- Мансийский
- Русский
Сосса хтпат акван-хōнтхатыглгыт
Ты тпос нёлолов хōталт Ханты-Мансийск ӯст «Радуга» нампа мāнь нврамыт колт сосса хтпат акван-атхатыгласыт, нврамыт уральтан н Светлана Сулейманова тāн мāгсыланыл «Мāн ōлнэ мāв» нампа суссылтап щпитāлыс.
Щнит-щит ос тāн нвраманыл мāгыс видео ищхӣпыӈ ут хосыт суссылтасыт. Владимир Савельевич Меров, нврамыт ханищтан хум, «Лылыӈ сōюм» нампа колныл потыртас, хумыс мньщит мāхманув ёт пащалахтгыт ос ōсъёмасӯлум вāрыглгыт.
Мария Кузьминична Волдина, стихыт хаснэ ква, ос ханты щирыл ханищтасанэ.
Нврамыт уральтан хōтпат сосса мир ōлупса урыл потыртас, хумыс тāн ōлгыт, хум хōтпат хумус враēгыт ос хӯл алыщлгыт.
Владимир Семёнович Волдин хансум «āс мāхум» стихе хӯнтлысӯв, нт ос нврамыт «Куринька» йӣкв йӣквсыт, āмщит мā-вит урыл ханьщисыт.
Мӯй хōтпат сāв сосса мир маснут урыл потыртасыт:
– Ханты ос мāньщи мāхманув тāнки маснут ōньщēгыт, хум хōтпат тлы порат мольщаӈ масгыт, кват сахи, ты хорамыӈ маснутыт хантыт маньсакыл нтыяныл. Н хōтпат аквписыг сакныл хорамыт хартгыт – турлпсыт ос пальсакыт.
Акв ханты н тох лāвыс:
– Ам Кышик пāвылт самын патсум, тот яныгмасум, пāвлувт сāв ханты мāхманув ōлгыт. Мāнь нврамыт уральтан колт ханты пēс йис ōлупса ос щнь гирищит-пыгрищит ханищтыяныл. Хунь школат ханищтахтасум, ам йӣквнэ ос ргын «Мощ хот» нампа ансамблин ялантасум.
Анатолий Николаевич Брусницин, «Тōрум Маа» музейт рӯпитан хум, мāньщит урыл тох потыртас:
– Хунь мāн школат ханищтахтасӯв, нврамыт ханищтан хōтпа мāнав ханищтасанэ, мā-вит хумус пōслуӈкве ри. Ханты ос мāньщи нврамыт тох хурит пōслгыт, аквтуп нумыл сунсгыт: тӯрыт, т ос йӣвыт мāнь пōс хольт пōслымат. Кондинский районт ōлнэ мāхманув аквписыг хӯл алыщласыт ос вōраясыт.
«Мāн ōлнэ мв» нампа суссылтапн щнит-щит акван-атхатыгласыт, хотьют сосса мир пēс йис ōлупса урыл сāв вāг.
Редакцият рӯпитан хōтпат нврамыт уральтан мхумн яныг пӯмащипа лтыӈ ктгыт, тāн рнэ рӯпата щāнь лāтыӈ лаль тотнэ мāгыс вāрēгыт.
Оксана АЛБИНА
Северные посиделки
На прошлой неделе в рамках реализации программы «Родной край» в Ханты-Мансийске в детском саду №11 «Радуга» прошли северные посиделки под названием «Край, в котором я живу» организованные для детей и родителей из числа коренных малочисленных народов Севера, и посвящённые Дню образования Югры.
Для гостей и детей детского сада был показан видеоролик, где педагог детского этнокультурно-образовательного центра Владимир Савельевич Меров учит детей на мансийском языке словам приветствия и прощания, а хантыйская поэтесса Мария Кузьминична Волдина обучает хантыйскому языку.
На мероприятии ведущая рассказала о жизни коренных жителей Югры, которые проживают в местах традиционного природопользования, звучало стихотворение хантыйского поэта Владимира Семёновича Волдина «Ханты», был исполнен женский танец «Куринька», отгадывали загадки про рыб, обитающих в водоёмах округа.
Одна из гостей поделилась с участниками мероприятия со своими знаниями о нарядах обско-угорских народов: «У ханты и манси есть своя национальная одежда, у мужчин из зимней одежды – малица, сшита мехом вовнутрь, у женщин – сахи, у восточных ханты сшита из сукна, орнаментирована и украшена бисерной вышивкой. Женщины всегда носили традиционные нагрудные украшения, серьги и кольца.
Я родилась в посёлке Кышик Ханты-Мансийского района, где в основном проживают ханты. С детского сада нам прививали знания и любовь к исконным традициям народа ханты. Когда я училась в школе, занималась в детском ансамбле «Моньщ хот», что в переводе с хантыйского языка означает «Сказочный дом».
Анатолий Николаевич Брусницын, научный сотрудник музея «Торум Маа» рассказал об особенностях мышления народов ханты и манси: «Когда мы учились в школе и учителя давали задание нарисовать природу, то рисунки у детей ханты и манси получались иными, рисунок всегда был изображён сверху, например вот озеро, бежит речка и деревья изображены маленькими точками.
В Кондинском районе в основном занимались рыбалкой, а если брать северные территории, то это оленеводство, а также охота».
Северные посиделки «Край, в котором я живу» посетили дети и их родители из числа коренных малочисленных народов Севера и многие из них являются знатоками истории и культуры обско-угорских народов.
Благодарим учреждение за то, что детям прививают уважение к культуре коренных жителей и знаниями, тем самым привносят вклад в сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера.
Оксана АЛБИНА