- Мансийский
- Русский
Мньпорат лум накыт хоса номавет
Млалнув мн редакциявн Хльӯс район Светлый пвылныл Елена Ивановна Муковнина пищма ктыс. Тот акв гирищ матумпла хтпа урыл потыр хансыглас ос Хльӯс район свсыр школаныл акван-атхатыглам мхум лы-плт ловиньтлыстэ. Та сыс матахмат тл ювле хультыс, ос матумпла мхманув пс порат хумле лсыт, ат ёрувлахтгыт, иӈ номылматлавет.
Елена Муковнина школат влт нврамыт рущ лтыӈ ос литература ханищтас ос ётыл тот психологыг рӯпитаӈкве патыс. Тамле хтпаг рӯпитаӈкве трвитыӈ кос, ос Елена Ивановна лвыс, тав ксыӈ нврамн нтуӈкве таӈхи, трвит номтыл нмхотьют ул вос лыс. Тувыл яныг хтпат тнки нвраманыл ӯргалым ос руптым вос янмалтыяныл, св ёмас накн вос ханищтыяныл. Мньлат мхум нмхуньт лль пищ ул вос вщинтасыт, номтаныл посыӈыг вос лгыт, тнт лумхлас щгтым ос стыӈыщ лаль лы.
Ты ктум пищмат Елена Ивановна ос тав ханищтан гитэ Татьяна Гуденко ёт Елизавета Ефимовна Игнатьева урыл потыртасг. Ханты ква трвит порат лыс, хнтлым врмаль паттат св нуса вс, тувыл та юи-плт хумус мхум лсыт, таи пуссын тра-паттыстн.
Ань Елизавета Игнатьевна тва потырохсанэ ннан хансыянув:
«Ам 1932 тлт ханты колтгылт Шухтунгорт пвылт самын патсум. Тамле пвылкве Октябрьский районт лыс (мньщи лтӈыл тав «кисупа пвлыг» толмащлаве). Сртын ты мн сака св твлыӈ ӯит акван-атхатыгласыт, ты м Кондо-Сосьвинский заповедникыг ловиньтавес. влт тыт хантыт ос мньщит туп лсыт, тнки мгсыланыл хӯл алыщласыт, враясыт. Ётыл мт мхум тыг внтлысыт, клуб, школа-интернат ос мт колыт ӯнттуӈкве патвсыт. Тыи ёмас врмаль кос, ос та псныл сосса мхум мӯсхал лупсаныл та оигпас. Тн тнки самын патум мнанылт ат кӯщайлахтасыт. Тох тн палтаныл коллективизация врмалит квлтапаптувсыт. Колхоз плыл сыре-сыр государственный планыл майлувесӯв, тот щнь-щанув хтал палыт рӯпитасыт. Хоты щмьят колхозн минуӈкве ат тахсыт, тн мисаныл, луваныл, слыяныл хот-вуйвсыт. Тувыл туп колхозт рӯпитан мхум ннь ёвтнэ мгыс карточкал майлувсыт. Тва сосса хтпат ннь ктн-паттын мгыс рущ щмьят палт рӯпитасыт. Тн палтаныл колсори рӯпата врсыт, туи м сакватасыт ос картёпка ӯнттысыт, ётыл нх-висыт.
Тыи щар хащтл лупсаг мн луӈкве патсӯв. Сртын ксыӈ щмья такви сӯмъях ньщис, хӯл алыщлым, враим яласасыт, сӯмъяханыл тнутыл тглкв лсыт. Сосса мхманув ань нусаг луӈкве патсыт ос мт хтпатн намталаӈкве патвсыт. Ты лыглам накыт ат ёрувлахтгыт, тванакт хт та намталахтын лтӈыт хӯнтамлыянум, щар лньщин ёхтавем.
лтмт щнюм-щюм номылматыглыягум, тн с тасвит трвит всыг, мт мхум тн нуплн сака ат суссыт. Ос тн нврамыт нупыл нмхуньт ат кантлысг. Тнатн слитан хтпа тим лыс, ос тн мнав слитасанн. Мн тнатн врмынв тм с нтсӯв, пил втсӯв, пквсам врсӯв, тн колхозн рнэ свит план вос мисг. Тох та лсӯв, яныгмасӯв».
Ань тай йильпи пора мтыс, мхум ёмщаквегнув луӈкве патсыт. Ос туп таи лвв, лумхлас мт хтпа нупыл кантыӈ лтыӈ мори ул вос лгалы. Тамле нак лумхлас номтт лнэ палытык хульты, таи ты лль. Мн пуссын юртыӈыщ вос лнувув.
Воспоминания из детства, которые остаются на всю жизнь
Недавно к нам в редакцию пришло письмо от Елены Муковниной из посёлка Светлый Берёзовского района. Она работает учителем русского языка и литературы в Светловской школе, позже переквалифицировалась на психолога. Работа психолога очень важная и востребованная профессия. Порой психологические травмы, пережитые в раннем детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь. О своей педагогической деятельности Елена Ивановна говорит, что её программа рассчитана на детей, имеющих проблемы в общении, в самовыражении, детей находящихся в трудной жизненной ситуации, переживающих адаптационный период. Оказывает психологическую помощь детям из группы риска через приёмы творческой деятельности и социализации.
Внимание детей Елена Муковнина часто обращает на жизнедеятельности старшего поколения. Одной из таких творческих работ своей ученицы хотела бы поделиться педагог-психолог. Данный доклад они подготовили с Татьяной Гуденко и выступили на районной краеведческой конференции «От краеведения к краеведению». Исследовательская тема называлась «Шухтунгорт в годы исторических потрясений». Работа по истории населённого пункта посёлка Шухтунгорт выполнена на основе биографических очерков, изложенных в личном дневнике жителя данной географической единицы – Игнатьевой Елизаветы Ефимовны, 1932 года рождения. На основе дневника Елизаветы Ефимовны раскрываются новые грани быта, культуры, внутреннего мира, переживаний простого человека, представителя местного населения в тяжёлые исторические периоды Советского Союза: коллективизации, Великой Отечественной войны, периода восстановления страны в послевоенные годы.
«Шухтунгорт – древнее хантыйское поселение, расположенное на берегу речки Малая Сосьва на территории Кондо-Сосьвинского заповедника. Название этого посёлка, по предположению Елизаветы Ефимовны Игнатьевой, в переводе с хантыйского языка обозначает – «рябчиковая деревня». По причине того, что эти места всегда славились огромным количеством пернатых.
По этой же причине в этих местах появилось Управление Кондо-Сосьвинского заповедника. Именно с тех пор к двум-трём национальным избушкам быстро прибавились современные деревянные жилые дома, клуб, школа-интернат, почта, магазин, пекарня. Численность проживающих людей в Шухтунгорте резко возросла за счёт переселенческого русско-язычного населения. Большинство из них были рабочие, строители, работники заповедника, ученые биологи и зоологи. Жизнь, быт и уклад местного населения резко изменился. Несмотря на то, что в сороковые годы на дорогу из Тобольска до Шухтунгорта уходил целый месяц в зимнее время. И ещё более трудным и долгим путь был в летний период, цивилизация нагрянула и в этот глухой таежный остров.
Уклад жизни местного населения стал меняться. Но как показывают некоторые литературные источники, а в частности, дневник Елизаветы Ефимовны, жизнь коренных жителей стала трудной. Они перестали быть хозяевами на своей родной земле. А с приходом коллективизации, которая нашла дорогу и в этот затерянный уголок земли, даже среди ханты и манси находились «политически опасные для страны элементы». С ними просто необходимо было бороться. Например, забрать и оленей, и лошадей, и дома – все это делалось во имя спасения Советского Союза.
Даже в далёких и глухих уголках Сибири начала действовать карточная система. И «вредные» элементы, которые издревле вели кочевой образ жизни, вынуждены были вступать в колхозы, чтобы хоть как-то выживать и кормить свои семьи. Люди, не примкнувшие к коллективизации и общей политической идее правительства, карточки на хлеб и предметы первой необходимости не получали. Местные жители, имея богатый подножный корм, дичь, оленину, продолжали нуждаться и голодать, так как почти все собранное и добытое приходилось сдавать государству, выполняя план страны. Особенно в военные годы. Жили без хлеба, сахара, без картошки. И чтобы выжить, как вспоминает Елизавета Ефимовна, приходилось идти в семьи переселенцев, помогать им в хозяйстве, заниматься посадкой и уборкой картофеля у них, а они расплачивались с ними поношенной одеждой, ненужными пищевыми отходами. Жизнь превратилась в сплошное тяжёлое испытание и боль. Совершенно не похожую на прежнюю самобытную, вольную жизнь таёжных аборигенов. Их легко могли обидеть, унизить.
Как видим, представителям местного коренного населения, не пришлось миновать государственные преобразования, политические и исторические потрясения. Даже находясь в территориальной изоляции, таежные аборигены, далекие от политических взглядов и исторических потрясений, сами того не желая, шли в ногу со временем».
На мансийский язык статью перевела Тамара Мерова