- Мансийский
- Русский
Лӯим иӈ акв мир лупсатэ урыл потыр
Млты тлт ам Россияв янытыл лӯимт ос хтал нглын рт лнэ тва мирыт урыл потрыт хансыгласум. Тн мощщаг хультум мирыг ловиньтахтгыт, тувыл 2022-2032 тлыт сыс м янытыл ты мхум мирхал ООН колт рӯпитан кӯщаитн хансым нпаканыл щирыл лупсаныл ӯргалым ньщавет.
Ам ннан лӯимт лнэ иӈ акв мхум вылтыт потыртгум. Тыи тофаларыт, пс щирыл карагасы лввсыт, ты мхум Иркутский областьт хтал нглын рт Саяны нр ляпат лгыт. Ты сака нтнэ мкве, та мхум тнки халанылт ты лнэ м Тофаларияг намтысаныл.
Учёныит хосат тгыл тофалар-мхум ты кос ханищтыяныл ос тва пс йис наканыл хащтлыг хультгыт. Ос таи тра-паттысыт, тн ань щнь лтӈаныл тюрский группан алтайский лтӈыт нупыл ловиньтахты. влт тн самодийский ос кето нампа мир ляпат лсыт, таимгыс тванакт пс йис наканыл акван-тлыгтахтгыт ос щнь лтӈаныл акван ат рвлахтгыт. Тофы (тох тн тнкинныл тащирыл лвияныл) пс порат хнтлын врмалит паттат Саяны нр нупыл оясыт ос тот хт тӯйтхатыглахтасыт, та псыл тот та лгыт.
Яныгпла хтпаныл лвгыт, тн слы янмалтым лсыт, тот сака ёмас слы тпыӈ мт лгыт. Враныл свсыр вруй ньщис, т свсыр хӯл лыс. Мхум тот туи пил втгыт. Тофыт ань слы ат ньщгыт, тн ань рущ мхум халт луӈкве патсыт ос пс лупсаныл музей-колт суссылтавет.
Млты тлт таквсы Москва ӯсн «Сокровища Севера» суссылтапын ялмум порат Маргарита Спартаковна Метелица ёт вйхатасум. Н аман хотты мхум маснутыл масхатым лыс, таи пӯмщалым тав ляпатн минасум, китыглахтасум ос тав нумн лвыс: «Ам тыг Иркутский областьныл Алыгджер пвылныл ёхтысум ос ты суссылтапт мн тофалар мхум вылтыт потыртв. Тн янгыщ Иркутский областьт Нижнеудинский районт хӯрум пвлыт лгыт, тыи Алыгджер, Верхняя Гутара ос Нерха. Район ӯсаныл тыи Нижнеудинск.
Тофаларыт сака мощщаг хультум мхмыг лгыт, ань 800 свит лумхлас туп хультыс. Аквпал свитаныл щнь лтыӈ вганыл кос ос туп рущ лтӈыл пуссын потыртгыт. Мн ань ты хӯрум пвланувт тофаларский лтыӈ школат ханищтаӈкве ат ке патсӯв, ань тыг мус лтӈув хотталь та сōймынӯв. Пвланувт 1992 тлныл китыт классытныл ос нила класс мус ханищтахтын нврамыт тофаларский азбукан ханищтавет. Ты мхум хаснэ нпак щар ат щсыт, ос вруй совыт пнтнэ мгыс тнки ловиньтан лтыӈ щсыт.
выл букварь нпак тн мгсыланыл 1989 тлт Валентин Дмитриевич Рассадин щпитас ос тратас. Ань та нпакыл пуссын ханищтахтгыт».
Тувыл ам В.Д. Рассадин урыл лаль пӯмщалахтасум, насати, тав ижорско-финский щмьят самын патыс. Мнь порат такви арабский ос хатань лтӈыг ханищтас ос тувыл Ленинград ӯст А.А. Жданов нампа университетт монгол ос тюрк мхум лтӈаныл пӯмщалаӈкве патсанэ. 1963 тлт Валентин Дмитриевич Новосибирский университетт аспирантурат лаль ханищтахтас. Ос тот влт 1996 тлт филология наукат кандидатыг мтнэ мгыс «Лексика современного тофаларского языка» диссертация хансыс. Ётыл Улан-Удэ ӯст наука колт рӯпитас ос 1983 тлт «Тофаларский язык и его место в системе тюрских языков» нампа хансум диссертациятэ мгыс доктор научный намыл майвес. Св учёный хтпатн В.Д. Рассадин сымыӈ лтӈыл кставе, тав ретыл тофалар ос сойот-мхум лтӈагн ань тыг мус лг ос мт мирытн нпакыт щирыл ханищтавг.
Тамара МЕРОВА
Ещё об одном коренном малочисленном народе
Мы продолжаем вас знакомить с жизнью и общественной деятельностью представителей из числа коренных малочисленных народов России. Генеральная Ассамблея ООН период с 2022 по 2032 годы провозгласила Международным десятилетием языков коренных народов мира, тем самым привлекая внимание общественности к проблеме утраты языков малочисленных народов и к необходимости их сохранения, возрождения и популяризации во всех уровнях общественной жизни.
На этот раз речь пойдёт об ещё одном малочисленном народе – тофаларах, в литературе их можно встретить под устаревшим названием карагасы. Они говорят на тофаларском языке, который относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Тофалары проживают в Иркутской области под склонами высоких гор Восточных Саян. Здесь удивительно красивая горно-таёжная природа, но сама местность довольно изолирована от благ цивилизации, поэтому туда трудно попасть. Местные называют эту территорию Тофаларией.
Учёные до сих пор изучают происхождение этого народа, их обычаи и традиции своеобразны и загадочны. Им удалось лишь установить, что тофалары сформировались в результате сложного многовекового взаимодействия самодийских и кетоязычных племён, которые позднее были тюркизированы племенами туба. Затем спасаясь от монгольских завоевателей тофы (самоназвание народа) перекочевали вглубь Саянских гор, где и остаются по сегодняшний день.
По рассказам старожилов-тофов, они на протяжении многих веков занимались оленеводством, потому как места очень богатые ягелем, также жили за счёт таёжного промысла. Леса здесь богаты разными зверями, ягодами, а реки рыбой. Но со временем современные тофы уже утеряли оленеводство, говорят они на русском языке, а старинный уклад жизни видят и вспоминают теперь в музее.
В прошлом году на московской выставке «Сокровища Севера» о тофаларах мы узнали от Маргариты Спартаковны Метелица, преподавателя тофаларского языка в Алыгжерской школе. Она и другие женщины были одеты в необычный национальный костюм, и мы поинтересовались, какой народ они представляют: «Мы прибыли из Иркутской области, представляем малочисленный народ тофалары. Нас всего 800 человек, а чистокровных, имею в виду не метисов, их ещё меньше. Проживает этот народ на юге Иркутской области, граничат с тувинцами-тождинцами. В частности, семьи тофалоров остались лишь в трёх посёлках – Алыгджер, Верхняя Гутара, Нерха. Все они находятся в Нижнеудинском районе, центр Нижнеудинск.
В данный момент язык считается вымирающим, потому что мы все разговариваем на русском. Но в этих посёлках в среднеобразовательной школе со 2 по 4 классы мы изучаем тофаларский язык по одному часу в неделю. Изучаем с детьми тофаларскую азбуку, письменности у нас раньше не было, а язык существовал, и счёт всегда вели, поскольку люди считали пушнину.
1989 году был издан первый Букварь, автором которого стал Валентин Дмитриевич Рассадин. Благодаря букварю, мы сейчас можем изучать тофаларский язык. В школах как обязательный предмет начали преподавать с 1992 года, а сейчас считается как факультативный предмет».
Об авторе букваря захотелось узнать больше информации, и оказалось, что В.Д. Рассадин родом из Пскова, рос в ижорско-финской семье. Ещё в школьные годы увлекался восточными языками, самостоятельно изучил арабскую письменность и татарский язык. После школы поступил на восточный факультет Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова, где изучал монгольскую филологию и посещал лекции по древнетюркским языкам. В 1963 году Валентин Рассадин поступил в очную аспирантуру Новосибирского государственного университета, а в 1966 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Лексика современного тофаларского языка». Потом уехал в Улан-Удэ и поступил на работу в Бурятский институт общественных наук СО АН СССР. Там он защитил докторскую диссертацию на тему «Тофаларский язык и его место в системе тюркских языков» в 1983 году.
Вот, казалось бы, был совершенно сторонним человеком к тофаларскому народу, языку и культуре, а совершил такой великий вклад, внёс человеческий капитал в будущее коренного малочисленного народа.
Тамара МЕРОВА