- Мансийский
- Русский
Тлат вруӈкве пуссын ртмысыт
Санкт-Петербург ӯст А.И. Герцен нампа университет тармыл лнэ Лӯим мхум институтаныл 95 тлэ твлын кастыл Педагогическая Ассамблея хнтхатыглап врыглавес. Та рнэ врмалит Министерство просвещение РФ плыл щпитлвсыт ос тнанылн Лӯим, Сибирь, Дальний Восток рныл мощщаг хультум лӯим мирыт Благотворительный Фонд лвнэ колн нтвсыт.
Институт пс тгыл рӯпитантэ сыс лӯим мныл ёхталан сака св гитн-пыгытн ёмас образование мыг. Тн Санкт-Петербург ӯст лнэ учёныитн, номтыӈ хтпатн пуссын ханищтавсыт ос институт стланныл юи-плт, юв ёхтынныл порат нврам ӯрнэ колт, школат рӯпитасыт. Тват свсыр тлат нх-врмалтан мгыс мирколанылн рӯпитаӈкве патхатсыт.
Педагогический Ассамблея миннэ порат Лӯим институтт кӯщай н Софья Урун щар выл рӯпитан тлыт урыл потыртас. Ювле хультум нотт 1918 тлт постановление-нпак хасвес, тот хӯлтым лыс, Лӯимт рущ лтыӈ ат внэ нврамыт школат тнки мирытныл хотты хтпан ханищтаӈкве патнувет ке, ёмас лнув. Ос нврамыт ёт школат влт щнь лтӈыл потыртан мгыс тамле учителит ханищтан кол вос щпитануве.
Та щирыл 1925 тлт декрет-нпак тратавес ос Ленинградский государственный университет тармыл лӯим рабфак намтым нас колнак пӯсвес. Тувыл ксыӈ тл тув лӯимныл гит-пыгыт кооператив хозяйстват нх-врмалтан ос школат рӯпитан мгыс ханищтахтуӈкве тув ёхталасыт.
1929 тлт, тыгыл ётылнув Лӯимт автономный округыт врвсыт, тнт яныг образование щнэ сыре-сыр специалистыт с рмыгласыт, тох та факультетныл Институт народов Севера намаим кол лаль врвес. Тот школат рӯпитан хтпат коныпал партият пуӈктотнэ ос наукат тлат нх-врмалтан хтпат лаль паттувсыт. Та псныл лӯим мирыт выл письменность щирыл рӯпитаӈкве вылтахтасыт. Тувыл нврамыт щнь лтӈыл ханищтан мгыс сыре-сыр нпакыт, журналыт щпитаӈкве патвсыт.
1970-1980 тлыт сыс художественный графика, география ос математика факультетытн лӯимныл ёхталам гит-пыгыт тнки щань лтӈаныл ханищтаӈкве Лӯим институтн ктыглавсыт.
Ань та тлытыт математика факультет стлам хт кват потыртасыт, тн пуссын сака ёмас образованиял майвсыт ос ханьщувлам наканыл лаль тотыяныл. Тват Санкт-Петербургыт школат рӯпитаӈкве хультсыт ос тн нврамытн, щнь-щанылн сака сгавет. Нврамыт свсыр касылыт касгыт ос тот нх-патгыт.
Тувыл та кват тнаныл ханищтам хтпат с кстысаныл, тыт свсыр лӯим мхмыт ёт вйхатым юртыӈыщ лсыт, пӯмщалым тнки предметаныл вылтыт потыртасыт, тн нмхотьют нупыл лльсаӈ ат суссыт. Тамле накыт кват ань нврамыт ёт рӯпитанныл порат номияныл ос тн ётаныл аквтох акван-юрщхатым лгыт.
Китыт хталт мӯйлын мхум Стачек ӯсхулы, 30 колт акван-хнтхатыгласыт, тот св тл сыс Лӯим мныл ёхталан студентыт ханищтавет. Таи ёмас, акв колнакт св тл рӯпитам ос гит-пыгыт ханищтам учёныит хурияныл тув тагатавсыт. Тн мньлат хтпатын пуссын вос ввет ос посыӈ номтыл вос кставет.
Институт рӯпитантэ псныл, вим, свсыр трвитн ликмалас, Россия мв такви матах щёс тланэ мт щирыл пнтхатым лсыт. Ос тыт хуньт та ханищтахтам, таве стлам хтпат тнки мнанылт трвитыт пхан лаквтым рӯпитасыт, тват постановление-нпакыт манос скконытыт матыр нтмил врнэ ман рмыглан хӯлтнэ лтыӈ хансыгласыт. Ты хосытыт Санкт-Петербург ӯст лӯим нврамыт ханищтан кол лап ат пантыглавес, нас туп мт намыл пнтыглавес. 1980 тлт лӯим мхум щнь лтӈыт ханищтан хтпат Санкт-Петербургыт лнэ колыл майвсыт, та щирыл 20 лӯим мирыт щнь лтӈаныл тыт ханищтаӈкве врмысыт.
Ань ты порат 28 свсыр лӯимныл ёхталан 250 арыгкем студентыт тыт ханищтавет. Тн халанылт 156 сосса мир нврамыт ос мтаныт – щнь лтӈанув руптан гит-пыгыт. Тн ӯщлахтуӈкве юв миннныл порат, пуссын практика-рӯпата вргыт, этнография, фольклор ос музей тлат тра-паттыяныл ос ётыл тнки матыр проект щпитгыт ос тлаг врияныл.
Ассамблея хнтхатыглап юи-выл рӯпитам хталт хосат институт стлам мхум слёт щсын акван-атхатыгласыт. Ксыӈ хтпа пӯмащипа лтыӈ лвнэ коныпал ханищтахтам тланэ номылматыгллыс. Тох Хабаровский рныл ёхталам н Марина Одзял таи потыртас:
– Мн ты институтт 1996 тлт выл этнографыг стлам хтпаг лсӯв, тыг экспериментальный факультетыт ханищтахтуӈкве ёхталасӯв. Таве тыт 1991 тлт Юрий Александрович Сэм щпитастэ ос «Этнография народов Севера» намаим лыс. Тыг хотыл-ти лӯимныл студентыт ёхтысыт, тват тнки палтаныл стлам институтанылт яныг образование щсыт, мтаныт ущты школа стласыт. Ос тнт мнавн пуссын мнки Лӯимвт, Арктикат, лупсав ёмас нупыл лнэ щирыл пнтуӈкве рыс.
Потранын хӯнтлым номсгум, тыт аквта щирыл рущ лтӈыл лвнэ неравнодушныиг лнэ лумхласыт акван-хнтхатасыт. Ты институтыт ёмас номтыӈ ос рупса щнэ хтпат, сосса мхманув тланыл мгыс сыманыл щргын хтпат акван-атхатасыт. Тыт мн тксарыг мтсув, св рнэ врмалит аквъёт тра-паттысанӯв. Ты номтыл мнки самын патум мвн ювле минасӯв. Ань сускмт, мн лупсавт тыи сака рнэ накыг мтыс.
Мн тыг пуссын лы мныл ёхталасӯв, хотъют Чукотканыл, хотъют Камчатканыл, Сахалин тумпныл, ам Хабаровский рныл нёлолов щёс Москва ӯс тра товлыӈхпыл тыг тыламласӯв. Мнавн тыи торасыг ат лыс. Ты институтт ат тл ханищтахтамув сыс номтыӈ хтпаг мтсӯв, Лӯимв руптан мгыс такем тксарыг ос кркамыг тыт лсӯв ос тот трвит тлат ёмщакв щпитаӈкве, пс накыт, щнь лтӈыт нх-врмалтаӈкве ювле минасӯв.
Ам вт нупыл хӯрум тл мнки мирколувт рӯпитгум кос ос амкинам общественный тлат врнэ лумхласыг акваг ловиньтылум. Мощщаг хультум мирыт щнь лтӈаныл лаль тотнэ мгыс Всероссийский объединениет св рӯпитгум. Школат щнь лтыӈ ханищтан хтпатн акваг нтгум. Тн ань трвит патум накт лгыт, ос ань мн пуссын тнанылн нтуӈкве ат ке патв, сль, щнь лтӈанув хотталь та сймгыт.
Владислав Рынтытегин, тот ханищтахтам хум, тох лвыс:
– Мн ань ущты тланув щирыл яныгплаг мтв ос матыр-ти пс накыт вганӯв, ань тнаныл ос щнь лтӈыт лаль тотнэ щирыл мньлат хтпатн потыртаӈкве вос лымасӯв. Пора аквты щёс мины, св врмалит нас оссувлавет, ёрувлавет, нн врмынн сыс, таяныт ёмас врн, лӯим мхум внэ пс накыт нврамытын потыртн. Ётыл тн яныгмгыт, ос пӯмщалахтым, рыӈ, ты институтн лаль ханищтахтуӈкве тах ёхтгыт. Тнт мн хумус щгтым лсӯв, та тланув номылматсӯв.
Тамара Мерова
Все мероприятия прошли благополучно
Состоявшаяся недавно в Санкт-Петербурге при РГПУ им. А.И. Герцена «Педагогическая Ассамблея коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», посвященная 95-летию Института народов Севера, успешно завершилась. Спонсорами юбилейного мероприятия стали Министерство просвещения РФ и Благотворительный фонд поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Студентами-герценовцами было отмечено, что с самых первых лет учебной деятельности наши северяне получили качественное высшее образование. Их обучали лучшие преданные своему делу преподаватели Санкт-Петербурга, и недаром выпускники, возвратившись в регионы, грамотно и достойно продолжили обучение детей в школах, многие занимают руководящие должности, состоят в государственных муниципальных службах, в представительствах законодательной власти.
На пленарном заседании директор института Софья Урун представила презентацию об истории образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которая насчитывает более 100 лет. Все эти годы выстраивалась и развивалась стратегия Российского государства в области поддержки родных языков народов России. Как она отмечает, данному направлению национальной политики всегда уделялось особое внимание. Ещё в 1918 году Советское государство поставило вопрос о родных языках и их преподавании для национальных меньшинств. В постановлении «О школах национальных меньшинств» всем национальностям было гарантировано право организации обучения на своём родном языке на всех ступенях образования, включая высшую школу.
Для организации школьного дела в отдалённых регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока нужны были педагогические кадры, владеющие материнским языком и методикой его преподавания. Выходом Декрета «О подготовке преподавателей для школ национальностей нерусского языка» в 1925 году в вузах открываются лингвистические национальные отделения. Тогда же при рабочем факультете Ленинградского государственного университета было открыто северное отделение (северный рабфак).
В 1929 году в государстве происходит организация национальных округов. Эти масштабные преобразования на Крайнем Севере и Дальнем Востоке вызвали необходимость расширить подготовку кадров и поднять её на более высокий уровень – уровень высшего образования. Северный факультет был реорганизован в самостоятельный Институт народов Севера, который готовил партийные и научные кадры. Именно в институте впервые была разработана письменность для народов Крайнего Севера, и началось массовое издание литературы, журналов на родных языках.
В 1970-80-е годы студенты-северяне, относясь формально к факультету народов Крайнего Севера (ФНКС), могли обучаться на всех факультетах Ленинградского государственного педагогического института (ЛГПИ). Так они учились на художественно-графическом, географическом или математическом отделении, при этом получая подготовку и по родному языку.
Об этом периоде учёбы очень тепло отозвались шесть выпускниц математического отделения. Они получили отличное образование высокого уровня, благодаря которому они много лет проработали в школах Санкт-Петербурга, и уже их ученики являлись и являются участниками и победителями различных олимпиад, за что родители детей им очень благодарны. О погружении предметов по родному языку и культуре северных народов, – продолжают вспоминать женщины, – обучение здесь было настолько идентичным и разнообразным, что они остаются экстравертами по жизни. Умение терпеть и прощать, быть выше обид, любовь и внимание, полученные некогда от опытных преподавателей женщины проносят и по отношению к своим ученикам. Поэтому между учителем и учениками всегда присутствует взаимопонимание и дружба, за что выражают огромную благодарность всему преподавательскому составу, трудившемуся в разные годы в институте.
Второй день Педагогической Ассамблеи проходил в родных стенах образовательного учреждения северян по адресу Стачек, 30. В главной аудитории выпускники увидели портреты тех самых людей, о которых шла речь выше, молодое поколение должны их знать в лицо.
Конечно, с момента существования Института он не раз переименовывался, случались разного рода преодоления, менялась Россия, менялся и мир по пути его развития. Одни выпускники-герценовцы уезжали поднимать свои регионы, участвовали в разработках реформ, законопроектов, другие делали важное, должное, чтобы следующее поколение могли продолжить обучение в РГПУ им. А. И. Герцена. При нём велась масштабная работа по сохранению и развитию культурного наследия коренных малочисленных народов. В конце 1980-х годов, в соответствии со специальным постановлением, с целью поддержки преподавания языков народов Севера в ВУЗе, все молодые преподаватели родных языков – представители коренных малочисленных народов получили жильё в Санкт-Петербурге. Эти меры позволили сохранить преподавание в Герценовском университете более 20 родных языков, а также дисциплин по этнопедагогике, этнокультурологии, традиционным ремеслам и технологиям жизнеобеспечения. Большое внимание уделяется практической подготовке: студенты участвуют в полевых исследованиях, изучают этнографическое музееведение и фольклористику.
На сегодня здесь обучается более 250 студентов из 28 регионов России, представляющих 22 этнические группы, в том числе 156 человек являются представителями коренных народов.
В заключительный день работы Педагогической Ассамблеи состоялась встреча выпускников института разных лет. В числе преподавателей родных языков, деятелей культуры, исследователей выступали и представители общественных организаций из разных регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Все они делились воспоминаниями о студенчестве, выражали особую благодарность своим наставникам, рассказали о своей деятельности, направленной на поддержку и сохранение исчезающих языков и культурного наследия.
Марина Андусовна Одзял, представитель коренных народов Хабаровского края, сказала следующее:
– Мы были первыми выпускниками этнографами, учились здесь целенаправленно в экспериментальном факультете «Этнография народов Севера», руководителем культурологического направления был Юрий Александрович Сэм. Сюда приезжали неравнодушные люди, которые хотели изменить ситуацию в лучшую сторону и в Арктике, и на Севере.
Сегодня наш круглый стол объединил всех единомышленников, все, кто любит эти стены, все, которые здесь выросли, чьи характеры сложились, и те, кто меняет политику и жизнь у себя на родине. Это так важно, потому что мы прилетели с разных концов страны: Чукотка, Камчатка, Сахалин, я сама с Хабаровского края, мой полет продолжительностью в 8 часов. Но, не смотря на дальнюю дорогу и нет прямых рейсов, летим через Москву – для нас это не преграда. Здесь мы получили такое образование, зарядились так, чтоб любить Север и его восстанавливать, его возрождать. Неважно что – языки, культуру, традиции – это всё входит в нашу работу.
У меня по стажу работы 23 года государственной муниципальной службы, но я всю жизнь считаю, себя общественным деятелем и посвящаю себя сохранению, развитию языков. За свою активную позицию я попала во Всероссийское объединение, которое занимается сохранением родных языков и объединяет учителей родного языка. При этом я не педагог родного языка, но я страшно болею за ту ситуацию, которая у нас сложилась. И абсолютно верно, сегодня престиж учителей родных языков упал настолько низко, что просто похоронен за плинтусом, цитирую фразу из фильма, который горько смотреть. И я знаю, что здесь сидят люди настолько неравнодушные, и мы с вами эту ситуацию исправим, все вместе, начиная с каждого. Я думаю, у нас всё будет хорошо. Огромное спасибо вам за неравнодушие, и низкий поклон.
Однокурсник Марины Одзял Владислав Рынтытегин добавил к сказанному: «Приближаясь к преклонным годам, всё больше хочется призвать всех, что наследие малых народов надо оставить следующему поколению. Возможно, на сегодня мы являемся последними могиканами, кто может ещё что-то знать, помнить древние знания своих предков. Время летит так быстро, все ценности меняются, поэтому делитесь мудрыми советами, передавайте опыт».
Мы полностью согласны с выводом, что все, кто учился и окончил Институт народов Севера, очень востребованы, потому как Герценовский университет – это показатель высокого качества подготовки специалиста, и в регионах это очень ценится.
Тамара Мерова
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber
- Blogger