- Мансийский
- Русский
Мхум мгыс свсыр нтмил враве
Округувт рӯпата тл лнэ хтпат мгыс «Ханты-Мансийский центр труда и занятости населения» нампа кол рӯпиты. Тн мхумн рӯпата кинсуӈкве нтгыт. Мн газетавн ктум, потыраныл лаль ловиньтэлн.
Ханищтахтын мныл стлам мньлат хтпат щар влт тнки мгсыланыл рнэ ос ёмас рӯпата хнтуӈкве номсгыт. Ты врмаль щирыл округувт «Центр труда и занятости населения» кол рӯпиты. Тот рӯпата тл лнэ хтпат нтавет.
Та колт рӯпитан хтпат мт свсыр тла с вргыт. Ань школа стлам нврамыт манхурип специальность щирыл училищат манос университетт лаль ханищтахтуӈкве ксащгыт, тн хӯлтыяныл.
Тот студентыт ос яныгпāла хтпат с нтавет. Тувыл нврам ёт юн ӯнлын нквет нтмил винэ мгыс тув ёхтуӈкве врмгыт. Тот ты мхум матыр профессия хосыт лаль ханищтахтуӈкве нтавет.
Тув ёхтын хтпат тра лвавет, влт тн китыглаӈкве патавет - тн хоты профессия щирыл рӯпитаӈкве врмгыт, ты тла ёмщакв тра-паттаве.
Рӯпата тл лнэ хтпат акваг тот нтавет. Хтпа рӯпата хнтуӈкве ат врми ке, тав мт профессия щирыл ханищтахтын магыс хотталь ктуӈкве врмаве. Тот мхумн нилахуйплов тланыл твлын юи-плт нтмил враве.
Ищхӣпыӈ ут хосыт www.job.admhmao.ru лпсын нтмил ввнэ мгыс хансуӈкве рви. Тот «личный кабинет» вруӈкве ри. Тувыл Госуслуга хосыт «гражданам» лпс пунсн, лаль «услуги в электронном виде» нампа мāт тот «профессиональная ориентация» лпс хонтн. Тот нпакт ннки урынтыл потыр хансн ос «Ханты-Мансийский центр занятости населения» нампа лпсын ктн. Ётыл ннанн ювле хӯлтнэ лтыӈ тах ёхты.
Рӯпитан мн ктнэ нпакыт рнэ щирыл хансуӈкве ты колт нтавн. Тот рӯпата минэ кӯщай ёт потыртаӈкве ханищтавн. Тувыл хоты мт рӯпата кинсуӈкве, тот хӯлтавн тах.
Ты кол адресэ тамле:
Ханты-Мансийск ӯс, Карла Маркса ӯсхулы, 12 колэ, 1 этаж, 1 колнак. Тув ёхтынн порат, тамле нпакыт ёт-ньщн:
- ннки намнпакын (паспорт);
- ханищтахтын мныл стлам диплом-нпакын;
- гмыӈ-мосыӈ хтпатн ёт пусмалтахтын нпак ньщуӈкве ри.
Матыр китыглахтын мгыс «Ханты-Мансийск ӯс центр занятости населения» колн ты телефон хосыт свонитн: 8(3467) 32-21-88 ос ты юи-плт 115 нтумтн. Тн электронный почтаныл: hm4_czn@admxmao.ru
Ты потыр Ирма Вольдемаровна Шрайнер ктыстэ, мньщи лтӈыг Николай МЕРОВ хансыстэ
Формула успешного выбора профессии
В нашей жизни не так много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. Один из таких важнейших шагов - выбор профессии. Работа и все, что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека! Однако не нужно относиться к выбору профессии, как пугающей необходимости, гораздо позитивнее видеть в этом начало нового интересного жизненного этапа.
«Как выбрать будущую профессию?» - рано или поздно таким вопросом задается каждый. Многие в процессе профессионального самоопределения заходят в тупик по причине того, что не видят разницы между профессией и работой. Чем же отличается «профессия» от «работы»? Не любой труд может считаться профессиональным.
Трудовую деятельность принято считать профессиональной, если человек обладает определённым уровнем квалификации, прошел обучение в учебном заведении, о чем свидетельствует документ об образовании и выполняемая человеком деятельность приносит доходы.
Что же это такое профессия?
Профессия – трудовая деятельность человека, требующая определенного образования, подготовки навыков и опыта. Происходит это слово от латинского professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал, и о котором заявлял публично. Профессию надо отличать от специальности и должности.
Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности и др.
Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность.
Профессиональное самоопределение характерно не только для юного возраста. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.
Цели должны быть:
-конкретными (хочу получить хорошее образование и т.д.);
-реалистичными, то есть соотнесенные с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д.;
-ограниченными во времени (цель-это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.
При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:
Главная цель (кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть).
Цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, обращение в службы для прохождения переподготовки и т.д.).
Пути и средства достижения целей (знания и умения, связи, финансы).
Внешние условия достижения целей (выбор места учебы, возможные препятствия и пути их преодоления).
Внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье).
Правильный выбор профессии, по мнению специалистов, возможен только, если человеком учитывается одновременно сразу три фактора, которые условно называют так: «склонен» (интересуется), «способен», «требуется». Своеобразная «формула выбора профессии» представлена известным ученым-психологом Е. А. Климовым, и кратко эти составляющие получили название «хочу», «могу», «надо».
Вначале нужно определить для себя свои профессиональные потребности. А именно, чем хотели бы заниматься, какой вид труда интересует (управление, обслуживание, образование, оздоровление, творчество, производство, консультирование, исследование, защита, контроль и т.д). Определить для себя предмет труда, с чем или кем именно Вы хотели бы взаимодействовать в своей профессиональной деятельности (человек, информация, финансы, техника, искусство, животные, растения, продукты, изделия, природные ресурсы и т.д.).
Выбирая профессию старшеклассникам нужно учесть факторы, влияющие на ошибочное профессиональное самоопределение человека:
-недостаточное представление о специфике будущей профессии;
-выбор профессии «за компанию»;
-выбор профессии под давлением родителей;
-выбор престижной профессии;
-отождествление учебного предмета с профессией (например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика, однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей);
-отождествление профессии с конкретным человеком (младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии);
-несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии;
Как сориентироваться в многообразии профессий? Чем определяется успех в построении карьеры? Каковы типичные ошибки на пути профессионального самоопределения, можно ли их избежать? Как перейти от общих размышлений о своем будущем к конкретным действиям?
Ответить на эти вопросы школьникам помогут специалисты по профориентации центра занятости населения при обращении по телефону 32-05-03 и по предварительной записи на индивидуальное консультирование по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. К. Маркса, д. 12, кабинет №1.
Государственная услуга по профессиональной ориентации предоставляется бесплатно.
Ведущий инспектор отдела по профобучению и профориентации КУ «Ханты - Мансийский центр занятости населения» И. В. Шрайнер, перевод на мансийский язык Николая МЕРОВА