- Мансийский
- Русский
Соссаӈ н хтпат маснутаныл хорамыл нтыяныл
Мозаика из ровдуги – древнее ремесло ханты
Посещая кружок по бисероплетению в Лянторском центре прикладного творчества и ремёсел, я познакомилась с традиционной культурой ханты. На занятиях каждый раз я узнаю что-то новое. Вместе с ребятами нашего кружка «Солнышко» я посетила выставки "Хантыйские мотивы", где были представлены работы местных мастеров. Каждая вещь по-своему уникальна, имеет свою историю. Именно там меня впервые заинтересовали изделия из ровдужной мозаики.
Народы ханты и манси для пошива одежды и обуви использовали только природные материалы: шкуры диких и домашних животных, птиц и рыб.
Из оленьих шкур путём длительной и кропотливой работы, получали ровдугу – замшу, а из ровдуги делали ровдужную мозаику. Ею ханты украшают одежду, обувь, сумки и другие предметы быта. Ровдужные орнаменты делают изделия более заметными, законченными, обогащая цветовую гамму затейливыми узорами.
Моей целью исследования является изучение технологических особенностей ровдужной мозаики в изделиях народа ханты.
Для этого мне необходимо:
- собрать и изучить литературу по выбранной теме;
- исследовать способы изготовления орнамента в технике мозаики из ровдуги;
- научиться вырезать орнаменты по коже;
- провести мастер-класс по вырезанию орнамента из кожи;
Для лучшего понимания работы предлагаю небольшой глоссарий:
Ровдуга - замша из оленьей шкуры;
Сухожильная нить - нить, скрученная вручную из предварительно высушенных и обработанных оленьих жил;
Обух ножа - это верхняя кромка лезвия.
Режущая кромка лезвия – нижняя заострённая часть лезвия.
Остриё – тонкий колющий кончик инструмента.
Мездра – слой подкожной клетчатки на невыделанной коже, шкуре.
Ученые, изучающие материальную культуру северных народов, к сожалению, не останавливаются подробно на технологических особенностях изготовления мозаики из ровдуги. В работах А.А. Богордаевой и Н.В. Лукиной буквально одной строкой упоминается этот вид орнаментального искусства. У А. А. Богордаевой читаем: «В одежде обских угров представлены все виды за исключением мозаики из кожи, что объясняется редкостью этого материала».[1]
В книге Н.В. Лукиной «Формирование материальной культуры хантов (восточная группа)» мозаика из ровдуги упоминается в разделе «Обувь», где написано: «Юганские ханты к головке пришивали орнаментированную полосу - мозаику из ровдуги».[2]
В книге С. В. Иванова «Орнамент народов Сибири, как исторический источник. Народы Севера и Дальнего Востока» написано: «Много общего с меховым имеет орнамент, нанесённый на ровдугу краской», так же в этой книге описывается вырезание меховой мозаики. Данный способ идентичен изготовлению мозаики из кожи. «Допустим, что мастерице хотелось украсить меховую одежду бордюром из серии меховых квадратиков, поставленных на угол и опирающихся на треугольники или бордюром из светлых и темных квадратиков и треугольников. Для этого нужно было заготовить значительное число совершенно одинаковых по размерам и геометрически точных фигур, сложить их в полосу и скрепить друг другом с помощью стежков сухожильной нити. Но как бы ни старалась мастерица вырезать квадратики и треугольники одинаковыми и ровными, они при сшивании не всегда плотно прилегали друг другу краями: одни косили, другие налегали один на другой. Несмотря на значительную трату времени, работа получалась неряшливой, узор – неровным. Тогда-то, видимо, и открыт был способ вырезывания слитного узора одновременно из двух наложенных друг на друга полос тёмного и светлого меха. Этот способ, несомненно, облегчил работу и сократил время для исполнения орнамента. Каждая такая полоса состояла из темной и светлой частей и относилась к таким же частям другой полосы, как позитив к негативу: светлые части одной соответствовали тёмным частям другой и наоборот»[3].
Поэтому самым главным источником информации для написания этой работы стал опыт моего руководителя Анжелы Егоровны. Она научилась этому у мастера Екатерины Егоровны Усановой, проживающей в юртах Колсомовы на реке Большой Юган.
Изготовление ровдужной мозаики проходит в несколько этапов. На предварительном этапе следует заранее подготовить все необходимые материалы.
Выделать шкуры и изготовить из них ровдугу. Существует два способа выделки кожи. В первом способе пимские ханты мездру удаляют с двух сторон. Во втором способе - юганских ханты – мездра удаляется с одной стороны, со второй просто убирается ссохшаяся шерсть, а мездра сохраняется, ее можно мочить водой, протирать влажной тряпочкой при загрязнении. Анжела Егоровна считает метод юганских ханты наиболее подходящим для ровдуги, так как кожа при этом остается мягкой и эластичной, а блестящая плёночка предохраняет кожу от влаги.
Изготовить краску из натуральных красителей и окрасить ровдугу. Кожу для выполнения орнамента необходимо красить, для этого применяются только натуральные красители.
Изготовить сухожильные нити. Сшивать ровдужную мозаику нужно только тонкими сухожильными нитями. Они бережно и аккуратно скрепляют разные кусочки кожи, избегая разрывов и деформации кожи.
Правильно подобрать ровдугу. Ровдуга должна быть гладкой, ровной, без шероховатостей.
Выбрать нож. Лезвие ножа должно быть острым, крепким. Лучше всего подойдет нож с чуть заостренным концом, среднего размера.
Выбрать доску для вырезания орнамента на ровдуге. Доска должна быть удобной. Кому-то удобнее работать на большой доске, кто-то предпочитает небольшую дощечку. Но при любом размере доска должна быть ровной, без зазубрин.
Ровдуга всегда была «дефицитом», её следовало экономить. Поэтому мастерицы опытным путём пришли к безотходной технологии: светлый и тёмный кусок ровдуги накладывали друг на друга и вырезали сразу две полосы с одинаковым узором. Тёмную полосу вшивали в светлую тонкими сухожильными нитями. Получались контрастные зеркальные элементы.
Чаще всего использовались орнаменты «Ветка берёзы», «Молодая ветка берёзы», «Оленьи рога», так как именно эти орнаменты состоят из четких линий.
Раскроем орнамента ханты занимались издревле. Они не пользовались ручкой или карандашом. Они мысленно представляли орнамент, затем с помощью острия ножа и указательного пальца левой руки определяли направление движения резьбы, при этом обязательно учитывалась параллельность и перпендикулярность элементов.
Правильная геометрия вырезания орнамента играла и сейчас играет важную роль в выполнении ровдужной мозаики. Качество готового изделия напрямую зависят от точности орнамента.
После того, как подготовили все необходимые материалы для работы, и подобран орнамент, приступаем к основному этапу: вырезанию орнамента на ровдуге. Предварительно на светлый кусок ровдуги с изнаночной стороны наносим орнамент. Орнамент можно нарисовать самостоятельно, либо используя шаблон. Берем окрашенный кусок ровдуги, кладём светлой стороной вверх. Сверху на неё кладём светлый кусок ровдуги изнаночной стороной вверх, именно здесь нарисован орнамент. Здесь очень важно, как сложены между собой детали. При неправильном расположении деталей не получится мозаика. Детали сшиваем между собой по краям, чтоб они не съезжали. При вырезании кладём заготовку на доску нарисованным орнаментом вверх.
Берём нож, держим указательным пальцем за обух ножа. Прикладываем кончик лезвия к точке начала орнамента. Прорезаем рывками с надавливанием пальцем на кончик ножа. (Не ведём ножом по рисунку). При вырезании орнамента нож необходимо держать прямо, углы вырезаются под прямым углом, иначе при пошиве орнамент потеряет свой вид.
После того, как вырезали орнамент, снимаем по краям нитки. Детали между собой, разъединяем, разбираем полоски, их стало четыре - две белые и две коричневые. Обычно такие полосы вырезают для вставки обуви. Белую орнаментальную полосу вставляем в прорезь коричневой, коричневую – в прорезь белой. С изнанки мелкими стежками и ровным швом через край сшиваем обе полоски вместе. Шьём тонкими сухожильными нитками. При пошиве нужно учитывать, чтоб стороны были одинаковые. Нельзя перетягивать одну из сторон. Так же со слов моего руководителя Анжелы Егоровны очень важную роль в мозаике имеют угловые элементы орнамента. Поэтому необходимо следить за угловыми элементами, чтоб они были прошиты под прямым углом. От этого зависит внешний вид орнамента.
Изделие из ровдуги – не лоскутное изделие. Размер будущего изделия - основа.
Если задумана сумка, то и орнамент вырезается на куске ровдуги, равной размеру будущего изделия с припусками по краям.
Орнаментированные изделия из ровдуги долговечны. Например, орнаментированные вставки для обуви, при износе обуви, перешиваются на новую обувь. Орнаментированные сумочки при потере изначально внешнего вида, подкрашиваются, после чего приобретают изначальный вид. Особое место для сохранения изделий занимает их уход за ними. Изделия должны хранить в прохладном тёмном помещении. При намокании сушить в теплом месте, избегать попадания прямых солнечных лучей, не держать вблизи огня.
На стойбищах изделия с ровдужной мозаикой хранят в лабазах. Там созданы все условия для удобного хранения и защиты от моли, грызунов и мелких зверей.
Выбранная мною тема крайне актуальна на сегодняшний день, потому, что уникальная технология мозаики из ровдуги постепенно утрачивается. Сегодня единицы мастеров владеют этой техникой. Сложный способ орнаментации вытесняется более простыми - окрашивание, вышивка бисером, использование полосок ткани. Из обихода юганских ханты совсем исчезла летняя орнаментальная обувь, её заменили покупные сапоги, тапочки.
Все реже держат оленей, и нет сырья (ровдуги и сухожильных нитей). Редкая семья сохранила традицию изготовления краски из коры лиственницы. А вместе с тем это уникальное ремесло обязательно нужно сохранить.
Редкая красота и лаконичность традиционных орнаментированных изделий - наука для нынешних дизайнеров.
Дислобархон Бектошева,
перевод на мансийский язык Светланы Ромбандеевой