- Мансийский
- Русский
Улякщи (ōвыл потыр)
Улякщи лӈхе сāт вēрыста палыт ӯщлахтын тл лыс. Сыст щнэ пāйпе аквматрт тāрвитыӈыг мтуӈкве ты патыс. Пыг такви урēт мовалāлы: миматт пāйпе аквтуп хотьютн āхвтасыл тохраве. Туп кӯтюврищен нматыр тāрвит ти, хомус āлпыл лге хосгим хāйтумтас, ты мус тох та хāйтанты. Врт матыр ӯйрищ кāсаллы – тув хāйтталы, тувыл ос ювле тыре палт сӯлтты. Кӯтюврище наме Ворщик. Тавēн тāлтем туп твлыс, таимгыс ёнгасым тыг-тув мори ты хāйтыгты.
Улякщи вгтл патмт ӯщлахтуӈкве ёл-патум йӣв лӯпин ӯнтыс, пāйпе хот ат вистэ, пйпе лльнэ нāӈкын тув вртыстэ, вильт рēгвитанэ хот-сгсаласанэ, ӯщлахтым та ӯнлахлы. Ворщике лхъясн тав лглаге ляпан хуяс, ӯщлахты, с вгтл патум. Кӯтюврищ пхат тит ӈк лāхсыг тлмг, Улякщи акватэ ктн вистэ, пӯмщалахтым хтал ляльт таве та ӈхатāлытэ: врт яныгман ут татем нтнг сусхаты. Аманрыг лумхласын тамле нтнэ лāхыс тӈкве ат рви? Врт яныгман свсыр пилыт ос пāквыт тӈкве рви, ос лāхсыт наскссыг та яныгмēгыт. Улякщи мāнь тāгыл вгтэ: лāхыс те тгын, срыгӯйн ёхтавен.
Млты тл Мāтра ква мāнь гитэ лāхыс тс, ты паттат нврам тпостем савалас, трвитыӈ гмын ёхталавес. Луванэ-нвлянэ щар хот-саквслсыт, лылытэ латы оигпас. Таи ёмас, Ттья-āквēн нх-ялтуптаӈкв вēрмувес: кāсыӈ хтал гирищкве щаквитыл ос лмйив сӯл витыл айтвес, та хосыт нх ты ялтуптавес, лылытэ нглыс…
Ты урыл номылматым, Улякщи ос мт номтыл ёхтувес: аквнакт Юван сасге тавн лāвыглāлыс, аквтоп рущ руматэ лāхсытыл исмит пāйты, лāхсанэ юв-твтыянэ. Нматыр āгмын ат ёхталлаве…
Ты потыр урыл номылматым Улякщи срге кургуӈкве патыс, татем тӈкв тахмаям. Вāим, хтал сыс ттал ты мантас: «Я-та, твлы ӯнлахлуӈкве, иӈ акв ӈкылм таплн минуӈкве ри, тот Тлы пвылт тпъялгум». Ӯнлум мтныл нх-врмхатас, лаль лхъястыл та мумтас, лāхсэ щēпын мгумтастэ. Ворщик кӯтюврище щāгтым тав лы-плт лаль та сӯлттыс. Улякщи номылматас: хӯрум хтал ювле тыт миматэ, тит яныг щёпыр тыламласг, ань нматыр ат нӈки.
Ты лӈх хосыт Улякщи тлы-тув кāсыӈ тпос анēкваге-ащйкаге уральтан мгыс ялантлы, тнатн колас, щāй, солвал тоты, ювле ос врт яныгман свсыр тп тоты. Пāйпен манах лāпи, тасвит та тоты. Пвлыг хāлт мнэ лӈхе хосанувег лы, лвēгыт, палытэ вāт нупыл тит вēрыста. Лӈх акваг кос тсам мныл мины, туп тит мт ӈкылм ӯлтта муӈкве ри, тувыл ос Тлы пвылт мāнь рищ ӯлтта унсуӈкв ри. Ты мгыс Улякщи мнь прарищ врим ньщи.
Анēкваге-ащйкаге млтынув, иӈ рēн лмт порат, тнти яныг витыт Тӯя пвылн ов сысы хāпыл ёхталасг. Ювле миннэ лӈхēн мощ тāрвитыӈыг лыс, яныгхтпагн в ляльт товуӈкве рēн ат твылхаты. Таи ёмас, апгēн – пыг пыгтетн яныгмас, тн ань нмхотталь ат ялантг, пвлнт та лг. Манēн Туи пвылн луӈкве ты кос кащилтавесг, ат кāсащасг.
Яныгмам пвлн оссувлаӈкве ат таӈхг. Хӯлуп ӯнттуӈкве иӈ вēрмēг, пвлн пхат пил вāтг, воссыг тнатн маныр ри. Апгн тн палтн тпос вылт акваг ёхталы, ты хтал кастыл тн щāгтым лг, атыӈ тп щпитг – ӯрхатг. Хтал сыс лг-манарēг, ōста кон-квāлапāлг – сунсыглахтг-хӯнтамллг, рыӈ хōт кӯтюврищ хорт хӯнтамлг, рыӈ хōт писаль тлматан суй сумыллы.
Улякщи тн пāвлн пхат тōванакт щёпыр алыглы, акв щёс янгӯй кāтын-паттыглас. Тōнт тавēн туп атхуйплов тāл лыс…
Тох тай враим тав аквписыг яласы, кāсыӈ тāл сасге ёт тит-хӯрум янгӯй кāтын-патталг. Воссыг тыгыл св нвыль тāнанылн ат ри: сасге щмьят нила хтпа, Улякщи оматнтыл тит хтпа, нвлил твлавет. Āще тл пыг мāньтāгыл хультыс, āще акваг враим ялыс, св щёс пльтахтыглас, хпсы гмыл мтыс. Тлы сыс āгмыӈыг лыс, тӯяг тимыг та мтыс. Тав тлэ Улякщи оматнтыл лупсатн тāрвитыӈыг патыс. Мньтгыл ще пс писалил враяӈкве та вылтахтас...
Тох номсахтым миматэ, аквматрт ӈкылма та оигпас, лхъясэ карыс мн ёхтыс. Ворщике хт тай хортнтэ суйты, улпыл Тлы пвылт матыр ӯйрищ кāсалас. Сль, пвлн ёхтуме торыг, тит яныг щёпрыг лāкква ты тыламласг. Улякщи пāйпе хот-вистэ, āӈквалын вртыстэ. Тувыл ращ пāлтыс, пӯтсов витыл āмартастэ, пӯт йӣвн тагатастэ.
Ворщике пхан ӯщлахтуӈкве ёл-поварттāхтас: «Хтал иӈ нумын лы, щстем ӯщлахтгум, типлаг тах юв-ёхтгум. Аман хоты щēпын щāй хӯрыгсовум пиныслум?» Щпыт млащлахтым, лāхыс хнтыс: «Я-та, ты ос манрыг щпын пинмум утум?» Лāхыс хот-щлтумтаӈкв мталастэ, тувыл ос сунсы, пс āращ втат с тамле лāхсыт ллгыт. Улякщи лāхыс пӯт пāйтуӈкве тахмаяс – рыӈ сōльпыл лāхсыт атыӈыг ōлгыт, рущ вāтахум тāнаныл наскссыг тӈкве хунь патыянэ.
Касаил лāхсыт титтыг хот-яктысанэ, пāйтахтан витын та тāртсанэ. Татем атыӈ ат тра пасматас, улпыл рущ тнут ёмасыг лы. Мощнув лāхсыт пāйтахтасыт, акв лāхыс лмт Улякщи нлыл āмартас, тӈкве кусытэ. Анēкватэ вāрум прыӈ ннь ёт лāхыс татем атыӈ тпыг лнтэ. Пӯтныл иӈ лāхсыт āмартас, та тпъялы. Кӯтюве мгыс тēр āнын лхсыт пйтым вит ссыс, пльтытэ. Кӯтюве ннь лмтыл мистэ, вос мощ щāгты.
Тпъяласг, āныянэ-сāнанэ ловтсанэ, юв-минуӈкве щпитахтас. Кӯтюврищ исмитэ ат тмтэ, тамле тнут хунь тщинтāлыс. Я-та, ттал ат рагаты, мощртын пāвлэн ты ёхтг. Улякщи āраще витыл лап-ссыстэ, кӯтювēнтыл лаль та минмыгтасг. тапāлн прал ӯнссг, тот пратэ мощ нōх-хартыстэ, та мантасг.
Ворщик тыг-тув хйтыгты, Улякщи врыстатем миныматэ аквтопыл юил хотьютн рōӈхувлавес. Ювле āӈкватаме торыг, сам овлныл кāсалас: аквтоп выгыр супыӈ хум йӣв юи-плн хот-тӯйтыгпахтас. Пыг йӣсанэ-хоранэ хот та āлмаявсыт, рохтыс: «Я-та-ты, ос хотьютн пилуптавем?». Ты мус ломги: «Маныр врт лы, вос лы, ам нмхотталь ат новхатсум, хотьютыт лгыт, вос лгыт, āнум ул вос новияныл». Ты ос кāсалāлум хуме тав лы-пāлт та нглапас, матыр лāвум теме рыӈ ань нас кӯньгыс, тувыл ос хотталь та птырас.
Улякщи номтыл ёхтувес, улпыл ты такталахтын утыт хащтл тп тме мгыс сусхатгыт, ат рыс рущ лāхыс тӈкве. Аман маныр вруӈкве? Сунсыглахтым, ювле-āӈкватаме мус выгыр супыӈ н ксалас, н суйтл тав лӈхе ӯлтта та минас. Свсыр торастахтын номтытыл пыг сут тури ла паты.
Аквматрт номтэ такви пāвлэн та ёхтыгпас: т мāньхāпт āгирищ ӯнлы, Мāтра ква тав āгитэ – Пāлатитэ. «гирищ аманрыг такттэ хāпыт оссувлыма… Я-та, ам маныр врт вāргум? Ащйкам, танай, йильпи тӯпе ты āстлытэ, татем молях вāрапамтэ… Ам ос хоталь мēгум? Кӯтюврищум с ам ётум лнтэ… Ты манарын ёхталавем, пāвлумн юв вос ёхтынувум… Āгирищ супе татем нтнэ, улпыл йильпи супыл оматн нтвес… Хāпе тай татем та хумплалтытэ, витын ты паты… Аманрыг ам лāхыс тсум?»
Улякщин сусхатас, хомус гирищ хāпēт поргим витын патыс… Пыг щар рг-вит халн тлыглас: «Хотьютыл пилгум? Аман манарын ёхталавем – пуӈкум щар хот ты ӈхамлас». Улякщи номтанэ щар лӈын хольт поргуӈкве патсыт, пуӈке хот-тлыглас. Палягтыл совыӈ лньщ хӯнтамлас. Паляге кāтпаттал лап-понигтасаге, пуӈке хот-ӈхамлас, самтēге щар сӈквыл хартвесг. Аквматртн сыме хот та лльмыс, āйтынтахтуӈкве вылтахтас. Хоса ман вāти тыщир капыртас, такви ат вāгтэ. Хуяс ман āти, хӯлыстэ, хт ххра нхвнтэ суйты, ӯнтыс – сунсыглахты: пāйпе лӈхъяст ӯнлы, кӯтюврище тыре нёвсынт хӯнтамлам торыг – лге хосгим нōх-ллюмтас. Хтал мощртн ты ӯнты, вр тапāлт туп-туп нāӈки – ты тимлы.
Пыг нōх-ллис, лāглаге нас тōргēг. Пāйпе лāщлакв сысн хӯнтмыстэ, ōста ммыгтас. «Матъёмас лылым нглыс, – номсы, – яныг хтпат сōль та лāвēгыт: яганув-парищанув тщинтаптл тп ул тāен! Лāхс тмум мгыс тамле āгмын ты ёхталавсум, титхал латы патсум».
Турманыг мтум порат тав юв ёхтыс, оматэ таве кāсаламт, хот-рохтыс: пыге осэ щар хот-нуюмтахтам, щар тӯйт хурипа сусхаты. «Пыгкве, манарын āгмыӈ? – пыге лāщал титыглытэ. «ти, ома, нас срыгӯйн ёхталавēсум, щаквит те ōлнув, щаквит айнувум…» Улякщи щаквит аис, ёл та хуяс. лпыл нх-квāлмт, пуӈке иӈ мощ тāрвитыӈыг лыс. Тав нāлув мантас, тот мощ ӯнлахōлыс. Хōтал татем та ргыӈ, вткве туп та суйтыглы.
Мāтра-ква нāлми вāтат āныянэ-пӯтанэ ловты, Пāлатитэ тав пōхатт ёнгасы. Тувыл āгирищ хāпн порыгмас, тӯпыл ёнгуӈкве патыс. Улякщи āгирищ нупыл сунсыматэ, номсы: аман хōт ты нак вāслум, аквтопмат тыи хуньт та лыс. Ань āгирищ хāпт поргуӈкве паты… Сōльпыл, Пāлати хāпт поргуӈкве вылтахтас.
Улякщи лащал юв-мантас, оматэ ёт щāй аис, тувыл пуӈке тāрвитын ёхтувес, ёл-хуяс.
Хуиматэт, хӯнтамлас – хōт тай хотьют совыӈ лньщил татем та лньщи. Пыг нх-рохтыс, я-та, маныр мтапас? Ӯлмаи ман маныр? ти, нматыр суй ат суйты. Тыт Улякщи сыме ущта манумтас – тав номылматас: врт миматэ номтын ёхталавес, тōнт тав суссылтавес, хомус āгирищ витн патыс. Улпыл матыр нак ты ēмтыс манос ты ēмты… Тав молях кон-квāлапас, нāлув та хāйтыс.
Нāлув ёхтумт, сунсы: āгирищ витын патум, тактт витыт ты капырты, вит ёлы-плн пāтырлы, нōх-нглāлы. Пыг витн лайхатас, āгирищ пувумтастэ, пāгле уис. Пāг ёхтумēт, āгирищ ущта рохтуптахтас, Улякщи сыплувн тāкыщ сынумтахтас. Тав ат лньщис, туп яныг хтпа хольт сыхви.
Улякщин мāнь āгирищ татем сāлиг мтыс, номтн ōс нх-тотыгпāлвес, нумыл ёлаль сунсыс: рēгыӈ посыӈ хталт тит хтпаг сыныгтахтым нāлумт ӯнлг. Улякщи щāгтуӈкве кос таӈхи, ос манрыг тай лньщи, ргвитанн ман самвитанн самаге лап-хартвесг, нматыр ат кāсалы, туп хӯлы, хомус āгирищкве рохтум сымттэ путги.
Светлана ДИНИСЛАМОВА
Улякщи
Улякщи прошёл уже семь верст без отдыха и привала. Заплечный берестяной пайп (короб) стал всё тяжелеть, словно в него по пути кто-то подкладывал камни. Без устали бежала собака, с самого утра. Утром, как только увидела собравшегося в долгий путь хозяина, она радостно вскочила и побежала, так до сих пор и бежит, весело виляя хвостом. В лесу увидит какую птичку – во всю прыть несётся туда, потом обратно к хозяину возвращается. У Улякщи собачку зовут Ворщик. Он ещё маленький, ему только год, поэтому он так играючи, бегает по лесу туда-сюда.
Улякщи захотелось отдохнуть. Недалеко от тропинки у сваленного дерева он снял пайп, приставил его к рядом стоящему кедру. Сам же, потирая-разминая затёкшие плечи, присел на дерево. Рукавом одежды вытер пот с лица – сидит, отдыхает. Ворщик у его ног на тропинку прилег, тоже отдыхает, оказывается, он тоже немного устал. Недалеко от собачки Улякщи увидел два красивых ярких грибочка, сорвал один, стал с интересом разглядывать его на солнце. Какое красивое в лесу растущее растение. Но почему человек не употребляет грибы в пищу? Ведь в лесу все что растет: разные ягоды, кедровые орехи можно есть, а грибы получается, что напрасно растут в лесу?
С малых лет Улякщи знает, если съесть гриб, то будут невыносимые боли в животе. В прошлом году, помнит он, у тети Матры младшая дочь Палати, играя, съела маленький ломтик гриба, и из-за этого в течение месяца была больна. Она совсем похудела, чуть жизнь ее не остановилась. Только тетя Татья смогла вернуть девочку к жизни. Каждый день она отпаивала девочку молоком и отваром черемуховой коры. Только благодаря такому лечению девочка выздоровела.
Улякщи не знает, почему вдруг к нему пришли эти мысли. Он даже вспомнил и то, что однажды дядя Юван говорил, что его русский друг из грибов суп варит, и все грибы съедает. И никакая болезнь к нему не приходит.
Вспомнив этот разговор (про еду), у Улякщи вдруг в животе от голода заурчало, он захотел есть. Конечно, ведь уже полдня прошло, как он идет. «Но ладно, хватит сидеть, еще один переход через болото нужно сделать, а там, в Тэлы-павылт (Зимней деревне) я смогу чай вскипятить, поем». Встав с места, он надел заплечный пайп, зашагал по знакомой ему тропинке. При этом гриб он засунул в карман. Ворщик с радостью помчался впереди своего хозяина.
Три дня назад, когда Улякщи проходил по этому месту, здесь взлетели два больших глухаря. Сейчас никого не видать. Каждый месяц, в течение года, несмотря на погоду, Улякщи по этой тропинке ходит к бабушке-дедушке, проведывает их. Туда, когда идет к ним, он несет муку, чай, соль, а когда собирается идти обратно, его пайп бабушка наполняет разными дарами леса. Сколько в пайп вмещается продуктов, настолько его и заполняют.
Между деревнями расстояние не очень маленькое, говорят, 23 версты будет. Тропинка идет все по сухому месту, только в двух местах проходит через болото, и в Тэлы-павылт надо переезжать через маленькую речку. Для этого у Улякщи имеется маленький плот.
Бабушка-дедушка в недавнем прошлом, когда еще у них была сила, во время большой воды в Туи-павыл (Летнюю деревню) сами на лодке приезжали. Обратная дорога для них тяжеловатой была. Они в возрасте, грести против течения у них не хватает сил. Поэтому, как только подрос их внук, с тех пор они со своей деревни уже не выезжают. В своем Урай-павлэ так и живут. Сколько бы ни звала их невестка переехать в Туи-павыл, они переезжать не соглашаются. И сейчас, как сами могут, так помаленьку-потихоньку и живут. Сами могут еще сети ставить, около своей деревни ягоды собирать, что еще им, пожилым, надо? В начале каждого месяца к ним приходит внук. Эти дни для них долгожданны, они живут ожиданием. С утра начинают готовить вкусную едут – ждут особенно. Время от времени выбегают на улицу, подолгу прислушиваются: может где-нибудь в лесу залает собачка или звук ружейного выстрела услышат.
Улякщи на самом подходе к их деревне, всегда добывает несколько глухарей, а однажды, Торум помог, добыл лося. Тогда ему было всего пятнадцать лет. Так-то он всегда занимается охотой. Со своим дядей в год они добывают два-три лося. Больше этого им мяса и не нужно. В семье дяди всего четыре человека, а Улякщи живут с матерью вдвоем. Без отца Улякщи остался с малых лет. Отец был охотником, наверное, много раз мерз, простужался, только одну весну и проболел, а когда наступили теплые дни, его не стало. Улякщи отца помнит чуть-чуть. От него у Улякщи осталось ружье, которым он сейчас охотится.
Вот так, с такими думами Улякщи прошел большое болото, тропинка поднялась на высокий бор. Впереди в лесу залаял Ворщик. По лаю, как определил Улякщи, он встретил птиц – дичь. Когда Улякщи подошел к Тэлы-павыл, от кострища взлетели два больших глухаря…
Улякщи устал. Снял пайп – приставил к пню. Зажег костер, в старый чугунный котелок набрал воды, повесил над огнём. Ворщик лежал недалеко от костра, поглядывал на хозяина. Улякщи тоже прилег рядом с собакой: «Солнце еще высоко, часик отдохну, до вечера до дома доберусь. Так, в какой же карман я положил мешочек с чаем?» Обыскивая свои карманы, в одном он обнаружил грибы: «Интересно, с чего это я их в карман положил?» Только хотел выкинуть грибы, но рядом со старым кострищем увидел такие же грибы. Захотел их сварить. Может быть и вправду они вкусные, не напрасно же русский мужик их варит и ест.
Улякщи сорвал грибы, разрезал их пополам, опустил в кипящую воду. От котелка пошёл приятный аромат, наверное, и вправду русская еда вкусная. Немного отварив грибы, он подцепил кусочек гриба, стал пробовать. С икряной лепёшкой, испечённой бабушкой, гриб показался вкусным. Он зачерпнул в кружку грибного отвара (супа), стал кушать. Для собачки в железную тарелку тоже супа налил, может и ему понравится. Пока остывал отвар, дал собаке кусочек хлеба, пусть порадуется. Поев, Улякщи помыл в речке посуду, стал собираться в дорогу. Собака от супа отказалась, конечно, ведь она никогда такой еды не кушала. Ладно, собака не голодна, скоро и домой придут, там и накормит.
Залив на всякий случай потухший костер водой, Улякщи с собакой продолжили путь. Через речку переправились на плоту. Плот он подтащил подальше от воды, и пошли дальше.
Прошли где-то одну версту, и тут Улякщи показалось, что его кто-то окликнул. Он резко обернулся и увидел мужчину в красной одежде (рубашке), быстро спрятавшегося за дерево. У юноши от страха по телу прошел озноб (как будто тень-душу с него сняли): «Я-та, кто же меня так вдруг пугать начал?» Про себя он шепчет: «Что в лесу имеется, пусть имеется, я ни к чему запретному никогда не дотрагивался, кто есть, пусть будут, пусть они меня не тревожат».
Но вот мужчина в красном одеянии мелькнул впереди по тропинке, при этом он как будто что-то сказал или просто улыбнулся.
Улякщи понял, что сделал запретное – поел грибы, которые нельзя было кушать. Он стал оглядываться по сторонам, сзади, поперек его тропинки молча прошла женщина, также в красном платье. Она исчезла за деревьями.
Улякщи шел, оглядываясь по сторонам, и вот его мысль унесла его в его деревню: он увидел маленькую девочку-соседку, которая сидела одна в лодке. Это была младшая дочь тети Матры – Палати. «Зачем девчонку одну на реке оставили? А я что в этом лесу делаю? Мой дедушка, оказывается, уже заканчивает делать новое весло, как быстро он его смастерил… А куда ж я иду? И собачка моя со мной куда-то идет? Да что же со мной происходит? Я иду в свою деревню… У девочки платье такое красивое, наверное, мама ей новое платье сшила… Зачем она так лодку раскачала, сейчас же она в воду упадет… Зачем я ел грибы? Девочка, прыгая в лодке, упала в воду…
Улякщи стало совсем плохо, он обливался потом: «Кого я боюсь? Что со мной происходит? Как кружится моя голова». Его мысли скакали, как белка по веткам, в голове все перепуталось. Где-то внутри, в голове, он услышал плач по умершему. Он прижал ладонями уши, голова кружилась, в глазах стоял туман. И тут к нему подошла тошнота, его стало рвать. Долго или нет это продолжалось, он не помнит. Пришел в себя лежа во мху, где-то недалеко стучал дятел. Юноша сел, оглянулся: пайп стоит посреди тропинки, собачка, увидев движения хозяина, радостно завиляла хвостом.
Вечерело – солнце еле виднелось над макушками деревьев. Вот-вот наступит ночь. Юноша встал, в коленях дрожь. Медленно нагнулся за пайпом, надел его за плечи, пошел по тропинке. «Хорошо, что я жив остался, – думал он, – и вправду говорят наши старшие люди, если наши прадеды не ели какую-нибудь еду, значит и нечего его пробовать. Ведь только из-за грибов мне стало так плохо. Ведь я чуть с ума не сошел».
Домой он пришел затемно. Мать, увидев его, испугалась. На сыне, как бы лица нет, он был так бледен, что стал похож на снег.
«Сынок, что у тебя болит?» – тихо спросила она сына. «Ничего не болит, мама, просто боли были сильные в животе, сейчас все прошло. Если бы было молоко, я бы его попил». Мать дала молока, он попил, и лег спать.
Утром, проснувшись, почувствовал головную тяжесть. Он пошел на берег реки, посидел на берегу. Сегодня такой жаркий день, ветерок еле-еле дует.
Чуть подальше, у реки тетя Матра мыла посуду. Ее дочь Палати играла рядом. Затем девочка забралась в лодку, стала играть веслом. Улякщи, глядя на девочку, подумал, интересно, такое чувство, что это уже когда-то было. Как будто он это уже видел. «Сейчас девочка, – подумал он, – будет прыгать в лодке». Девочка действительно начала прыгать в лодке…
Улякщи пошел домой, с мамой попил чай, но закружилась голова и прилег на кровать… То ли во сне, то ли наяву, он услышал, плач по умершему. Улякщи вздрогнул, что же случилось? Сон ли это? Нет, никто не плачет. Но тут сердце юноши вздрогнуло, он вспомнил все свои видения, которые были в лесу. Он видел, как девочка упала с лодки в воду, наверное, вправду что-то с ней случилось.
Он выскочил из дома, побежал в сторону реки. На берегу он увидел, как девочка барахтается одна в воде, то исчезая, то появляясь. Улякщи бросился в воду, схватил ослабшую девочку и поплыл к берегу. Когда выбрались на берег, испуганная девочка крепко обхватила юношу за шею, она не плакала, только вздыхала как взрослый человек.
Улякщи впервые испытал чувство жалости к маленькой девочке. Его мысль унеслась в небеса, и сверху он увидел: в жаркий солнечный день на берегу реки сидят, обнявшись два чужих друг другу человека. Люди, живущие в одной деревне, маленькая девочка и взрослый юноша. Юноша рад, что спас девочку, он хочет выразить радость (счастливым смехом), но отчего-то по его лицу текут то ли слезы, то ли стекают капли воды. Они мешают ему видеть, и он только слышит, как бьется сердце испуганной девочки.
Светлана Динисламова