Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ӯст лнэ мир мӯйлысыт
  • М-витув хот-сыстамтыяныл
  • Кркам мхум янытлавсыт
  • лупсав кӯщаитн уральтаве
  • Нврамыт ӯргалым вос ньщавет
  • Мньщи нв литература премиял майвс

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Учёный н янытлаӈкве св мир ёхталас
  • Мньпорат лум накыт хоса номавет

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Оссы, па ос лмвой пуӈктр урыл потыртасыт
  • Йильпи пат нтвсыт
  • Оматн ргыл врвес
  • Мньлат хтпат потрыт ловиньтасыт
  • Ищхӣпыӈ утыт суссылтавсыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Финно-угор рӯтанув лупсаныл сунсуӈкве ялсӯв

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Мньпорат лум накыт хоса номавет
  • Мансийский
  • Русский

Мньпорат лум накыт хоса номавет

Млалнув мн редакциявн Хльӯс район Светлый пвылныл Елена Ивановна Муковнина пищма ктыс. Тот акв гирищ матумпла хтпа урыл потыр хансыглас ос Хльӯс район свсыр школаныл акван-атхатыглам мхум лы-плт ловиньтлыстэ. Та сыс матахмат тл ювле хультыс, ос матумпла мхманув пс порат хумле лсыт, ат ёрувлахтгыт, иӈ номылматлавет.

Елена Муковнина школат влт нврамыт рущ лтыӈ ос литература ханищтас ос ётыл тот психологыг рӯпитаӈкве па­тыс. Тамле хтпаг рӯпитаӈкве трвитыӈ кос, ос Елена Иванов­на лвыс, тав ксыӈ нврамн нтуӈкве таӈхи, трвит номтыл нмхотьют ул вос лыс. Тувыл яныг хтпат тнки нвраманыл ӯргалым ос руптым вос ян­малтыяныл, св ёмас накн вос ханищтыяныл. Мньлат мхум нмхуньт лль пищ ул вос в­щинтасыт, номтаныл посыӈыг вос лгыт, тнт лумхлас щгтым ос стыӈыщ лаль лы.
Ты ктум пищмат Елена Ива­новна ос тав ханищтан гитэ Татьяна Гуденко ёт Елизавета Ефимовна Игнатьева урыл по­тыртасг. Ханты ква трвит порат лыс, хнтлым врмаль паттат св нуса вс, тувыл та юи-плт хумус мхум лсыт, таи пуссын тра-паттыстн.
 Ань Елизавета Игнатьевна тва потырохсанэ ннан хан­сыянув:
«Ам 1932 тлт ханты колт­гылт Шухтунгорт пвылт са­мын патсум. Тамле пвылкве Октябрьский районт лыс (мнь­щи лтӈыл тав «кисупа пвлыг» толмащлаве). Сртын ты мн сака св твлыӈ ӯит акван-атхатыгласыт, ты м Кондо-Сосьвинский заповедникыг ло­виньтавес. влт тыт хантыт ос мньщит туп лсыт, тнки мгсыланыл хӯл алыщласыт, враясыт. Ётыл мт мхум тыг внтлысыт, клуб, школа-ин­тернат ос мт колыт ӯнттуӈкве патвсыт. Тыи ёмас врмаль кос, ос та псныл сосса мхум  мӯсхал лупсаныл та оигпас. Тн тнки самын патум мнанылт ат кӯщайлахтасыт. Тох тн палта­ныл коллективизация врмалит квлтапаптувсыт. Колхоз п­лыл сыре-сыр государственный планыл майлувесӯв, тот щнь-щанув хтал палыт рӯпитасыт. Хоты щмьят колхозн минуӈкве ат тахсыт, тн мисаныл, луваныл, слыяныл хот-вуйвсыт. Тувыл туп колхозт рӯпитан мхум ннь ёвтнэ мгыс карточкал майлувсыт. Тва сосса хтпат ннь ктн-паттын мгыс рущ щмьят палт рӯпитасыт. Тн палтаныл колсори рӯпата врсыт, туи м сакватасыт ос картёпка ӯнттысыт, ётыл нх-висыт.
Тыи щар хащтл лупсаг мн луӈкве патсӯв. Сртын ксыӈ щмья такви сӯмъях ньщис, хӯл алыщлым, враим яласасыт, сӯмъяханыл тнутыл тглкв лсыт. Сосса мхманув ань нусаг луӈкве патсыт ос мт хтпатн намталаӈкве патвсыт. Ты лыг­лам накыт ат ёрувлахтгыт, тванакт хт та намталахтын лтӈыт хӯнтамлыянум, щар лньщин ёхтавем.
лтмт щнюм-щюм но­мылматыглыягум, тн с та­свит трвит всыг, мт мхум тн нуплн сака ат суссыт. Ос тн нврамыт нупыл нмхуньт ат кантлысг. Тнатн слитан хтпа тим лыс, ос тн мнав слитасанн. Мн тнатн вр­мынв тм с нтсӯв, пил втсӯв, пквсам врсӯв, тн кол­хозн рнэ свит план вос мисг. Тох та лсӯв, яныгмасӯв».
Ань тай йильпи пора мтыс, мхум ёмщаквегнув луӈкве патсыт. Ос туп таи лвв, лум­хлас мт хтпа нупыл кантыӈ лтыӈ мори ул вос лгалы. Тамле нак лумхлас номтт лнэ па­лытык хульты, таи ты лль. Мн пуссын юртыӈыщ вос лнувув.

Воспоминания из детства, которые остаются на всю жизнь

Недавно к нам в редакцию пришло письмо от Елены Муковниной из посёлка Светлый Берёзовского района. Она работает учителем русского языка и литературы в Светловской школе, позже переквалифицировалась на психолога. Работа психолога очень важная и востребованная профессия. Порой психологические травмы, пережитые в раннем детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь. О своей педагогической деятельности Елена Ивановна говорит, что её программа рассчитана на детей, имеющих проблемы в общении, в самовыражении, детей находящихся в трудной жизненной ситуации, переживающих адаптационный период. Оказывает психологическую помощь детям из группы риска через приёмы творческой деятельности и социализации.

 

Внимание детей Елена Муковнина часто обращает на жизнедеятельности старшего поколения. Одной из таких творческих работ своей ученицы хотела бы поделиться педагог-психолог. Данный доклад они подготовили с Татьяной Гуденко и выступили на районной краеведческой конференции «От краеведения к краеведению». Исследовательская тема называлась «Шухтунгорт в годы исторических потрясений». Работа по истории населённого пункта  посёлка Шухтунгорт выполнена на основе биографических очерков, изложенных в личном дневнике жителя данной географической единицы  – Игнатьевой Елизаветы Ефимовны, 1932 года рождения. На основе дневника Елизаветы Ефимовны раскрываются новые грани быта, культуры, внутреннего мира, переживаний простого человека, представителя местного населения в тяжёлые исторические периоды Советского Союза: коллективизации, Великой Отечественной войны, периода восстановления страны в послевоенные годы.

 

«Шухтунгорт – древнее  хантыйское поселение, расположенное на берегу речки Малая Сосьва на территории Кондо-Сосьвинского заповедника. Название этого посёлка, по предположению Елизаветы Ефимовны Игнатьевой, в переводе с хантыйского языка обозначает – «рябчиковая деревня». По причине того, что эти места всегда славились огромным количеством пернатых.

По этой же причине в этих местах появилось Управление Кондо-Сосьвинского заповедника. Именно с тех пор к двум-трём национальным избушкам быстро прибавились современные деревянные жилые дома, клуб, школа-интернат, почта, магазин, пекарня. Численность проживающих людей в Шухтунгорте резко возросла за счёт переселенческого русско-язычного населения. Большинство из них были рабочие, строители, работники заповедника, ученые биологи и зоологи. Жизнь, быт и уклад местного населения резко изменился. Несмотря на то, что в сороковые годы на дорогу из Тобольска до Шухтунгорта уходил целый месяц в зимнее время. И ещё более трудным и долгим путь был в летний период, цивилизация нагрянула и в этот глухой таежный остров.

 

Уклад жизни местного населения стал меняться. Но как показывают некоторые литературные источники, а в частности, дневник Елизаветы Ефимовны, жизнь коренных жителей стала трудной. Они перестали быть хозяевами на своей родной земле. А с приходом коллективизации, которая нашла дорогу и в этот затерянный  уголок земли, даже среди ханты и манси находились «политически опасные для страны элементы». С ними просто необходимо было бороться. Например,  забрать и оленей, и лошадей, и дома – все это делалось во имя спасения Советского Союза.

 

Даже в далёких и глухих уголках Сибири начала действовать карточная система. И «вредные» элементы, которые издревле вели кочевой образ жизни,  вынуждены были вступать в колхозы, чтобы хоть как-то выживать и кормить свои семьи. Люди, не примкнувшие к коллективизации и общей политической идее правительства, карточки на хлеб и предметы первой необходимости не получали. Местные жители,  имея богатый подножный корм, дичь, оленину, продолжали нуждаться и голодать, так как почти все собранное и добытое приходилось сдавать государству, выполняя план страны. Особенно в военные годы. Жили без хлеба, сахара, без картошки. И чтобы выжить, как вспоминает Елизавета Ефимовна, приходилось идти в семьи переселенцев, помогать им в хозяйстве, заниматься посадкой и уборкой  картофеля у них, а они расплачивались с ними поношенной одеждой, ненужными пищевыми отходами. Жизнь превратилась в сплошное тяжёлое испытание и боль. Совершенно не похожую на прежнюю самобытную, вольную жизнь  таёжных аборигенов. Их легко могли обидеть, унизить.

 

 Как видим, представителям местного коренного населения, не пришлось миновать государственные преобразования, политические и исторические потрясения. Даже находясь в территориальной изоляции, таежные аборигены, далекие от политических  взглядов и исторических потрясений, сами того не желая,  шли в ногу со временем».

 

На мансийский  язык статью перевела Тамара Мерова

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 12 (1198)
20.06.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика