Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Россия мтэ тот суссылтаве
  • Кӯщай н лххал тотнэ мхум ёт хнтхатыглас
  • Мньщи хтпанув округ миркол плыл янытлавсыт
  • Мнки рӯпатав урыл потыртасӯв
  • Ӯст слыӈ мхум кассыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Ялпыӈ-нёл-пвылт лнэ мньщи ква
  • Ам мирн нтуӈкв ксащгум
  • Трпит акван-атгум
  • Нврам ханищтан нг
  • Сосса мирыт лупса ханищтг

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Тучаӈыт ос мт пормасыт нтв
  • Щнь лтыӈ хтал
  • Ялпыӈ тӯя
  • Пупāпщитев хури ōльпыл пōслысыт
  • Пс накыт ӯргалыянӯв
  • Такви пслум хуриянэ суссылтасанэ

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

Вы здесь

Главная » Ялпыӈ-нёл-пвылт лнэ мньщи ква
  • Мансийский
  • Русский

Ялпыӈ-нёл-пвылт лнэ мньщи ква

Зоя Павловна Самбиндалова Хльӯс район Шайтанкат (Ялпыӈ-нёл-пвылт) лы. Мньщи ква Малеевка пвылт самын патыс, ётыл омаге-тяге ёт Шайтанка пвылн внтлас. 

Зоя Павловна такви лупсатэ ос рӯтанэ урыл мньщи газетав мгсыл тох потыртас:

– Ам омам наме Евдо­кия Ефимовна Лихачёва лыс. Рӯтанум Пс Шай­танка пвылт лсыт. Ты пс пвыл Шай­танканыл ат врыстат ӯнлыс. Омам потыртлыс, Лиха­чёвыт Нр тапал рныл тыг ёх­тысыт. Яныг ащōйкам Хльӯс пӯпколт са­ва­лап нвра­мыг яныгмас, тав 1846 тлт самын па­тыс. 

тям Павел Васильевич Самбиндалов наме лыс. пам Мнья-сӯнт п­вылныл тыг ёхтыс. Тнт, улпыл, хӯл с т алыщлас ос луӈкве тыт хультыс. Мнья-сӯнтыт лнэ рӯта­нув ёт тям вйхатас, ам иӈ нврамыг лсум, хунь тав тн палтаныл ялыс. Ам тай та мт лнэ рӯ­танум щар ат вщиньта­санум, нас вглум, тот Самбин­даловыт лгыт.    

тям 1941 тлт лӯпта тпост хнтлаӈкве тот­вес, юв 1943 тлт ктвес. Тнт «За отвагу» нампа мглын тагатан псыл майвес. Юн колхозт хӯл алыщлан хтпаг рӯпитас. Щмьяв яныг лыс, омагум-тягум лувыт, мисыт ос плят щсг.

Ам Восыӈтӯр пвылт 8 класс стласум. Тувыл Тюмень ӯсн минасум, туп акв тл тот ханищтах­та­сум. Омам гмыӈыг мтыс, ам юв вввсум. Тав акв тл лыс ос хотталь та щалтыс. тям яныгплаг мтыс, таве таккт хумус оссув­лылум, юн та хультсум, яныг ӯсн ханищтахтуӈкве воссыг аты минасум. Шайтанка пвылт вй врнэ стан­циян рӯпитаӈкве патха­та­сум. Колхозув хунь лкква-патыс, ам «Хо­рам» нампа организация мгсыл мщтырласум. Тамле тла Светлана Кирилловна Гындышева врыглас, мщтыр хтпат акван-атыгласанэ ос врум пормасанув лаль тыналасанэ. Ам хорамыӈ щулкиныт, пссат сагсум. Ты пормасыт сагуӈкве Анисья анквамн ханищ­тавсум. 

Зоя Павловна мньщи лтыӈ внэ хтпаг лы. ще св пс йис потрыт, ргыт, мйтыт вс. Тав палтэ свсыр учёный мхмыт пс потрыт ёл-хансуӈкве ёхталасыт. Акв порат венгр учёный н Ева Шмит тав ётэ хōнт­хатыглас ос тавныл св потрыт нпакн хансыс. 

Ялпыӈ-нёл-пвыл  втат яныг хвтас хуи. Пс порат мхум ты п­выл тра миннэ порат олнкр тот пхвтысыт. Яныг хвтас урыл «Āхв­тас ква» пс йис потыр лы. Зоя Павловна ты потыр тятныл хӯлыстэ: 

– Н тыр-йкатныл Рущ-тыр палт ояс. Тн ты мт аквъёт лмыгта­сг. Н пыг ньщас. Такви нв­раме алуӈкве таӈ­хы­стэ, Рущ-тыр та пыгрищ алуӈкве ат мистэ. Хоса ман вти лсыт, пыгрищ яныгмас, рыг, тксарыг мтыс, тав юртанэ халт щар тксарыг лыс. Пыг­ри­щит тав нупылэ акваг кантлысыт, манрыг тн хала­нылт тав акваг нх-паты.

Аквнакт ёнгынныл халт, пыгрищитн лльт нрасавес: 

– Рущ-тыр наӈ щнян нг тотыстэ. 

Пыг мньхпн тлыс, Тгт  алгаль минас. Эс Сюм пхыт смыл маснутыл масхатым кит хумыг ксаласаге. Тавн тн лвсг:

– Апыгрищ, наӈ янгыг мтсын, тксарыг мтсын. 

Тн хнтыг минасыт. Рущ-тыр аласаныл, пуӈксоваттэ хот-нуй­саныл, нӈкйӣвн нх-та­гатаса­ныл. Н оюӈкве таӈхыс, сып ёлы-плн тахамтас. Тн таве кр тыньщаӈыл пувсаныл. Тав сырманыл хвтасыг овумлас, ань тыг мус та мт хуи. хв­тас тармыл палин ке пи­ны­лын, суйты, хумус тав пунал тот рты. 

Зоя Павловна ос лвыс, яныг хвтас сып ёлы-плт акваг хуяс, юи-выл тлыт лӈх вруӈкве вылтавес,  втан тув хотталь лаквтувес.

Людмила ТЕТКИНА

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Ялпыӈ-нёл-пвылт лнэ мньщи ква
< previous
> next

Мансийская легенда «Ахвтас эква»

Зоя Павловна Самбиндалова родилась в небольшой деревне Малеевка, которая находилась в 15 километрах от деревни Шайтанка Берёзовского района. Когда началось укрупнение колхозов, её родители переехали в Шайтанку. Зоя Павловна о своих родственниках рассказывает:

- Мою маму звали Евдокия Ефимовна Лихачева. Отсюда в пяти километрах была Старая Шайтанка, родственники по материнской линии жили там. Мама говорила, её дед, получается мой прадед, сюда из-за Урала пришёл. Прадед сиротой в приюте при церкви в Берёзово рос, грамотным был. Мой дедушка Григорий Васильевич родился 1846 году.  

Отца звали Павел Васильевич Самбиндалов. Дед мой из Усть-Маньи был, отец ездил туда, с родней знался, мы-то их уже не знаем. Я только знаю, что родственники Самбиндаловы там живут. Отец воевал, его в июне 1941 года на фронт забрали. Вернулся в 1943 году после тяжёлого ранения. После тут в колхозе рыбаком работал. Семья у нас большая была, мы коров, лошадей и овечек держали.    

В Ванзетуре я окончила 8 классов, потом в Тюмень поехала, но там недолго училась, мама заболела, пришлось вернуться домой. Через год она умерла, отцу 80 лет было, его одного ведь дома не оставишь, так учиться больше и не поехала. Здесь на маслозаводе работала, потом совхоз развалился, без работы осталась. В 90-е годы Гындышева Светлана Кирилловна «Хорам» организовала, я там работала. Варежки, традиционные чулки вязала, поделки делала. Меня научила вязать бабушка Анисья. Я давно на пенсии, 15 лет как не работаю.

Зоя Павловна прекрасно знает мансийский язык, но как она говорит, в последнее время общаться на родном языке ей не с кем, носителей почти не осталось. Её отец знал много легенд, былин, сказаний. Женщина вспоминает, что когда отец уже болел, к нему приезжала венгерский учёный, исследователь обско-угорских языков и культур Ева Шмит. Сейчас Зоя Павловна сожалеет о том, что сама не записывала все сказки, легенды и предания, которые так хорошо знал её отец. Но одно старинную легенду, которая называется  «Ахвтас эква»,  женщина хорошо помнит. На берегу деревни Шайтанка лежит большой камень, и как гласит мансийская легенда, в нём заточена женщина. Об этом когда-то рассказал ей отец.  

 – Этот большой камень всегда здесь лежал, раньше люди мимо проезжали, кто копеечку бросит, кто чашечку поставит, такое место поклонения было,  –  рассказала Зоя Павловна. – А легенда про камень называется «Ахвтас эква» (Женщина камень).

Богиня тут жила, она мужа бросила и к  Рущ-Отыру (Русскому богатырю) сбежала. Они тут жили. Сын у неё был, она хотела его убить, но Рущ-Отыр не разрешил. Мальчик как в сказке рос не по годам, а по часам. Сильный был, всех мальчишек перебарывал. Дети на него обижались, что он такой сильный. И вот как-то мальчишки бросили ему в лицо: 

– Рущ-Отыр – не твой отец. 

Он сел в калданку и поехал вверх по реке Сосьве. А там Эс Союм. Оттуда двое мужчин в черной одежде выходят. И говорят ему: 

–  Ой, племянник как ты вырос, большой стал. 

Они потом вместе войной пошли, Рущ Отыра убили, скальп сняли и на лиственницу повесили. Мать хотела убежать и скатилась с горы, они её железным арканом поймали. А когда поймали, она с горя или со стыда в камень превратилась.

Старые люди говорили, если ухо к камню приложить, слышно, как в камне заточенная женщина из крапивы нити там прядёт. Камень этот всегда под горой лежал, а потом при строительстве дороги его к реке столкнули. 

Людмила ТЕТКИНА

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 5 (1311)
14.03.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика