- Мансийский
- Русский
па вӈкрипн тагатаве
Пс порат сосса мхум нвраманыл пан хуюптым янмалтасаныл. Тувыл лпкат свсыр пормасыт тыналаӈкве патвсыт, ос па воссыг сака ат та нтаве. Ты рнэ ос мӯтраӈ нак хот ул вос ёрувлавес, Ханты-Мансийск ӯст «Трум Маа» музейт па нтуӈкве сосса мхум округ янытыл св мныл ёхталасыт. Мщтыр нт халт хум хтпат рӯпитасыт, ам ань кит хумыг вылтыт мощ потыртгум.
Йӣв па врыс
Вячеслав Юрьевич Кондин «Трум Маа» музейт ханищтан программат ос проектыт палт кӯщаиг рӯпиты. Тав приуральский хантыт па врыс. Хум тох потыртас:
— Приуральский хантыт па йӣвныл вргыт. Хӯрум йӣвныл рви — хвт, нӈк ос хль. Ам ань хльйӣвныл вруӈкве номылматсум. па тӯяг врнэ мгыс йӣв тлы щпитаӈкве ри, хунь иӈ ащирмаӈ. Врн мньполь тпост ялсум, йӣв яктысум, спас врсум. Щар мк трвитыӈ, ты влт хльйив ввтаг сгруӈкве ри ос исылтым хӯтылтаӈкве. па паттатэ нӈкйӣвыл тк врилум.
Ты ти па, тав щар мнь нврам тыгле-тувле тотыглан мгыс ри. Кит-хӯрум тпос яныт нврам мгыс. Тамле па ат врыгласум, ты выл пам. Хумус тав щпитаве, сасгумн хӯлтыглавсум, наме Антон Иосифович Сязи. Ам рӯт мхманум пуссын матыр-ти мщтырлаӈкве хсгыт. пам Григорий Никифорович Кондин Соусланы пвылт лыс, мхум тавн хпыт врылтасыт, ёсат, товтыт, сграпналыт вруӈкве хсыс.
Вячеслав Юрьевич лвыс, тав нвраманэ пуссын мньщи пат яныгмасыт. кватэ Галина Рудольфовна Хрыӈпвыл н. Тав оматэ Аксинья Степановна Мерова па вруӈкве мщтыр н лыс, ссныл свсыр пормас нтыс.
па вӈкрип
ёргыс
Ханты мхум пс тгыл паныл вӈкрипн тагатыяныл. Ань лум семинарн тамле вӈкрип врнэ мгыс Касум пвылныл Николай Анатольевич Тасьманов ёхталас. Ханты хум матыр-ти вруӈкве пуссын хсы — мньхп, йӣв хп, сун, тӯп, касай пуссын ври. 2006 тлт тав «Народный мастер России» намыл майвес.
Николай Анатольевич китыгласлум, хунь тав щаквщуӈкве патыс, хт ханищтахтас. Хум тох потыртас:
— лнаӈ нврам мньтгыл касаил ёрги. Хунь иӈ щар мнь, мхманэ ляпат нас матыр ёргащлы, мощ янгыгнувег мты, щаквщуӈкве ханьщувлы, матыр рнэ пормас вруӈкве паты. тям Анатолий Яковлевич плотникыг рӯпитас, ам с тав ляпатт акваг матыр врсум. Ам Касум пвылт яныгмасум, школан тот ялантасум. Ащйкам Семён Андреевич Вандымов врколт лыс, ксыӈ тув палыт тав палтэ лсум. Тав с акваг щаквщис, тав ляльтэ сунсым ханищтахтасум, аквъёт матыр мщтырласмн. Амти влт камка врсум, тувыл касайнал ёргысум, амти натыслум.
Хунь китхуйплов тлум твлыс, ащйкам касае врт хот-тыпылтаслум. Тав лвыс: «Врт лумхлас касайтл хумус лы. Касай врен». Я-ты, воссыг хоталь врхатгум, касай вруӈкве та ӯнтсум. Кре-лӯтэ пуссын амти щпитасанум, тӣвтсанум.
Ащйкам рущ лтӈыл ат потыртас. Ханты мйтыт, пс йис потрыт, ргыт сака св вс, акваг мйтыглас, потыртлыс.
па вӈкрип акволп йӣвыл ёргаве. Тав хумус враве, суссум, ётыл амти с акваг врыгласум. Нврамыт ёнгын мгыс сыре-сыр йӣввлыт ёргащлгум.
Сосса мирув халт матъёмас тамле мщтыр, кркам хтпат лгыт. Вячеслав Юрьевич ос Николай Анатольевич ущ самын патум ос яныгман нврамыт мгыс яныг прыс тотг, мк рнэ тла врг. Ты тил хум хтпаг пус кт, пус лгыл вос лг, нврамыт мгыс св рнут вос мщтырлг.
Традиционная люлька обских угров
С испокон веков коренные народы Югры ханты и манси растили своих детей в берестяных и деревянных люльках (апа – манс.,онтуп – хант.) Сегодня в условиях современного мира столь нужные некогда вещи, как мансийская «апа» и хантыйский «онтуп» стали выходить из обихода. Сейчас ханты и манси используют современные люльки и коляски, поэтому мастеров умеющих делать традиционные люльки обских угров практически не осталось.
Данной теме был посвящён семинар, проходивший в окружном этнографическом музее «Торум Маа» города Ханты-Мансийска, который назывался «Изготовление традиционных детских колыбелей-люлек обских угров: музееведческий и технологический аспекты». Цель которого возродить забытое ремёсло, научить молодых людей делать традиционные люльки и работать с берестой.
На семинар были приглашены мастера из разных районов округа, все они изготавливали люльки своей территории. Заведующий сектором образовательных программ и проектов этнографического музея «Торум Маа» Вячеслав Кондин изготовил люльку приуральских ханты. Мастер рассказал об её отличительных особенностях:
– Приуральские ханты для изготовления детской люльки используют три породы дерева – лиственницу, ёлку и берёзу. В этой работе самый сложный процесс – загибание. Древесину заготавливают заблаговременно, я ездил в лес в начале марта, заготовил, чтобы сейчас смастерить люльку. Дно люльки приуральские ханты делают из лиственницы. Эта люлька ночная, также она предназначена для перевозки ребенка. Это моя первая люлька, которую я изготовил, она у меня получилась небольшая.
Прежде чем начать мастерить, я проконсультировался с дядей Антоном Иосифовичем Сязи. Он мне подсказал, как правильно изготовить люльку. В нашем роду все были мастерами. Дед Григорий Никифорович Кондин был большим мастером и умело мастерил лодки, сани и другие вещи. Родом он был из хантыйского поселения Соусланы, раньше эта деревня находилась недалеко от посёлка Полноват.
В семинаре также приняла участие супруга Вячеслава Кондина Галина. Родом она из Берёзовского района мансийской деревни Хурумпауль. На семинаре Галина шила берестяную люльку ляпинских манси. Этому ремеслу её научила мама Аксинья Степановна Мерова. Супруги Кондины говорят, что использовали мансийскую люльку, когда их дети были маленькими.
На семинаре также изготовили деревянное изделие, куда раньше подвешивали люльки. Его изготовлением занимался житель села Казым Белоярского района, «Народный мастер России» Николай Тасьманов. Николай мастер на все руки и нет такой вещи, которой бы он не смог изготовить. Он делает деревянные лодки, весла, сани, топоры, ножи, и все то, что необходимо в быту. Я поинтересовалась, где он научился так мастерить. Он рассказал:
– Я с детства ножами работал. Чем старше становился, тем сложнее что-нибудь делал. Первое, что я сделал своими руками – это сплел рыболовную морду. Когда мне было 12 лет, потерял нож деда, он заставил меня сделать новый. Деда звали Семен Андреевич Вандымов. Он сказал: «Без ножа в лесу ты не человек». Вот мне и пришлось самому точить вручную, помучался, но нож сделал. Потом спустя несколько лет нашёл нож, который когда-то потерял. С детства видел, как отец и дед своими руками мастерили лодки, сани и все необходимое. Я всегда им помогал и в тоже время учился. Я вырос в селе Казым, а на каникулах жил у деда на стойбище. Оно находится в лесу недалеко от села. Мне всегда было очень интересно общаться с дедом, учиться у него. Он знал много легенд, песен, по вечерам рассказывал хантыйские сказки.
Меня часто приглашают в Ханты-Мансийск на семинары, я с удовольствием провожу мастер-классы и учу всех желающих тому, что знаю сам.
Отрадно, что среди коренных народов округа есть такие мастера как Вячеслав Кондин и Николай Тасьманов. Они делают важное дело – возрождают утраченные ремесла обско-угорских народов и передают накопленные знания подрастающему поколению.