Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • рнэ тлат мӯсхал щирыл хасвсыт
  • Олныт мирн нтнэ мāгыс тāстувēсыт
  • Мāнь тарыг йӣвыт ӯнттувсыт
  • Врт лнэ сосса хтпат праваныл вос вганыл

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Округ выл кӯщаюв 75 тлэ твлыс

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тлат вруӈкве пуссын ртмысыт
  • Финно-угор мирыт Ханты-Мансийск ӯсн ввыглавсыт
  • Ань свнув нпак сакати тратаве
  • Хнт порат сымыӈыщ рӯпитам хтпат
  • Ты хум Хāльӯс пыгыт касылын ханищтыянэ

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Тк пвылт лнэ хантыт урыл потыртасӯв

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Ворщик туи пора тотыс
  • Нврамыт янытлан хтал

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Тлат вруӈкве пуссын ртмысыт
  • Мансийский
  • Русский

Тлат вруӈкве пуссын ртмысыт

Санкт-Петербург ӯст А.И. Герцен нампа университет тармыл лнэ Лӯим мхум институтаныл 95 тлэ твлын кастыл Педагогическая Ассамблея хнтхатыглап врыглавес. Та рнэ врмалит Министерство просвещение РФ плыл щпитлвсыт ос тнанылн Лӯим, Сибирь, Дальний Восток рныл мощщаг хультум лӯим мирыт Благотворительный Фонд лвнэ колн нтвсыт. 

Институт пс тгыл рӯ­питантэ сыс лӯим м­ныл ёхталан сака св гитн-пыгытн ёмас об­разование мыг. Тн Санкт-Петер­бург ӯст лнэ учёныитн, номтыӈ хт­патн пуссын ханищтав­сыт ос инсти­тут стланныл юи-плт, юв ёхтынныл порат нв­рам ӯрнэ колт, школат рӯпитасыт. Тват свсыр тлат нх-врмалтан м­гыс мирколанылн рӯпи­таӈкве патхатсыт. 
Педа­гогический Ас­самблея миннэ порат Лӯим ин­ститутт кӯщай н Софья Урун щар выл рӯпитан тлыт урыл потыртас. Ювле хультум нотт 1918 тлт постанов­ление-нпак хасвес, тот хӯлтым лыс, Лӯимт рущ лтыӈ ат внэ нвра­мыт школат тнки мирыт­ныл хотты хтпан ханищ­таӈкве патнувет ке, ёмас лнув. Ос нврамыт ёт школат влт щнь лт­ӈыл потыртан мгыс там­ле учителит ханищтан кол вос щпитануве. 
Та щирыл 1925 тлт декрет-нпак тратавес ос Ленинградский государ­ственный университет тармыл лӯим рабфак намтым нас колнак пӯсвес. Тувыл ксыӈ тл тув лӯимныл гит-пыгыт кооператив хозяйстват нх-врмалтан ос школат рӯпитан мгыс ха­нищ­тах­туӈкве тув ёхталасыт. 


1929 тлт, тыгыл ётыл­нув Лӯимт автономный округыт врвсыт, тнт яныг образование щнэ сыре-сыр специалистыт с рмыгласыт, тох та факультетныл Институт народов Севера намаим кол лаль врвес. Тот школат рӯпитан хтпат коныпал партият пуӈк­тотнэ ос наукат тлат нх-врмалтан хтпат лаль паттувсыт. Та псныл лӯим мирыт выл письменность щи­рыл рӯпитаӈкве вылтах­та­сыт. Тувыл нврамыт щнь лтӈыл ханищтан мгыс сыре-сыр нпакыт, журналыт щпитаӈкве патвсыт.  
1970-1980 тлыт сыс художественный графика, география ос математика факультетытн лӯимныл ёхталам гит-пыгыт тнки щань лтӈаныл ха­нищ­таӈкве Лӯим инсти­тутн ктыглавсыт. 
Ань та тлытыт мате­матика факультет стлам хт кват потыртасыт, тн пуссын сака ёмас об­разованиял майвсыт ос ханьщувлам наканыл лаль тотыяныл. Тват Санкт-Петербургыт шко­л­ат рӯпитаӈкве хультсыт ос тн нврамытн, щнь-щанылн сака сгавет. Нв­рамыт свсыр касы­лыт касгыт ос тот нх-патгыт. 


Тувыл та кват тна­ныл ханищтам хт­пат с кстысаныл, тыт св­сыр лӯим мхмыт ёт вй­хатым юртыӈыщ лсыт, пӯмщалым тнки пред­метаныл вылтыт по­тыртасыт, тн нмхотьют нупыл лльсаӈ ат суссыт. Тамле накыт кват ань нврамыт ёт рӯпитан­ныл порат номияныл ос тн ётаныл аквтох акван-юрщхатым лгыт. 
Китыт хталт мӯйлын мхум Стачек ӯсхулы, 30 колт акван-хнтха­тыгласыт, тот св тл сыс Лӯим мныл ёхталан студентыт ханищтавет. Таи ёмас, акв колнакт св тл рӯпитам ос гит-пыгыт ханищтам учёныит хурияныл тув тагатав­сыт. Тн мньлат хтпа­тын пуссын вос ввет ос по­сыӈ номтыл вос кставет. 
Институт рӯпитантэ псныл, вим, свсыр трвитн ликмалас, Россия мв такви матах щёс тланэ мт щирыл пнтхатым лсыт. Ос тыт хуньт та ханищтахтам, таве стлам хтпат тнки мнанылт трвитыт п­хан лаквтым рӯпитасыт, тват постановление-нпакыт манос скконытыт матыр нтмил врнэ ман рмыг­лан хӯлтнэ лтыӈ хансыг­ласыт. Ты хосытыт Санкт-Петербург ӯст лӯим нв­рамыт ханищтан кол лап ат пантыглавес, нас туп мт намыл пнтыглавес. 1980 тлт лӯим мхум щнь лтӈыт ханищтан хт­пат Санкт-Петербургыт лнэ колыл майвсыт, та щирыл 20 лӯим мирыт щнь лтӈаныл тыт ха­нищ­таӈ­кве врмысыт. 
Ань ты порат 28 св­сыр лӯимныл ёхталан 250 арыгкем студентыт тыт ханищтавет. Тн хала­нылт 156 сосса мир нв­рамыт ос мтаныт – щнь лт­ӈанув руптан гит-пыгыт. Тн ӯщлахтуӈкве юв миннныл порат, пус­сын практика-рӯпата в­ргыт, этно­графия, фоль­клор ос музей тлат тра-паттыяныл ос ётыл тнки матыр проект щпитгыт ос тлаг в­рияныл.   


Ассамблея хнтха­тыг­лап юи-выл рӯпитам хталт хосат институт стлам мхум слёт щсын акван-атхатыгласыт. Ксыӈ хтпа пӯмащипа лтыӈ лвнэ коныпал ханищтахтам тланэ номылматыгллыс. Тох Хабаровский рныл ёх­талам н Марина Одзял таи потыртас: 
– Мн ты институтт 1996 тлт выл этногра­фыг стлам хтпаг лсӯв, тыг экспериментальный факультетыт ханищтах­туӈкве ёхталасӯв. Таве тыт 1991 тлт Юрий Александрович Сэм щ­пи­тастэ ос «Этнография народов Севера» намаим лыс. Тыг хотыл-ти лӯимныл студен­тыт ёх­тысыт, тват тнки пал­таныл стлам инсти­тута­нылт яныг обра­зование щсыт, мтаныт ущты школа стласыт. Ос тнт мнавн пуссын мнки Лӯимвт, Арктикат, луп­сав ёмас нупыл лнэ щи­рыл пнтуӈкве рыс. 
Потранын хӯнтлым номсгум, тыт аквта щи­рыл рущ лтӈыл лвнэ неравнодушныиг лнэ лумхласыт акван-хнтхатасыт. Ты инсти­тутыт ёмас номтыӈ ос рупса щнэ хтпат, сосса мхманув тланыл мгыс сыманыл щргын хтпат акван-атхатасыт. Тыт мн тксарыг мтсув, св рнэ врмалит аквъёт тра-паттысанӯв. Ты номтыл мнки самын патум мвн ювле минасӯв. Ань сус­кмт, мн лупсавт тыи сака рнэ накыг мтыс.


Мн тыг пуссын лы мныл ёхталасӯв, хотъют Чукотканыл, хотъют Камчатканыл, Сахалин тумпныл, ам Хабаров­ский рныл нёлолов щёс Москва ӯс тра товлыӈ­хпыл тыг тыламласӯв. Мнавн тыи торасыг ат лыс. Ты институтт ат тл ханищтахтамув сыс номтыӈ хтпаг мтсӯв, Лӯимв руптан мгыс такем тксарыг ос кр­камыг тыт лсӯв ос тот трвит тлат ёмщакв щ­питаӈкве, пс накыт, щнь лтӈыт нх-вр­мал­таӈкве ювле минасӯв. 
Ам вт нупыл хӯрум тл мнки мирколувт рӯ­питгум кос ос амкинам общественный тлат врнэ лумхласыг акваг ловиньтылум. Мощщаг хультум мирыт щнь лтӈаныл лаль тотнэ мгыс Всероссийский объединениет св рӯпи­т­гум. Школат щнь лтыӈ ханищтан хтпатн акваг нтгум. Тн ань трвит патум накт лгыт, ос ань мн пуссын тнанылн н­туӈкве ат ке патв, сль, щнь лтӈанув хотталь та сймгыт. 
Владислав Рынтытегин, тот ханищтахтам хум, тох лвыс: 
– Мн ань ущты тланув щирыл яныгплаг мтв ос матыр-ти пс накыт вганӯв, ань тна­ныл ос щнь лтӈыт лаль тотнэ щирыл мньлат хтпатн потыртаӈкве вос лымасӯв. Пора аквты щёс мины, св врмалит нас оссувлавет, ёрувла­вет, нн врмынн сыс, таяныт ёмас врн, лӯим мхум внэ пс накыт нврамытын потыртн. Ётыл тн яныгмгыт, ос пӯмщалахтым, рыӈ, ты институтн лаль ханищ­тахтуӈкве тах ёхтгыт. Тнт мн хумус щгтым лсӯв, та тланув номылматсӯв. 

Тамара Мерова

Все мероприятия прошли благополучно

В Санкт-Петербурге в РГПУ им. А.И. Герцена состоялась «Педагогическая Ассамблея коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», посвящённая 95-летию Института народов Севера. Юбилейное мероприятие прошло при поддержке Министерства просвещения РФ и Благотворительного фонда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.  

На пленарном заседании директор института Софья Урун представила презентацию об истории образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которая насчитывает более 100 лет. Все эти годы выстраивалась и развивалась стратегия Российского государства в области поддержки родных языков народов России. Как она отмечает, данному направлению национальной политики всегда уделялось особое внимание. Ещё в 1918 году Советское государство поставило вопрос о родных языках и их преподавании для национальных меньшинств. В постановлении «О школах национальных меньшинств» всем национальностям было гарантировано право организации обучения на своём родном языке на всех ступенях образования, включая высшую школу.

Для организации школьного дела в отдалённых регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока нужны были педагогические кадры, владеющие материнским языком и методикой его преподавания. Выходом Декрета «О подготовке преподавателей для школ национальностей нерусского языка» в 1925 году в вузах открываются лингвистические национальные отделения. Тогда же при рабочем факультете Ленинградского государственного университета было открыто северное отделение (северный рабфак).

В 1929 году в государстве происходит организация национальных округов. Эти масштабные преобразования на Крайнем Севере и Дальнем Востоке вызвали необходимость расширить подготовку кадров и поднять её на более высокий уровень – уровень высшего образования. Северный факультет был реорганизован в самостоятельный Институт народов Севера, который готовил партийные и научные кадры. Именно в институте впервые была разработана письменность для народов Крайнего Севера, и началось массовое издание литературы, журналов на родных языках.

В 1970-80-е годы студенты-северяне, относясь формально к факультету народов Крайнего Севера (ФНКС), могли обучаться на всех факультетах Ленинградского государственного педагогического института (ЛГПИ). Так они учились на художественно-графическом, географическом или математическом отделении, при этом получая подготовку и по родному языку.

Об этом периоде учёбы очень тепло отозвались шесть выпускниц математического отделения. Они получили отличное образование высокого уровня, благодаря которому они много лет проработали в школах Санкт-Петербурга, и уже их ученики являлись и являются участниками и победителями различных олимпиад, за что родители детей им очень благодарны. О погружении предметов по родному языку и культуре северных народов, – продолжают вспоминать женщины, – обучение здесь было настолько идентичным и разнообразным, что они остаются экстравертами по жизни. Умение терпеть и прощать, быть выше обид, любовь и внимание, полученные некогда от опытных преподавателей женщины проносят и по отношению к своим ученикам. Поэтому между учителем и учениками всегда присутствует взаимопонимание и дружба, за что выражают огромную благодарность всему преподавательскому составу, трудившемуся в разные годы в институте. 

Второй день Педагогической Ассамблеи проходил в родных стенах образовательного учреждения северян по адресу Стачек, 30. В главной аудитории выпускники увидели портреты тех самых людей, о которых шла речь выше, молодое поколение должны их знать в лицо.

Конечно, с момента существования Института он не раз переименовывался, случались разного рода преодоления, менялась Россия, менялся и мир по пути его развития. Одни выпускники-герценовцы уезжали поднимать свои регионы, участвовали в разработках реформ, законопроектов, другие делали важное, должное, чтобы следующее поколение могли продолжить обучение в РГПУ им. А. И. Герцена. При нём велась масштабная работа по сохранению и развитию культурного наследия коренных малочисленных народов. В конце 1980-х годов, в соответствии со специальным постановлением, с целью поддержки преподавания языков народов Севера в ВУЗе, все молодые преподаватели родных языков – представители коренных малочисленных народов получили жильё в Санкт-Петербурге. Эти меры позволили сохранить преподавание в Герценовском университете более 20 родных языков, а также дисциплин по этнопедагогике, этнокультурологии, традиционным ремеслам и технологиям жизнеобеспечения. Большое внимание уделяется практической подготовке: студенты участвуют в полевых исследованиях, изучают этнографическое музееведение и фольклористику.

На сегодня здесь обучается более 250 студентов из 28 регионов России, представляющих 22 этнические группы, в том числе 156 человек являются представителями коренных народов.

В заключительный день работы Педагогической Ассамблеи состоялась встреча выпускников института разных лет. В числе преподавателей родных языков, деятелей культуры, исследователей выступали и представители общественных организаций из разных регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Все они делились воспоминаниями о студенчестве, выражали особую благодарность своим наставникам, рассказали о своей деятельности, направленной на поддержку и сохранение исчезающих языков и культурного наследия.

Марина Андусовна Одзял, представитель коренных народов Хабаровского края, сказала следующее:

 – Мы были первыми выпускниками этнографами, учились здесь целенаправленно в экспериментальном факультете «Этнография народов Севера», руководителем культурологического направления был Юрий Александрович Сэм. Сюда приезжали неравнодушные люди, которые хотели изменить ситуацию в лучшую сторону и в Арктике, и на Севере.

Сегодня наш круглый стол объединил всех единомышленников, все, кто любит эти стены, все, которые здесь выросли, чьи характеры сложились, и те, кто меняет политику и жизнь у себя на родине. Это так важно, потому что мы прилетели с разных концов страны: Чукотка, Камчатка, Сахалин, я сама с Хабаровского края, мой полет продолжительностью в 8 часов. Но, не смотря на дальнюю дорогу и нет прямых рейсов, летим через Москву – для нас это не преграда. Здесь мы получили такое образование, зарядились так, чтоб любить Север и его восстанавливать, его возрождать. Неважно что – языки, культуру, традиции – это всё входит в нашу работу.

У меня по стажу работы 23 года государственной муниципальной службы, но я всю жизнь считаю, себя общественным деятелем и посвящаю себя сохранению, развитию языков. За свою активную позицию я попала во Всероссийское объединение, которое занимается сохранением родных языков и объединяет учителей родного языка. При этом я не педагог родного языка, но я страшно болею за ту ситуацию, которая у нас сложилась. И абсолютно верно, сегодня престиж учителей родных языков упал настолько низко, что просто похоронен за плинтусом, цитирую фразу из фильма, который горько смотреть. И я знаю, что здесь сидят люди настолько неравнодушные, и мы с вами эту ситуацию исправим, все вместе, начиная с каждого. Я думаю, у нас всё будет хорошо. Огромное спасибо вам за неравнодушие, и низкий поклон.

Однокурсник Марины Одзял Владислав Рынтытегин добавил к сказанному: «Приближаясь к преклонным годам, всё больше хочется призвать всех, что наследие малых народов надо оставить следующему поколению. Возможно, на сегодня мы являемся последними могиканами, кто может ещё что-то знать, помнить древние знания своих предков. Время летит так быстро, все ценности меняются, поэтому делитесь мудрыми советами, передавайте опыт». 

Мы полностью согласны с выводом, что все, кто учился и окончил Институт народов Севера, очень востребованы, потому как Герценовский университет – это показатель высокого качества подготовки специалиста, и в регионах это очень ценится.

Тамара Мерова

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 11 (1341)
12.06.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика