Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

  • Соссаӈ н хтпат маснутаныл хорамыл нтыяныл

Лххалыт - Новости

  • Пусмалтан врмалит урыл лххал
  • Ӯс мхум ӯльпат ос нӈкыт ӯнттысыт
  • Миркол кӯщаит рӯпатаныл урыл
  • Пс порат ӯнттым мпар
  • Музеит ткотиль мус рӯпитасыт
  • Хнтлам мхум 9 май Победа хталыл янытлавсыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Лӈхыт трвитыӈ нак мтыс
  • Мт ӯсыт ёт акван- нтхатнэ врмаль щпитаве
  • Ханты газетат рӯпитан хтпат нпак тратасыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тав щнь лтӈтыл нврамыт ханищты
  • Ащйкатэ ос анкватэ номияге
  • Потраныл щаныл урыл лсыт
  • Ащйкатэ ос анкватэ номияге
  • Потраныл щаныл урыл лсыт
  • Тн щтл яныгмасыт
  • Соссаӈ мхум яныг ӯсн суссылтап тотыгласыт
  • Мньщи поэтув номилӯв
  • Св нврамыӈ колтгыл
  • ква такви йкатэ урыл потыртас
  • Таратов мхманув урыл

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Соссаӈ н хтпат маснутаныл хорамыл нтыяныл

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Яныг хнт порат тн св рӯпитасыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)

Вы здесь

Главная » Соссаӈ н хтпат маснутаныл хорамыл нтыяныл
  • Мансийский
  • Русский

Соссаӈ н хтпат маснутаныл хорамыл нтыяныл

Сургутский районт лнэ МУК «Лянторский центр прикладного творчества и ремёсел» колт рӯпитан н Д. Бектошева соссаӈ мхум хорамыт урыл потыр хансыс, нн ань лаль тав потре ловиньтэлн:
– Ам сакныл свсыр пормасыт вруӈкве ханищтахтгум. Тув ялантанэм сыс ханты мхум культураныл урыл свсыр тлат вӈкве патсум. Акв щёс мн «Хантыйские мотивы» выставкан ялсӯв, тот сака пӯмыщ пормасыт ксаласум – ӯйхул, товлыӈ ӯй ос хӯл совыл свсыр пормасыт ос маснутыт нтым лгыт. Ксыӈ пормас такви щирт врима, мщтыр хтпа наме тув хасвес. 
Мньщи ос ханты мхум маснутаныл насати ӯйхул манос хӯл совныл нтыгламаныл. Слы сов ёмащакв тынтлыяныл, йиныяныл, хорамыт яктгыт, тувыл ущта нсхатуӈкве ӯнтгыт. Маснут ман матыр пормас хорамыл нтыяныл, щаквщгыт. Тамле маснут татем нтнг сусхаты. Ты рӯпата рущ щирыл тох лваве: мозаика из ровдуги.
Ам ань исследовательский рӯпатам та урыл лы – соссаӈ мхум пс порат хорамныл хумус якытллсаныл, манарыл рӯпитасыт, касай ман маныр щсыт. Хорам яктуӈкве амти с ханищтахтгум. Хунь ты тла ёмащакв тра-паттылум, мастер-класс вруӈкве номсгум - рӯпатам тах мирн суссылтылум.
Соссаӈ мир маснутаныл ханищтан учёный мхум хансум нпаканылт тамле сов урыл акв-кит лтыӈ туп хансыгласыт. Ам Анжела Егоровна Обирина нныл хӯлыгласум, тав нум ханищтытэ. Тав ос Большой Юган  втат, Колсомовы нампа врыӈ мт лнэ ханты н Екатерина Егоровна Усанова палт ханищтахтас. 
Ты рӯпата кӯпнит ти. Сов нтнэ лы-плт рнэ пормасыт пуссын акван-атуӈкве, ляпан тотуӈкве ргыт. Рӯпата тох ты враве:
1. Сов влт ёмащакв тынтлаве.
2. Сов сартнэ льп нӈк йӣв совыл враве, льпыл сартаве.
3. нсхатан мгыс тн щпитаве. Сов тныл нтаве. Стапыл нтуӈкве патв те, стап тув яктхаты, сов хот-маныгтытэ.
4. Хорамыт нтнэ сов кминьтаг вос лы, ас ул вос ньщи.
5. Ёмас яныт тк касай лмитэ плпыӈыг вос лы. 
6. Сов яктын мгыс прт щпитаве. Ксыӈ хтпа тавн рнэ прт вос хнты. Тва мнь парт трмыл якты, тван ос яныг прт тармыл рӯпитаӈкве кӯпнитнуве. Пртэ састум вос лы.
Сов сака мори якытлаӈкве ат ри, мощ юв-ӯруӈкве ри. льпыл сартым кит сыр совыг акв тармыл пинавг, хорамыл щуртавг, тувыл ты китпис совыг аквторыг яктавг. Мньщи ос ханты мхум янгыщ тамле хорамыт врыгласыт: «Хльйив тов», «Хльйив мнь тов» ос «Слы ньт». Ты хорамыт сака ёмащакв нӈкгыт, сусхатгыт. 
Ты рӯпата тн пс йис тгыл врыгласаныл, хаснэ йӣв ат щсыт, нматарыл ат щуртсыт. Ксыӈ хорам тн номим щсаныл, плпыӈ ксаил яктысаныл. Хорам мӯсхал щирыл яктаве те, тнт рӯпата лаль ёмащакв мины. Ос хунь сви яктаве, хорам тув-ломырлы ман сви хартуӈкв паты. Сртын хорамыт вланыл акван-лтумтлавет, ты юи-плт ущ акван-нтуӈкве патавет. 
Совыл нтум хорам св тл ньщуӈкве рви. Лгыл маснут хот те хащлы, хорам хот-хлматаӈкве рви, йильпииг нтнэ лгыл маснут палт нтуӈкве рви. Тав лаль с акв-тох йильпииг сусхатуӈкве паты. Маснут тслуӈкве с хсуӈкв ри – хот-ёсвес те, мори пхвтуӈкве, тагматаӈкве ат ри, хталктн ул вос ёхтаве, кӯр тармыл пинуӈкве ат ри. лнаӈ соссаӈ мхум маснутаныл сӯмьяхыт щсаныл, тув нматыр ӯй ман мпорсӯйрищит хӈхуӈкве ат врмысыт, пормасаныл ӯйитн ат тйвсыт, хот ат сайсыт. Ань тамле рӯпата мрсыӈ хтпа ври. Тн врнэ хтпа с мощща. Мхум янгыщ лпкаӈ маснут ёвтгыт, таимгыс ты тла хот-ёрувлаӈкве патвес. Ты мгыс ам сымум сака щрги, татем рнэ тла, татем нтнэ рӯпата хот та ёрувлахты. Таве ри торген мирн суссылтаӈкве, хотьют рыӈ вруӈкве паты, тавныл ос мт мхум ханищтахтуӈкве патгыт. 
 
Ты потыр мньщи 
лтӈыг С. Ромбандееван толмащлавес.

 

Мозаика из ровдуги – древнее ремесло ханты

Посещая кружок по бисероплетению в Лянторском центре прикладного творчества и ремёсел, я познакомилась с традиционной культурой ханты. На занятиях каждый раз я узнаю что-то новое. Вместе с ребятами нашего кружка «Солнышко»  я посетила выставки "Хантыйские мотивы", где были представлены работы местных мастеров. Каждая вещь по-своему уникальна, имеет свою историю. Именно там меня впервые заинтересовали изделия из ровдужной мозаики.

Народы ханты и манси для пошива одежды и обуви использовали только природные материалы: шкуры диких и домашних животных, птиц и рыб.

Из оленьих шкур путём длительной и кропотливой работы, получали ровдугу – замшу, а из ровдуги делали ровдужную мозаику. Ею ханты украшают одежду, обувь, сумки и другие предметы быта. Ровдужные орнаменты делают изделия более заметными, законченными, обогащая цветовую гамму затейливыми узорами.

Моей целью исследования является изучение  технологических особенностей ровдужной мозаики в изделиях народа ханты.

Для этого мне необходимо:

- собрать и изучить литературу по выбранной теме;

- исследовать способы изготовления орнамента в технике мозаики из ровдуги;

- научиться вырезать орнаменты по коже;

- провести мастер-класс по вырезанию орнамента из кожи;

Для лучшего понимания работы предлагаю небольшой глоссарий:

Ровдуга - замша из оленьей шкуры;

Сухожильная нить - нить, скрученная вручную из предварительно высушенных и обработанных оленьих жил;

Обух  ножа - это верхняя кромка лезвия.

Режущая кромка лезвия – нижняя заострённая часть лезвия.

Остриё – тонкий колющий кончик инструмента.

Мездра – слой подкожной клетчатки на невыделанной коже, шкуре.

Ученые, изучающие материальную культуру северных народов, к сожалению, не останавливаются подробно на технологических особенностях изготовления мозаики из ровдуги. В работах А.А. Богордаевой и Н.В. Лукиной буквально одной строкой упоминается этот вид орнаментального искусства. У А. А. Богордаевой читаем: «В одежде обских угров представлены все виды за исключением мозаики из кожи, что объясняется редкостью этого материала».[1]

В книге Н.В. Лукиной «Формирование материальной культуры хантов (восточная группа)» мозаика из ровдуги упоминается в разделе «Обувь», где написано: «Юганские ханты к головке пришивали орнаментированную полосу - мозаику из ровдуги».[2]

В книге С. В. Иванова  «Орнамент народов Сибири, как исторический источник. Народы Севера и Дальнего Востока» написано:  «Много общего с меховым имеет орнамент, нанесённый на ровдугу краской», так же в этой книге  описывается вырезание меховой мозаики. Данный способ идентичен изготовлению мозаики из кожи. «Допустим, что мастерице хотелось украсить меховую одежду бордюром из серии меховых квадратиков, поставленных на угол и опирающихся на треугольники или бордюром  из светлых и темных квадратиков и треугольников. Для этого нужно было заготовить значительное число совершенно одинаковых по размерам и геометрически точных фигур, сложить их в полосу и скрепить друг другом с помощью стежков сухожильной нити. Но как бы ни старалась мастерица вырезать квадратики и треугольники одинаковыми и ровными, они при сшивании не всегда плотно прилегали друг другу краями: одни косили, другие налегали один на другой. Несмотря на значительную трату времени, работа получалась неряшливой, узор – неровным. Тогда-то, видимо, и открыт был способ вырезывания слитного узора одновременно из двух наложенных друг на друга полос тёмного и светлого меха. Этот способ, несомненно, облегчил работу и сократил время для исполнения орнамента. Каждая такая полоса состояла из темной и светлой частей и относилась к таким же частям другой полосы, как позитив к негативу: светлые части одной соответствовали тёмным частям другой и наоборот»[3].

Поэтому самым главным источником информации для написания этой работы стал опыт моего руководителя Анжелы Егоровны. Она научилась этому у мастера Екатерины Егоровны Усановой, проживающей в юртах Колсомовы на реке Большой Юган.

Изготовление ровдужной мозаики проходит в несколько этапов. На предварительном этапе следует заранее подготовить все необходимые материалы.

Выделать шкуры и изготовить из них ровдугу. Существует два способа выделки кожи. В первом способе пимские ханты мездру удаляют с двух сторон. Во втором способе - юганских ханты – мездра удаляется с одной стороны, со второй просто убирается ссохшаяся шерсть, а мездра сохраняется, ее можно мочить водой, протирать влажной тряпочкой при загрязнении. Анжела Егоровна считает метод юганских ханты наиболее подходящим для ровдуги, так как кожа при этом остается мягкой и эластичной, а блестящая плёночка предохраняет кожу от влаги.

Изготовить краску из натуральных красителей и окрасить ровдугу. Кожу для выполнения орнамента необходимо красить, для этого применяются только натуральные красители.

Изготовить сухожильные нити. Сшивать ровдужную мозаику нужно только тонкими сухожильными нитями. Они бережно и аккуратно скрепляют разные кусочки кожи, избегая разрывов и деформации кожи.

Правильно подобрать ровдугу. Ровдуга должна быть гладкой, ровной, без шероховатостей.

Выбрать нож. Лезвие ножа должно быть острым, крепким. Лучше всего подойдет нож с чуть заостренным концом, среднего размера.

Выбрать доску для вырезания орнамента на ровдуге. Доска должна быть удобной. Кому-то удобнее работать на большой доске, кто-то предпочитает небольшую дощечку. Но при любом размере доска должна быть ровной, без зазубрин.

Ровдуга всегда была «дефицитом», её следовало экономить. Поэтому мастерицы опытным путём пришли к безотходной технологии: светлый и тёмный кусок ровдуги накладывали друг на друга и вырезали сразу две полосы с одинаковым узором. Тёмную полосу вшивали в светлую тонкими сухожильными нитями. Получались контрастные зеркальные элементы.

Чаще всего использовались орнаменты «Ветка берёзы», «Молодая ветка берёзы», «Оленьи рога», так как именно эти орнаменты состоят из четких линий.

Раскроем орнамента ханты занимались издревле. Они не пользовались ручкой или карандашом. Они мысленно представляли орнамент, затем с помощью острия ножа и указательного пальца левой руки определяли направление движения резьбы, при этом обязательно учитывалась параллельность и перпендикулярность элементов.

Правильная геометрия вырезания орнамента играла и сейчас играет важную роль в выполнении ровдужной мозаики. Качество готового изделия напрямую зависят от точности орнамента.

После того, как подготовили все необходимые материалы для работы, и подобран орнамент, приступаем к основному этапу: вырезанию орнамента на ровдуге. Предварительно на светлый кусок ровдуги с изнаночной стороны  наносим орнамент. Орнамент можно нарисовать самостоятельно, либо используя шаблон. Берем окрашенный кусок ровдуги, кладём  светлой стороной вверх. Сверху на неё кладём светлый кусок ровдуги изнаночной стороной вверх, именно здесь нарисован орнамент. Здесь  очень важно, как сложены между собой детали. При неправильном расположении деталей не получится мозаика. Детали сшиваем между собой  по краям, чтоб они не съезжали. При вырезании кладём  заготовку на доску  нарисованным орнаментом вверх.

Берём нож, держим указательным пальцем за обух ножа. Прикладываем кончик лезвия к точке начала орнамента. Прорезаем рывками с надавливанием  пальцем на кончик ножа. (Не ведём ножом по рисунку). При вырезании орнамента нож необходимо держать прямо, углы вырезаются под прямым углом, иначе при пошиве орнамент потеряет свой вид.

 После того, как вырезали орнамент, снимаем по краям  нитки. Детали между собой, разъединяем, разбираем полоски, их стало четыре - две белые и две коричневые. Обычно такие полосы вырезают для вставки  обуви. Белую орнаментальную полосу вставляем в прорезь коричневой, коричневую – в прорезь белой. С изнанки мелкими стежками и ровным швом через край  сшиваем обе полоски вместе. Шьём тонкими сухожильными нитками. При пошиве нужно учитывать, чтоб стороны были одинаковые. Нельзя  перетягивать одну из сторон.  Так же со слов моего руководителя Анжелы Егоровны  очень важную роль в мозаике имеют угловые элементы орнамента. Поэтому необходимо  следить за угловыми элементами, чтоб они были прошиты под прямым углом. От этого зависит внешний вид орнамента.

Изделие из ровдуги – не лоскутное изделие. Размер будущего изделия - основа.

Если задумана сумка, то и орнамент вырезается на куске ровдуги, равной размеру будущего изделия с припусками по краям.

Орнаментированные изделия из ровдуги долговечны. Например, орнаментированные вставки для обуви, при износе обуви, перешиваются на новую обувь. Орнаментированные сумочки при потере изначально внешнего вида, подкрашиваются, после чего приобретают изначальный вид. Особое место для сохранения изделий занимает их  уход за ними. Изделия должны хранить в прохладном тёмном помещении. При намокании сушить в теплом месте, избегать попадания прямых солнечных  лучей, не держать вблизи огня.

На стойбищах изделия с ровдужной мозаикой хранят в лабазах. Там созданы все условия для удобного хранения и защиты от моли, грызунов и мелких зверей.

Выбранная мною тема крайне актуальна на сегодняшний день, потому, что уникальная технология мозаики из ровдуги постепенно утрачивается. Сегодня единицы мастеров владеют этой техникой. Сложный способ орнаментации вытесняется более простыми - окрашивание, вышивка бисером, использование полосок ткани. Из обихода юганских ханты совсем исчезла летняя орнаментальная обувь, её заменили покупные сапоги, тапочки.

Все реже держат оленей, и нет сырья (ровдуги и сухожильных нитей). Редкая семья сохранила традицию изготовления краски из коры лиственницы. А вместе с тем это уникальное ремесло обязательно нужно сохранить.

Редкая красота и лаконичность традиционных орнаментированных изделий - наука для нынешних дизайнеров.

Дислобархон Бектошева,

перевод на мансийский язык Светланы Ромбандеевой

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 10 (1100)
20.05.2015

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика