- Мансийский
- Русский
Алыщлапыт суссылтавет
Сосса мхум пс йис тгыл враяӈкве хсгыт. Пс порат мхум манырсыр алыщлапыт врыгласыт, хумус вруй ктын-паттысыт, хум хтпат хумус масхатыгласыт – ты урыл «Трум Маа» музейт суссылтап врвес.
Ты музейт рӯпитан н Ирина Ксенофонтова потыртас, мньщи ос ханты хтпат тыг лмыгтаманыл псыл враяӈкве хсгыт. Тувыл рущит тыг ёхтуманыл юи-плт, мхманув потыл пинуӈкв патсаныл. Сосса мир лввсыт, манасвит вруй сов (нёхыс, щльщи, охсар, лӈын ос мт ӯит) тнанылн миӈкв ри.
Ты пот атым юи-плт вруй совыт пуӈктотнэ яныг ӯсн тотвсыт. Та йис порат ӯйсовыт олн пнтсыл ловиньтавсыт. Мхум тнт олн ат щсыт, вруй совыт мт пормасн манос тнутын пнтсаныл. Та щирыл пс порат лум мир халанылт та тыналахтасыт.
Матах стыра тл ювле хультум порат мк св вруй сов Тобольский губерният лум мир тн Российский бюджетн мисыт. Та порат акв тл сыс 200 стыра свит нёхыс сов, 10 стыра – смыл охсар сов ос 500 стыра – лныӈ сов тн тув та мисыт.
Щар мк ёмас тла советский власть порат лыс, тнт свсыр пвлытт, районытт прмат ӯнттувсыт. Св тл смыл охсарыт, нёхсыт, норкат янмалтавсыт. Та щирыл врт лнэ уит мощ слитавсыт ос тн та сыс мощ свмысыт.
Мнь пвлыӈ мтт лнэ хумыт та прмат мгыс хӯл пувсыт, тув тыналасаныл. Ксыӈ хтпа рӯпитас ос щмьятэ мгыс олн слыс.
Алыщлапыт урыл
Сосса хтпа хумус враяс, та урыл Вячеслав Кондин потыртас. Музейт алыщлапыт суссылтан мгсыл тваныл тав мниг врсанэ, мхум тнаныл сунсыгланныл порат тра вос паттыяныл – тав хумус врим лы, тавтыл вруй хумус пуваве.
Ты выставкат сака пс алыщлапыт ос свсыр пормасыт суссылтавсыт – трнялит, втыт, нлыт, ёсаг, товтсун, писаль ос мт свсыр пс ут. Хум хтпа лусыл манос нуй кувщил масхатым враяс, сыс плт сграпе ханас, щнутт св щп ньщис, враян мгыс рнэ утанэ пуссын ляпат лсыт, рнэ торыг тнаныл молях лмаяӈкве вēрмыс.
Ань ты йист тамле маснут нмхотьют ат ньщи, враян хумыт рущ маснутыл масхатуӈкв патсыт. Ос лпкат матыр-ти рнэ ут пуссын лы, патроныт, писалит, свсыр алыщлапыт ань ёвтуӈкв рви. Пс порат хумыт тнти сля ос саквнял патронын пинсыт, ӯй котыл ёсат нртсаныл. Тох ёмащакв щпитахтым врт мыгтасыт.
Яныгман нврамытн ты пс врмалит вӈкв ри, тн ат те ханищтыяныл, тох лщал-лщал мн пс лупса наканув сōймуӈкв та патгыт. Ос свсыр музейт тамле мк мньщи пормасыт туп та хультгыт.
Матъёмас тамле пӯмыщ суссылтапыт врыглавет. Мн, ӯст ōлнэ мньщи хōтпат, аквтуп мнь пвлыӈ мн ялсӯв.
Валентина УЗЕЛЬ
Выставка «Пушной промысел. Охота».
Под таким названием открылась первая выставка в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» в Ханты-Мансийске. На выставке представлены орудия лова, одежда и снаряжение охотника.
Охота для представителей коренных народов Югры всегда играла важную роль – это был мясной промысел, таким образом, они добывали пропитание, а также пушной промысел, из которого потом появилась целая отрасль, существующая до сегодняшнего времени.
В исторических источниках указано, на территории Югры существовало несколько княжеств, которые торговали с соседними народами. Работали ярмарки, на которых пушнину можно было обменять на посуду или воинское снаряжение. Но интенсивное развитие пушного промысла произошло тогда, когда Сибирь была присоединена к России. И для наполнения российской казны «мягким золотом» коренных народов обязали платить ясак.
В разное время орудия лова у малых народов были разные. Самым активным считалось копьё, затем появились луки. Ружья стали распространяться с начала 19 века. Вместе с этим стали появляться пороховницы, мешки для пороха, специальные мешки и сумки. Чуть позже появились капканы.
Для каждого охотника было важно не только орудие лова, но и костюм. На выставке показаны два вида такой одежды. Один из них лузан, сшитый для промысловика в середине прошлого века, в нём продумано все до мелочей – это и петля для топора на спине, множество карманов различного вида и предназначения. Второй – «кувщ», который хорошо спасал охотников от непогоды. Передвигались охотники на самодельных лыжах, подбитых камусом лося. На охотничьих нартах они перевозили продукты питания, орудия лова и другие необходимые предметы.
С появлением оружий и капканов, условия для охоты облегчились. Но и сейчас некоторые охотники из числа коренных народов используют самодельные и надежные орудия лова. Именно они позволяют сохранить шкурку животного в хорошем виде. На выставке представлены и другие старинные предметы, которыми пользовались охотники на промысле – ловушки на пушных зверей, луки с набором стрел, топоры, ножи, кремневое ружье.
Обские угры всегда считались искусными охотниками, прекрасно знающими пути миграций животных, их повадки. Стоит отметить, они никогда не добывали больше чем им нужно, давали возможность животному миру восполниться, и таким образом, сохранить многообразие окружающей среды.
Валентина УЗЕЛЬ