- Мансийский
- Русский
Пс порат пӯри хумус врвес
Ты тпос нёлоловит хталт сака ёмас ялпыӈ хтал лыс, рущ лтӈыл тав тох лваве – «День семьи, любви и верности». Та хталт ксыӈ колтгыл янытлаве.
Ты кастыл «Трум ма» музейт рӯпитан хтпат пӯмыщ суссылтап врсыт. Тн тув ёхталам мирн потыртасыт, пс порат мньщи ос ханты мхум хумус пӯри врыгласыт ос ань ты йист мньлат гит ос пыгыт хумус акван-мингыт.
Ань ты лум суссылтап тох врвес – колнак аквпал рт н хтпат мгыс колсм щпитавес, мтпал рт – хум хтпат пормасыт атвсыт.
Сосса мир ань пс лупсал сака пӯмщалахтуӈкв патсыт, св хтпа нг-хумыг мтманыл юи-плт вр мн луӈкв мингыт. Рӯтаныл хумус лсыт, тн с та щирыл ань лгыт. Тн пс щирыл маньнэ хйталгыт ос тнти лнэ мнылн тотыяныл.
Зоя Никифоровна Лозямова св тл ты музейт рӯпиты. Тав ань потыртаӈкв вввес, тав хумус хум врыс. Насати, тав такви пыг хнтыс, щн ты урыл лвыс. тятэ влт щар ат ксащас. Тувыл ткыщ лвыс, ты пыг тн коланылн луӈкв вос ёхты: «Ам туп акв ги ньщгум, мт щмьян таве ат мыглум. гим хум те ври, юртэ ам колумн луӈкв вос ёхты». Тох та мтыс, та пыг пӯтыска, овыр ны ос акв лпта ёт-тотыс. Акван та лмыгтасг.
Ямал мт Салехард ӯст ань тыг мус тамле пс нак лаль тотаве – ги хунь хйталаве, тавн та юи-плт акв тл юн омаге-тяге палт луӈкв ри. Ты тл сыс тавн сахи, мольщаӈ ос мт маснут нтуӈкв ри. Ты пормасанэ нтуӈкв хунь сты, тнт тав йкатэ колн луӈкв та тотаве.
Мньщи н Альбина Николаевна Мехнина с потыртас, тав ляпа рӯтанэ хумус хум врсыт, пыгыт хумус н тотсыт. Пс порат мньлат ги хйталаве ос тра мт колн тотаве, тот нсхатуӈкв ханищтаве, свсыр рӯпата вруӈкв. Хум рӯтанэ тав нупылэ сунсгыт, ги кркам ман ти. Тванакт ги оматэ-тятэ палт ювле тотыглавес.
Альбина Николаевна оматэ ос нас ояс. Ляпа рӯтанэ щар ат ксащасыт, тав та пыгн нг вос виве. Юртэ ёт тн ти мньхпн тлсг, ос пвыл торыг мнь тумп лыс, тот хт врн тӯйтхатсг, хӯрум хтал тот лсг. Рӯтанылн такос тисвесг, аты хнтвесг. Ювле пвылн ёхтумн юи-плт, рӯтанн пӯри вруӈкв та ксащасыт. Тамле ты пӯмыщ потрыт та хталт музейт мхум потыртасыт.
Маныр ёмас лнув, мньщи гит-пыгыт пс щирыл хум вруӈкв манос н тотуӈкв патнувыт. Тнт ты пс наканув св тлн лаль тах хультнувыт.
Свадебные традиции обских угров
В День семьи, любви и верности в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» прошло открытие выставки «Со светом солнца сравнить тебя можно. Свадебные традиции обских угров».
Выставка не иллюстрирует свадебный обряд представителей коренных народов конкретно одного региона. Там были представлены одежда и другие атрибуты коренных народов, проживающих в округе в целом. Выставочный зал был разделен на две стороны: мужская, это сторона жениха, и женская, сторона невесты.
Так сложились вековые традиции, что жених не всегда сам выбирал себе невесту, иногда он даже не принимал в этом никакого участия. Это был выбор родителей жениха. С древних веков лучшими качествами невесты считались трудолюбие, умение шить. Поэтому каждая девушка готовилась заранее, шила себе одежду, готовила приданое. Завидным женихом считался выносливый и мастеровитый человек.
В каждой локальной группе имелись свои правила и атрибуты сватовства. Но в качестве сватов всегда выступали родственники или очень уважаемые люди селения. Они и вели переговоры. Обряд сватовства проходил в несколько этапов. Насколько это был длительный по времени обряд, об этом свидетельствует специальный свадебный посох. На нем делали засечки, и отмечали количество визитов сватающейся стороны. С первого визита близкие невесты никогда не соглашались. В доме невесты был защитник, он с топором стоял у входа и никого не выпускал, пока гости и родители невесты между собой не договорятся. Невеста могла быть намного моложе жениха. С началом сватовства она начинает готовиться к замужеству и шить себе специальный мешочек для рукоделия - тучан, без которого она не могла выйти замуж. Даже убегом невеста без тучана не могла уйти из дома. Поэтому родители часто эту сумочку прятали. Для свадебной церемонии ханты и манси не шили специальную одежду, главным было ее нарядность. Как и у других народов, после свадьбы невеста переезжала жить в дом жениха. Но были единичные случаи, когда было наоборот. Об этом рассказала старейший сотрудник музея «Торум Маа» Зоя Никифоровна Лозямова. Когда наступило ее совершеннолетие, она рассказала отцу ос своих симпатиях к одному молодому человеку. Отец был категорически против того, чтобы его единственная дочь ушла жить в дом будущего мужа. Поэтому он сразу поставил условие, жених переезжает жить к ним. Все так и произошло.
Свадебный обряд коренных народов претерпевал определенные изменения. Это было связано с изменением образа жизни народов ханты и манси. Но радует то, что в последнее время представители малочисленных народов, ведущие традиционный образ жизни, сохраняют данный обряд и проводят его согласно всем канонам.