Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ӯскант мхум мӯйлысыт
  • Патум мир номнэ мгыс
  • Вр ӯргалан хтпат рӯпатаныл
  • Мирн приим хтпат сапрнияныл
  • Мньлат гит-пыгыт ханищтавсыт
  • Вти кина-охсат пōслысыт
  • Москва ӯст лум вāрмалит
  • Щнь лтыӈ ханищтан тла

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Хнтлам хумыт кстыглавет
  • Рӯтаныл номияныл
  • пав-ащйкав Мувыӈтес пвылныл лыс
  • Хнтлам мāхманув ат ёрувлыянӯв
  • Трвитыӈ порат св рӯпитасыт
  • Валентина Дорофеевна Саратина 70 тлэ твлум кастыл янытлылӯв

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мйтыт урыл хурит пслн
  • Свсыр мирыт ӯсувн атхатыгласыт
  • «Трум Маа» музейт врим суссылтап
  • Ты хурит хнт порат пслувсыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Щнь лтыӈ ханищтан тла
  • Мансийский
  • Русский

Щнь лтыӈ ханищтан тла

с-угорский институтт нврамыт щнь лтӈыл ханищтан врмаль ос св мт рнэ тлат урыл мхум яныгпль тпос 26-27 хталыгт Ханты-Мансийск ӯст лум яныг конференцият потыртасыт. 

Учёный мхум ос университетыт, коллед­жит, школат ос свсыр мт мтт рӯпитан хтпат тув ввыглавсыт. выл хталт мхум нврамыт щнь лтӈыл ханищтан урыл потыртаӈкве акван-атхатыгласыт. 

Тн лы-планылт ха­нищтап ос наука департа­ментыт сосса отделт кӯ­щаиг рӯпитан н Оксана Рыжкова лтыӈ лвыс. Мн округувт ань 24 школат 1 стыра 565 нврамыт мньщи, ханты манос рн лтыӈ ханищтгыт. Ты халт 3 школат щнь лтыӈ урок щирыл врвес. Ты коныпал 13 садикыт 179 нврамыт щнь лтӈыл потыртаӈкве ханищтавет. 

Ямал мт Сеяха пвыл интернатыт рӯпитан рн н Клавдия Юрьевна Салиндер такви врнэ рӯпататэ урыл потыртас. Тав пвыл интернатыт рӯпиты, слыӈ мхум нвраманыл тот лгыт. 

Тн рн лтыӈ пуссын кос вганыл, тувыл тнки лтӈаныл хот ул вос ёрувлыяныл, Клавдия Юрьевна ёнгын кол тот врыс. Тн пуссын аквъёт мйтыт суссылтгыт. Нв­рамытын тох ёнгуӈкве сака пӯмащ. 

Аквта хталт учёны­юв Евдокия Ивановна Романдеева 95 тлэ тōвлум кастыл мхум акван-атхатыгласыт. Учёный хōтпа 2017 тлт тимыг мтыс. лме сыс тав мньщи лтыӈ урыл св нпак хансыс. Тав врум рӯпататэ, тратам нпаканэ урыл потыр тот лыс.    

Тнт с-угорский институтыт рӯпитан н Оксана Динисламова  мньщи лтӈыт ищхӣпыӈ утын акв мн хаснэ урыл потыртас. Ты врмаль рущ лтӈыл «лингвисти­ческий корпус» лваве. 

Хансым потрыт, мй­тыт, лххалыт свсыр мт ёл-хансым лгыт. Ань тот лнэ мньщи лтӈыт пуссын акван-атуӈкве ргыт ос акв ищхӣпыӈ мн вруӈкве. Ты рӯпата аквторыг св мхумн вруӈкве ри, тнт лтӈув ищхӣпыӈ ут хосыт толмащлаӈкве тах рви, тамле рӯпата ке враве, мньщи лтӈув хот ат сйми.

Китыт хталт мхум тнки потраныл ловинь­тасаныл. Москва ӯст языкознание институтыт рӯпитан учёный хум Василий Харитонов пӯ­мащ врмаль урыл по­тыр­тас. Тав лӯсум мнь­щит палт акв порат ялыс. 

Тнт нврамыт ёт «Мӈкв» нампа мйт ктыл пōслын кина вр­сыт. Ань тав нанай­ский лтыӈ ханищты, тот лнэ нв­рамыт ёт ōс акв тамле кинат пслуӈкве ханищ­тыянэ. Василий Сергее­вич лавыс: 

– Нврамыт ктыл ки­на­ныл пслуӈкве ст­гыт, мйт тнки ловинь­т­гыт. Тыщирыл акв-кит щнь лтыӈ тра ханищ­тгыт. Тнанылн ктыл кинат пслуӈкве ос тох нанай­ский лтыӈ ханищ­таӈкве сака мӯсты. Тнки лтӈыл потыртаӈкве молях выл­тахтгыт. 

Кит хтал сыс  св мхум хансум потраныл тот ловиньтасаныл ос тнки рӯпатаныл урыл потыртасыт. Ань с-угорский институтт рӯ­питан хтпат ты потрыт акван-атыяныл ос нпа­кыг тах тратыяныл. 

Людмила ТЕТКИНА

В Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок прошли значимые мероприятия

В Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок 26-27 апреля проходил комплекс мероприятий, направленных на развитие этнокультурного потенциала региона «Роль этнокультурного образования в современном культурно-информационном пространстве и образовательная политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». В его рамках состоялись межрегиональные научно-практические конференции, круглые столы, региональные семинары, мастер-классы. 

В течение двух дней участники обсуждали актуальные проблемы, теоретические и методические основы этнокультурного образования, а также современные подходы к реализации этнокультурного компонента в образовании. В мероприятиях приняли участие учёные, преподаватели ВУЗов, СУЗов, эксперты, учителя родных языков, а также журналисты газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос». 

В первый день, 26 апреля, прошла Межрегиональная научно-практическая конференция по вопросам этнокультурного образования обучающихся «Этнопедагогические ориентиры в поликультурной образовательной среде: традиции и новые вызовы» в очном и онлайн формате».

Выступая с приветственным словом, начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера департамента образования и науки Югры Оксана Рыжкова сообщила, в  24 школах региона 1 565 учащихся изучают родной язык. Из них в 3 школах его преподают как учебный предмет. Кроме этого в 13 учреждениях дошкольного образования, в 4 организациях дополнительного образования 179 детей изучают родные языки.

Данная конференция стала площадкой для профессионального диалога, направленного на улучшение системы образования в Югре, и обмена опытом практикующих педагогов.

О своём опыте работы с детьми рассказала воспитатель Сеяхинской школы-интерната Ямало-Ненецкого округа Клавдия Салиндер. В интернате в посёлке Сеяха проживают дети оленеводов, которые хорошо знают ненецкий язык. Чтобы учащиеся не забывали родной язык, для них воспитатель организовала театр сказок. Дети, участвующие в самодеятельном театре, все постановки показывают на ненецком языке. Такие занятия помогают приобщать ребят к духовной культуре, а также служат площадкой для постоянного общения на родном языке.  

Педагог с многолетним стажем Владимир Меров на конференции поделился опытом работы. Тема его доклада звучала так: «Обско-угорская музыкальная культура в воспитательной работе с детьми». На протяжении многих лет он преподает в Детском этнокультурно-образовательном центре города Ханты-Мансийска. За эти годы Владимир Савельевич взрастил не одно поколение ребят, которые овладели всеми тонкостями игры на традиционных инструментах. Педагог рассказал о методике преподавания игры на традиционных музыкальных инструментах. 

В этот же день состоялся круглый стол «Мансийский язык: современное состояние и перспективы развития», посвящённый 95-летию со дня рождения доктора филологических наук Евдокии Ивановны Ромбандеевой. 

На мероприятии были  представлены сообщения о вкладе учёного в изучении мансийского языка и подготовке учебных пособий для образовательных учреждений Югры. Обсудили её роли в создании Обско-угорского института прикладных исследований и разработок и подбора научных кадров, а также о перспективах развития мансийского языка. На круглом столе с докладом «О концепции создания Национального корпуса мансийского языка» выступила кандидат филологических наук, научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Оксана Динисламова. В своём выступлении она дала определение корпусной лингвистики, рассказала о структуре, и об имеющейся на сегодняшний день языковой базе мансийского языка. Так, в настоящее время репрезентативным, объёмным источником текстов является газета «Луима сэрипос». Сайт газеты определённо можно считать цифровой базой. Достаточно большой электронный ресурс содержит Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. А библиотека института имеет  богатую коллекцию неоцифрованного материала. Определённую базу содержит Диалектологический атлас, также электронные материалы на мансийском языке имеются на сайтах научных институтов России и зарубежных стран. В настоящее время ведётся поиск ресурсов, содержащих тексты на мансийском языке, которые могут быть использованы для создания лингвистического корпуса.    

На второй день, 27 апреля, состоялись мероприятия, на которых обсуждались успешные практики в этнокультурном образовании.

На одной из этих площадок выступил научный сотрудник Института языкознания Российской академии наук (г. Москва) Василий Харитонов с докладом: «Любительский мультфильм по сказке: как сделать и как применить на уроках родного языка». Василий Харитонов поделился опытом работы с детьми и создания мультфильмов на родных языках. Побывав в научной экспедиции у лозьвинских манси в Свердловской области, он учил мансийский язык, а также вместе с детьми сделал любительский мультфильм по мотивам мансийской сказки «Менгкв». Теперь данную практику он применяет в работе с нанайскими детьми. По его словам, работа с этими детьми отличается тем, что они не знают родного языка, но в процессе рисования мультфильма и его озвучки дети быстрей запоминают слова на нанайском языке. Снимать свой собственный мультфильм – это всегда интересно, поэтому такие занятия всегда по душе школьникам.

По итогам комплекса мероприятий планируется издание сборника научных материалов. 

Людмила ТЕТКИНА

Рубрика: 
Лххалыт - Новости
Номер Луима сэрипос: 
№ 9 (1291)
11.05.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика