. 

В течение двух дней собравшиеся обменивались практиками преподавания родных языков, посетили мастер-классы от участников всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы». Делились собственным опытом по преподаванию родных языков, рассказывали, как через создание этнокультурной среды можно замотивировать учеников к изучению родных языков и литературы, а также об использовании нейросети как нового инструмента на уроках. О языковой ситуации в Югре и о сохранении традиционных знаний коренных народов автономного округа рассказала заместитель директора департамента образования и науки Инна Святченко. Педагог дополнительного образования Игримского дома творчества Татьяна Сайнахова представила интересный опыт по использованию различных игр-головоломок в ходе образовательного процесса. Марина Керцер поделилась опытом организации этнокультурного лагеря «Тандора» в селе Саранпауль Березовского района. Также большой интерес у участников форума вызвал доклад Жалиля Садыкова о формировании фонетических навыков обучающихся на уроках родного языка. Учитель поделился своим опытом и показал, как методом игры учащиеся очень легко усваивают все сложные звуки башкирского языка. Не менее интересен был доклад учителей татарского  языка в школах города Тюмени. 

На второй день работы форума была проведена интерактивная площадка «Метод проектов как средство повышения мотивации к изучению родного языка», педагоги, разбившись на команды, разработали проекты по работе со школьниками, организации урочной и внеурочной работы. Затем был проведен круглый стол «Патриотическое воспитание в контексте преподавания родного языка и родной литературы». Начальник отдела непрерывного образования  коренных малочисленных народов Севера департамента образования и науки ХМАО – Югры Оксана Рыжкова рассказала о гражданско-патриотическом воспитании средствами родного языка и литературы на примере нашего автономного округа. В целях популяризации родных языков в округе ежегодно проводятся различные мероприятия окружного уровня, в том числе – диктанты на хантыйском, мансийском и ненецком языках, различные конкурсы, как для школьников, так и для взрослых из числа представителей коренных народов Севера.

По словам участников форума, проведение подобных мероприятий является очень важной площадкой для обмена опытом среди педагогов различного уровня.

Валентина УЗЕЛЬ

Рубрика: 
Лххалыт - Новости
Номер Луима сэрипос: 
№ 10 (1340)
29.05.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика