- Мансийский
- Русский
Яныгхōтпат янытлаӈкве мньтгыл ханищтавесӯв
Млты слы ӯрнэ мхум мирхал хнтхатыглапаныл лум порат Ханты-Мансийск ӯсн мир св мныл атхатыгллсыт. Тн халанылт слыӈ н Элида Спиридоновна Атласова лыс. Тав ётэ потрамасум, врнэ тлатэ урыл китыглахтасум. Н лвыс:
– Ам Саха Якутия мныл ёхтысум, Нижнеколымский районт Андрюшкино пвылт лгум. Тот «Кэйгур» нампа слы ӯрнэ община ньщв, ам кӯщаиг паттувсум. Омагум-тягум, пагум-щащквагум ос ащйкагум-анквагум пуссын слы ӯрим лсыт, св рӯпитасыт.
Ты пс мхманув ань йис сосса мхумн номавет. Рӯпата мт план тварттасыт, каснэ мт выл местат вуйласыт, янытлавсыт. Мн ань с тн хольтаныл лв, слыт янмалтв, пс йис тланув лаль тотыянӯв.
Слы ӯрнэ мхум – нас мхум хунь. Мн слыянув ӯрв, янмалтв, тн ляпанылт пс мхманув щирыл лв, мнти лтӈувтыл потыртв, нвраманув янмалтыянӯв, ханищтыянӯв. Слыянув хосыт мн колыӈ мхум, юн ргыӈ, тнут ос маснут ньщв, нмат сав ат тотв.
– Ннти халынт, улпыл, щнь лтӈыл потыртэгн?
– Омам юкагир н, тям ос эвен хум. Тн мн ётув туп юкагир лтӈыл потыртасг, ты лтӈыл мн яныгмасӯв, потыртаӈкве хсв. Эвенский лтӈыл щащквав потыртас, таимгыс таве с вглув.
– Наӈ ань ты пальтувсовыл лгын, тамле маснутанын ннти нтыянн?
– Вим, мнти нсхатв. Мн колтглувт ат нврам яныгмасӯв, омавн ос тявн мньтгыл рӯпитаӈкве ханищтавесӯв. Тн лвсасг, мк таи – враяӈкве, хӯл алыщлаӈкве, тынтлахтуӈкве ос нсхатуӈкве вос хсв. Юкагир мирув маснут ос рнэ пормас вруӈкве вос ханищтахтв. Мнь нтмилыл вос нсхатв, мӯсхал щирыл вос щаквщв, лвг, тнт пормасанув нтнг тлгыт.
Мн щгтым ханищтахтасӯв, нсхатасӯв. Ань нвраманувн ос мньлат хтпатын нтв, хӯлтыглыянӯв, йис наканув ул вос сймгыт, вос вганыл, ханищтыяныл, лаль вос тотыяныл.
Пс порат лы мныл мн мвн хум хтпат н кинсуӈкве ёхталамыт. Яныгхтпанув лвсасыт, тн таи хӯлыгласыт, юкагир гит ос нквет сака мщтырыт, щаквщуӈкве мньтгыл хсгыт. Суп тӣвыр планыл с мӯсхал щирыл врияныл, нтмиланыл, стаплмтаныл ос мохлыланыл щар ат нӈкгыт. Таимгыс св юкагир гит мт мирныл хум врсыт.
– Ханты-Мансийск ӯсн хуньт ёхталасын?
– ти, ты мн выл щёс ёхтысум, татем ёмас, нтнэ мкве. Ты мирхал конгресс хнтхатыглапын Россияв янытыл лнэ мощщаг хультум мирыт слы ӯрнэ хтпаныл атхатасыт. Мн ань тыт тланув урыл халанувт потрамасӯв, хотьют хумус рӯпиты, маныр трвит ньщи.
Ам номсгум, лӯим мирыт лупсаныл, пс наканыл щар акв хурипат – Трум щув нупыл акв хольт сунсв, нанув, Хталув ос Ткквув янытлыянӯв ос пйкщиянӯв. Ос мк таи, мн пуссын мньтгыл оманувн-тянувн ханищтлвесӯв – щнь-щ лтыӈ, яныгхтпат лтыӈ хӯнтлуӈкве ри. Ам щмьямт ань яныгхтпанув пуссын тимыт, яныг увщиюв нупыл саманув хартыянӯв, тав лтӈе хӯнтлв. Россиявт мир пуссын тох лсыт те, ксыӈ мир, ксыӈ колтгыл стыӈыщ лнув.
Светлана РОМБАНДЕЕВА
Нас с детства учили уважать старших
В Ханты-Мансийск на VII Всемирный конгресс оленеводов гости собирались со всей страны. Представители коренных малочисленных народов России говорили о проблемах оленеводства – подготовка кадров для отрасли, создание новых механизмов реализации продукции, передача традиционных знаний.
Элида Спиридоновна Атласова приезжала из республики Саха (Якутия). Она является председателем кочевой родовой общины коренных малочисленных народов Севера – юкагиров «Кэйгур». Элида Спиридоновна поделилась впечатлениями о работе конгресса, рассказала о своей деятельности.
– Очень приятно быть в Ханты-Мансийске. Мне нравится это мероприятие, здесь решаются вопросы, способствующие развитию сферы оленеводства. И такой прекрасный праздник проходит – гонки на оленьих упряжках. Это говорит о том, что мы, коренные народы, не просто люди, а мы люди с оленями, со своей культурой, со своим языком. И нас всех объединяет олень, который даёт нам пищу, дом, тепло, семью.
Я представляю Нижнеколымский район посёлок Андрюшкино, где и находится наша община. Родилась я в тундре пятым ребёнком. Нас воспитывали родители, которые были оленеводами. Все наши дедушки, бабушки были знатные оленеводы, передовые, всегда занимали первые места. И нас учили, чтобы мы были сильными, выносливыми. Папа говорил: «Мои дети должны уметь рыбачить, охотиться, стрелять, мять кожу и шить».
– Элида Спиридоновна, традиционную одежду сами шьёте?
– Да, шью сама. Самое главное, мама нас научила шить национальную одежду. Я много общалась со своими бабушками, которые учили меня шить красиво. Они говорили, в прошлые времена, когда юкагиров было мало, все хотели взять в жёны юкагирок, потому что они с детства учились быть аккуратными, внимательными. И недаром бабушки говорили, если хотите посмотреть человека, посмотрите одежду с изнаночной стороны, она тоже должна быть аккуратно сшита. И если вы будете так мастерить, то выйдите замуж за хорошего человека. И мы всегда старались.
– Вы говорите на родном языке?
– У моей мамы родной язык юкагирский, у папы – эвенский. С нами они разговаривали только на юкагирском языке. А с отцовской стороны, его мама, наша бабушка, говорила на эвенском языке. Это разные языки.
Эвенский относится к тунгусо-маньчжурской языковой семье, юкагирский – это язык до недавнего времени говорили, что он изолированный язык, не имеет никаких родственных связей с другими народами. Но исследования последних лет показали то, что юкагирский язык тяготеет к уральской языковой семье, есть общие корни с такими языками, как саамский и нганасанский.
А если говорить о культуре северных народов, то у нас одни Хранители Божества – мы поклоняемся Солнцу, Реке, Духу Огня. У нас единое и то, что с детства нас учили всегда уважать старших. Вот в нашей семье это очень строго соблюдается. У нас последнее слово за старшей сестрой, если даже нам что-то не нравится, мы должны промолчать, потому что мы должны слушаться старших, не перечить им. Если будет сохранён такой метод воспитания, то я думаю, во всей России будет всё хорошо.
Беседовала Светлана РОМБАНДЕЕВА