Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Хӯрум мт акван-тӯлуӈкве ат ри
  • Приян хталыт врыглавет
  • Яныг ӯс мирколыт олныл тставет
  • Мхум прививкал вравет
  • Ты мхум номсахтым св рӯпитгыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • лнэ колыт йильпииг щпитавет
  • Рӯпатат урыл потыр лыс

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тав св нврамыт ханищтас
  • Сымыӈ, нёмса мньщи н
  • Вр пвылт яныгмам ги
  • Нврамыт мн рӯпатав урыл вос пӯмщалахтгыт
  • Учёный хтпав кстувес

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • «Великая» - сӯпнлмтāл суссылтап
  • Пс йис пормасыт суссылтавсыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Мньщи лāтыӈ ханищтан венгр āги
  • Нрт самын патум н

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Пвыл лупсатэ нврамытн тра-паттаве

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Ты мхум номсахтым св рӯпитгыт
  • Мансийский
  • Русский

Ты мхум номсахтым св рӯпитгыт

Млты с-угорский институтыт лум «Этнокультурное пространство Югры»: опыт реализации проектов и перспективы развития» нампа ханищтап вылтыт лаль хансгум. Тав ищхӣпыӈ ут хосыт врыглавес ос китыт хталт учёныит тнки пӯмщалан утаныл урыл потыртасыт. 

Акв хталт выл сессият тн ханты ос мньщи писателит хумус пс наканув потраныл но­мыл­матыгллыяныл ос пс мйтыт мощ мт щирыл хансыяныл, таит хӯлтыгласыт.

Филология наукат кандидатыг лнэ н Светлана Динисламова мньщи мхум литера­туратэ урыл потыр щ­пи­тас. 

Тав лвыс, мн ань 1950 тлыт мус П. Чейме­тов, М. Казанцев ос М. Вах­рушева хансум выл пот­раныл хнты­янӯв ос ловиньтыянӯв. Та юи-плт Ю. Шесталов, А. Тар­ханов, А. Конькова,  А. Сай­нахова свсыр по­трыт, стихыт хансуӈ­кве па­тсыт. Тн мньщи пс накыт внг щ­са­ныл ос тна­ныл потрыт ман стихыт хӯлтыг­ллым рущ л­тӈыл лаль тотыяныл. Та порат литературат сыре-сыр йильпи накыт кис­всыт, писателит таияныл щи­рыл пуссын вос врсыт. 

1990 тлныл ос йильпи нот вылтахтам порат литературат лнэ накыт лов тлыт щирыл лк­ква-уртуӈкве патв­сыт ос ксыӈ лов тлыт сыс маныр хансым лы - нас ханищтавет. 

Сртын М. Двиняни­нова, С. Динисламова, Г. Ларионова, Т. Бахтия­рова матыр-ти хассыт, ётыл мт лов тлыт сыс мньлат хтпат Н. Анаде­ева, А. Брусницын, О. Ди­нисламова, С. Ремизов, И. Тургачёва рущ лтӈыл стихыт хансуӈкве патсыт. 

Мтыт лов тлытыт В. Дёмин, Т. Бахтиярова ос Е. Анямов мньщи лтӈыл мйтыт ос стихыт хассыт. Валентин Дёмин Москва ӯс пхат лы, тав мньщи лтыӈ такви ханищтас ос кит мйтыг хансыс. Лӯсум мньщииг, Татьяна стиханэ щнь лтӈыл хансыянэ ос тувыл рущ лтӈыг толмащлыянэ, Евгений щнь лтӈыл рэп-ргыт хансы ос рэп щирыл та ргиянэ. Ты мньлат хт­паг пс мньщи лупсав вгыг ос тох та лаль тотытн.

Ханты мйтыт хансум «Мощнэ ос Порнэ» луп­сатн урыл Светлана Дядюн потыртас. Тав тнатн мйтыт щирыл акван-мртыглым ха­нищтасаге, тувыл 1939 тлт учёный Валерий Чернецов акв тамле тра-паттыглам тлат хольт суссанэ. 

Мария Кумаева, фило­логият кандидатыг лнэ н, мньщит пс потра­нылт рущ Трум гтнэ врмалит тра-паттыс. Тав «Пуп кваг-йкаг пыг мйт», «Трум урыл» пс потыр ловиньтым м­навн свсыр тлат хӯлтыс. Рущ Трумн агтнэ мāхум тыг ёхтыманыл юи-плт, мньщит рущ намыл пи­нуӈкве патвсыт, тувыл Библия нпакт хансым потрыт мньщи лтӈыг толмащ­лавсыт. 

Виктория Сязи Юграт ос Ямалт лххал тотнэ хтпат газетанылт хан­сум потраныл вылтыт лвыс, тн ханты литера­ту­раныл с нх-врмал­тым лгыт.  

Хталът порат китыт сессиян атхатам мхум щнь лтӈыт ханищтан тлат тра-паттысыт. 

Москва ӯсныл лнэ хум Егор Кашкин ос с-угорский мхум инсти­тутт рӯпитан н Ирина Молданова ханты лтыӈ ищхӣпыӈ мт хт ханищтаӈкве манос научный потрыт хт хн­туӈкве рви, ты вылтыт пӯмыщ лпсыт суссыл­тасг. 

Оксана Динисламова мньщи лтӈыт фразео­логия лнэ накыт тра-паттыс, ос рущ лтыӈ щирыл тн аквтох тор­гамтавет манос ти, таит рталас.

Римма Потпот хантыт ос рныт лнэ коланыл урыл по­тыртас. Хотью­таныл кол кӣвырт лгыт, манхурип пормас нь­щгыт, пуссын наманыл щирыл хӯлтсанэ. 

Тувыл ханты мхум ӯй­рищит лылыяныл щирыл хумус акван-лтхатым лгыт, манхурип пс ман ханса ньщгыт, хотты ӯйрищит ялпыӈыг лва­вет – ты врмалит Вален­тина Соловар ханищтас ос потыртас.

Ань кит хтал сыс ты ханищтапт ловиньтым потрыт пуссын акван-атавет ос нпакыг вра­вет тах.

Тамара МЕРОВА

Этнокультурное пространство Югры

Во второй день работы научно-практической конференции «Этнокультурное пространство Югры: опыт реализации проектов и перспективы развития» прозвучали доклады по вопросам отражения межнациональных (межрегиональных) взаимодействий в литературе и фольклоре Югры. Конференция состоялась 28-29 апреля в онлайн-режиме. В ней приняли участие учёные из Москвы, Мурманска, Тулы, Ямала и научные сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. 

В качестве эксперта в первой сессии выступила кандидат филологических наук Светлана Силивёрстовна Динисламова. На основе произведений мансийских писателей первой половины XX века Пантелеймона Чейметова, М. Казанцева и Матрёны Вахрушевой, а также других последователей мансийской литературы Ю. Шесталова, А. Коньковой и А. Сайнаховой, Светлана Динисламова рассмотрела тему «Проблема взаимодействия современной мансийской литературы с фольклором в условиях культурного пограничья».

Она отметила: «Мансийская литература, освоив и синтезировав опыт, накопленный в устном народном творчестве за короткий исторический период, достигла также высокого художественного уровня. Начиная с истории зарождения литературы, писатели, создававшие свои произведения в условиях культурного пограничья, то есть на границе стыке двух культурно-исторических традиций: национальной, уходящей корнями в древние языческие пласты человеческой культуры и современной литературно-письменной традиции, обогатили всемирную литературу новыми героями, новыми красками, новым видением мира. При этом их произведения, основанные на знании народного фольклора, имеют свою образную систему и свой творческий почерк».

Говоря о современной мансийской литературе, то их можно рассматривать по разным десятилетиям, хотя смена писательских поколений повлияла на смену литературных периодов, она стала обедневшей и поэтому будет сложно определить её временные рамки. Но всё же, в качестве перспектив писателей после 1990 годов, стоит отметить творчество Марии Двиняниновой, которая в продолжение фольклорной традиции в мансийской газете «Луима сэрипос» публикует детские песенки и потешки, сказки и лирические песни, песни-судьбы. Другой автор Галина Ларионова является автором нескольких стихотворений. Татьяной Бахтияровой созданы стихи и сказки, имеются отдельные публикации. В следующем десятилетии появляются стихи молодых манси Натальи Анадеевой, Анатолия Брусницина, Оксаны Динисламовой, Сергея Ремизова, Ирины Тургачёвой. Правда, все они пишут на русском языке.

Среди этой молодёжи особую нишу заняли Валентин Дёмин, Татьяна Бахтиярова и Евгений Анямов, творчество которых звучит на мансийском языке. Валентин Дёмин из Подмосковья, он самостоятельно выучил мансийский язык и написал две сказки. Татьяна свои стихи переводит также на русский язык, а Евгений сочиняет песни на мансийском языке и исполняет их в стиле рэп. Они оба представителя лозьвинских манси, прекрасно знающие культуру и древние традиции.

В продолжение сессии названную тему «Смешение ментальных пространств "Мощ" и "Пур" в сказочном дискурсе: на материале хантыйских народных сказок» попыталась раскрыть Светлана Даниловна Дядюн, старший научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. Она провела сравнительный анализ двух древних фратрий Пор и Мощ, взяв за основу изучение идеологической системы фратрий по вогульским сказкам 1939 года Валерия Чернецова.

Мария Владимировна Кумаева, кандидат филологических наук, в докладе «Отражение христианства в устном народном творчестве и жизни народа манси» рассказала о начале миссионерской деятельности и христианизации коренного населения автономного округа. Она по письменным источникам показала, как православие повлияло не только на фольклор, но христианские элементы верований отразились и в обрядах народов манси (вогулов), детям стали даваться русские имена. С появлением письменности стала издаваться православная литература.

Кандидат филологических наук Виктория Львовна Сязи презентовала «Средства массовой информации как индикатор развития хантыйской литературы в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре». За 30 последних лет писатели ханты на страницах югорских журналов публиковались не часто. Наиболее частыми публикациями отличается обработка фольклора, представленными ханты на страницах журналов «Ямальский меридиан» и «Югра».    

Работа третьей сессии была названа так: «Этнокультурное пространство региона и языковое сознание». Экспертом выступил кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН (Москва) Егор Владимирович Кашкин. Он дал краткий обзор «Корпусов хантыйского языка», рассказал аудитории, на что можно ориентироваться при их дальнейшей разработке.

Далее по заявленным темам выступили научные сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок.

Ирина Максимовна Молданова рассказала, как ведётся работа по популяризации хантыйского языка и литературы в социальной сети «Вконтакте». Оксана Юрисовна Динисламова провела научное исследование по теме «Соматические фразеологизмы как отражение архетипов языкового сознания мансийского и русского этносов». Для раскрытия разных тем было собрано 327 мансийских фразеологизмов и подобрано 376 русских фразеологических единиц. Римма Михайловна Потпот, начальник Белоярского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (Белоярский) представила тему «Дом в этнокультурном пространстве хантов и ненцев».

Валентина Николаевна Соловар, доктор филологических наук, раскрыла тему

«Образ птицы в языковой картине мира обских угров». Все представленные доклады на научно-практической конференции будут опубликованы в отдельный сборник.

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Лххалыт - Новости
Номер Луима сэрипос: 
№ 10 (1244)
26.05.2021

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика