- Мансийский
- Русский
Янге-мне щаквщисыт
Пс порат сосса мхум лвыгласыт, н нила лылы ньщи: акв лылы – пуӈке (танэ с тув ловиньтавет), китыт лылы – мглэ, хӯрмит – срге, нилыт – лглаге. Тнаныл пуссын сакныл врнэ хорамыл лап-пантуӈкве ри…
Тох Ханты-Мансийск ӯс «Трум Маа» музейт кӯщай вӈын н Ирина Степановна Ксенофонтова тав лвыс. Мньполь тпос 23-27 хталант музейт сакныл щаквщин ос йӣвныл ны-сн врнэ ханищтап лыс.
Н лаль тох потыртас: «Сосса н хоты рныл лы, супанэ-маснутанэ хосыт тра-паты. Суп врнэ мгыс мӯсхал щирыл тр ос сакыт прии те, ань акван вос рвгыт, тувыл пквпалыт мнь нтмилыл нтыянэ те, тнт тах супе ман тр халатэ нтнг сусхаты. Пс тгыл н хунь мт мт лнэ хум палт мины, тув внтлы, тот щнэ маснут нтуӈкве ханищтахты. Тувыл колтгыл мхманн, таквинтн акваг та мир маснут нтуӈкве та паты».
Ты ханищтап тох намалвес: XXV научно-практический семинар «Традиционные бисерные изделия обских угров и бытовая деревянная утварь». Тынакт нквет сакныл мглын тагатан хорамыт ат хартсыт, ханищтапаныл мт врмаль урыл лыс – ань пс тгыл мхманув суп ёлы-планыл, тйт сӯнтаныл, таныл ос лгыл маснутаныл хумус хорамтлсаныл. Хум хтпат ос сакыт ман нтнэ пормасыт пиннэ мгыс ны-сныт ос тотапыт врсыт.
Мхум Ханты-Мансийск коныпал, Сургут, Лянтор, Белоярский ӯсытныл, Касум, Кышик ос Полноват пвлытныл лсыт – «Народный мастер России» намыл маим нг Н.А. Гришкина ос И.С. Молданова, мщтыр нквет: С.М. Астапович, Н.А. Коновалова, Г.С. Молданова, И.К. Фирсова ос С.М. Сенгепова. Ханищтан мхум халт хум хтпаг рӯпитасыг – В.Ю. Кондин ос А.Н. Брусницин. Янге-мне нёлолов колнакт щаквщисыт.
выл хтал лпыл псныл хталъят пора мус учёный мхум, этнографыт ищхӣпыӈ ут хосыт потыртасыт, доклад-потрыт ловиньтасыт. Томск ӯс государственный университет профессор н, исторический наука доктор Ольга Михайловна Рындина тох лвыс:
«Пс щирыл ктыл матыр-ти щаквщин тла – ты мк рнэ врмаль. Матъёмас ань «Трум Маа» музейт рӯпитан мхум пс йис тлат нх-врмалтыяныл, ты урыл потыртгыт, свсыр хнтхатыглапыт втихал врыглгыт, мньлат мхум ханищтгыт. Ты рнэ тла хосыт сосса мирыт пс врмаляныл тах с мощ лгыт, ань ты йис мхумн вӈкве патавет».
Исторический наука кандидат Татьяна Александровна Молданова ханты суп нтнэ тла урыл акв-кит лтыӈ лвыс. Ань Сургутский районт лнэ тва нквет супаныл сака яныг хорамытыл нтыяныл, св сакытыл врияныл. Учёный н лвыс, пс мхум тамле яныг хорамыт ат врыгласыт, супаныл мнь пквпалыл нтыгласаныл. Тот лнэ мньлат мхум ань халанылт сома касгыт, хотьютэ хораманэ мк янгыт, лыл нӈкгыт, тав супе щар мк нтнэ. Тох тн слыл каснэ хтал кастыл щпитахтгыт, супаныл мирн вос ксалавет.
Мн лнэ мвт сак нмхуньт ат врыглавес, пс порат лы мныл тотыглавес. Щар выл щёс 17 нотт тыг тотвес. Тнт сосса мхманув мт мир ёт мощ вйхатаӈкве патсыт, ӯйхул сованыл ос хӯланыл рнэ пормас ос тнут мгыс пнтсаныл. Сакыт с та щирыл ктын-патталасыт.
Лтыӈ «бисер» – рущ лтӈын арабский мирныл ёхтыс, тн щираныл бусер манос бусра – хвтас хурип пувырсуп. Св сак Египет мт пс тгыл врвес. Мн мвт тнт Киев, Новгород ос Тмутаракань (ты ӯс Краснодарский крайт лы, ань Тамань ӯсыг лваве) ӯсытт врвес. Ётыл 1754 тлт Ораниенбаум ӯс ляпат Михайло Ломоносов рыл кумыска врнэ кол (стекольный фабрика) пӯсвес, сакыт тот ты вруӈкве патвсыт.
Ханищтахтам мхум халт Белоярский ӯсныл мньщи н Татьяна Ермиловна Тарасова лыс. Тав тын врнэ нуйтрлмт палт сакыт нтыс. Лви, тамле хорам нмхуньт ат вщинтлыс, ат врыглас, таимгыс ты нтнэ пормас вруӈкве патыс. Мньщи гирищит ос гит саганыл мт щирыл хорамтлсаныл.
с мньщи н Светлана Михайловна Астапович гирищит ос нквет лгыл маснут (тн лвгыт – ниры) сакыл хорамтаӈкве ханищтасанэ. Тав лвыс, пс порат с мхум лгыл маснутаныл сакыл тох хорамтлсаныл. Мщтыр н ёт св хтпа нсхатым ӯнлахлсыт, нврамыт с ханищтахтасыт. Мньщи гирищ Арина Низамова ксыӈ хтал нсхатас, лгыл маснутэ татем нтнг врме. Лви, ань вруӈкве ат лымитэ, юн тах стлытэ, тувыл музейн тотытэ.
Ханты н Галина Сергеевна Молданова нквет суп ёлы-планыл сакыл нтуӈкве ханищтасанэ. Лви, тав палтэ ат хтпа ханищтахтасыт, тваныл пормасаныл вруӈкве ат лымасыт. Кышик пвылныл ёхталам ханты н Альбина Дмитриевна Хорова тай суп слме нтыстэ. Н лвыс, суп ёлы-плэ сакыл хорамтаӈкве юн акв хтал сыс врмитэ, ты рӯпата ти сака трвитыӈ.
Ттап ос ны-сн врнэ колнакн нила хтал сыс св хтпа щалтсас, тват нас пӯмщалахтасыт, суссыт, тват ос мщтырласыт.
Виктория Шнырёва реставраторыг рӯпитаӈкве номсы, ги Москва ӯст Строганов нампа академият ханищтахты. Ань Ханты-Мансийск ӯст лнэ М-вит ос лумхлас музейн практикан ёхтыс, диплом-нпаке хаснэ мгыс пс па йильпииг щпитытэ. Ты семинарт ос сак пиннэ мгыс йӣв ны-сн ври. ги лвыс, ань м янытыл пс пормасыт врнэ тла нх-врмалтаӈкве патвес, музеитыт псыг мтум пормас св лы, тваныл йильпииг щпитаӈкве, нтуӈкве ри. Хунь ханищтахтын мныл сты, акв хотты музейн патхаты.
Вячеслав Юрьевич Кондин тох потыртас: «Ты колнакн мхум щалтсгыт, матыр-ти китыглгыт. Хӯрум хтпа ны-сн врсыт, тыт хӯльсаныл, тах мирн суссылтыянув. Касум пвылныл мщтыр хум Яков Никифорович Тарлин ёхтыс, тав мнамн нты, мхум йӣв ёргуӈкве ханищтыянэ».
Ты мщтыр хум пхат пыге Данил Кондин ӯнлыс, ны-сн врыс. Нврам китыгласлум, тамле рӯпата вруӈкве тавн мӯсты. Лвыс, атхунь мӯсты, тятн акваг нтаве, ханищтаве, свсыр пормас аквъёт мщтырлг.
26 хталт семинар рӯпататэ та оигпас. Юи-выл лтыӈ музей кущай вӈын н Эрика Петровна Сургутскова лвыс. Ищхӣпыӈ ут хосыт 125 хтпа потыр хӯнтлысыт, нила хтал сыс 44 кркам мхум ханищтахтасыт. Н ксыӈ хтпа янытластэ, лвыс, хунь тамле хнтхатыглап вргыт, пуссын тах тув с вос атхатгыт.
Светлана РОМБАНДЕЕВА
Семинар по изготовлению традиционных бисерных изделий и бытовой деревянной утвари
В этнографическом музее «Торум Маа» в Ханты-Мансийске 23-27 марта состоялся XXV научно-практический семинар «Традиционные бисерные изделия обских угров и бытовая деревянная утварь». В первый день прошла теоретическая часть в онлайн-формате на платформе Zoom, где приняли участие ведущие российские и региональные учёные и исследователи.
Доктор исторических наук, профессор Томского государственного университета Ольга Михайловна Рындина в своей приветственной речи сказала: «Технологии – это важнейшая часть нематериального культурного наследия. Её сохранению сегодня уделяется первостепенное внимание, первостепенное значение. И то, что на семинарах, которые проводятся регулярно в «Торум Маа», как раз и поддерживаются, восстанавливаются, закрепляются технологии традиционной культуры коренных народов Севера».
Практическая часть была посвящена технологии наращивания бисера на элементы одежды, обуви и головные украшения, а также изготовлению традиционной деревянной утвари под бисер и ящиков для хранения женских изделий.
Мастера приезжали из городов Сургут, Лянтор, Белоярский, из посёлков Казым, Полноват и Кышик. Носители традиций проводили мастер-классы – «Народные мастера России» Ирина Семёновна Молданова и Надежда Алексеевна Гришкина, мастерицы – Светлана Михайловна Астапович, Надежда Александровна Коновалова, Галина Сергеевна Молданова, Ирина Кузьминична Фирсова и Светлана Михайловна Сенгепова.
На открытии мастеровых площадок заместитель директора по научной работе Ирина Степановна Ксенофонтова рассказала, когда примерно коренные народы округа стали использовать бисер в качестве украшения, откуда его привозили: «Из истории бисера можно сказать, что на территории Югры он никогда не производился, это завозной материал. На Обском севере бисер стал появляться в 17-18 веках, когда у обских угров сложились довольно расширенные отношения с другими территориями. Завозился бисер восточными торговыми путями, позже через западные торговые пути. Бисер выменивали на пушнину и рыбу.
Название бисера происходит от арабского слова «бусер» или «бусра» – фальшивый жемчуг, своего рода камень. Римляне, завоевав Египет, распространили производство стекла. В России же в скифо-сарматскую эпоху бусы использовались в качестве украшения, и на мелких стекольных заводах в Киеве, Новгороде, Тмутаракани производились бусы, бисер и стекло.
Работа с бисером относится к самым распространённым художественным промыслам, как и в давние, так и в настоящие времена. Изделия из бисера есть в каждой локальной группе. Помимо декоративно-целевого назначения бисерных украшений, в том числе и одежды, есть такое мнение, что у женщины есть четыре души: Душа – голова, Душа – грудь, Душа – живот и Душа – ноги. Все эти части тела женщина закрывает украшениями».
Среди учеников была представительница народа манси Татьяна Ермиловна Тарасова. Она изготавливала бисерные украшения для накостников (восточные ханты). Рукодельница сказала, что нигде не видела технику изготовления таких украшений, поэтому очень интересно было с ней познакомиться.
Со Светланой Михайловной Астапович женщины и девочки учились шить традиционную летнюю женскую обувь – ниры (средне-обские манси). Мансийская девочка Арина Низамова старательно нашивала бисер на обувь, говорит, что уже получается, но только времени мало для того, чтобы изготовить ниры и сдать их в музей. Дома мама ей поможет доделать изделие, а потом сдадут в музей для выставки.
Мастером бисерного украшения по подолу платья была Галина Сергеевна Молданова. Учились у неё и молодёжь, и старшее поколение. Альбина Дмитриевна Хорова приезжала из села Кышик. Женщина рассказала: «Родилась я в маленькой хантыйской деревне Большой Бор. В село Кышик ездили на оленях за продуктами, а позже нас переселили туда, потому что далеко было ездить в школу. Шью традиционные хантыйские платья, халаты, украшаю их бисером. С возрастом больше начинаем тянуться ко всему родному, появляется желание мастерить традиционную одежду. Дома я могу за день украсить бисером подол платья».
Виктория Шнырёва сделала деревянную чашу. Вот что она рассказала: «Учусь я в Московской государственной художественной академии им. Строганова в магистратуре. Я реставратор, в настоящее время стажируюсь, прохожу практику в музее Природы и Человека. Там я сейчас реставрирую колыбель обских угров. Хочу поближе познакомиться с ремеслом, поэтому и пришла сюда. Росла я в Ханты-Мансийске, здесь у меня живёт мама, часто приезжаю домой. А это деревянная чаша для хранения бисера. Конечно, здесь есть свои сложности, и мне как девушке не хватает сил, но с помощью мастеров всё получается. Я считаю, что надо сохранять нашу культуру, историю и помнить об этом. Сама я русская, но традиционная культура ханты и манси мне интересна, я выросла в этой среде, и достаточно хорошо знакома с ней, и мне она близка».
Вячеслав Юрьевич Кондин рассказал, как у них проходит мастер-класс: «Мы с Анатолием Николаевичем Бруснициным являемся мастерами на площадке по изготовлению деревянных чаш для работы с бисером и деревянного короба для хранения женских рукодельных изделий. С нами работает «Народный мастер России» Яков Никифорович Тарлин. У нас пять учеников, один уже уехал домой, свою работу закончил.
Виктория Шнырёва очень старается, почти сделала свою чашу. Здесь самое главное, взяться, чтоб желание было, и всё получится». Рядом с мастером сидел его сын Данил Кондин, вырезал чашу из дерева. Молодой человек учится в десятом классе, говорит, что ему нравится работать с деревом, с папой часто что-нибудь мастерят, вырезают.
26 марта работа семинара была завершена. Участниками мероприятия стали 125 человек, 44 ученика прошли обучение на мастер-классах и получили сертификат о прохождении обучения. Руководство музея «Торум Маа» поблагодарили гостей, выразили слова благодарности мастерам и их ученикам. Если есть ученики, то традиционные бисерные изделия и деревянная утварь обских угров ещё долго будут передаваться из поколения к поколению.
Светлана РОМБАНДЕЕВА